Решение №б\н Решение по делу №07/16 в отношении ООО «Лента» от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 07/16

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2016 г

Решение в полном объеме изготовлено «21» апреля 2016 г.                                         г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы - И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,                              

рассмотрев дело № 07/16, возбужденное по факту размещения в каталоге товаров «Лента. Новосибирск» № 15 информации об акции на средство по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров «Gliss Kur», 200 мл. по цене 145 руб., действующей в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015г., с признаками нарушения:

- п. 3 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара,

в присутствии:

заявителя – физическое лицо «…» (не явился, уведомлен надлежащим образом), 

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Лента» - представителя, директора торгового комплекса «…» (Доверенность № 4-2485 от 10.08.2015 г.), 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх.№7316 от 07.08.2015г.), по факту размещения информации в каталоге товаров «Лента» информации об акции на средство по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров «Gliss Kur», 200 мл. по цене 145 руб., действующей в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015г.

Согласно указанному обращению, 02.08.2015 г. заявитель, приехал в гипермаркет «Лента», расположенный по адресу: г. Новосибирске, Гусинобродское шоссе, д. 64, с целью приобретения средств по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров «Gliss Kur», 200 мл., предварительно ознакомившись с предложением из электронного каталога №15, размещенном на сайте сети торговых комплексов «Лента», действующим в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г., а также распространяемом непосредственно в гипермаркетах «Лента» путем раскладки на соответствующих стойках.

В рассматриваемом каталоге в период его действия указывалось, что «средство по уходу за волосами «Gliss Kur» - экспресс- кондиционер 200 мл», стоит 149 руб. 99 коп. вместо обычной цены 250 руб. 09 коп.».

Заявитель, 30.07.2015 г. в гипермаркете «Лента» (адрес: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д. 64), приобрел 3 разных упаковки экспресс-кондиционера «Gliss Kur» емкостью 200 мл., каждый из которых был продан по 149 руб. 99 коп.

02.08.2015

На стойке информации гипермаркета заявителю пояснили, что акция распространяется не на все экспресс-кондиционеры «Gliss Kur», 200 мл. При этом, в каталоге указано, что за 149 руб. 99 коп. продаются экспресс-кондиционеры «Gliss Kur», 200 мл, в ассортименте, при этом каких-либо конкретных видов не указывалось. Из этого заявителем был сделан вывод, что все экспресс-кондиционеры «Gliss Kur», объемом 200 мл. продаются по цене 149 руб. 99 коп. Уверенность заявителя в этом подтвердила покупка 3 разных упаковок экспресс-кондиционера «Gliss Kur», 200 мл, стоимостью 149 руб. 99 коп. за штуку, сделанная 30.07.2015 г.

Заявитель обратился устно и с заявлением на стойку информации с просьбой вернуть разницу цены товара в размере 106 руб. 80 коп. (256,79 - 149,99 = 106,80), на что получил отказ.

  По мнению заявителя, он, как потребитель, был введен в заблуждение информацией содержащейся в каталоге, о цене приобретенного товара, что указывает на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Заявителем представлен рекламный каталог, копия чека, претензия.

Новосибирским УФАС России в соответствии с материалами дела установлено, что в  каталоге товаров «Лента. Новосибирск» № 15 размещалась информация, в том числе следующего содержания:

 «Средство по уходу за волосами «Gliss Kur», в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%».

Информация, указанная внизу страницы каталога: «Предложение действительно по карте «Лента» с 30 июля по 12 августа 2015 года при наличии товара в гипермаркете. Товары имеют необходимые сертификаты. Подробности условий акции в гипермаркетах «Лента». Реклама. Только для распространения в гипермаркетах «Лента».

Согласно ст.3 Закон о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 Таким образом, вышеуказанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем требованиям определения рекламы: привлекает внимание к объектам рекламирования – товарам, реализуемым в сети гипермаркетов, с указанием их потребительских свойств, цены, юридическому лицу, который осуществляет торговлю рекламируемыми товарами, т.е. в полной мере соответствует всем признакам понятия «реклама».       

  Согласно  п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В силу п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ответу на запрос антимонопольного органа, представленному ООО  «Лента» (вх. № 9071 от 01.10.2015г.), рассматриваемый каталог распространялся в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015г. в сети гипермаркетов «Лента» в г. Новосибирске.

Сниженные цены в указанный период действовали в отношении определенного ассортимента экспресс-кондиционеров «Gliss Kur», в том числе в гипермаркете «Лента» по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64:.

1) Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Аква Уход (Словения) 200мл.;

2) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Глубокое восстановление+сыворотка (Словения) 200мл.;

3) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Million Gloss (Россия) 200мл.;

4) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальный ОН эликсир (Словения) 200мл.;

5) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальное восстановление (Словения) 200мл.;

6) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальный объем (Словения) 200мл.;

7) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Hair Repair Oil Nutritive для длинных/секущихся волос (Германия) 200 мл.

Кроме указанных товаров в ассортименте гипермаркета был представлен товар, не участвующий в акции - Экспресс-кондиционер «GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair» для сухих/поврежденных волос (Германия) 200 мл.

Скидка - 40% в период с 30.07.2015г. по 12.08.2015 г. распространялась на указанный ассортимент товаров под п.п. 1-7. С учетом данной скидки стоимость указанного товара вместо регулярной цены в 250 рублей 09 копеек в период действия акции составляла 149 рублей 99 копеек.

ООО «Лента», проводя рекламные акции, самостоятельно определяет Товары, на которые может быть предоставлена скидка и размер этой скидки. В связи с ограниченной площадью, отведенной для каждого объявления, в случае, если скидка может быть предоставлена на несколько аналогичных товаров, в информационном буклете делается соответствующая надпись - «в ассортименте». В период проведения акции, скидка была представлена на определенный ассортимент товаров из числа экспресс-кондиционеров «GLISS KUR».

В соответствии с информацией в каталоге, подробности условий акции, в том числе сведения о конкретном ассортименте товара, участвующем в акции, доводилась до покупателей непосредственно в гипермаркете «Лента», а именно: товары, участвующие в акции, были выделены среди прочих товаров, путем установки специальных ценников красного цвета, а также обособленным расположением (в специально установленных местах).

Согласно пояснениям Общества, представленные фотографии акционного товара, подтверждают данные обстоятельства.

На экспресс-кондиционер «GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair» д/сух/повреж волос (Германия) 200 мл., как и на экспресс-кондиционер «GLISS KUR Экстремальный объем» (Словения) 200мл., не участвующие в акции, действовала регулярная цена в размере 256 рублей 79 копеек. Указанные товары располагались отдельно от акционных Товаров и сопровождались ценниками желтого цвета (также представлены фотографии ценника на данный товар).

По факту непредоставления заявителю скидки в размере - 40% в период действия акции на экспресс-кондиционер «GLISS KUR» Общество сообщило, что 02.08.2015 г. при приобретении экспресс-кондиционера «GLISS KUR Глубокое восстановление+сыворотка» (Словения) 200 мл. в гипермаркете «Лента» по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64 заявителю была предоставлена скидка, заявленная в листовке.

На экспресс-кондиционер «GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair для сухих/поврежденных волос» (Германия) 200 мл. скидка в размере - 40% предоставлена быть не могла, так как данный товар не входил в ассортимент, участвующий в акции, располагался не на выделенных местах и сопровождался регулярным ценником.

Согласно пояснениям Общества, представленным в соответствии с Определением об отложении дел № 07/16 от 29.02.2016 г. (вх. № 1368 от 05.04.2016 г.), при отсутствии формализованного порядка установления розничных цен, ценообразование в Обществе подчиняется следующим принципам:

- лицо, ответственное за ассортимент товаров в определенной категории (Категорийный менеджер, КМ) в рамках своей категории управляет процессом ценообразования. При этом в отсутствие обстоятельств дефицита, спекулятивного роста цен или иных внешних неблагоприятных факторов, он имеет возможность принимать во внимание конкурентную среду, с целью реализации маркетинговой политики Общества “ценовое лидерство”;

- в случае накопления излишков продукции на складах Общества, падения спроса на товары, сезонных колебаниях спроса категорийный менеджер имеет возможность снижать наценку и даже применять минусовую наценку, чтобы увеличить ротацию данных товаров.       

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает данные доводы, в связи со следующим.       

Согласно "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению;

торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети.

структура ассортимента товаров - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Совокупностью товаров являются класс, группа, вид товаров.

Согласно материалам дела у Общества в продаже в период действия акции имелся в продаже экспресс-кондиционер «Gliss Kur», 200 мл. следующего торгового ассортимента (Таблица № 1):

 

Наименование продукции

Регулярная цена (руб.)

Акционная цена (руб.)

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair для сухих/поврежденных волос (Германия) 200мл

250,09

-

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальное восстановление (Словения) 200мл

250,09

149,99

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальный ОН Эликсир (Словения) 200мл

250,09

149,99

Экспресс -Кондиционер GLISS KUR Million Gloss (Россия) 200МЛ

250,09

149,99

Экспресс- Кондиционер GLISS KUR Глубокое восстановление + сыворотка (Словения) 200мл

250,09

149,99

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Hair Repair Nutritive для длинных/секущихся волос (Германия) 200 мл

250,09

149,99

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Аква Уход (Словения) 200м

250,09

149,99

Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальный Объем (Словения) 200мл

250,09

-

Родовым понятием, в данном случае, является товар марки «GLISS KUR», а иная информация являются разновидностью товарной группы экспресс-кондиционера, определенными своими особенностями, признаками, отличительными характеристиками.

Исходя из визуального анализа рассматриваемого рекламного изображения товара, указанного в рекламном каталоге, с учетом его смысловой (текстовой) нагрузки, в том числе текста: «Средство по уходу за волосами «Gliss Kur», в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл…», потребителем был сделан вывод о том, что акция распространяется на всю серию экспресс-кондиционеров объемом  200 мл. марки «Gliss Kur», представленную в магазине. Однако фактически, рассматриваемая акция распространялась не на весь ассортимент экспресс-кондиционеров объемом  200 мл. марки «Gliss Kur», имеющийся в продаже у Общества, а только на ее часть.       

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.   

В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

С учетом содержащейся в рекламе совокупной информации, реклама ввела потребителя в заблуждение в отношении отнесения цены 149 рублей 99 копеек ко всему ассортименту экспресс-кондиционеров объемом 200 мл. марки «Gliss Kur», в том числе в отношении цены  приобретаемого им товара. Фактически,  несмотря на наличие карты постоянного покупателя,  заявителю не была предоставлена возможность приобретения выбранного им товара, не принимающего участие в акции, но  входящего в указанный ассортимент продукции, по заявленной в рекламе цене. В действительности  цена товара оказалась большей, чем рассчитывал потребитель, и составила 256,79 рублей.

При этом, ООО «Лента» (вх. № 3195 от 13.04.2016 г.) представлена таблица, в которой цена экспресс-кондиционера «GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair» для сухих/поврежденных волос (Германия) 200мл., не участвующего в акции составила 250,09 руб.

 Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований п.п. 3, 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение указанных требований Закона о рекламе несёт рекламодатель (ч.6 ст.38 Закона о рекламе).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права № 54АГ 485083 деятельность в нежилом помещении по адресу:  г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64 осуществляет ООО «Лента», о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8.12.2008 г. была сделана запись регистрации № 54-54-01\453\2008-196.

С учетом изложенного, принимая во внимание представленные документы и пояснения, таким лицом является ООО «Лента».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Лента», Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать информацию, размещенную в каталоге товаров «Лента. Новосибирск» №15 (срок действия с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г.) в том числе следующего содержания:

 «Средство по уходу за волосами «Gliss Kur», в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%», ненадлежащей рекламой,

а Общество с ограниченной ответственностью «Лента» (ИНН 7814148471; 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112) нарушившим требования:

- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

2. Выдать ООО «Лента» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.                  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ № 07/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

21 апреля 2016 г.                                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина

члены Комиссии:

Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,                              на основании своего решения от 21 апреля 2016 г. по делу № 07\16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в каталоге товаров «Лента. Новосибирск» №15 (срок действия с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г.) в том числе следующего содержания:

«Средство по уходу за волосами «Gliss Kur», в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Лента» (ИНН 7814148471; 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением:

- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, в том числе рекламы, указанной выше.

2. ООО «Лента» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 мая 2016 г.

В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны