Решение №б/н Решение и предписание по делу № 146/16 в отношениии ООО «А М... от 28 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 146/16

Резолютивная часть решения оглашена «09» февраля 2017 г

Решение в полном объеме изготовлено «27» февраля 2017 г.                                   г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

                               М.О. Хрипченко – специалист-эксперт отдела рекламы,                             

            рассмотрев дело № 146/16, возбужденное по факту размещения в июне - июле 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов г. Новосибирска по ул. Красный проспект, д. 88, д.100, д.102/2, д. 173/1, д. 232 рекламной информации, с признаками нарушения:

- ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,

в присутствии:

заявитель – физическое лицо «…» (не явился, уведомлен надлежащим образом), 

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «А Медиа Микс» - <...> (Выписка из ЕГРЮЛ),

- ООО «Версаль» - <...> (доверенность от 07.02.2017 г.),

- ООО «Фортуна» - <...> (доверенность от 10.01.2017г.),

УСТАНОВИЛА:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступили заявления физического лица (вх. № 3452э от 25.07.2016г., вх. № 6913 от 28.07.2016г.) по факту размещения в июле 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов г. Новосибирска по ул. Красный проспект, д. 88, д.100, д.102/2, д. 173/1, д. 232 информации следующего содержания:

          «Хватит это таскать / Заказывай продукты с доставкой на дом! Extremeshop.ru интрнет-гипермаркет shop.ru /  ООО «Экстрим стиль» г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210, гос.рег. № 003451748 Цены указаны с учётом скидки, действительны на 29.06.2016, при условии наличия товара на складе. Точные цены смотрите на сайте www.extremeshop.ru 349-90-09», с признаками нарушения Закона о рекламе.

         Заявитель, указывает, что в рассматриваемой рекламе дистанционной продажи усматриваются признаки нарушения ст. 8 Закона о рекламе, поскольку нет обязательных сведений о лице, оказывающем такую услугу.     

         По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

         Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является дистанционный способ продажи товаров, реализуемых посредством указанного в рекламе сайта и интернет-магазина, что в полной мере обладает всеми признаками понятия «реклама», указанными в Законе.

          В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612  (далее – Правила), продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.     

        В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара и фотоснимков, на Интернет-сайте, указанном в рекламе.

         В рассматриваемой рекламном объявлении отсутствуют информация, обязательная для указания в силу закона - ОГРН лица, оказывающего услугу по доставке товаров дистанционным способом, что является нарушением ст. 8 Закона о рекламе.

         В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

         Новосибирским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама размещалась  ООО «Фортуна» на основании Договора № 651/р оказания услуг от 23.01.2014 г., заключенного между Обществом (являющегося исполнителем) с ООО «А Медиа Микс» (заказчиком), по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги по изготовлению и размещению рекламной продукции.

         В силу п.п.2.1.1, 2.1.2.2.1.7 указанного Договора, заказчик обязуется направить исполнителю заказ на изготовление и размещение рекламного материала за 20 календарных дней до момента размещения; предоставить утвержденный оригинал-макет, необходимый для изготовления рекламного материала; не предоставлять к размещению материалы, противоречащие законодательным нормам.

         Заказчик (ООО «А Медиа Микс») в силу п. п. 2.2.1, 2.2.2 Договора, имеет право корректировать представленный изготовителю рекламный материал до момента предоставления утвержденного оригинал-макета; изготовить рекламный оригинал-макет самостоятельно.

         Исполнитель (ООО «Фортуна») имеет право отказать в изготовлении и размещении рекламного материала заказчика, если в нем содержится информация, противоречащая действующему законодательству (п.2.4.4. Договора).

         Во исполнение указанного Договора  ООО «Фортуна» представлено Приложение № 1, № 2, (адресная программа), № 3 (согласованный сторонами макет рекламы) к Договору № 651/р оказания услуг от 23.01.2014 г., Счет № 405 от 29.06.2016 г., п/поручение № 182 от 30.06.2016 г., Акт № 503 от 31.07.2017 г., по которому стороны претензий друг к другу не имеют.

        В свою очередь ООО «А Медиа Микс» представлены документы  (вх. № 8575 от 20.09.2016 г.), из которых следует, что рассматриваемая реклама размещена на основании заключенного между Обществом (исполнителем) и заказчиком (ООО «Версаль») Договора № 229 от 29.06.2016 г., Приложение № 1 к указанному договору от 29.06.2016 г., по условиям которого заказчик поручает исполнителю, а исполнитель от своего имени или заказчика, но за счет заказчика совершает юридически значимые или иные действия направленные, в том числе  на поиск рекламораспространителей для заказчика, заключение сделок на производство и размещение рекламных материалов, сопровождение заключаемых сделок, связанных с размещением рекламного заказа, контроль за выполнением рекламного заказа, иные услуги в области производства и размещения рекламы.

        Исполнитель изготавливает необходимые эскизы, тексты, оригинал-макеты, иные виды рекламной продукции и предоставляет заказчику их на утверждение (п.2.1.3. Договора).

        Исполнитель вправе отказаться от размещения и распространения рекламы, если ее содержание или форма выражения не соответствует требованиям законодательства РФ о рекламе, при этом, поскольку исполнитель не определяет содержание и оформление рекламы заказчика, он не несет ответственность за содержание рекламы, несоответствующее требованиям Закона о рекламе (п.п. 5.8, 5.11 Договора). 

        Также ООО «А Медиа Микс» был представлен Счет № 159 от 29.06.2016 г., Акт № 000139 от 30.07.2016 г., макет рассматриваемой рекламы, в которой отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу закона.

         Согласно пояснениям ООО «А Медиа Микс», Общество затрудняется дать точное объяснение отсутствия в рекламе ОГРН  ООО «Экстрим стиль», поскольку макет рекламы в готовом виде был представлен ООО «Версаль», однако предполагает, что это произошло по случайной ошибке дизайнера, который вместо ОГРН указал рег.номер бланка Свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

          Общество всегда проверяет содержание рекламных материалов на их соответствие законодательству РФ о рекламе и при необходимости вносит соответствующие корректировки в макеты, однако в данном случае указанный регистрационный номер был принят за ОГРН.

          09.02.2017 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «А Медиа Микс» озвучила позицию, изложенную в представленном отзыве (вх. № 1024 от 06.02.2017 г.), согласно которой макет был представлен Обществу ООО «Версаль» в готовом виде. В дальнейшем данный макет ООО «А Медиа Микс» передало на согласование ООО «Фортуна».

         По условиям Договора № 229 от 29.06.2016 г. ООО «А Медиа Микс» не несет ответственность за содержание рекламы.

         Представитель указывает, что в рассматриваемом рекламном макете указаны сведения  о продавце: наименование, место нахождение (город, улица, номер дома, номер офиса), номер серии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, что, по мнению представителя Общества, позволяет потребителю реализовать его права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, в случае возникновения необходимости предъявления претензии  к лицу, оказывающему услуги по доставке, в связи с чем просит прекратить производство по делу.  

          Представитель ООО «Фортуна» на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России также озвучил отзыв, согласно которому Общество полагает, что отсутствует нарушение рекламного закона по следующим обстоятельств.

Требования ст. 8 Закона о рекламе направлены на реализацию одной из ключевых целей рекламного закона - реализация права потребителей на получе­ние добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Поскольку при продаже товаров дистанционным способом потребитель не может проверить качество товара при оформлении заказа, то указание в рекламе дистанционных продаж идентифицирующих данных продавца (наименование, ад­рес, ОГРН) призвано обеспечить возможность потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, реализовать свои права, предусмотренные за­конодательством о защите прав потребителя (возврат денег, замену товара, воз­мещение свои расходов, снижение стоимости и т.д.).

 Представитель отмечает, что в рассматриваемой рекламе указаны наименование продавца и его адрес. При этом, согласно ст. 54 и 1473 Гражданского кодекса РФ, фирменное наименование является ключевым сред­ством индивидуализации лица в гражданском обороте и для подачи иска в соответствии со ст. 125 Гражданско-процессуального кодекса РФ достаточно указать только наименование ответчи­ка и его адрес, в связи с чем он полагает, что для соблюдения интересов потребителя в рекламе ди­станционных продаж для идентификации продавца достаточно указать его наименование и адрес.

При таких обстоятельствах, формальное отсутствие ОГРН в ре­кламе, не может, по мнению Общества, считаться нарушением, поскольку реклама является достовер­ной, и из ее содержания можно установить продавца, осуществляющего деятельность, указанную в рекламе, в связи с чем просит прекратить производство по данному делу.

          Представитель ООО «Версаль» на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России пояснил, что размещение рассматриваемой рекламы от имени ООО «Версаль» произошло по ошибке менеджера ООО «Версаль», который передал для работы рекламный макет иной организации – ООО «Экстрим стиль», с которой у Общества отсутствуют договорные отношения.

        Относительно факта нарушения представитель указал, что реклама содержала реквизиты, по которым потребитель имел возможность идентифицировать лицо, оказывающее услуги дистанционной продажи. Указание в рекламе номера бланка произошло в связи с наличием человеческого фактора и нарушение носит формальный характер. 

        Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об ошибочности доводов сторон, поскольку ст. 8 Закона о рекламе предусматривает закрытый перечь сведений, указание которых обязательно в рекламе дистанционного способа продажи товаров, с целью недопущения нарушения прав потребителей со стороны лиц, оказывающих рекламируемые услуги.

         Положения заключенных между сторонами договоров предусматривают возможность отказа сторон от размещения рекламных материалов, противоречащих требованиям законодательства РФ о рекламе. Однако данные обязанности не были исполнены при размещении рекламной информации. Претензии друг к другу у сторон при размещении рассматриваемой рекламы также отсутствовали.

         Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

        Из вышеизложенного следует, что, ООО «Версаль» определило объект рекламирования, следовательно, является рекламодателем. ООО «А Медиа Микс» и ООО «Фортуна» являются рекламораспространителями рассматриваемой рекламы. Указанные лица допустили нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе.  

       Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

         Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ООО «Версаль», ООО «Фортуна», ООО «А Медиа Микс» Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

         1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Версаль» (ИНН 5404465152; юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, пл. Карла Маркса, д. 3), Общество с ограниченной ответственностью «А Медиа Микс» (ИНН 5404449182, юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Пермитина, д.24, оф. 318) и ООО «Фортуна» (ИНН 5404439836, юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, ул. Блюхера, д.19) нарушившими требования:

- ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,

          а информацию, размещенную в июле 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в том числе по ул. Красный проспект, д. 88, д.100, д.102/2, д. 173/1, д. 232 следующего содержания:

          «Хватит это таскать / Заказывай продукты с доставкой на дом! Extremeshop.ru интрнет-гипермаркет shop.ru  /ООО «Экстрим стиль» г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210, гос.рег. № 003451748 /Цены указаны с учётом скидки, действительны на 29.06.2016, при условии наличия товара на складе. Точные цены смотрите на сайте www.extremeshop.ru 349-90-09», ненадлежащей рекламой.      

        2. Выдать ООО «Версаль» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

        3. Выдать ООО «А Медиа Микс» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

        4. Выдать ООО «Фортуна» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

         5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 01- 146/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

27 февраля 2017 г.                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

                                          М.О. Хрипченко – специалист-эксперт отдела рекламы, 

            на основании своего решения от 27 февраля 2017 г. по делу № 146/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в июле 2016г. в лифтах многоквартирных жилых домов г. Новосибирска, в том числе по ул. Красный проспект, д. 88, д.100, д.102/2, д. 173/1, д. 232, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

           1. Обществу с ограниченной ответственностью «Версаль» (ИНН 5404465152; юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, пл. Карла Маркса, д. 3) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований: ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе информацию следующего содержания:

           «Хватит это таскать / Заказывай продукты с доставкой на дом! Extremeshop.ru интрнет-гипермаркет shop.ru  /ООО «Экстрим стиль» г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210, гос.рег. № 003451748 /Цены указаны с учётом скидки, действительны на 29.06.2016, при условии наличия товара на складе. Точные цены смотрите на сайте www.extremeshop.ru 349-90-09».

          2. ООО «Версаль» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 марта 2017 г.

       В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны