Решение №б\н Решение по делу №6 а отношении Департаментом земельных и иму... от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2016                                                 г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 25 августа 2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Калинина О.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №6, возбужденное 18.04.2016 по признакам нарушения Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (Красный проспект, 50, г. Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей заявителя ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» «…» (по доверенности №35-110 от 20.11.2015), ответчика департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска «…» (по доверенности №з/д-10 от 11.01.2016), «…» (по доверенности №31/Д-81 от 14.07.2016), заинтересованного лица МУП «Энергия» «…». (по доверенности №2 от 11.01.2016),

УСТАНОВИЛА:

29.12.2015  в Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» (вх. №12075) о нарушении антимонопольного законодательства Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  "О защите конкуренции" 18.04.2016 в отношении Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска возбуждено дело №6 о нарушении антимонопольного законодательства.

18.12.2015 Приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска №1196-од за МУП «Энергия» на праве хозяйственного ведения закреплены объекты теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Частями 1, 3, 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (п. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении).

По сообщению Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска (вх. №1705 от 29.02.2016), движимое и недвижимое имущество, закрепленное за МУП «Энергия» г. Новосибирска приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска №1196-од от 18.12.2015, не является объектами, технологически связанными с объектами, находящимися в хозяйственном ведении МУП «Энергия» г. Новосибирска в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Следовательно, основания для предоставления указанного имущества МУП «Энергия» без проведения торгов отсутствуют.

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за государственными или муниципальными предприятиями могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Письмо ФАС России от 05.10.2015 N АД/53812/15).

Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества регулируется ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением случаев, указанных в данной статье (ч.1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России № ЦА/43953/12 от 24.12.2012г. в тех ситуациях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание препятствий (в частности, непроведение конкурса), не может не влиять на конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.

Закрепление Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска объектов теплоснабжения и водоснабжения на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» в нарушение действующего законодательства устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения), следовательно, привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке указанных объектов.

На основании ч. 1 ст. 31.1 ФЗ «О защите конкуренции» 16.03.2016 Новосибирское УФАС России выдало Департаменту земельных и имущественных отношений предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в Приказ №1196-од от 18.12.2015 «О передаче и закреплении муниципального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» г. Новосибирска, а именно, исключения из перечня передаваемого предприятию имущества объектов водоснабжения и теплоснабжения  в срок до 05.04.2016.

Департамент земельных и имущественных отношений предупреждение Новосибирского УФАС России не исполнил, представив следующие возражения (вх. №3109 от 11.04.2016).

В рамках оказания методической помощи территориальным антимонопольным органам по вопросам возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения ФАС России было подготовлено разъяснительное письмо от 05.10.2015 №AД/53812/15 (далее - Письмо), в соответствии с которым дей­ствия органа местного самоуправления по передаче прав на муниципальные объекты теплоснабжения путем их закрепления за муниципальными предприятиями могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом ФАС России ссылается на требования, установленные статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Федерального закона-от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении передачи прав владения и (или) поль­зования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объек­тами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем, согласно нормам ГК РФ (ст. ст. 216, 294) право хозяйственного ве­дения является вещным правом лиц, не являющихся собственниками имущества, позволяющим правообладателям не только владеть и пользоваться, но и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законодательством.

Решение УФАС о признании не соответствую­щим требованиям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» действий органа местного самоуправления по передаче имущества му­ниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения являлось предметом рассмотрения судов различных инстанций, в т.ч. Верховного суда РФ (определение от 12.11.2014 №306-КГ14-3514), и было признано незаконным. При этом суды мотивировали свои решения тем, что закрепление муниципального имущества на праве хозяйст­венного ведения за муниципальными унитарными предприятиями осуществляется на основании одностороннего решения органа местного самоуправления без заключения каких-либо договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользова­ния в отношении такого имущества.

В связи с поступившей в антимонопольную службу жалобой о возможном на­рушении департаментом антимонопольного законодательства при закреплении в хозяйственное ведение МУП «Энергия» г. Новосибирска муниципального объекта теп­лоснабжения - газовая котельная по ул. Сухарная, 76/5 (далее - котельная), 15.01.2016 антимонопольной службой был направлен соответствующий запрос в департамент. В ответе на данный запрос департаментом подготовлено правовое обоснование деятельности органа местного самоуправления по закреплению муници­пального имущества за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, согласно которому решение вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа теплоснабжения населения может осу­ществляться, в т.ч. путем учреждения муниципальных унитарных предприятий, закрепления за ними имущества и делегирования соответствующих полномочий.

МУП «Энергия» г. Новосибирска создано на основании постановления мэрии от 31.03.1998 .№291 в целях обеспечения тепловой энергией потребителей города, экс­плуатации теплотехнического оборудования и инженерных коммуникаций, производства, покупки, передачи и продажи тепловой энергии. Для выполнения ука­занных целей за предприятием на праве хозяйственного ведения закрепляются все муниципальные объекты теплоснабжения, в частности котельная закреплена приказом департамента от 18.12.2015 №1196-
ОД (далее - Приказ). Право хозяйственного ведения предприятия на данный объект не оспаривалось, в связи с чем предприятие является его законным владельцем.

Закрепление объектов теплоснабжения и во­доснабжения на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, в т.ч. газовой котельной по ул. Сухарная, 76/5 - за МУП «Энергия», не противоречит действующему законодательству, в связи с чем у департамента отсутст­вуют правовые основания для внесения в Приказ изменений, указанных в Предупреждении.

Ранее Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска на запрос Новосибирского УФАС России №05-86 от 12.01.2016 о правовых основаниях передачи МУП «Энергия» объектов теплоснабжения и водоснабжения сообщил следующие доводы (вх. №375э от 29.01.2016) .

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа теплоснабжения населения.

Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений. При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 215 ГК РФ). Статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» также предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно нормам ГК РФ (ст. ст. 216, 294) право хозяйственного ведения является вещным правом лиц, не являющихся собственниками имущества, позволяющим правообладателям владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законодательством.

В представленном Новосибирским УФАС России запросе указано, что согласно ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.

Вместе с тем, данным Федеральным законом установлены лишь особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Запрета или ограничения в передаче публичным собственником своего имущества на вещном праве указанная норма закона не содержит.

Ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» прямо установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Федеральным законом (ч. 1.1 ст. 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

Закрепление объектом теплоснабжения на праве хозяйственного ведения, по мнению департамента земельных и имущественных отношений, не противоречит действующему законодательству.

Учитывая изложенное, Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска считает, что закрепление объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями не противоречит действующему законодательству.

Решение вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа теплоснабжения населения может осуществляться как самим муниципальным образованием, в т.ч. путем учреждения муниципальных унитарных предприятий, закрепления за ними имущества и делегирования соответствующих полномочий, так и с привлечением третьих лиц, путем передачи им прав владения и пользования муниципальными инженерными сетями по договорам аренды или концессионным соглашениям.

В объяснении по делу (письмо вх. №322 от 16.05.2016) Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска сообщил доводы, изложенные в письме вх. №322 от 16.05.2016.

По результатам рассмотрения заключения об обстоятельствах дела №6 от 18.04.2016 Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска письмом №31/11-/09666 от 15.08.2016 пояснил следующее.

В указанном     заключении      позиция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области основывается на положениях статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Вместе с тем, указанные нормы законодательства не определяют круг субъектов гражданских правоотношений, которым делегировано право предоставлять по договору аренды либо по концессионному соглашению объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, факт передачи данных объектов на праве хозяйственного ведения МУП «Энергия» не исключает возможности заключения МУП «Энергия» договоров аренды либо концессионных соглашений по результатам торгов.

Новосибирское УФАС России не принимает данные доводы Департамента по следующим основаниям.

Закрепление объектов водоснабжения, теплоснабжения за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно п.3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

При этом необходимо учитывать следующее.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, регулируются ст. 28.1 Закона о теплоснабжении,

Ст. 215 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность передачи государственного и муниципального имущества  на праве хозяйственного ведения, однако в данном случае действуют специальные нормы частей 1, 3, 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, которые устанавливают, что передача прав на объекты теплоснабжения осуществляется по договорам аренды либо концессионным соглашениям.  О возможности закрепления указанного имущества на праве хозяйственного ведения в указанных нормах не сказано. Также данные нормы не содержат ограничений, уточнений относительно круга лиц, которым объекты водоснабжения и теплоснабжения подлежат передачи по договорам аренды или концессионным соглашениям.

Следовательно, передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

В результате обзора состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению на территории г.Новосибирска для определения потенциальных участников рынка, которые могли бы участвовать в торгах на право заключения договора аренды (концессионного соглашения) газовой котельной, расположенной по адресу: г.Новосибирск, ул.Сухарная, 76/5, за период с 1 января 2015г. по 31 марта 2016г. Новосибирским УФАС России установлено следующее.

На рынке услуг по теплоснабжению на территории г.Новосибирска за период с 1 января 2015г. по 31 марта 2016г. осуществляли деятельность более 60 хозяйствующих субъектов.

Данные теплоснабжающие (теплосетевые) организации могли бы участвовать в торгах на право заключения договора аренды (концессионного соглашения) газовой котельной, расположенной по адресу: г.Новосибирск, ул.Сухарная, 76/5.

Таким образом, закрепление объектов водоснабжения, теплоснабжения за МУП «Энергия» на праве хозяйственного ведения в нарушение действующего законодательства устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения), следовательно, привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

Определение Верховного суда РФ от 12.11.2014 №306-КГ14-3514, на которое ссылается Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, основано на иных обстоятельствах дела и не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, закрепление Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» в нарушение действующего законодательства устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения), следовательно, привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения, что является нарушением ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2016 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в закреплении в соответствии с приказом Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска №1196-од  от 18.12.2016 объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» в нарушение действующего законодательства, что устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения), и тем самым привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения.

2. Признать материалы дела достаточными для выдачи Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения Департаменту земельных и имущественных отношений необходимо отменить приказ  №1196-од  от 18.12.2016.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ №48

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

25 августа 2016 г.                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Калинина О.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25.08.2016 г. по делу № 6, возбужденному 18.04.2016., о нарушении Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (Красный проспект, 50, г. Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в закреплении в соответствии с приказом Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска №1196-од  от 18.12.2016 объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергия» в нарушение действующего законодательства, что устранило иные хозяйствующие субъекты от возможности участия в конкурсах или аукционах на право заключение договора аренды указанных объектов (на право заключения концессионного соглашения) и тем самым, привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке теплоснабжения.

С целью исполнения настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 16.09.2016 отменить приказ  №1196-од  от 18.12.2016 «О передаче и закреплении муниципального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Энергия» г. Новосибирска.

2. Об исполнении пункта 1 настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений города Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России 23.09.2016, с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны