Решение №б/н Решение по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» на действия ГУП НСО «... от 25 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18.01.2017                                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В.- начальник отдела контроля органов власти, член комиссии;

Калинина О.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества Страховая компания (далее - ПАО СК «Росгосстрах») (Октябрьская, 34, г. Новосибирск, 630007) на действия Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее - ГУП НСО «ХОЗУ») Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011) при проведении закупки на обязательное страхование транспортных средств (ОСАГО) (извещение №31604433979),

в присутствии представителей заявителя ПАО СК «Росгосстрах» <...> (по доверенности №ПСК-7 от 15.04.2016), ответчика ГУП НСО «ХОЗУ» <..> (по доверенности №1/2017 от 10.01.2017), ПАО «РЕСО – Гарантия» <..> (по доверенности №16-306 от 09.12.2016),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ПАО СК «Росгосстрах» на действия ГУП НСО «ХОЗУ» при проведении закупки на обязательное страхование транспортных средств (ОСАГО) (извещение №31604433979). Заявитель сообщает следующее.

1.В документации закупки Заказчик установил:

основания выбора победителя закупки:

«4. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Объект закупки:

«Объектами страхования являются: имущественные интересы Страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением следующими транспортными средствами: [в количестве 135 единиц]».

Требования к качеству услуг ОСАГО:

«Объект страхования – не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства (заказчика) по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Обязательное страхование гражданской ответственности Заказчика - владельца транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании), Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П, Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с учетом Указания Банка России от 20 марта 2015 г №3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Для выбора лучших условий исполнения контракта из предложенных участниками закупки Заказчик установил порядок и критерии оценки заявок: ценовой и неценовой - Квалификация Участника процедуры закупки с показателями:

№ показателя

Показатели оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критериям

Квалификация участника (опыт, деловая репутация)

Порядок начисления баллов

1

Опыт работы на рынке страховых услуг

менее 5 лет –0 б.

5 – 10 лет – 10 б.

11 – 15 лет – 20 б.

16 лет и выше – 30 б.

2

Рейтинг надежности компании, присвоенный Агентством «Эксперт РА»

Баллы выставляются в соответствии с присвоенным рейтингом надежности компании:

   В+  и менее - 5 балл   

 В++ - 10 баллов

А - 20 баллов

А+ - 30 баллов

А++ - 40 баллов

3

Срок осуществления выплаты (не более 20 рабочих дней)

20-16 – 0 б.

15-13 – 10 б.

12-10 -20 б.

Менее 10 дней – 30 б.

  1. Комиссия Заказчика провела процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 31604433979 27 декабря 2016 года, которую оформила протоколом (далее - Протокол №1, прилагается).

На процедуре вскрытия конвертов с заявками присутствовали представители участников закупки СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах» и АО «СОГАЗ».

Секретарь комиссии (<...>) огласила информацию об участниках закупки и о сделанных ими ценовых предложениях.

В просьбе представителя ПАО СК «Росгосстрах» огласить условия предложений участников в части условий исполнения договора, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе было отказано (обстоятельство зафиксировано посредством средств аудиозаписи).

Исходя из того, что оглашённые ценовые предложения участников закупки ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» были выше предложений иных участников (СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах»), было обращено внимание Комиссии на данное обстоятельство при проведении процедуры рассмотрения заявок участников в части проверки на соответствие предложений данных участников установленным Заказчиком условиям по качеству услуг ОСАГО.

Страховые тарифы и порядок определения страховых премий ОСАГО регулируется государством (п.1 ст. 8 Закона № 40-ФЗ) и для определённого транспортного средства (далее – ТС) расчётная сумма страховой премии должна быть равной (п.6 ст. 9 Закона № 40-ФЗ), так как ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» установлены одинаковые базовые ставки страховых тарифов для страхования ТС юридических лиц на территории Новосибирской области (информация для свободного доступа размещена на сайтах Интернет):

АО «СОГАЗ»: https://direct.sogaz.ru/upload/files/decree/20150512.pdf;

ОАО «Альфа страхование»: http://www.alfastrah.ru/docs/Prikaz_118_10.04.2015.pdf;

ЗАО «МАКС»: http://www.makc.ru/personal/auto/osago/accident/documents/.

Кроме того, было указано, что предложение СПАО «РЕСО-Гарантия» о цене контракта не соответствовало утверждённым страховщиком страховым тарифам ОСАГО.

ПАО СК «Росгосстрах» также обратило внимание Комиссии на обстоятельство установления Законодателем требования к страховщикам в части соблюдения периода «ожидания» в 15 календарных дней в части принятия решения о страховой выплате:

 «Страховщик в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования документы от других выгодоприобретателей» (п.8 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, п. 4.22 Положения).

Комиссия Заказчика провела процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 31604433979 27 декабря 2016 года, которую оформила протоколом (далее - Протокол №2, прилагается).

Комиссия признала все заявки участников закупки соответствующими и приняла решение о допуске к участию в открытом конкурсе и о признании участниками открытого конкурса всех участников размещения закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе.

Комиссия Заказчика провела процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 31604433979 27 декабря 2016 года, которую оформила протоколом.

Комиссия решила «5.1. Присвоить первый номер заявке № 1 и признать победителем открытого конкурса: Страховое публичное акционерное общество «РЕСО-Гарантия».

Юридический адрес: 125047  г. Москва, улица Гашека, дом 12, строение 1.»

Заказчиком все протоколы утверждены.

  1. ПАО СК «Росгосстрах» полагает, что действия Заказчика и его Комиссии противоречат нормам права (ст. 2, ст. 3 Закона № 223-ФЗ,  п.2, п.3 ч.1, ч.5 ст. 17 закона № 135 ФЗ) и Положению Заказчика, все протоколы подлежат отмене, а закупка подлежит признанию недействительной исходя из следующего:

Права участников закупки нарушены Комиссией в части предоставления достоверной информации о предложениях участников закупки в части оглашения «условия исполнения договора, являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.» в нарушение пунктов 10.4.3. и 10.4.4.  Положения:

10.4.3. Сведения о каждом участнике закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, условия исполнения договора, являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.  Закупочная комиссия обязана осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

10.4.4. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе ведется закупочной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами закупочной комиссии и представителем Заказчика непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

Протокол № 1 также не содержит информации о ценовых предложениях и предложениях участников в части условий исполнения договора, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе, что противоречит требованиям пунктов 10.4.3. и 10.4.4.  Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ».

Комиссия необоснованно приняла Решение о допуске к участию в открытом конкурсе и о признании участниками открытого конкурса участников размещения закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе:

СПАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС».

Заявки указанных участников не соответствуют установленным Заказником требованиям к оказанию услуг ОСАГО в части соответствия требованиям законодательства об ОСАГО (см. выше), так как порядок расчёта страховых премий был осуществлён без учета установленного ограничения в части расчёта размера страховой премии по ТС, имеющих повышенный коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), что является основанием отклонения, как не соответствующих требованиям документации о закупке и закону (п.4 ст. 9 Закона № 40-ФЗ) заявок: ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС».

Заявка СПАО «РЕСО-Гарантия» подлежала отклонению, как участника, предложение которого в части порядка расчёта предложения о цене контракта не соответствовало утверждённым страховщиком страховым тарифам ОСАГО.

Кроме того, предложения участников: СПАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» содержат предложение о «Сроке осуществления выплаты (не более 20 рабочих дней): «менее 10 дней»установленному Законодателем требованию к страховщикам в части соблюдения периода «ожидания» в 15 календарных дней в части принятия решения о страховой выплате (п.8 ст. 12 Закона № 40-ФЗ ).

Представляется, что предложения участников в части «Срока осуществления выплаты (не более 20 рабочих дней)» сделанные при участи в закупке без соблюдения данного требования: «менее 10 дней»будут являться нарушением требований Заказчика в части соблюдения положений документации и закона.

Следовательно, заявки указанных участников СПАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» подлежали отклонению/отказу в допуске Комиссией, как не соответствующие установленным Заказником требованиям к оказанию услуг ОСАГО в части их не соответствия требованиям законодательства об ОСАГО (см. выше),

Обоснованность доводов Заявителя в части обязанности Комиссии проверять соответствие заявок участников закупки установленным Заказчиком требованиям подтверждается правовой позицией судов по схожим обстоятельствам (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 года по Делу № А51-6584/2015), так и в части обязанности отклонять заявки участников закупки, предоставляющих недостоверную информацию (Постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2015 г. по  делу № А05-12262/2014, Постановление  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа  по делу А63-12105/2014, Решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-34712/2014, не оспаривалось).

Правовая позиция судов сводится к обязанности Единой Комиссии проверять не саму предлагаемую участником цену услуги ОСАГО, а в части соответствия порядка расчёта страховой премии по требованиям Извещения/документации к качеству оказываемых услуг (на соответствие требованиям законодательства ОСАГО), при этом нарушение закона при проведении закупки выражается в нарушении обязательного порядка расчёта стоимости такой услуги, что является, согласно Извещению/документации, показателем её качества и подлежало учёту Единой комиссией заказчика в качестве обстоятельства, влияющего на возможность рассмотрения заявок и допуска их к оценке.».

ГУП НСО «ХОЗУ» представило следующие возражения на жалобу ООО «Эксергия» (вх. №122 э. от 12.01.2017).

Конкурсной документацией установлено, что Победителем конкурса признается участник предложивший лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Согласно П.10.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке».

В соответствии с Приложением №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» в целях выявления лучших условий исполнения договора Заказчик включает в конкурсную документацию конкретные критерии оценки из числа перечисленных в Приложении №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» критериев оценки. Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100.

В конкурсной документации были установлены следующие критерии оценки:

1. Предлагаемая цена договора. Значимость – 60%;

2. Квалификация Участника процедуры закупки. Значимость – 40%;

Таким образом, в целях выявления лучших условий исполнения договора в конкурсной документации были установлены критерии оценки которые в полной мере отвечают Положению о закупке товаров работ услуг ГУП НСО «ХОЗУ».

По результатам оценки и сопоставления заявок открытого конкурса победителем признано страховое публичное акционерное общество «РЕСО - Гарантия».

В соответствии с п. 20.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» со страховым публичным акционерным обществом «РЕСО - Гарантия» 30.12.2016г. был заключен договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

2. Во время проведения процедуры вскрытия конвертов «27» декабря 2016 присутствовали представители участников открытого конкурса СПАО «РЕСО­Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах» и АО «СОГАЗ».

Секретарем закупочной комиссии была оглашена информация об участниках закупки и о сделанных ими ценовых предложениях.

На просьбу представителя ПАО СК «Росгосстрах» об оглашении предложений участников в части условий исполнения договора, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе не было отказано, а лишь было предложено отразить указанную информацию в протоколах закупки (в целях экономии времени). С указанным предложением представитель ПАО СК «Росгосстрах» согласился и возражений не имел.

Таким образом, комиссией не были нарушены права участников открытого конкурса в части оглашения условий исполнения договора, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе. Все указанные сведения были отражены в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

3. Довод заявителя о необоснованном допуске к участию в конкурсе и о признании участниками открытого конкурса СПАО «РЕСО –ГАРАНТИЯ», ОАО «Альфастрахование», ЗАО «МАКС» и АО «СОГАЗ» является несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно п.8 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон №40-ФЗ) установлено, что Страховщик в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования документы от других выгодоприобретателей. В течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после Окончания указанного срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик осуществляет страховую выплату.

Таким образом, Законом №40-ФЗ установлен максимально допустимый срок выплаты страхового возмещения. Для Заказчика лучшим условием исполнения договора является минимальный срок выплаты возмещения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №40-ФЗ регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуально (экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками и действуют в течение не менее чем одного года (части 2,3 статьи 8 Закона № 40-ФЗ).

Часть 1 статьи 9 Закона №40-ФЗ устанавливает, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У (с учетом Указания Банка России от 20 марта 2015 г. №3604-У) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указание Банка России).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №40-ФЗ, указанием Банка России, величина значения базового страхового тарифа определяется страховщиками, а не страхователем. Следовательно, довод о противоречии нормам действующего законодательства предложений о цене контракта участников конкурса за исключением ПАО СК «Росгосстрах» является необоснованным.

Согласно п. 10.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» «на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным конкурсной документацией.».

Заявка Участника закупки могла быть отклонена комиссией только в случае несоответствия такой заявки требованиям установленным конкурсной документацией, иные основания для отклонения заявок участников конкурсной документацией и положением о закупке не предусмотрены.

В соответствии с п. 10.5.2 Положения о закупке товаров работ услуг ГУП НСО «ХОЗУ» победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В критерий оценки не входил такой показатель как «расчет страховых премий» соответственно участники конкурса, подавшие заявки гарантировали соблюдение требований законодательства и конкурсной документации. Так, в подтверждение законности заключаемого договора по обязательному страхованию транспортных средств (ОСАГО) СПАО «РЕСО-Гарантия» предоставлена копия приказа от 06.12.2016г. №365 «Об установлении базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» и расчет страховых премий.

Таким образом, победитель открытого конкурса по обязательному страхованию транспортных средств (ОСАГО) СПАО «РЕСО-Гарантия» определен в соответствии с нормами действующего законодательства.

В связи с тем, что заявки участников открытого конкурса (СПАО «РЕСО­-Гарантия», АО «СОГАЗ, ЗАО «МАКС») и ПАО СК «Росгосстрах» соответствовали требованиям конкурсной документации, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения указанных заявок.

При рассмотрении жалобы представитель ПАО СК «Росгосстрах» заявил ходатайство о рассмотрении вопроса о привлечении СПАО «РЕСО-Гарантия» к административной ответственности в связи с совершением действий, направленных на недобросовестную конкуренцию. Дополнительно к доводам жалобы представитель ПАО СК «Росгосстрах» сообщил, что в проекте договора, являющемуся приложением к документации о закупке, указано, что деятельность по настоящему договору регламентируется в том числе Базовыми страховыми тарифами, утвержденными ОСАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ».

Представитель ГУП НСО «ХОЗУ» пояснил данное обстоятельство технической ошибкой, обусловленной действием предыдущего договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств с ОСАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ».

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГУП НСО «ХОЗУ» в своей закупочной деятельности руководствуется ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Приказом директора ГУП НСО «ХОЗУ» №21 от 09.03.2016  утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» (далее – Положение).

06.12.2016 ГУП НСО «ХОЗУ» объявлен открытый конкурс на право заключения договора обязательного страхования транспортных средств.

05.12.2016 директором ГУП НСО «ХОЗУ» утверждена Конкурсная документация и размещена на официальном сайте.

Время окончания подачи заявок и подведения итогов 27.12.2016.

В качестве критериев оценки заявок установлены цена договора (значимость – 60%), квалификация участника (значимость- 40%).

Оценка заявок по критерию «Квалификация участника процедуры закупки» осуществляется по следующим показателям

№ показателя

Показатели оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критериям

Квалификация участника (опыт, деловая репутация)

Порядок начисления баллов

1

Опыт работы на рынке страховых услуг

менее 5 лет –0 б.

5 – 10 лет – 10 б.

11 – 15 лет – 20 б.

16 лет и выше – 30 б.

2

Рейтинг надежности компании, присвоенный Агентством «Эксперт РА»

Баллы выставляются в соответствии с присвоенным рейтингом надежности компании:

   В+  и менее - 5 балл   

 В++ - 10 баллов

А - 20 баллов

А+ - 30 баллов

А++ - 40 баллов

3

Срок осуществления выплаты (не более 20 рабочих дней)

20-16 – 0 б.

15-13 – 10 б.

12-10 -20 б.

Менее 10 дней – 30 б.

На участие в конкурсе поступило 5 заявок: СПАО «РЕСО-Гарантия», АО «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ»), ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «Московская акционерная страховая компания», ПАО СК «Росгосстрах».

Все участники допущены к участию в конкурсе, что зафиксировано в протоколе №2 вскрытия конвертов с заявками от 27.12.2016.

Предложения участников, являющиеся критериями оценки заявок, отражены в протоколе оценки и сопоставления заявок. №3 от 27.12.2016. Неоглашение их при проведении процедур закупки не повлияло на результат торгов.

СПАО «РЕСО-Гарантия» и ПАО СК «Росгосстрах» предложена цена договора в размере 1 212 772,22 руб., АО «СОГАЗ», ЗАО «Московская страховая компания» - 1 228 204,04 руб, АО «АльфаСтрахование» - 1 214 302,09 руб.

Данные предложения указаны в заявках участников.

По результатам оценки и сопоставления заявок победителем признано ПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ».   

Обязательное страхование гражданской ответственности Заказчика - владельца транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании), Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П, Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с учетом Указания Банка России от 20 марта 2015 г №3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (ч.2 ст. 8 ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ).

СПАО «РЕСО-Гарантия» представило приказ №365 от 06.12.2016 «Об установлении базовых ставок страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Действие ранее действующего Приказа СПАО «РЕСО-Гарантия» №363 от 05.12.2016, отменено.

Согласно п. 8 ст. 12 ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования документы от других выгодоприобретателей. В течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после окончания указанного срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик осуществляет страховую выплату.

Указанная норма не содержит ограничения по сроку осуществления выплаты, следовательно предложения участников об осуществлении выплаты в срок менее 15 дней, не нарушают действующее законодательство.

Судебная практика, на которую ссылается заявитель, основана на иных обстоятельствах дела и не имеет преюдициального значения для рассмотрения жалобы ПАО СК «Росгосстрах».

В действиях ГУП НСО «ХОЗУ» при проведении закупки на обязательное страхование транспортных средств (ОСАГО) (извещение №31604433979) не установлено нарушения порядка организации и проведения торгов, влияющего не результат торгов.

30.12.2016 между ГУП НСО «ХОЗУ» и СПАО «РЕСО-Гарантия» заключен договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 20.2 Положения о закупке ГУП НСО «ХОЗУ» Договор заключается с участником закупки, признанным победителем закупки. Договор составляется путем включения условия о цене договора, предложенной победителем закупки, в проект договора, прилагаемый к документации о закупке. Договор с победителем закупки, либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее в данном разделе – участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения закупки должен быть заключен Заказчиком не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола.

Из положений статьи 1  ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 18.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указывает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав (Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014).

Таким образом, п.20.2 Положения о закупках ГУП НСО «ХОЗУ» противоречит части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, что является нарушением порядка организации и проведения торгов.

Ходатайство заявителя о привлечении СПАО «РЕСО-Гарантия» к административной ответственности в связи с недобросовестной конкуренцией отклоняется, т.к. порядок рассмотрения заявлений в отношении недобросовестной конкуренции установлен ст. 44 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на действия ГУП НСО «ХОЗУ» при проведении закупки на обязательное страхование транспортных средств (ОСАГО) (извещение №31604433979) необоснованной.

2. Выдать ГУП НСО «ХОЗУ» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов. Для его исполнения заказчику необходимо внести изменения в Положение о закупке, приведя его в соответствие  с действующим законодательством в части установления срока для заключения договора.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 4

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

18.01.2017 г.                                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В.- начальник отдела контроля органов власти, член комиссии;

Калинина О.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.п. а) п.3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.01.2017 по результатам рассмотрения жалобы ПАО СК «Росгосстрах» (Октябрьская, 34, г. Новосибирск, 630007) на действия Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее- ГУП НСО «ХОЗУ») (Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011) при проведении закупки на обязательное страхование транспортных средств (ОСАГО) (извещение №31604433979),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГУП НСО «ХОЗУ» совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов. С целью устранения нарушения необходимо в срок до 06.02.2017  внести изменения в Положение о закупке, приведя его в соответствие  с действующим законодательством в части установления срока для заключения договора.

2. Об исполнении настоящего предписания ГУП НСО «ХОЗУ» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России до 10.02.2017 с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны