Решение №Б\н Решение по жалобе ООО «ЭРИО» на действия организатора закуп... от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

22 января 2016г.                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» (далее – ООО «ЭРИО») на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО ХОЗУ) по проведению запроса котировок в электронной форме на поставку офисной бумаги, в присутствии представителя ООО «ЭРИО» - «…» (доверенность от 19.01.2016г.), представителя ГУП НСО ХОЗУ – - «…» (доверенность от 11.01.2016г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 138 от 13.01.2016г.) ООО «ЭРИО» на действия организатора закупки – ГУП НСО ХОЗУ по проведению запроса котировок в электронной форме на поставку офисной бумаги.

Заявитель сообщает следующее.

Ознакомившись с положением о закупках ГУП НСО ХОЗУ, а также с Документацией открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031), ООО «ЭРИО» обнаружило, что Заказчиком нарушаются требования п. 2 ч. 10 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 6 части 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) указано, что котировочная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Аналогичные требования содержатся в п. 13 раздела 4 «Информационная карта» Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) и в п. 6 раздела 16.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО ХОЗУ) от 15.01.2015г.

В п. 2.4. проекта контракта, который является неотъемлемой частью Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031), указано, что Поставщик при поставке предоставляет сертификаты на товар.

В соответствии с ч. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Участник закупки может не иметь в своем наличии необходимый для поставки товар в силу того, что он не может быть уверен в том, что по итогам проведения открытого запроса котировок договор будет заключен именно с ним.

            Предварительное приобретение товара участником закупки экономически неэффективно.

Установленное в Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) и Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО ХОЗУ) от 15.01.2015г. требование относительно необходимости предоставления сертификатов на товары в составе заявки является избыточным и влечет за собой ограничение количества участников закупки, так как на данном этапе участники закупки могут не располагать необходимым для поставки товаром и сертификатами на такой товар.

Аналогичные выводы содержатся в Решении Московского УФАС России от 09.11.2015 по делу № 1-00-1877/77-15.

Следует отметить, что в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации либо едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии») отсутствует офисная бумага.

Таким образом, заказчик не имеет право требовать от поставщика сертификат на товар, даже при осуществлении его приемки.

В Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) не указано какие именно документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен предоставить участник закупки в составе своей заявки.

Таким образом, Заказчик предъявляет к участникам закупки требование о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, что приводит или может привести к недопущению или устранению конкуренции.

В пункте 7 части 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) указано, что при снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, предложивший такую цену, при направлении котировочной заявки обязан представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.

Аналогичные требования содержатся в п. 7 раздела 16.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО ХОЗУ) от 15.01.2015г.

В соответствии с ч. 3 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) закупочная комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, а также в случае, если при снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, предоставленные Заказчиком сведения о расчете предлагаемой цены договора и её обоснования закупочной комиссией признаны недостоверными.

Аналогичные основания для отклонения котировочных заявок установлены в п. 16.5.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО ХОЗУ) от 15.01.2015г.

В Документации о проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503177031) и Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО ХОЗУ) от 15.01.2015г. не указано в какой Форме (требования к её содержанию) участник закупки должен предоставить расчет предлагаемой цены договора, порядок её обоснования (требования к порядку), при снижении НМП на 25 % и критерии по которым закупочная комиссия планирует оценивать (признавать их достоверными или недостоверными) представленные участниками закупок расчеты и обоснования предлагаемой цены договора.

Таким образом, Заказчик предъявляет к участникам закупки требование о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, планирует проводить их оценку по критериям, не предусмотренным документацией о проведении открытого запроса котировок, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Жалоба ООО «ЭРИО» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ГУП НСО «ХОЗУ» представило следующее возражение на жалобу (№ 318 от 19.01.2016г.).

По мнению ГУП НСО ХОЗУ, данная жалоба необоснованна и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

  1. Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее - ГУП НСО ХОЗУ), согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - «Закон о закупках»), относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика, содержащий требования к закупке, в том числе - порядок подготовки проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 ФЗ Закона о закупках).

Приказом контрольного управления Новосибирской области № 128 от 31.05.2013 года утверждены методические рекомендации о порядке закупок товаров, работ, услуг (далее - Методические рекомендации) государственными унитарными предприятиями Новосибирской области, государственными автономными учреждениями Новосибирской области, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Новосибирской области превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с методическими рекомендациями Государственным унитарным предприятиям Новосибирской области, в уставном капитале которых доля участия Новосибирской области превышает пятьдесят процентов (далее - заказчики), при осуществлении закупок необходимо руководствоваться Положением о закупках, соответствующим Типовому Положению о закупке товаров, работ, услуг заказчиков (далее - Типовое Положение).

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ, разработано в соответствии с Типовым Положением о закупке товаров, работ, услуг заказчиков (утв. Приказом № 128 от 31.05.2013 г.), которое является обязательным для государственных унитарных предприятий Новосибирской области.

Согласно методическим рекомендациям при утверждении заказчиками собственного положения о закупках не могут быть изменены его суть и значение, и нивелировано его действие.

При утверждении Заказчиком Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ от 13.01.2015 года (приказ № 3 от 13.01.2015 г.) Заказчик не вправе изменить суть Типового Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчиков.

Закупочная деятельность ГУП НСО ХОЗУ должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

П. 16.2 Положения установлены требования, предъявляемые к котировочной заявке.

В соответствии с пп. 6 п. 16.2 к котировочной заявке должны прилагаться копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­эпидемиологических заключений регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, данные требования пп. 1 п. 13 раздела 4 Конкурсной документации на проведение открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее - «Конкурсная документация»), согласно которым участник представляет в состав заявки копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.) воспроизводят нормы Положения.

Таким образом, ГУП НСО ХОЗУ не нарушило Закон о закупках, Положение о закупках и конкурсной документации, так как требование о предоставлении копий документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены в Положении о закупке.

Аналогичные выводы содержатся в решении УФАС по Приморскому краю по делу № 119-Т/04-2015 от 28.12.2015 года.

Таким образом, доводы заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требования о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), поскольку данные документы передаются одновременно с поставляемым товаром, ГУП НСО ХОЗУ считает необоснованным в силу следующего.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимального широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Заказчик самостоятельно определяет свои потребности в товарах, работах, услугах, следовательно, в целях удовлетворения данных потребностей вправе установить требования к участникам для выявления того участника закупки, который в наибольшей степени будет соответствовать требованиям заказчика.

Аналогичные выводы содержатся в решении УФАС по делу № 121T/04-2015 от 13.01.2016 года.

В указанном решении УФАС указало, что довод заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требования о предоставлении декларации о соответствии, сертификатов соответствия на поставляемый товар, поскольку данные документы передаются одновременно с поставляемым товаром, Комиссия УФАС считает необоснованным. На основании ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия признала жалобу необоснованной.

Кроме того, Заказчиком установлено требование, что котировочная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ, установлены такие требования к такой продукции.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции» офисная бумага не подлежит сертификации.

Таким образом, согласно данному постановлению и требованиям Документации ГУП НСО ХОЗУ, участники закупки не обязаны предоставлять сертификаты на товар. Таким образом, права ООО «ЭРИО» не нарушены.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Данная норма права диспозитивна, то есть установленное ею правило поведения может быть изменено по выбору сторон соответствующего договора, соответственно, в соответствующем договоре стороны вправе установить иные требования, по сравнению с правилами ч.2 ст. 456 ГК РФ.

Кроме того, данная норма материального права регулирует обязанности Продавца по передаче товара и не регулирует порядок заключения договора, в связи с чем она не может применяться к данным правоотношениям.

Кроме того, данная норма права является общей. Между тем, согласно пп. 6 п. 16.2 «Положения о закупке, товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ» к котировочной заявке прикладываются копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, в силу прямого указания специальных норм права, к котировочной заявке должны быть приложены указанные копии документов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции в связи, с чем довод ООО «ЭРИО» о том, что данное требование ограничивает количество участников закупки, а соответственно подлежит исключению не основано на законе и, по сути, представляет собой оспаривание норм Положения о закупках ГУП НСО ХОЗУ. Между тем, такое право у данной организации отсутствует. Таким образом, данная жалоба - необоснованная и не подлежит удовлетворению.

  1. Расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование при снижении НМЦ на 25 % и более предоставляется участником закупки в свободной письменной форме.

Критерии, по которым закупочная комиссия признает сведения о расчете предлагаемой цены договора и ее обоснование достоверными/недостоверными, не установлены Положением «О закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ», поскольку достоверность данных сведений оценивается закупочной комиссией с учетом презумпции добросовестности и разумности участника закупки, установленной ч. 5 ст. 10 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и про ведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ГУП НСО ХОЗУ должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Поскольку критерии, по которым закупочная комиссия признает сведения о расчете предлагаемой цены договора и ее обоснование достоверными/недостоверными не установлены Положением «О закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ», каких-либо дополнительных критериев Заказчик не вправе установить в Конкурсной документации.

Кроме того, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, действия сторон считаются добросовестными пока не доказано иное.

В данной части жалоба ООО «ЭРИО» по сути, представляет собой оспаривание норм Положения о закупках ГУП НСО ХОЗУ. Однако, такое право у данной организации отсутствует.

Таким образом, оснований для обжалования указанных действий заказчика в антимонопольный орган у ООО «Эрио» не имеется.

С учетом изложенного, ГУП НСО ХОЗУ полагает, что жалоба ООО «Эрио» является необоснованной и не подлежит удовлетворению.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. 30.12.2015г. ГУП НСО ХОЗУ объявлена закупка в форме запроса котировок в электронной форме на поставку офисной бумаги. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, № 31503177031.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

П. 1, 2, 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика,

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке,

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пп. 6 п. 16.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП НСО ХОЗУ, утвержденного Приказом № 3 от 13.01.2015г. (далее – Положение о закупках) заказчиком установлены требования, предъявляемые к котировочной заявке. Так данным пунктом определено, что котировочная заявка на участие в запросе котировок подается в электронной форме посредством использования функционала электронной площадки в соответствии с регламентом работы электронной площадки, на которой будет проводиться запрос котировок: копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

В соответствии с пп. 6 п. 1 раздела 2 Документации запроса котировок на поставку офисной бумаги для нужд ГУП НСО ХОЗУ (далее – Документация) заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Согласно п. 13 Информационной карты Документации претендент в состав заявки включает копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

П. 2.4 проекта договора как неотъемлемой части документации закупки предусмотрено, что поставщик при поставке предоставляет сертификаты на товар.

В свою очередь документация о закупке должна содержать конкретный перечень документов, которые представляются участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным документацией требованиям. Документы, включаемые претендентом в состав заявки на участие (п. 13 Информационной карты Документации), определены общей формулировкой. При этом непосредственно перечень документов, которые должны входить в состав заявки, отсутствует, что нарушает п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно Техническому заданию Документации запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд ГУП НСО ХОЗУ (далее – Документация) предметом закупки является офисная бумага.

В свою очередь, согласно действующему законодательству офисная бумага не подлежит обязательной сертификации, декларированию и так далее. Следовательно, для надлежащего участия в данной закупочной процедуре участник не должен  представлять сертификаты на товар. 

Таким образом, заказчиком установлено неисполнимое требование, которое не может быть исполнено добросовестным участников запроса котировок, в связи с тем, что законодательство не предусматривает получение каких-либо документов соответствия на данный товар. Следовательно, действия ГУП НСО ХОЗУ, предусматривающие включение в состав заявки требования к претендентам на участие в запросе котировок, несоответствующего законодательству, привели или могли привести к ограничению круга лиц, желающих подать заявки на участие, таким образом, привели или могли привести к ограничению недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что не допустимо в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

  1. Согласно пп. 7 п. 1 раздела 2 Документации  заявка на участие в закупке должна содержать следующее. При снижении цены договора на  25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, предложивший такую цену, при направлении котировочной заявки обязан  представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.

При этом согласно п. 3 раздела 3 Документации  закупочная комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, а также в случае если при снижении цены договора на  25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, предоставленные Заказчиком сведения о расчете предлагаемой цены договора и её обоснования закупочной комиссией признаны недостоверными. Аналогичное правило установлено п. 16.5.3 Положения о закупке.

Таким образом, при снижении цены договора участником представленное обоснование такого снижения будет оцениваться закупочной комиссией и может быть признано недостоверным и явиться основанием для отклонения заявки.

Однако Документация и Положение о закупке не содержат форму (требования к содержанию) расчета предлагаемой цены договора, порядок её обоснования (требования к порядку), при снижении НМЦ на 25 % и критерии по которым закупочная комиссия планирует оценивать (признавать их достоверными или недостоверными) представленные участниками закупок расчеты и обоснования предлагаемой цены договора.

Тогда как согласно п. 12 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В Положении о закупке должны быть указаны четкие основания (критерии), по которым члены комиссии должны отклонять заявки участников, кроме того, члены комиссии должны руководствоваться при принятии решения о признании участника победителем требованиями Положения о закупке, Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не принимать решения по своему усмотрению (Решение от 15.08.2013г. по делу № СЮ 05-03/2013113Ж Удмуртского УФАС России), что не способствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает гласность и прозрачность закупки и нарушает основные принципы закупки товаров, работ, услуг, определенные ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вышеуказанные действия закупочной комиссии могут привести к субъективной, а не объективной оценке каждой отдельной заявки и, в свою очередь, к созданию какому-либо участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, что противоречит ч. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении запроса котировок цен на товары (запроса котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Довод ГУП НСО «ХОЗУ» об отсутствии прав на обращение ООО «ЭРИО» с жалобой в Новосибирское УФАС России несостоятелен на основании следующего.

Ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом. Приказ ФАС России № 17/13 от 18.01.2013г., определяющий порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утратил силу в связи с изданием Приказа ФАС России от 16.06.2014 № 389/14.

Согласно положениям действующего законодательства жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ООО «ЭРИО», как организация, желающая принять участие в проводимой закупке, то есть претендент на участие, вправе подать рассматриваемую жалобу в антимонопольный орган по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что рассматриваемая закупка отменена заказчиком.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» по проведению открытого запроса котировок на поставку офисной бумаги обоснованной.
  2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Государственному унитарному предприятию Новосибирской области «Хозяйственное управление» - организатору открытого запроса котировок на поставку офисной бумаги предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 3

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

22 января 2016 г.                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 22.01.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО «ХОЗУ») по проведению открытого запроса котировок на поставку офисной бумаги,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГУП НСО «ХОЗУ» (ул. Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011, ИНН 5406391386) - организатору  открытого запроса котировок на поставку офисной бумаги, совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившихся в установлении пп. 6 п. 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд ГУП НСО ХОЗУ (далее – Документация), п. 13 Информационной карты Документации требования о том, что заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), а также в установлении пп. 7 п. 1 раздела 2, п. 3 раздела 3 Документации, пп. 16.5.3 п. 16.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП НСО ХОЗУ, утвержденного Приказом № 3 от 13.01.2015г. (далее – Положение о закупках), требования о предоставлении расчета предлагаемой цены договора и её обоснования в случае снижения цены договора на 25% и более, позволяющего субъективно оценивать заявку.

2. С целью устранения нарушений ГУП НСО «ХОЗУ» необходимости в срок до 10.02.2016г. внести изменения в документацию открытого запроса котировок на поставку офисной бумаги и Положение о закупках, исключив из документации требование к потенциальному участнику о том, что заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), установив в документации запроса котировок и Положении о закупках конкретное требование к обоснованию снижения цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной), исключающее возможность субъективной оценки заявок.

3. Об исполнении настоящего предписания ГУП НСО «ХОЗУ» сообщить в Новосибирское УФАС России до 17.02.2016г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны