Решение №б\н Решение по жалобе ООО «Дельтатехсервис» на действия заказчик... от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

21 июля 2016г.                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н. П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Калинина О.Ю. – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рябышева Ю.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дельтатехсервис» (далее по тексту – ООО «Дельтатехсервис») на действия заказчика - акционерного общества «Новосибирский механический завод «Искра»» (далее по тексту – АО «НМЗ «Искра») при проведении одноэтапного запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) (извещение № 31603842749)., в присутствии:

заявителя: ООО «Дельтатехсервис» -  «..» (представитель по доверенности № б/н от 20.06.2016г.), «…» (представитель по доверенности № б/н от 21.07.2016г.);

заказчика: АО «НМЗ «Искра» - «…» (представитель по доверенности № 132 от 19.07.2016г.), «..,» (представитель по доверенности № 131 от 19.07.216г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Дельтатехсервис» (вх. № 6327 от 12.07.2016г.) на действия заказчика АО «Новосибирский механический завод «Искра» при проведении одноэтапного запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) (извещение № 31603842749).

Заявитель сообщает, что в указанной закупке АО «НМЗ «Искра» предъявляет требование к участникам закупки, касающееся наличия специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, а именно - «Наличие допуска, выданного СРО, к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Заявитель считает данное требование неправомочным, устанавливающим необоснованные конкурентные ограничения, в связи с чем были дважды поданы запросы на разъяснение указанных требований в адрес организатора закупки. Организатором закупок были даны ответы на данные запросы на разъяснения, однако, текст ответов не отвечает существу запросов и не обосновывает выставление требований организатора к участникам закупок, касающихся наличия специальный допусков и разрешений.

Урегулировать данный вопрос без подачи заявления в ФАС не представилось возможным, ввиду того, что оператор электронной площадки отказывается признавать нарушение законодательства.

На основании изложенного, заявитель считает действия заказчика закупки путём проведении одноэтапного запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) неправомерными и противоречащими принципам норм Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Жалоба ООО «Дельтатехсервис» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

АО «НМЗ «Искра» представило следующее возражение на жалобу.

30.06.2016 на сайте электронной площадки etprf.ru и официальном сайте РФ была размещена закупка на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов), №Извещения - 31603842749, начальная (максимальная) цена договора - 148 279,98 руб.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке, указанного в документации, 12.07.2016г. поступило 5 заявок на участие. При этом заявки от ООО «Дельтатехсервис» подано не было.

На основании п. 1.6 Приложения №1 к Информационной карте закупочной документации Заказчиком устанавливается требование о наличии у участников процедуры закупки допуска, выданного СРО, к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждающееся посредством предоставления копии действующего свидетельства с приложением в составе заявки на участие.

Указанное требование опубликовано со ссылкой на Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 №624 «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств». Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем и подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами, требование о допуске к которым было установлено Заказчиком в документации, присутствуют в указанном Перечне.

Согласно п.4 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Вместе с тем, согласно п. 2 Приказа от 30.12.2009г. №624, в данный перечень не включаются работы в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии с п. 4 указанной статьи, разрешения не требуются на изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Проектирование автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, как комплекс мер направленных на предотвращение возникновения пожара, а также на обеспечение безопасности людей и защите имущества при пожаре, предполагает, что внесенные изменения будут влиять на характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

Также, в отношении работ по подготовке проектов внутренних слаботочных систем (п. 4.4. Раздела 2 Приказа от 30.12.2009 №624) Приказ содержит пояснение, что данный вид работ требует получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного Кодекса РФ, а именно на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Объект капитального строительства, на котором будут выполняться работы, определенные в предмете запроса предложений (здание №216) зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов, следовательно, указанные работы на нем могут производиться только при наличии допуска к данному виду работ.

В своих пояснениях общество поясняет, что данное здание используется для изготовления и хранения взрывчатых материалов промышленного назначения и боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов) и выполнение работ несоответствующего качества и организациями, чья гражданская ответственность за причиненный вред третьим лицам никак не застрахована, несет негативные последствия, угрожающие жизни и здоровью людей, имуществу предприятия а также приводит к возможности остановки основного производства, и как следствие убыткам Общества.

Необходимо отметить, что все поданные заявки на участие (от пяти Участников процедуры закупки) полностью соответствуют данному требованию, в части наличия допуска к работам, что свидетельствует об отсутствии со стороны Заказчика ограничения участия в процедуре закупки путем установления необоснованных требований в закупочной документации.

АО «НМЗ «Искра» считает, что при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицированного отбора на право заключения договора на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) Заказчик руководствовался нормами федерального законодательства в сфере закупок, нормами антимонопольного законодательства, Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», а также положениями закупочной документации, которые были применены в равной степени ко всем участникам процедуры закупки.

На основании вышеизложенного, АО «НМЗ «Искра» просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области признать жалобу ООО «Дельтатехсервис» необоснованной.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, вышеуказанные доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Акционерное общество «Новосибирский механический завод «Искра» в своей закупочной деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Единым Положение о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" 18.03.2015г.

30.06.2016г. в единой информационной системе в сфере закупок – официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) от  АО «НМЗ «Искра» было размещено извещение № 31603842749 Запрос предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов).

Пунктом 4.5.1 раздела 4.5. документации о закупке по открытому одноэтапному запросу предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) (далее по тексту – документация о закупке) установлены общие требования к заявке, такие как: участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разд. 7 настоящей документации, предоставив полный пакет документов согласно перечню, определенному в приложении 3 к информационной карте

В соответствии с разделом 10.4 Единого Положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», при проведении закупок к участникам процедуры закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях предусмотренных Положением, могут предъявляться также дополнительные и/или квалификационные требования.

Согласно пп. 2 п. 10.4.3. Положения участники процедуры закупки должны соответствовать обязательным требованиям, в том числе, отвечать требованиям, установленным в соответствии с законодательством, если законодательством установлены специальные требования, касающиеся исполнения обязательств по предмету договора.

Частью 5.1. раздела 5 установлены общие требования к участникам закупки. П. 5.1.3 устанавливает, что полный перечень обязательных требований к участникам закупки указан в п. 15 информационной карты; в п. 16 информационной карты помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать участники закупки (обязательные и дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с приложением № 1 к информационной карте).

Пунктом 1.6 информационной карты установлено следующее требование к участникам закупки: наличие специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора. Формой документа, подтверждающей соответствие требованиям является наличие допуска, выданного СРО, к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с приложением:

- на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (включая особо опасные и технически сложные объекты, кроме объектов использования атомной энергии): раздел II. Виды работ по подготовке проектной документации:

- п. 4.4. работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем;

- п. 4.5. работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами (приказ от 30.12.2009 г. № 624 МинРегионРазвития РФ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»).

Также к составу заявки на участие в закупке установлены, в соответствии с приложением № 3 к информационной карте, следующие требования (пункт 13, дополнительная часть). Наличие допуска, выданного СРО, к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с приложением: - на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (включая особо опасные и технически сложные объекты, кроме объектов использования атомной энергии): раздел II. Виды работ по подготовке проектной документации:

- п. 4.4. работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем;

- п. 4.5. работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами (приказ от 30.12.2009 г. № 624 МинРегионРазвития РФ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»).

Данные подтверждаются посредством предоставления копии действующего свидетельства с приложением в составе заявки на участие.

Таким образом, наличие указанного выше свидетельства СРО является обязательным требованием к допуску заявки на участие в запросе предложений.

 

04.07.2016г. заявитель в адрес заказчика направил запрос с разъяснениями, в котором указал следующее.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее - Приказ) устанавливается, в частности, перечень видов работ по подготовке проектной документации, требующих наличие специального разрешения о допуске к работам (свидетельство СРО). Однако, в п. 2 Приказа сказано, что утверждаемый Перечень не распространяется на объекты, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Часть 17 статьи 15 Кодекса в свою очередь гласит (цитата): 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В связи с тем, что работы, предусмотренные запросом предложений, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности объекта, требование п. 1.6. Приложения №1 к Информационной карте Документации о закупке по открытому одноэтапному запросу предложений, устанавливающее необходимость наличия у участника запроса котировок наличия Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является неправомочным. Заявитель просит внести соответствующие изменения в Документацию о закупке.

Заказчик АО «НМЗ «Искра» указало следующее.

В соответствии с п. 11 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ и Федеральным Законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предприятие относится к особо опасным объектам.

В закупочной документации обществом было затребовано предоставление Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее п. 4.4; 4.5. Данные виды и группы работ требуют получение Свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

08.07.2016г. заявитель повторно направил запрос разъяснений, где просил обратить внимание на то, что статья 48.1 Градостроительного Кодекса РФ перечисляет объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, но не устанавливает, что при выполнении проектных работ лицо, выполняющее данные работы, должно иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В то же время п. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса определяет какие виды работ по подготовке проектной документации требуют наличие такого свидетельства, и ссылается на Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624, который указывает, что на данный вид работ не требует наличия свидетельства СРО.

Заказчик в ответе на запрос указал, что строительный объект (здание 216(левая половина, участок изготовления капсюлей- детонаторов) подпадает под действие п.п. 11(a) п.1 ст.48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Соответственно, согласно п.4 ст. 48 ГрК РФ, необходимые заказчику виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень таких видов работ определен  Приказом Министерства экономического развития № 624 от 30.12.2009 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ).

Согласно Приказу МинРегион развития РФ, виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично).

В пункте 2 указанного Приказа поименованы объекты, в отношении которых виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту не включены в Перечень. Среди указанных объектов названы, в том числе, объекты, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Кодекса, в которой упоминаются как объекты - гараж, киоски, навесы и др., так и виды деятельности - строительство, реконструкция, капитальный ремонт.

Исходя из системного анализа норм пункта 2 Приказа, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, поименованных в пункте, получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, не требуется. В остальных случаях при выполнении работ, включенных в Перечень, в силу части 2 статьи 52 Кодекса, получение свидетельства о допуске требуется независимо от того, выполняются ли они при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.

Так, частью 4 раздела II Перечня установлены работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий, в частности, 4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами, которые требуют наличия допуска к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства, а также п. 10 – выполнение работ по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Таким образом, для выполнения работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании, которое относится к особо опасным объектам, требуется наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, требования заказчика о наличии такого свидетельства правомерно, нарушения порядка организации и проведения торгов не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст.18.1Федерального закона от 26.07.2006 года, № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу жалоба ООО «Дельтатехсервис» на действия заказчика –акционерное общество «Новосибирский механический завод «Искра» при проведении одноэтапного запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по проектированию автоматической системы пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании 216 (левая половина, участок изготовления капсюлей-детонаторов) (извещение № 31603842749) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны