Решение №б\н Решение по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действияСибирски... от 25 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18.05.2016г.                                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н. П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Калинина О.Ю. – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рябышева Ю.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества ОАО «АльфаСтрахование» (далее по тексту - ОАО «АльфаСтрахование») на действия Сибирского института управления – филиала Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее по тексту – Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС), проводившего открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, в присутствии:

заявителя: ОАО «АльфаСтрахование» - «…», представитель по доверенности № 0464/16 от 01.01.2016г.;

организатора торгов: Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС – «…», представитель по доверенности № 04 от 31.12.2015 г.; «…», представитель по доверенности № 44 от 02.09.2015 г.

заинтересованное лицо: САО «ВСК» - «…», представитель по доверенности № 5-21-Д от 16.01.2016г.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее по тексту – ОАО «АльфаСтрахование» на действия организатора торгов Сибирского института управления – филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС.

Заявитель сообщает, что 07.04.2015 г. Сибирский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» объявил о проведении процедуры открытого конкурса, по результатам которого будет заключен договор добровольного медицинского страхования сотрудников Сибирского института управления - филиала РАНХиГС с одним из участников конкурса.

Указанная Закупка осуществлялась в соответствии с ФЗ РФ № 223-Ф3 от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - «Закон № 223- ФЗ») и Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», утв. Министром образования и науки РФ 21.03.2014 г., вступило в силу (размещено на сайте http://zakupki.gov.ru) 15.04.2014 г. (далее - «Положение о закупках»).

Согласно п. 6 Извещения о проведении открытого конкурса участник закупки должен подготовить один оригинальный экземпляр заявки на участие в открытом конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией. Конкурсной документацией на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, а именно пп. «м» п. 12, не предусмотрено:

«12. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать: м) перечень договоров и актов оказанных услуг с указанием реквизитов документа за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте, на оказание услуг аналогичных предмету настоящего конкурса, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке.

Аналогичными в рамках данного конкурса будут считаться услуги по добровольному медицинскому страхованию.»

ОАО «АльфаСтрахование» подготовило и представило в установленный срок 13.04.2016 г. заявку на участие в открытом конкурсе. Касаемо указанного пункта Конкурсной документации, был представлен перечень договоров добровольного медицинского страхования за последние 2 года. Перечень актов оказанных услуг не был предоставлен по следующим причинам. Исходя из специфики оказания услуг по страхованию, такой документ как акт об оказанных услугах в принципе не подписывается сторонами договора страхования. В связи с чем ОАО «АльфаСтрахование» не имело возможности указать данные актов оказанных услуг.

2. ОАО «АльфаСтрахование» представило справку о том, что данные, касающиеся исполнения договора страхования, являются конфиденциальными и их сообщение противоречит ст. 946 ГК РФ «Тайна страхования», в соответствии с которой «Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц».

Следовательно, требования Заказчика о предоставлении ему данных об услугах страхования, оказанных третьим лицам, противоречат требованиям законодательства РФ.

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (Протокол № 31603524944-2 от 29.04.2016 г.), размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru 04.05.2016 г., заявка ОАО «АльфаСтрахование» была признана не соответствующей требованиям к заявкам на участие в конкурсе, установленным подпунктом «м» конкурсной документации, в связи с чем было отказано в признании ОАО «АльфаСтрахование» участником открытого конкурса.

Таким образом, ОАО «АльфаСтрахование» не могло и не вправе было предоставлять информацию об актах оказанных услуг по договорам страхования с третьими лицами.

Заявка другого участника данного открытого конкурса - АО «СОГАЗ», также была не допущена к участию в конкурсе по той же причине.

Согласно статье закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое, экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заявитель считает, что установление подобного требования к заявке на участие в конкурсе делает невозможным участие в открытом конкурсе для добросовестных участников конкурса. отказ в признании ОАО «АльфаСтрахование» участником конкурса является необоснованным и подобные действия заказчика создают преимущества для одного участника рынка страховых услуг и приводят к недопущению, ограничению и устранению конкуренции

Жалоба ОАО «АльфаСтрахование» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС представил следующие возражения на жалобу.

По результатам проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников института (номер извещения 31603524944) заявка ОАО «АльфаСтрахование» была не допущена к участию в конкурсе как несоответствующая требованиям установленным подпунктом «м» конкурсной документации, а именно:

отсутствует перечень <...> актов оказанных услуг с указанием реквизитов документа за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте, на оказание услуг аналогичных предмету настоящего конкурса, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Аналогичными в рамках данного конкурса будут считаться услуги по добровольному медицинскому страхованию (подпункт «в» пункта 10.9.2. части II Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее - Положение)).

Не согласившись с решением единой комиссии Сибирского института управления - филиала РАНХиГС ОАО «АльфаСтрахование» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области с жалобой на действия Сибирского института управления - филиал РАНХиГС.

С доводами, изложенными в жалобе Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (далее - Заказчик) не согласен по следующим основаниям.

Требование к содержанию и составу заявки «перечень договоров и актов оказанных услуг с указанием реквизитов документа...» (подп. «м» п. 12 конкурсной документации) вытекает по своему смыслу из требования к участникам закупки - «деловая репутация участника закупки: наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте опыта выполнения не менее двух аналогичных услуг, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Аналогичными в рамках данного конкурса будут считаться услуги по добровольному медицинскому страхованию» (п. 11 конкурсной документации). Данное требование установлено на основании п. 5.4. Положения.

В обоснование своей жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (далее - податель жалобы) ссылается на то, исходя из специфики оказания услуг по страхованию, такой документ как акт об оказанных услугах в принципе не подписывается сторонами договора страхования. В связи с чем податель жалобы не имел возможности указать данные актов оказанных услуг.

Вместе с тем информация об исполнении подателем жалобы услуг по добровольному медицинскому страхованию, в том числе с указанием реквизитов таких актов находится в Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки на официальном сайте ЕИС по адресу: zakupki.gov.ru (приложения 7,8).

Номера реестровых записей договоров на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию оказанных ОАО «АльфаСтрахование» за период 2015-2016, в карточках которых указаны реквизиты актов:

- 56612001379150000010000

- 54346001502150000400000

Таким образом, данный довод заявителя является необоснованным.

Довод подателя жалобы о том, что требования Заказчика о предоставлении ему данных об услугах страхования, оказанных третьим лицам, противоречит требованиям законодательства РФ со ссылкой на ст. 946 Гражданского кодекса Российской Федерации, также является необоснованным.

Указанная статья Гражданского кодекса содержит исчерпывающий перечень сведений, полученных Страховщиком в результате своей профессиональной деятельности, которые он не вправе разглашать. А именно сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц.

Информация, запрашиваемая Заказчиком в составе заявки в виде перечня актов с указанием реквизитов, не предусматривает предоставление сведений о состоянии здоровья застрахованных, а также об имущественном положении этих лиц. Вместе с тем, действительно информация о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе может содержаться в таких актах. Но это не помешало ОАО «АльфаСтрахование» указать информацию о страхователе в перечне договоров в составе заявки. Также податель жалобы мог подать запрос на разъяснение положений документации, но он этого не сделал и подал заявку на участие в конкурсе, тем самым согласившись с условиями и требованиями конкурсной документации.

Кроме того, следует отметить, что заявка участника, зарегистрированного под номером 2, САО «ВСК» содержит копии двух договоров оказанных услуг с приложением копий актов оказанных услуг.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России стороны поддержали свои ранее изложенные доводы, а заинтересованная сторона САО «ВСК» - участник конкурса, признанный победителем, добавила следующее. При исполнении договора страхования, в том числе и добровольного медицинского страхования физических лиц, составляются акты выполненных работ, что является повсеместной практикой страховых компаний. В подтверждение своих доводов представитель САО «ВСК» просит приобщить к материалам дела акты выполненных работ к № F-188 от 27.12.2011г., акты приема-передачи услуг к государственному контракту № 37 от 27.01.2012г., № 2012/265 от 11.05.2012г.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, вышеуказанные доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

07 апреля 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Сибирским институтом управления - филиалом РАНХиГС было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников института (номер извещения 31603524944).

Предметом договора заявлено оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. В данном извещении также указаны порядок проведения конкурса, в том числе порядок оформления и предоставления заявки на участие в конкурсе, а также порядок определения победителя.

В конкурсной документации на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, утвержденной 07.04.2016г. директором института, пунктом 11 установлены требования к участникам закупки, такие как: требования к правоспособности участника закупки, соответствия квалификационным требованиям к участнику закупки, деловой репутации участника закупки. Согласно конкурсной документации, деловая репутация участника закупки подразумевает, в том числе, наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте опыта выполнения не менее двух аналогичных услуг, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Аналогичным в рамках данного конкурса будут считаться услуги по добровольному медицинскому страхованию.

Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», утвержденным Министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 21.03.2014г., устанавливается, в том числе, возможность требований к репутации участника закупки, а именно наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте опыта выполнения не менее двух аналогичных услуг, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке товаров, работ, услуг. Академия при установлении указанного требования вправе увеличить размер стоимости аналогичных поставок товаров, работ, услуг до ста процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке товаров, работ, услуг (п. 4.5).

Так же п. 5.4. разъясняется применение требований по репутации участника закупки. Так, требования п. 4.5 Положения могут применяться в случае закупки научно-исследовательских работ; работ, услуг по сбору, обработке, предоставлению статистических данных, проведению статистических, социологических обследований и опросов и иных эмпирических обследований; работ, услуг по экспертной, аналитической деятельности и должны применяться в случае закупки групп товаров, в том числе имущественного и личного страхования (пп. л р. 5.4).

Таким образом, конкурсная документация на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, утвержденная 07.04.2016г. не противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», утвержденному 21.03.2014г., которым должны руководствоваться филиалы РАНХиГС при Президенте РФ в своей закупочной деятельности.

Стоит отметить, что данные пункты конкурсной документации не противоречат и требованиям статьи 946 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из содержания статьи 946 ГК РФ, страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц.

Информация, запрашиваемая заказчиком в составе заявки в виде перечня актов с указанием реквизитов, не предусматривает предоставление сведений о состоянии здоровья застрахованных, а также об имущественном положении этих лиц. К тому же, ОАО «АльфаСтрахование» уже указало данные о страхователе в перечне договоров в составе заявки. А информация о договорах по ДМС работников организации заявителя содержится в открытом доступе на Официальном сайте http://torgi.gov.ru/ под номерами № 54346001502150000400000, № 56612001379150000010000, где указаны, помимо всего прочего, документы о приемке и акты выполненных работ (размещены 25.02.2015г.,14.12.2015г.).

Стоит отметить, что подачей заявки на участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС заявитель согласился на участие в конкурсе на условиях, установленных в документации открытого конкурса и представленных им документов.

Как указал заказчик, претензий и запросов на разъяснение положений конкурсной документации со стороны ОАО «АльфаСтрахование» не поступало.

К тому же, общепринятая деловая практика Российской Федерации определяет, что исполнение договора подтверждается актами выполненных работ, иначе в их отсутствие не будет доказано осуществление передачи товаров, работ, услуг и необходимость оплаты по договору.

Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что организатор конкурса, руководствуясь утвержденным Положением о закупке, правомерно установил одним из требований в конкурсной документации подтверждение деловой репутации участника, а именно указание перечня договоров и актов оказанных услуг с указанием реквизитов документа за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на Официальном сайте, на оказание услуг аналогичных предмету настоящего конкурса, общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке.

Нарушение порядка организации и проведения данных торгов не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны