Решение №Б\н Решение по делу № 02-01-49-10-15 в отношении ОАО «Городские ... от 7 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-49-10-15

Резолютивная часть решения оглашена  18.11.2015                             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено   01.12.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителя ответчика: ОАО «Городские газовые сети» - «..» по доверенности № 23/15 от 16.09.2015 г., «…» по доверенности № 22/15 от 09.10.2015 г.

в отсутствие заявителя гр. «…»., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение об отложении рассмотрения дела № 02-13-49-10-15 от 22.10.2015г. направлено письмом исх. № 02-10764 от 27.10.2015г., что подтверждается почтовым отправлением № 63001188258862),

рассмотрев дело № 02-01-49-10-15 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Городские газовые сети» (ИНН 5406526153, адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, д.113; далее – ОАО «Городские газовые сети») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Прокуратуры Новосибирской области поступили материалы проверки с жалобой гр. «…» на действия ОАО «Городские газовые сети», выразившееся в уклонении от заключения договора подключения к газораспределительным сетям объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Новосибирск, СНТ «Садовод-Любитель», ул. Яблочная, д.6, и выдачи технических условий.

В результате рассмотрения указанных материалов Новосибирским УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

Заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Яблочная, д.6. В сфере газоснабжения данная территория находится в зоне деятельности филиала ОАО «Городские газовые сети».

22.04.2015г. гр. «…» обратилась в ОАО «Городские газовые сети», с заявлением о выдаче технических условий на газификацию жилого дома.

Заявителем было получено письмо от ОАО «Городские газовые сети исх. № 392 от 06.05.2015г., которое содержит отказ в выдаче технических условий в связи с дефицитом пропускной способности.

Заявитель просит провести проверку обоснованности отказа в выдаче технических условий.

Новосибирским УФАС России были направлены запросы информации в адрес ОАО «Городские газовые сети» (исх. № 02-6650 от 01.07.2015г., №02-7422 от 22.07.2015г., 02-7423 от 22.07.2015г.).

В ответ на запросы Новосибирского УФАС России ОАО  «Городские газовые сети» сообщило следующее.

На основании выданных ОАО «СибирьГазСервис» технических условий № 1649 от 10.06.2009г., был разработан проект от газопровода высокого давления, 1 ГРПШ, ГНД с гидравлическим расчетом диаметров распределительного газопровода низкого давления  на максимальную пропускную способность 85 м3/час на подключение жилых домов. На данный момент техническая возможность подключения новых абонентов полностью исчерпана.

В результате рассмотрения обращения гр. «…».  в отношении ОАО  «Городские газовые сети» и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 14.11.2014) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя.

ОАО «Городские газовые сети» на запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 02-8633 от 24.08.2015г.) не предоставило сведения о максимальных часовых объемах потребления природного газа в разрезе всех потребителей газа от газопровода высокого давления, предназначенного для газоснабжения жилых домов СНТ «Садовод-Любитель». Таким образом, факт отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) жилого дома гр. «…»  расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Яблочная, д. 6, к сети газораспределения ОАО «Городские газовые сети» документального подтверждения не имеет.

В п.15 Правил указано, что в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

П. 16, п. 17 Правил предусмотрено, что в случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий. В случае если региональная программа газификации не утверждалась и специальная надбавка к тарифам на услуги исполнителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям не установлена, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

Согласно п. 24 Правил после получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 14 дней обязан выдать заявителю технические условия.

ОАО «Городские газовые сети» в письме исх. № 392 от 06.05.2015г. гр. «…» указало, что подключение к газораспределительным сетям ОАО «Городские газовые сети», в текущем году, не предоставляется возможным, ввиду наличия дефицита пропускной способности системы газоснабжения СНТ «Садовод-Любитель». Информацией о сроках выполнения мероприятий по устранению дефицита пропускной способности указанной газораспределительной сети ОАО «Городские газовые сети» не располагает.

Также Общество порекомендовало заявителю обратиться в ОАО «Городские газовые сети» с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту с возмещением расходов ОАО «Городские газовые сети» либо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство ЖКХ и энергетики НСО) с просьбой о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) его дома к сети газораспределения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (далее - № 69-ФЗ), организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно ст. 21 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам, следовательно, ОАО «Городские газовые сети», осуществляя в настоящее время эксплуатацию газораспределительной системы, принадлежит к субъектам естественной монополии.

 Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по транспортировке газа хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе транспортировки газа, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере газоснабжения, поскольку получение услуг по транспортировке газа через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Транспортировка газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ОАО «Городские газовые сети», оказывающее услуги по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям) Общества, является субъектом рынка по транспортировке газа.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Городские газовые сети») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ОАО «Городские газовые сети» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Городские газовые сети» на праве собственности или ином законном основании. 

В соответствии с частью 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

С учетом изложенного, в действиях ОАО «Городские газовые сети» присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче технических условий гр. «…»

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 248 от 24.09.2015 в отношении ОАО «Городские газовые сети» возбуждено дело № 02-01-49-10-15.

18.11.2015 г. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители ответчика пояснили, что в настоящий момент с заявителем договор не заключен. Также ответчиком в подтверждение отсутствия технической возможности подключения объекта заявителя представлены дополнительные документы.

Комиссия Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела установила следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 14 Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 14.11.2014) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Правила № 1314) основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-01-49-10-15 от 22.10.2015г. у ОАО «ГГС» были запрошены следующие документы:

- копии всех запросов о предоставлении технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения низкого давления на площадке СНТ«Садовод-Любитель»  в период с 2014 г. по октябрь 2015 г.;

- копии всех ответов (выданных технических условий, отказов в выдаче ТУ и иных)  по результатам рассмотрения указанных в п. 3.1.  определения запросов;

- детальный расчет пропускной способности сети газораспределения высокого давления на площадке СНТ«Садовод-Любитель» с указанием почасового расхода газа  по всем потребителям, в том числе перспективным; 

- информацию о фактически присоединенных потребителях к сети газораспределения высокого давления на площадке СНТ «Садовод-Любитель» и перспективных потребителях согласно выданных ТУ, с приложением подтверждающих документов.

ОАО «ГГС» были представлены запрошенные документы.

Согласно представленной справке ОАО «ГГС» от 09.11.2015г. неспособность газораспределительной сети обеспечить бесперебойное газоснабжение новых потребителей подтверждается заключением ООО «СпецПроект» от 30.07.2015 № 184. На данный момент готовится техническое задание на определение мероприятий, необходимых для увеличения пропускной способности газораспределительной сети. Ориентировочный срок обеспечения технической возможности подключения новых потребителей – 2017 год.

Согласно служебной записке ОАО «ГГС» от 02.03.2015 подключение новых домовладений, не имеющих ТУ и не включенных в список домов, которым ОАО «ГГС» обязалось выполнить подключение при передаче газораспределительной сети от кооператива, не представляется возможным.

По состоянию на 02.03.2015 на указанной площадке подключено 47 абонентов. Проектная пропускная способность сети – 85 м3/час. Количество домовладений, на газоснабжение которых выданы ТУ, но домовладение не подключено – 10. Перспективный расход 35 м3/час. Количество домовладений, включенных в список домов, которым ОАО «ГГС» обязалось выполнить подключение при передаче газораспределительной сети от кооператива и не выданы ТУ – 5. Перспективный расход 12,5 м3/час. Расход по фактической и перспективной нагрузке превышает проектную пропускную способность.

Учитывая вышеизложенное, а также на основании анализа представленных ОАО «ГГС» документов, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что ответчик документально подтвердил отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) жилого дома гр. «…»., расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Яблочная, д. «…», к сети газораспределения. В связи с этим отказ ОАО «ГГС» в выдаче гр. «…» технических условий является обоснованным и соответствует положениям п. 14 Правил № 1314. При таких обстоятельствах действия ответчика нельзя квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением, в связи с этим дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

В силу п.2 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 02-01-49-10-15 от 24.09.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Городские газовые сети» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны