Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «ЭРИО» на действия ГУП НСО ХОЗУ от 16 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2015г.                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» (далее – ООО «ЭРИО») на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО ХОЗУ) по проведению запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды, в присутствии представителей ООО «ЭРИО» - «…» (доверенность от 11.11.2015г.), «…»доверенность от 11.11.2015г.), представителя ГУП НСО ХОЗУ – «…» (доверенность от 30.12.2014г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 10038 от 30.10.2015г.) ООО «ЭРИО» на действия организатора закупки – ГУП НСО ХОЗУ по проведению запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды.

Заявитель сообщает следующее.

Ознакомившись с положением о закупках ГУП НСО ХОЗУ, а также с документацией открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку спецодежды для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31502892651), ООО «ЭРИО» обнаружило, что Заказчиком нарушаются требования п. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 6.3. утвержденного Приказом ГУП НСО ХОЗУ № 3 от 13.01.2015г. Положения о закупках (далее - Положение о закупках) при проведении торгов Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая       репутация, наличие      опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

3) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

В п. 1.12 Положения о закупках дано определение термину «торги» - это способ закупки, проводимый в форме открытого конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона или открытого аукциона (в том числе все перечисленное в электронной форме).

В п. 5.1. Положения о закупках классифицируются способы закупок:

1)         путем проведения торгов: открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме, открытый аукцион в электронной форме;

2)         без проведения торгов: запрос котировок, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, прямая закупка (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика)

3)         закрытые процедуры закупки

4) процедуры закупок с ограниченным участием

Таким образом, Заказчик не имеет права устанавливать квалификационные требования к участникам закупки при осуществлении закупки без проведения торгов (путем проведения запроса котировок).

Статьей 16.2 Положения о закупках установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к котировочной заявке, а именно:

Котировочная заявка на участие в запросе котировок подается в электронной форме посредством использования функционала электронной площадки в соответствии с регламентом работы электронной площадки, на которой будет проводится запрос котировок:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки;

2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых осуществляется закупка;

4) согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);

6) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.);

7) При снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, предложивший такую цену, при направлении котировочной заявки обязан представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.

Однако, в разделе 14 Информационной карты документации открытого запроса котировок (извещение № 31502892651) Заказчик установил требование о предоставлении участником закупки документов, не предусмотренных статьей 16.2. Положения о закупках, в частности

1. Наличие опыта исполнения соответственно двух договоров на поставки одноименных товаров для нужд учреждений и организаций.

2. Сведения об исполненных за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, участником размещения заказа двух договорах на поставки одноименных товаров для нужд учреждений и организаций, при исполнении которых не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими договорами, номера записей исполненных договоров из реестра договоров, копии исполненных договоров, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким договорам.

4. Выписка из ЕГРЮЛ ...

Претендент вправе приложить к заявке иные документы, которые, по его мнению, подтверждают соответствие установленным требованиям, с комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.

Все указанные документы прилагаются Претендентом в электронном виде к заявке.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупаемая Заказчиком спецодежда, находится в свободной оптовой и розничной продаже, и не подлежит индивидуальному изготовлению по уникальным размерам, макетам Заказчика, о чем свидетельствует трехдневный срок на поставку.

Любой участник закупки должен иметь возможность приобретать и реализовывать товары, независимо от наличия/отсутствия опыта исполнения аналогичных договоров.

По мнению ООО «ЭРИО» в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба ООО «ЭРИО» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ГУП НСО «ХОЗУ» представило следующее возражение на жалобу (вх. № 10271 от 09.11.2015г.).

Довод Заявителя о якобы имевшем место нарушении Заказчиком требований ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о недопустимости предъявления к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, не основан на фактических обстоятельствах дела, т.к. Заявитель - ООО «ЭРИО» в данном запросе котировок участия не принимал, в связи с чем у Заказчика – ГУ НСО ХОЗУ  отсутствовала возможность предъявить к данной организации какие-либо требования, не указанные в документации о запросе котировок.

Требования, изложенные Заказчиком в документации о закупке «Поставка спецодежды Извещение № 31502892651 опубликованной 27.10.2015. на сайге http.//zakupki.gov.ru/ применялись Заказчиком в равной степени ко всем участникам данной закупки согласно требованиям законодательства. Таким образом, этот довод Заявителя не основан на фактических обстоятельствах дела, а событие нарушения Заказчиком требований законодательства отсутствует.

Довод Заявителя о невозможности установления указанных им требований к участникам данной закупки со ссылкой на п. 16.2 Положения о закупках ГУП ПСО ХОЗУ основан на неправильном применении им норм положения, поскольку согласно п. 16.1. ст. 16 Положения запрос котировок должен содержать следующие сведения:

  1. наименование Заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты Заказчика;
  2. источник финансирования закупки;
  3. форма котировочной заявки;

4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг;

4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;

5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку , страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) максимальная цена договора и обоснование максимальной цены договора в соответствии с настоящим Положением;

9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;

срок и условия оплаты товаров, работ, услуг;

срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;

12) иные требования, предусмотренные Заказчиком.

Таким образом, содержание запроса котировок регулируется положениями п. 16.1 ст. 16 Положения, а не п. 16.2, как ошибочно указывает Заявитель. При этом, согласно пп. 12 п. 16.1 ст. 16 Положения, Заказчик при проведении запроса котировок вправе предусмотреть иные требования.

Ссылка Заявителя на п. 16.2 ст. 16 Положения безосновательна, т.к. эта норма Положения не регулирует содержание запроса котировок, как, видимо, ошибочно полагает Заявитель, а регулирует требования, предъявляемые к котировочной заявке. С учетом изложенного, факт нарушения Заказчиком требований антимонопольного законодательства отсутствует, а жалоба Заявителя - необоснованна.

Кроме того, с учетом того, что 07.10.15, 14.10.15 и 02.11.15 т.е. менее чем за месяц Заявителем в отношении ГУП НСО ХОЗУ было подано три жалобы, при этом две из них (от 07.10.15 и 02.11.15) касались закупочных процедур, в которых Заявитель даже не участвовал, ГУП НСО ХОЗУ считает, что у него имеются серьезные основания полагать, что Заявитель злоупотребляет своим правом на обращение в контролирующие органы.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», ГУП НСО ХОЗУ просит признать жалобу ООО «ЭРИО» необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

27.10.2015г. ГУП НСО ХОЗУ объявлена закупка в форме запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, № 31502892651.

05.11.2015г. согласно информации с официального сайта www.zakupki.gov.ru проведение запроса котировок на поставку спецодежды для нужд ГУП НСО ХОЗУ отменено заказчиком извещением об отказе от проведения закупки.

Согласно п. 16.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ запрос котировок – процедура закупки, при которой информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на электронной площадке и на официальном сайте извещения о проведения запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора.

П. 6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ установлено, что к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

6) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В свою очередь пп. 2 п. 6.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ определено, что при проведении торгов Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, в том числе требование о  наличии опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг. Запрос котировок не может быть отнесен к процедуре торгов согласно пп. 2 п. 5.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ.

Ссылка заказчика на п.16.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ не принимается по следующим основаниям.

Главой 16 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ регламентированы основные положения, требования, действия заказчика при проведении закупки в форме запроса котировок. Исходя из содержания п. 16.1, п. 16.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ у заказчика отсутствует право на определение дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к участникам запроса котировок.

П. 12 Информационной карты Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку спецодежды для нужд ГУП НСО ХОЗУ (далее – Документация) установлены требования, предъявляемые к претендентам на участие в запросе котировок, согласно которым помимо установленных разделом 1 настоящей Документации требованиям к участникам, претендент должен иметь подтвержденный опыт успешных поставок товара за период с 01.01.2012 г. до даты публикации извещения о проведении настоящего Запроса котировок. Под опытом поставок товара подразумеваются договоры/заказы/дополнительные соглашения к договору (Спецификации) на поставку.

П. 14 Документации заказчиком определены документы, включаемые претендентом в состав заявки на участие.

Исходя из содержания пп. 1 п. 14 Информационной карты Документации следует, что в состав заявки на участие необходимо включить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения соответственно двух договоров на поставки одноименных товаров для нужд учреждений и организаций.

В связи с тем, что данное требование может быть предъявлено к участнику только при проведении заказчиком процедуры торгов: открытого конкурса, открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, наличие опыта исполнения поставок не обязательно для участие к запросе котировок и противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ, которым заказчик обязан руководствовать на основании ч.1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также установление заказчиком требования о наличии опыта успешных поставок товара привело или могло привести к сокращению числа потенциальных участников закупки, желающих принять участие, но в связи с несоответствием данному требованию не подавших заявки (в том числе ООО «ЭРИО»), что привело или могло привести к ограничению конкуренции при проведении запроса котировок на поставку спецодежды, и является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей при проведении запроса котировок осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Довод заявителя о наличии в действиях ГУП НСО ХОЗУ нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», несостоятелен на основании следующего.

Ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено недопущение предъявления к  участникам требований, не указанных в документации о закупке. Требование о наличии опыта у претендента на участие в запросе котировок на закупку спецодежды установлено Документацией запроса котировок.

В связи с тем, что Комиссией не установлен факт предъявления ГУП НСО ХОЗУ к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует, следовательно, оснований для возбуждения административного производства не усматривается.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды обоснованной.
  2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Государственному унитарному предприятию Новосибирской области «Хозяйственное управление» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов (внести изменения в Документацию открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку спецодежды для нужд ГУП НСО ХОЗУ путем приведения её в соответствие с Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ).

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 73

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов

11 ноября 2015 г.                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 11.11.2015г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО ХОЗУ) по проведению запроса котировок в электронной форме на поставку спецодежды,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Организатору закупки ГУП НСО ХОЗУ открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку спецодежды совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
  2. С целью устранения нарушений ГУП НСО ХОЗУ необходимо в срок до 01.12.2015г. внести изменения в Документацию открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку спецодежды для нужд ГУП НСО ХОЗУ путем приведения её в соответствие с Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ.
  3. Об исполнении настоящего предписания ГУП НСО ХОЗУ сообщить в Новосибирское УФАС России до 07.12.2015г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны