Решение №Б/н Решение по делу №02-01-23-10-15 в отношении ООО «Труд» от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-23-10-15

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.04.2015 года      г. Новосибирск    

Решение изготовлено в полном объеме 05.05.2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе «…», в присутствии представителей «…», рассмотрев дело 02-01-23-10-15 от 20.03.2015 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Труд» (ИНН 5413110244, юридический и фактический адрес: 633340, г. Болотное, ул. Забабонова, 55а), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России повторно поступило заявление гражданина  «...» на действия ООО «Труд» по вопросу взимания платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям.

23.10.2014 заявитель обратился в департамент по тарифам Новосибирской области с просьбой о проведении проверки в отношении ООО «Труд» на предмет законности действий указанной организации, в результате чего директор ООО «Труд» привлечен к административной ответственности, а также внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ответу исх. №02-13866 от 22.12.2014г. антимонопольного органа в действиях ООО «Труд» признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.

Заявитель просит повторно рассмотреть обращение с учетом мнения департамента по тарифам Новосибирской области.

ООО «Труд» является строительной организацией, которая согласно Инвестиционной программе по развитию сети газоснабжения ООО «Труд» в г.Болотное Болотнинского района НСО построила 15 распределительных газопроводов низкого давления. Данная инвестиционная программа предусматривает оплату в размере 50 000 руб. с каждого газифицируемого объекта.

Новосибирским УФАС России установлено, что тариф на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО «Труд» согласно «Инвестиционной программе по развитию сети газоснабжения ООО «Труд» в г. Болотное Болотнинского района НСО на 2009-2016гг.», а также сама программа органами местного самоуправления в установленном порядке не утверждена, следовательно, антимонопольный орган не может принять к рассмотрению данную Инвестиционную программу в качестве надлежащего правового обоснования взимания платы за подключение (технологическое присоединение) к газопроводу в размере 50 000 руб.

Согласно ч. 2 Устава ООО «Труд» предметом деятельности Общества являются проектно-изыскательные, сметные, строительно-монтажные, пуско-наладочные, эксплуатационные работы любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения и коммуникаций и их техническое обслуживание и т.д.

Между ООО «Труд» (исполнитель) и гражданином «...» (заказчик) заключен договор от 14.05.2014г., согласно которому заказчик поручает исполнителю выполнить монтаж от распределительного газопровода: газопровода к дому (квартире) заказчика, внутридомового газопровода, установку и присоединение газового оборудования в доме (квартире) заказчика по адресу: г. Болотное,  «...».

Пунктом 3.1 Договора от 14.05.2014 определена стоимость работ по смете по соглашению сторон.

Локальный сметный расчет, согласованный 14.05.2014 директором ООО «Труд» содержит стоимость затрат, необходимых ООО «Труд» для осуществления газификации жилого дома.

Подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (пункт 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314)).

В строке 1 Локального сметного расчета «Плата за технологическое присоединение (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314)» определена стоимость технологического присоединения в размере 50 000 руб.

Взимание платы с заявителя подтверждается копией квитанции об оплате 50 000 руб.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительная организация - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Согласно Свидетельству о регистрации опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Труд», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Наименование объекта: сети газоснабжения в г. Болотное Новосибирской области, регистрационный номер <...> А60-06974-0001 от 03.05.2011г., класс опасности: III класс.

Таким образом, на основании вышеприведенных норм можно сделать вывод, что ООО «Труд» является газораспределительной организацией.

В настоящее время порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

Согласно п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

При этом, пункт 60 Правил № 1314 устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Согласно п. 2 Правил № 1314 под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Таким образом, заявитель, желающий подключить объект капитального строительства к газораспределительным сетям, обязан внести плату за подключение (технологическое присоединение) в адрес исполнителя – организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключить объект заявителя.

Согласно п. 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно п. 83 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является одним из существенных условий договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 13.1 Положения о департаменте по тарифам НСО, утв. Постановлением Правительства НСО от 25.02.2013 № 74-п, департамент по тарифам НСО является органом, уполномоченным на территории НСО устанавливать размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Однако, в нарушение указанных положений действующего законодательства ООО «Труд» не обратилось в департамент по тарифам НСО за установлением платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированной тарифные ставки, определяющей ее величину, а самостоятельно определило плату за подключение (технологическое присоединение) по Договору от 14.05.2014, заключенному с заявителем.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего законодательства ООО «Труд» в части нарушения установленного порядка ценообразования.

Данный вывод подтверждается позицией департамента по тарифам НСО, изложенной в Постановлении по делу об административном правонарушении от 08.12.2014.

Тариф на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО «Труд» согласно «Инвестиционной программе по развитию сети газоснабжения ООО «Труд» в г. Болотное Болотнинского района НСО на 2009-2016гг.» в установленном порядке не устанавливался.

В результате изучения всех представленных сторонами  документов установлено следующее.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (далее - № 69-ФЗ), организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 №162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно ст. 21 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ и другими федеральными законами.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» №135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии подключения (технологического присоединения) к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по транспортировке газа хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе транспортировки газа, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере газоснабжения, поскольку получение услуг по транспортировке газа через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры подключения (технологического присоединения), требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

ООО «Труд», оказывающее услуги по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу Общества (газораспределительным сетям), является субъектом рынка по транспортировке газа.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО «Труд») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ООО «Труд» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям) ООО «Труд».

Следовательно, действия ООО «Труд», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа потребителям по газораспределительным сетям, по установлению и взиманию платы за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям по неутвержденному в установленном порядке уполномоченным органом тарифу нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в соответствии с которым, запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На заседании Комиссии 21.04.2015г. заявитель поддержал изложенные в своем заявлении доводы в полном объеме, дополнительно пояснив следующее.

Почти год назад заявитель обратился в ООО «Труд» за выдачей ТУ. В связи с выходом Постановления № 1314, заявитель обратился в ООО «Труд» за документами, подтверждающими статус газораспределительной организации. Однако таких документов представлено не было. Так как заявителю было необходимо как можно быстрее провести газ, заявитель заключил договор, в соответствии с которым на ООО «Труд» были возложены обязательства по выполнению монтажа от распределительного газопровода. Локальным сметным расчетом была установлена плата за технологическое присоединение в размере 50 000 руб. Заявитель оплатил указанную сумму. В дальнейшем заявитель начал обращаться в органы власти. Сейчас разрабатывается исковое заявление в суд, чтобы взыскать деньги за подключение (технологическое присоединение). Для этого заявителю необходимо решение антимонопольного органа.

Ответчиком по существу рассматриваемого дела письмом исх. от 20.04.2015г. и на заседании Комиссии 21.04.2015г. представлены следующие объяснения.

В целях газификации жилого дома по адресу: НСО, г. Болотное,  «...», между ООО «Труд» и гражданином  «...» был заключен договор от 14.05.2014 г., согласно которому ООО «Труд» осуществляет от распределительного газопровода монтаж газопровода к дому гр.  «...», монтаж внутридомового газопровода, а также установку и присоединение газоиспользующего оборудования. Согласно локальному сметному расчету была определена стоимость врезки в магистральный газопровод в размере 50 000 рублей. Согласно разъяснений Федеральной службы по тарифам от 05.12.2014г. №9-1052 по практике применения норм «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314, положения Правил регулируют отношения только между заявителем планирующим осуществить подключение объекта капитального строительства, и газораспределительной организацией, к сетям которой планируется подключение.

Кроме того, государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину, осуществляемое в соответствии с основными положениями, не распространяется на случаи подключении (технологического присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа.

ООО «Труд» не является газораспределительной организацией (ГРО), что подтверждается отсутствием ООО «Труд» в таблице действующих тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительных организаций Новосибирской области, а также учредительными документами организации. Газопровод, к которому был подключен гр.  «...», не находится в государственной собственности. Газопровод по улице находится в собственности  «...», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2013г. ООО «Труд» арендует вышеуказанный газопровод, что подтверждается договором аренды недвижимого имущества от 06 мая 2013г. Вместе с тем, на газопроводы, как и на другие объекты гражданских прав, распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае использования имущества без согласия собственника собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Собственник в соответствии с действующим законодательством Российской федерации вправе урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к сети газопотребления в рамках договорных правоотношений.

При рассмотрении вопросов применения требований антимонопольного законодательства к лицам, определяемым Правилам и подключения как «основной абонент», необходимо учитывать следующее.

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены общие нормы, подлежащие применению при отсутствии приоритетных по отношению к общим нормам специальных норм в отраслевом законодательстве, регулирующем право отношения в соответствующей сфере.

В сфере газоснабжения антимонопольные требования к участникам рынка газа установлены специальными нормами статьи 26 Федерального закона от 19.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерацию» (далее - Закон о газоснабжении).

Статьёй 26 Закона о газоснабжении установлен закрытый перечень лиц, на которых распространяются запреты, установленные данной статьёй, а именно организации - собственники систем газоснабжения, поставщики газа или уполномоченные ими организации.

ООО «Труд» не является газораспределительной организацией. ООО «Труд» не является собственником системы газоснабжения к которой был присоединен  «...», а арендует его у  «...», что подтверждается свидетельством о праве собственности и договором аренды.

В настоящее время ООО «Труд» не осуществляет технологическое подключение в магистральный газопровод, поскольку оформляет документы на получение статуса газораспределительной организации.

Изучив материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно п. 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно п. 83 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является одним из существенных условий договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

Следовательно, плата за подключение (технологическое присоединение) к газопроводу низкого давления должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых уполномоченными на то органом, в данном случае – Департаментом по тарифам НСО.

Согласно п. 1.1 договора аренды недвижимого имущества от 06.05.2013г. арендодатель (ИП  «...») передает в безвозмездное пользование арендатору (ООО «Труд») следующее недвижимое имущество: газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов от ШРП-19 и ШРП-22 в г.Болотное НСО, назначение: не определено, площадью общая протяженность 6293 м., инвентарный номер <...> :01870. Литер: Г. Кадастровый (или условный номер <...> -54-05/007/2011-447, расположенный по адресу: РФ, НСО, г. Болотное. Указанный газопровод принадлежит арендодателю на праве собственности на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU54503101-574 от 07.11.2011г. Свидетельство о регистрации права серия <...> -АД №463505, выданным 08.12.2011г.

Согласно пп. 2.2.1, 2.2.2 арендатор обязуется осуществить приемку недвижимого имущества и документации от арендатора; осуществлять техническое обслуживание принятого недвижимого имущества и поддерживать его в исправном рабочем состоянии за счет собственных средств.

Таким образом, ООО «Труд» владеет газопроводом на праве аренды, эксплуатирует и обслуживает его.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительная организация - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №  162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Постановление № 162) в целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжением признается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Транспортировка газа - это перемещение и передача газа по газотранспортной системе (п. 3 Постановления № 162).

Газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях. Газораспределительной системой является имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (ст. 2 № 69-ФЗ).

Газораспределительными организациями признаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (п. 3 Постановления № 162).

Также понятие газораспределительной организации определяется подпунктом "б" п. 2 Постановления № 317, в силу которого таковой признается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

ООО «Труд» владеет газопроводом низкого давления на праве аренды. В соответствии со ст. 7 Закона № 69-ФЗ,  собственником газораспределительной системы может быть только специализированная организация,  осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов,  а так же оказывающая услуги,  связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. 

Согласно Свидетельству Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о регистрации от 06.12.2013г. ООО «Труд» является эксплуатирующей организацией: ООО «Труд» принадлежит сеть газоснабжения в г. Болотное НСО (III класс опасности). Опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, в состав ОПО входят 15 наименований, в числе которых – газопроводы низкого давления в г. Болотное НСО, сети газоснабжения в г. Болотное НСО.

В «Инвестиционной программе по развитию сети газоснабжения ООО «Труд» в г. Болотное Болотнинского района НСО на 2009-2016гг.» указано, что данная инвестиционная программа по развитию сети газоснабжения направлена на строительство распределительных газопроводов низкого давления от ШРП-17 и ШРП-19 по полученным ТУ, выданным администрацией г. Болотное НСО с целью обеспечения подключения потребителей (в основном жилых домов).

Следовательно, ООО «Труд», по сути, является газораспределительной организацией (ГРО), несмотря на отсутствие соответствующего статуса и утвержденных тарифов.

В силу п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 (далее - Постановление № 1370) местной газораспределительной сетью признается система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и так далее).

Исходя из положений ст. 5 Закона № 69-ФЗ для организаций - собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные Законом № 69-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 5 статьи 5 № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое являются необходимым условием получения услуг по транспортировке газа, любой хозяйствующий субъект, объекты которого участвуют в процессе транспортировки газа, становится субъектом естественной монополии.

Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий)  не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

Таким образом, ООО «Труд» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона в границах арендуемых сетей  занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям) ООО «Труд». Позиция антимонопольного органа по поводу доминирующего положения ООО «Труд» подробно изложена выше и подтверждается судебной практикой: Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-18497/2013 от 06.03.2014г.

Между ООО «Труд» (исполнитель) и гражданином «...» (заказчик) заключен договор от 14.05.2014г., согласно которому заказчик поручает исполнителю выполнить монтаж от распределительного газопровода: газопровода к дому (квартире) заказчика, внутридомового газопровода, установку и присоединение газового оборудования в доме (квартире) заказчика по адресу: г. Болотное,  «...».

Пунктом 3.1 Договора от 14.05.2014 определена стоимость работ по смете по соглашению сторон.

Локальный сметный расчет, согласованный 14.05.2014 директором ООО «Труд» содержит стоимость затрат, необходимых ООО «Труд» для осуществления газификации жилого дома.

В строке 1 Локального сметного расчета «Плата за технологическое присоединение (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314)» определена стоимость технологического присоединения в размере 50 000 руб.

Взимание платы с заявителя подтверждается копией квитанции об оплате 50 000 руб.

На заседании Комиссии ООО «Труд» подтвердило, что взимало плату за технологическое присоединение за врезку в магистральный газопровод, находящийся в аренде у ООО «Труд».

Следовательно, плата в размере 50 000 руб., указанная в строке 1 Локального сметного расчета «Плата за технологическое присоединение (согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314)», установленная Обществом, является платой за подключение (технологическое присоединение) к газопроводу низкого давления.

На заседание Комиссии ООО «Труд» были представлены следующие документы: договор от 17.03.2014г. с техническими условиями № 16 от 21.03.2014г., договор от 05.03.2014г. с техническими условиями № 17 от 26.03.2014г., договор от 15.01.2014г. с техническими условиями № 6 от 12.02.2014г., договор от 13.03.2014г. с техническими условиями № 15 от 21.03.2014г.

В соответствии с предметом вышеуказанных договоров, заказчик поручает исполнителю (ООО «Труд») выполнить монтаж от распределительного газопровода: газопровода к дому (квартире) заказчика; внутридомового газопровода; установку и присоединение газового оборудования в доме (квартире) заказчика.

Согласно представленному ООО «Труд» реестру договоров за 2014 год ответчиком было заключено 140 договоров с потребителями. Копии приходных кассовых ордеров от 17.03.2014, 02.04.2014, 11.02.2014, 25.02.2014 по договорам с заказчиками подтверждают взимание платы за подключение (технологическое присоединение) с потребителей по самостоятельно установленному тарифу.

Как было установлено на заседании Комиссии, на момент подключения (технологического присоединения)  «...»  к газораспределительным сетям, у ООО «Труд» отсутствовал утвержденный в установленном законом порядке тариф на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям.

Таким образом, действия ООО «Труд» по установлению и взиманию платы за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям по самостоятельно установленному тарифу нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в соответствии с которым, запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Труд» (далее – ООО «Труд») занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям), арендуемому ООО «Труд», в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признать ООО «Труд» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем установления и взимания с потребителей платы за подключение (технологическое присоединение) к газопроводу (газораспределительным сетям) по самостоятельно установленному тарифу (без утверждения указанной платы в уполномоченном органе).

Выдать ООО «Труд» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить взимание платы с потребителей за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям, принадлежащим Обществу на праве аренды, по неустановленному уполномоченным органом тарифу.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  02-01-23-10-15

 

05 мая 2015 г.                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе «…», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05 мая 2015 года по делу  № 02-01-23-10-15 от 20.03.2015г. о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Труд» (ИНН 5413110244, юридический и фактический адрес: 633340, г. Болотное, ул. Забабонова, 55а), далее – ООО «Труд», пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Труд» (ИНН 5413110244, юридический и фактический адрес: 633340, г. Болотное, ул. Забабонова, 55а) в срок до 05.06.2015 г. прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», а именно: прекратить взимание с потребителей платы за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям, принадлежащим Обществу на праве аренды, по неустановленному уполномоченным органом тарифу.

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов ООО «Труд» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 09.06.2015 г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны