Решение №Б/н Решение по жалобе ГБУЗ «Городская поликлиника № 20» на дейст... от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ       

 

11 декабря 2014 г.                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 20» на действия заказчика - МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» при проведении открытого конкурса на проведение предварительных и периодических медосмотров для нужд МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» (извещение № 31401680435), в присутствии «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 20» (далее – ГБУЗ «Городская поликлиника № 20») (вх. № 13016 от 02.12.2014 г.) на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» (далее – МУП «ГОРВОДОКАНАЛ») при проведении открытого конкурса на проведение предварительных и периодических медосмотров для нужд МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» (извещение № 31401680435).

Заявитель сообщил следующее.

1. Согласно «Условиям оказания услуг», указанным в информационной карте, соответствующие медицинские услуги должны быть оказаны постоянно действующей врачебной комиссией Исполнителя, включающей в себя врача-психиатра и врача-нарколога, в то время как согласно п. 7 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). Таким образом, участие в оказании данных медицинских услуг врача-­нарколога и врача-психиатра медицинской организации, не являющейся такой специализированной медицинской организацией, представляет собой нарушение федерального законодательства и, следовательно, не может быть подтверждено участником.

2. Заказчик установил неопределенное условие о месте оказания услуг, а именно - нахождение Исполнителя в черте города Новосибирска в зоне удобной транспортной развязки и линии метро (близко от центра города). Понятия «удобная транспортная развязка» и «центр города» являются оценочными, т.е. могут определяться заинтересованными лицами произвольно. Кроме того, местом нахождения юридического лица в соответствии с гражданским законодательством является его юридический адрес, в то время как место оказания соответствующих медицинских услуг медицинской организацией может находиться по другому адресу. Таким образом, данное требование не только не является конкретным, но и сформулировано применительно не к месту оказания услуг, а к месту нахождения организации, которое не имеет значения для исполнения договора.

3. Заказчиком установлено требование к участникам, состоящее в наличии у них опыта выполнения аналогичных по характеру и объему работ и услуг с организациями численностью не менее 1000 человек за последние 3 (три) года. Соответствующее положение является неопределенным, ограничивающим конкуренцию и не обеспечивающим преимущество в конкурсе наиболее квалифицированному и опытному участнику, так как:

1) устанавливает требование не к объему аналогичных работ и услуг, который должен быть выполнен Участником за последние три года, а к численности организации, с которой у него были договорные отношения на эти работы (услуги). Требования же непосредственно к количеству человек, которым были оказаны соответствующие медицинские услуги, Заказчиком не установлено. В то время как очевидно, что для подтверждения опыта участников имеет значение не количество работников их бывших заказчиков, а количество лиц, прошедших соответствующие медицинские осмотры. Таким образом, установленное Заказчиком требование не соответствует его целям (подтверждение опыта участников в оказании аналогичных услуг);

2) устанавливает требование, которое может обеспечить преимущество менее опытному участнику, так как такой приоритет определяется критерием, не имеющим отношения к соответствующему опыту, а именно - наличием договоров на аналогичные услуги с организациями численностью более 1000 человек. Наличие такого договора позволит участнику получить преимущество перед другими участниками, которые за последние три года провели аналогичные медицинские осмотры большему количеству человек но не заключали договоров с контрагентами численностью более 1000 человек.

4. Заказчиком установлено требование о наличии у участника материально-технической базы, подтверждаемой предоставлением справки, форма и содержание которой Заказчиком не установлены. Полагаем, что данное требование является не конкретным, так как не позволяет определить, наличие чего именно в составе материально-технической базы участника должно быть подтверждено, а также какой субъект уполномочен выдать участнику соответствующую справку. Аналогичное замечание применимо и в отношении требования о подтверждении справкой наличия кабинета для проведения флюорографии.

Согласно разделу 7 Положения о закупке МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» критерием оценки заявок на участие в конкурсе может быть квалификация участников процедур, закупок, включая наличие у участника процедур закупки необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора, управленческая компетентность, опыт и деловая репутация.

Податель жалобы полагает, что вышеуказанные положения конкурсной документации (см. п. 3, 4 жалобы) не относятся к подтверждению квалификации участников конкурса, так как не устанавливают требования к их опыту или наличию оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора.

Заказчик открытого конкурса – МУП «ГОРВОДОКАНАЛ» письмом № 13315 от 09.12.2014 г. представил возражения следующего характера.

1. B п. 5 Информационной карты  «Условия оказания услуг» содержится условие о наличии в составе врачебной комиссии психиатра и нарколога.

Основанием для данного условия является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В Приложении N 1 указанного приказа содержится требование: «<5> Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых».

Наряду с этим, необходимо обратить внимание на то, что требование п. 7 ст. 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» Федерального закона от  28.12.2013 г. N 437 «О безопасности дорожного движения» – «Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства)» касается Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и не определяет порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников предприятия, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. B п. 7 Информационной карты указано: «Место оказания услуг: Нахождение медицинского учреждения в черте города Новосибирска в зоне удобной транспортной развязки и линии метро (близко от центра города)». Данная формулировка определяет условие о месте оказания услуг, а не на юридический адрес участника конкурса. Кроме того, ограниченная территория определена зоной линии метро, где существует удобная транспортная развязка и которая приближена к центральной части города. Термин «по линии метро» является общеупотребимым в описании места расположения объекта недвижимости и предполагает «шаговую» доступность станций метро.

Вышеуказанное условие о месте оказания услуг связано с тем, что МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» является предприятием непрерывного технологического процесса, подразделения которого расположены по всему городу Новосибирску, а также в г. Обь, п. Пашино, д.п. Кудряшовский и центральная часть города, определяемая линией метро, обеспечивает минимальные потери рабочего времени, иных затрат при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.

3. В пп. 8 п. 11 Информационной карты установлено требование к участникам закупки: «наличие опыта выполнения аналогичных по характеру объему работ и услуг с организациями численностью не менее 1000 человек за последние 3 (три) года». Данное требование является измеряемым и не запрещается Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 4 . 1 ст. 3)‚ а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ».

4.В пп. 11 п. 11 Информационной карты установлено требование о наличии материально-технической базы, сведения о которой должно подтверждаться справкой.

Данное требование дополняет п. 5 Информационной карты, в котором указаны все необходимые лабораторные и функциональные исследования, и кроме того, установлено  требование, что все необходимые лабораторные и функциональные исследования должны осуществляться исполнителем лично, выполнение работ с привлечением соисполнителей не допускается. Отсюда становится понятным, о наличии какой материально-технической базы необходимо предоставить справку в составе конкурсной заявки.

Кроме вышеизложенного, в соответствии с п.п. 4.3 п. 4 конкурсной документации: «Любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений конкурсной документации направляет разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте».

Таким образом, принципы информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, предусмотренные частью 1 статьи 3  Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ, услуг, соблюдены.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» объявило о проведении открытого конкурса на проведение предварительных и периодических медосмотров для нужд МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ», разместив извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию на соответствующем сайте в сети Интернет (извещение № 31401680435).

Согласно Федеральному Закону от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» разработало, утвердило и разместило на официальном сайте в сети Интернет Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ».

Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

 - место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

1. Пунктом 5 Информационной карты  «Условия оказания услуг» установлено условие о наличии в составе врачебной комиссии психиатра и нарколога.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее – Приказ от 12 апреля 2011 г. N 302н) утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Пункт 27 перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного в приложении N 2 к Приказу от 12 апреля 2011 г. N 302н, устанавливает следующий вид работ: управление наземными транспортными средствами.

Соответственно, водители предприятия проходят плановую медицинскую комиссию в рамках Приказа № 302н от 12.04.2011 г., как лица, работающие с вредными и (или) опасными условиями труда. Для этой категории лиц проводится плановый осмотр у следующих специалистов:

  • невролога;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога;
  • хирурга;
  • дерматовенеролога;
  • *эндокринолог.

Кроме того, согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование проводится с обследованием врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, которое осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). В случае прохождения водителями такого обследования ни один потенциальный участник не сможет предоставить данную услугу, поскольку освидетельствование осуществляется в специализированных медицинских организациях и все иные организации будут находиться в равном положении. Следовательно, прохождение врача-психиатра, врача психиатра-нарколога относится к получению медицинского освидетельствования, что не является предметом оказания медицинских услуг в данном конкурсе.

2. Пункт 7 Информационной карты устанавливает требование «Место оказания услуг: нахождение медицинского учреждения в черте города Новосибирска в зоне удобной транспортной развязки и линии метро (близко от центра города)».

Данный пункт документации соответствует пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках (В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги), соответственно заказчик вправе установить такое требование к месту оказания услуг, употребив общепринятую формулировку по поводу близости к линии метро.

3. Пункт 8 части 11 информационной карты Конкурсной документации содержит требование к участникам закупки: «наличие опыта выполнения аналогичных по характеру и объему работ и услуг с организациями численностью не менее 1000 человек  за последние 3 (три) года». Поскольку проведение медосмотра большого количества людей требует наличия соответствующего опыта, требование заказчика является обоснованным. Данное требование распространяется на всех претендентов конкурса, все находятся в равном положении; оно не противоречит действующему антимонопольному законодательству, и его наличие в аукционной документации не может привести к ограничению конкуренции.

4. Пункт 11 части 11 информационной карты Конкурсной документации содержит требование «наличие материально-технической базы. Подтверждается представлением справки». На рассмотрении жалобы было установлено, что форма справки не утверждена законодательством и формируется исполнителем самостоятельно.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 20» на действия заказчика – муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» при проведении открытого конкурса на проведение предварительных и периодических медосмотров для нужд муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» (извещение № 31401680435) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны