Уведомление №Б/н Уведомление о поступлении жалобы ООО «Корпус» на действия МУ... от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба (вх. № 4683 от 19.05.2015г.) общества с ограниченной ответственностью «Корпус» (далее – ООО «Корпус») на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия «Энергия» города Новосибирска (далее – МУП «Энергия») по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей (извещение  № 31502314353 на сайте www.zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

 

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Изучив документацию о конкурсе, Заявитель считает, что положения данной документации на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей не соответствует ФЗ № 22З-ФЗ, Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Энергия» г. Новосибирска (далее - положение о закупках), ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-ФЗ), которое выразилось в следующем:

- отсутствует информационная открытость закупки (указаны не все документы, которые должны предоставить участники закупки, невозможно определить объем выполняемых работ и т.д.),

- необоснованное ограничение конкуренции (квалификационные требования отнесены к обязательным, вместо установления по этим показателям оценки и сопоставления, присвоения баллов; в перечень обязательных документов включены документы, которые не указаны в Положении о закупках и т.д.),

- создаются преимущественные условия участия в торгах некоторым участникам путем доступа к полной информации по данному конкурсу (без полной информации невозможно составить заявку по настоящему конкурсу).

 

1) в соответствии с ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием объема выполняемых работ.

 

Ни из извещения, ни из самой конкурсной документации невозможно определить объем выполняемых работ.

 

В п. 1.1.1. Технического задания указано, что объект плана - объёмы технического перевооружения оборудования (далее - ТПО) участков сетей и его место нахождение определяется проектной/рабочей документацией (далее - РД). В п. 1.2.1 Технического задания содержится указание, что ТМЦ (товарно-материальные ценности), их качество и характеристики указаны в рабочей документации. Пункт 1.2. проекта Договора на выполнение работ (подряд) содержит указание на то, что Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии, в том числе, с проектно-сметной документацией (Приложение 3,4 к договору).

 

Документация данной закупки не содержит проектной/рабочей, проектно-сметной или иной технической документации. Проектная (рабочая проектно-сметная) документация является необходимой для претендентов, поскольку определяет объем и характер работ, характеристики и перечень необходимых материалов. Ее наличие соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции. Отсутствие данной Документации, не информированность претендентов закупки приводит к невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе, так как претендент лишен возможности определить объем выполняемых работ, перечень материалов и т.д., что влечет за собой невозможность определить стоимость по настоящему конкурсу.

 

2) В соответствии с ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам работы, к результатам работы и иные требования связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

 

Заказчиком не установлены требования к качеству, техническим характеристикам работы, также не указаны количественные характеристики.

 

3) В пункте 9 «Документы, входящие в состав заявки на участие в кон курсе» Информационной карты Конкурсной документации указано:

подпункт 8. Копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

Заказчик не указал, какой допуск должен предоставить участник закупки.

подпункт 12. Расчет заявленной стоимости выполнения работ в форме локального сметного расчета по полному комплексу видов работ и затрат согласно предмету договора.

 

Локальный сметный расчет участник закупки может предоставить при наличии проектно-сметной документации, которая заказчиком не размешена, полный комплекс работ заказчиком не указан. В противном случае, если будут поданы заявки до размещения данной информации, можно говорить о создании преимущественных условий участия в торгах некоторым участникам путем доступа к полной информации по данному конкурсу.

 

4) В пункте 9 «Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе» Информационной карты конкурсной документации указано:

            подпункт 11 «в» документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в конкурсной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки:

1. Копии документов бухгалтерской отчетности (форма 2 «Отчет о прибылях и убытках») за 2014 год с отметкой налоговой инспекцией;

2. Копии заключенных договоров и акты сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-З);

3. Копии положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ;

4.Копии трудовых книжек и дипломов инженерно-технического персонала;

5. Копии трудовых книжек слесарей;

6. Копии свидетельств НАКС на использование аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03;

7. Копия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008);

8. Копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

В пункте 6 Приложения № 1 к Информационной карте «Критерии оценки  заявок на участие в конкурсе и их значимость» указано:

            Для     получения     рейтинга        заявок             по        критериям «Квалификация участника», каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

 

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника» устанавливаются следующие показатели значения каждого показателя:

 

№ п/п

Показатели критерия «Квалификация участника»

Баллы

1

Наличие в штате квалифицированного инженерно-технического персонала с опытом работы

 

 

- 4 человека с опытом работы не менее 2-х лет

15

 

- 5 человек, из которых не менее 4-х человек  с опытом работы  не менее 2-х лет

35

 

- свыше 5-ти человек, из которых не менее 4-х человек с опытом работы не менее 2-х лет

100

 

То есть, в информационной карте Конкурсной документации Заказчик указал 8 подкритериев по критерию квалификации участника, а в Критериях оценки только наличие квалифицированного инженерно-технического персонала. Конкурсная документация не содержит порядка сопоставления и оценки заявок по подкритериям критерия «Квалификация участник», указанных в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты Конкурсной документации.

 

Согласно п. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

О том, что часть требований, указанных в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты относятся к критерию «квалификация участника» следует и из положения о закупках. Так в Приложении 1 «Критерии и порядок опенки заявок на участие в закупке» Положения о закупках в п. 5 указано:

 

Номер
критерия

Критерии оценки
заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

 

Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

 

1.

Цена договора

Начальную цену договора

Не менее 20%

2.

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

1.Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)

2.Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)

3.Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

Не более 70%

3.

Качество товара

Не более 70%

4.

Наличие производственных мощностей

Не более 70%

 

Если критерии, указанные в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты конкурса относятся к обязательным требованиям участников закупки, то они не соответствуют требованиям, изложенным в пунктах 6.1. и 6.2. Положения о закупках.

 

Требования Заказчика (копии заключенных договоров и акты сдачи-приемки выполненных работ-форма КС-3; копии положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ; копии трудовых книжек и дипломов инженерно-технического персонала и т.п.) относятся к  квалификационным требованиям участников закупки, что установлено пункт 6.3 Положения о закупках. Квалификационные требования к участникам закупки, указанные в п. 6.3. положения о закупках, относятся к критерию «Квалификации участника», по которым закупочной комиссией выставляются баллы и не могут быть отнесены к обязательным требованиям.

 

Требование, указанное в п. 9 Информационной карты Конкурсной документации, о предоставлении копий трудовых книжек слесарей противоречит п. 1.2 «Общие положения» Конкурсной документации, где указаны сварщики (Подпункт 10 п. 1.2. раздела 1 «Общие положения» Конкурсной документации).

 

5) В пункте 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации указаны требования к участникам закупки: лицо, подающее заявку на участие в конкурсе, должно соответствовать следующим требованиям:

подпункт 7) выручка участника закупки за 2014 год должна составлять не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей (с учетом НДС), из них не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей (с учетом НДС) по выполнению аналогичного вида работ;

подпункт 8) наличие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету предполагаемого договора и объемами рабат, сопоставимыми условиям предполагаемого договора- не менее 2-х лет: не менее 40 000 000,00 (Срок миллионов) рублей за 2013 год, не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей за 2014 год;

подпункт 9) наличие у участника закупки положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ, за предшествующие 2 года (2013, 2014) - не менее 3-х за каждый год;

подпункт 10) наличие у участника закупки в штате квалифицированного инженерно-технического персонала - не менее 4-х человек; аттестованных и имеющих свидетельство НАКС на использование аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03 сварщиков - не менее 3-х человек.

 

То есть опять Заказчик предъявляет требования к участникам закупки, которые не могут быть отнесены к обязательным (противоречит п.6.1 и п.6.2. Положения о закупках),  являются квалификационными требованиями, по которым должны быть установлены критерии оценки и сопоставления (о чем указано выше).

 

б) кроме того, не могут быть отнесены к обязательным требованиям наличие копии сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008) (подпункт 11«6»7 пункта 9 «информационной карты» Конкурсной документации; п. 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации).

 

В соответствии с Положением о закупке, данный документ не отнесен к обязательным (дополнительным) требованиям, предъявляемым к участникам закупки (п. 6.1. и п. 6.2. Положения о закупке). Кроме того, в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 8.12.2008 г. № 471 -ст. от 22 декабря 2011 года № 1575 -сти ФЗ № 184 «О техническом регулировании» (ст. 21, ст. 23) ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), ГОСТ ISO 9001 -20 11 является системой добровольной сертификации.

 

Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. То есть стандарты по управлению качеством организации ИСО 9001 - 2011 (2008) устанавливают требования к самому процессу производства сотрудниками продукции, а не предъявляют требований к товару (услуге) как физическому веществу. Подтверждение соответствия системы менеджмента качества на предприятии, в том числе стандартам ИСО 9001 - 2011 (2008) на территории российской Федерации носит добровольный характер, то есть, действующее законодательство РФ требование, об обязательном получении хозяйствующими субъектами такого сертификата, в том числе для выполнения строительных (ремонтных) работ, не содержит.

 

Получение Заказчиком продукции полностью отвечающего его потребностям обеспечивается только за счет установления самим Заказчиком надлежащим образом указанных технических характеристик продукции, результата работ, а не наличием в заявке участника закупки указания на изготовление товара на производстве, сертифицированном по стандарту ИСО 9001 - 2011 (2008).

 

Заявитель считает, что такое требование (наличие сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008)) влечет за собой ограничение количества участников закупки, является ограничением конкуренции при проведении вышеуказанных торгов.

 

7) В пункте 3.1. главы 1 «Общие условия проведения конкурса» Конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать:

подпункт 2) предложение о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции.

 

Конкурсная документация не содержит качественные и функциональные характеристики выполнения работ, в связи с чем, невозможно составить заявку в соответствии с требованиями конкурсной документации.

 

подпункт 3) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным 6 соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательство Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

 

Заказчик не указал, какие документы необходимо предоставить участнику закупки, для подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.

 

подпункт 4) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

            а)         документы или копии документов, подтверждающих соответствие участников     закупки требованиям, устанавливаемы, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

 

            Аналогичные требования содержатся в подпункте 11 «а» пункта 9 «Информационной карты» Конкурсной документации. Заказчик не указал перечень документов, которые должен предоставить участник закупки для подтверждения своего соответствия требованиям законодательства РФ по данному предмету закупки.

 

8) Пунктом 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации установлено, что лицо, подающее заявку на участие в конкурсе должно соответствовать следующим требованиям: наличие у участника конкурса Свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (заверенная копия). С правом заключения договоров по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до 500 000 000,00 (Пять сот миллионов) рублей.

 

Начальная (максимальная) цена контракта по настоящему конкурсу составляет 108 000 000 рублей 00 копеек.

 

В соответствии с ч.1.1. ст. 55.8. Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

 

Таким образом, установление требования о наличии допуска к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту в разы превышающую стоимость самих работ ведет к ограничению конкуренции.

 

Кроме того, этим же пунктом предусмотрено, что в случае если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

 

То есть, если на стороне участника выступать будет 3 лица, то все три лица должны иметь допуск по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства стоимость которых по одному договору составляет до 500 000 000,00 (Пятьсот миллионов) рублей. Но ведь три лица выступают на стороне одного участника, и Заказчик будет заключать договор с одним участником, у которого и должен быть допуск. Требование о наличии допуска у всех организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, также ведет к ограничению конкуренции.

 

9) В пункте 7 Информационной карты конкурса указано: Заказчик предоставляет Подрядчику аванс в размере 20 % от стоимости работ в течение 5 банковских дней с момента поступления бюджетных средств на расчетный счет Департамента финансов и налоговой политики мэрии города (МУП «Энергия» г. Новосибирска). Пунктом 4 Информационной карты конкурса предусмотрено, что минимальный срок выполнения работ - 14 недели с момента оплаты Подрядчику авансового платежа, максимальный срок выполнения работ - 18 недель с момента оплаты Подрядчику авансового платежа.

 

В данном случае участники закупки не могут определить точный срок начала выполнения работ, что влияет на определение срока выполнения работ.

 

10) В предмет настоящего конкурса заказчик включил работы, которые проводятся в различных районах города, не являются единым цельным комплексом, могут выполняться различными организациями (Перечень объектов 1 теплового р-на, Перечень объектов 2 теплового р-на). Укрупнение лота приводит к завышенным требованиям для участников закупки (допуск до 500 000 000 руб.; наличие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету предполагаемого договора и объемам работ, сопоставимыми условиям предполагаемого договора - не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей за 2014 год и т.д.), что приводи к устранению и недопущению конкуренции.

 

Исходя из вышеизложенного, заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует ФЗ № 223- ФЗ, ФЗ № 135-ФЗ и Положению о закупках, следовательно, не дает право участникам закупки подготовить заявку в соответствии с действующим законодательством, приводит к ограничению конкуренции.

 

Информация о поступлении указанной жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области: www.novosibirsk.fas.gov.ru.

 

В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

 

На основании изложенного, МУП «Энергия» г. Новосибирска надлежит представить в Новосибирское УФАС России в срок до 26.05.2015г. документы и сведения, указанные в части 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

 

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением установленного требования, является ничтожным.

Рассмотрение жалобы по существу состоится комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области 28.05.2015г. в 11-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, кабинет 915.

 

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей (при наличии доверенностей на участие в рассмотрении жалобы; документов, удостоверяющих личность). Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

 

Регистрация участников рассмотрения жалобы в кабинете № 1016 (10 этаж).

Связанные организации

Связанные организации не указаны