Решение №Б/н Решение по делу №02-01-24-10-14 в отношении МУП г. Новосибир... от 20 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-24-10-14

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2014 года           

Решение изготовлено в полном объеме   30.06.2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии:

«…»

рассмотрев дело 02-01-24-10-14 от 21.05.2014 г. по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5406684336, юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск-5, ул. Татарская, 83, офис 2) (далее  МУП «ЖКХ»), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило жалоба ИП Курошвили Л.В. на действия МУП «ЖКХ», выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии в помещение, принадлежащее ИП Курошвили Л.В. Заявитель сообщает следующее.

15 июля 2013 года по договоренности с Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска ИП Курошвили Л.В. занял нежилое помещение на первом этаже общежития по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18. В данном помещении многие годы был Фотоцентр, но по неизвестной причине прежний арендатор освободил помещение.

Для заключения договора аренды данное помещение необходимо было выставить на открытый аукцион, подать заявку на участие и одержать победу на аукционе. ИП Курошвили Л.В. обязался своими силами подготовить данное помещение к аукциону, вследствие чего, в результате устной договоренности Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска обязался подписать с ИП Курошвили Л.В. договор аренды на 1 месяц по стартовой цене до проведения аукциона.

Работы по подготовке помещения ИП Курошвили Л.В. были выполнены 24 июля 2013г. 25 июля 2013г., не дожидаясь подписания договора,  ИП Курошвили Л.В. начал работать в данном помещении.

29 июля 2013г. была прекращена подача электрической энергии. На устные обращения ИП Курошвили Л.В. в МУП «ЖКХ» по вопросу отключения электрической энергии в принадлежащих ему помещениях, МУП «ЖКХ» ссылалось на отсутствие договора аренды. ИП Курошвили Л.В. установил бензогенератор.

1 сентября 2013г. между ИП Курошвили Л.В. и Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска был заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны № 003732-НП сроком действия до 01 октября 2013г.

Аукцион на право аренды нежилого помещения был назначен на 18 сентября 2013г. ИП Курошвили Л.В. подал заявку на участие в аукционе и повторно обратился в МУП «ЖКХ» с просьбой возобновить электроснабжение помещения Фотоцентра. На указанную просьбу МУП «ЖКХ» рекомендовал ИП Курошвили Л.В. обратиться в ОАО «Новосибирскэнергосбыт» для подписания прямого договора электроснабжения.

8 сентября 2013г. ИП Курошвили Л.В. начали поступать угрозы и предложение отказаться от участия в торгах.

18 сентября 2013г. ИП Курошвили Л.В. победил на аукционе на право аренды нежилого помещения. Со 02 октября 2013г. был подписан новый договор аренды недвижимого имущества муниципальной казны № 003847-НП.

При обращении ИП Курошвили Л.В. в ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по вопросу заключения прямого договора электроснабжения в договорном отделе пояснили, что ИП Курошвили Л.В. необходимо сначала решить вопрос о возобновлении электроснабжения с МУП «ЖКХ». При повторном обращении в МУП «ЖКХ» пояснили, что МУП «ЖКХ» не даст разрешения подключить Фотоцентр через свою щитовую.

Письмом от 16.01.2014г. ИП Курошвили Л.В. обратился в МУП «ЖКХ» с просьбой дать разъяснения по вопросу отсутствия электрической энергии в помещении Фотоцентра и восстановить подачу электрической энергии.

Письмом от 27.01.2014г. МУП «ЖКХ», ссылаясь на пункт 2.2.3 договора аренды, сообщило ИП Курошвили Л.В. о необходимости заключения прямого договора с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

28.01.2014г. ИП Курошвили Л.В. направил МУП «ЖКХ» письмо в просьбой дать согласие на подключение к электрощитовой общежития и согласовать пропуск мощности 4кВт для подписания прямого договора с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

10.02.2014г. ИП Курошвили Л.В. поступил ответ о том, что МУП «ЖКХ» не может разрешить пропуск мощности 4 кВт, так как разрешенная максимальная нагрузка 49 кВт, а по факту потребления – 56 кВт.

Также ИП Курошвили Л.В. сообщает, что прежний арендатор – гр. Казначеев имел договор с МУП «ЖКХ» на оказание коммунальных услуг и потреблял электрическую энергию 18 кВт. При смене юридического лица стал невозможен пропуск 4 кВт, вместо 18 кВт. Помещение Фотоцентра – это часть здания (общежития), которое имеет свою собственную сеть электроснабжения. Отключение части данного здания от электроснабжения – нарушение закона.

ИП Курошвили Л.В. просит оказать содействие в решении данного вопроса и привлечь к ответственности виновных за нанесенный моральный и материальный ущерб.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес МУП «ЖКХ» исх. № 02-1841 от 03.03.2014 г.

МУП «ЖКХ» сообщило следующее.

МУП «ЖКХ» приняло в управление  общежитие по адресу: г. Новосибирск, проспект Дзержинского, 18 с 31 июля 2012г.

На момент передачи в общежитии установлены общедомовые приборы учета электрической энергии сч. № 07048068; сч. № 009072041001333, а также сч. № 650549 субабонента  ООО «Группа Апекс» торговый ряд, зарегистрированные в ОАО «Новосибирскэнергосбыт»

В ходе проверки выявлено бездоговорное потребление электрической энергии нежилым помещением ИП Курошвили Л.В.

Помещения обесточены 30.07.2013г. до заключения договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» исх. № 02-3456 от 14.04.2014 г.

В ответ на запрос ОАО «Новосибирскэнергосбыт» сообщило следующее.

Между ИП Курошвили Л.В. и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» отсутствуют договорные отношения. До настоящего времени в ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не поступала заявка от ИП Курошвили Л.В. на заключение договора энергоснабжения для подачи электрической энергии  в нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Новосибирск, прю Дзержинского, 18.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» сообщает, что общежитие, находящегося по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского является объектом по договору энергоснабжения № ОС-1038 от 22.11.2011г., заключенного между МУП «ЖКХ» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Технологическое присоединение общежития состоялось значительный период времени назад. В настоящее время в распоряжении ОАО «Новосибирскэнергосбыт» имеется только письмо сетевой организации ОАО «Новосибирскэнерго» № 111-8-14/15877 от 20.03.2006г. в качестве единственного документа, подтверждающего надлежаще технологическое присоединение общежития.

В рассматриваемых правоотношениях МУП «ЖКХ» является исполнителем коммунальных услуг, а ОАО «Новосибирскэнергосбыт» выступает в качестве ресурсоснабжающей организации.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (далее – правила № 354) управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, имеет право приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в определенных случаях.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не являлось инициатором введения ограничения режима потребления электроэнергии, так как ИП Курошвили не является абонентом по договору электроснабжения. Информация о причинах прекращения подачи электроэнергии может быть предоставлена исполнителем коммунальных услуг – МУП «ЖКХ».

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес ОАО «РЭС» исх. № 02-3454 от 14.04.2014 г.

В ответ на запрос ОАО «РЭС» пояснило следующее.

Энергопринимающее устройство ИП Курошвили Л.В. (помещение фотоцентра) располагается в жилом доме (общежитии) расположенном по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18.

ИП Курошвили Л.В. в сетевую организацию с заявками на осуществление технологического присоединения  и иными запросами не обращался. Договоры об осуществлении технологического присоединения помещения фотоцентра, расположенного в здании по пр. Дзержинского, 18, сетевой организацией с иными лицами  также не заключались (при этом с иными лицами заключались договоры об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям других объектов, таких как рынок, аптека, парикмахерская, и др., располагающихся в указанном здании).

Сведения о надлежащем технологическом присоединении и максимальной мощности фотоцентра ИП Курошвили Л.В. в сетевой организации отсутствуют, предыдущие владельцы указанного помещения в сетевую организацию с заявками на технологическое присоединение  и иными запросами также не обращались.

В целях определения наличия технологического присоединения к электрическим сетям объекта ИП Курошвили Л.В. сетевой организацией был осуществлен выезд на место расположения энергопринимающих устройств указанного лица, в результате которого установлено, что фотоцентр, расположенный  по адресу: г. Новосибирск. Пр. Дзержинского, 18 имеет схему электроснабжения  от щита жилого дома (общежития) кабелем ВВГ 5*16 длиной 35 метров. При этом в настоящее время питание данного фотоцентра отключено, объект заявителя получает питание от установленного им автономного источника питания.

В ОАО «РЭС» отсутствуют сведения когда и кем было осуществлено отключение объекта заявителя от существующей схемы электроснабжения.

Осуществление надлежащего технологического присоединения здания по пр. Дзержинского, 18 максимальной мощностью 89 кВт подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29.11.2012г., подписанным между сетевой организацией и МУП «ЖКХ».

Согласно данному Акту разграничения щитовая общежития находится в балансовой принадлежности МУП «ЖКХ».

При этом электроснабжение здания по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18 (общежитие) осуществляется по трем кабельным линиям 0,4 кВ марки ААШВ 3*120 от РУ-0,4 кВ ТП -245-Ю.

С учетом существующей нагрузки, нагрузок подключенных потребителей, заключивших договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, и с учетом подключения дополнительной мощности данного заявителя в размере 4 кВт к щитовой здания по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18, пропускная способность существующих КЛ-0,4 кВ достаточна для обеспечения электроснабжения данных энергопринимающих устройств.

Таким образом, на данный момент имеется техническая возможность для опосредованного присоединения мощности 4 кВт для помещения ИП Курошвили Л.В. через щитовую общежития, находящуюся в балансовой принадлежности МУП «ЖКХ».

В результате рассмотрения обращения ИП Курошвили Л.В. и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее. 

ИП Курошвили Л.В. является арендатором нежилого помещения в здании общежития, расположенного по адресу: пр. Дзержинского, 18, что подтверждается договором аренды недвижимого имущества муниципальной казны  от 02.10.2013г. № 003847-НП. В соответствии с пунктом 2.2.3 указанного договора арендатор обязан оплачивать коммунальные услуги в соответствии с условиями, предусмотренными в прямых договорах с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг. Для заключения прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заявителю необходимо представить документы, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442 (далее – Основные положения).

ИП Курошвили Л.В. 28.01.2014г. в адрес МУП «ЖКХ» было направлено письмо о согласовании пропуска мощности 4 кВт через сети общежития.

Письмом № 197 от 10.02.2014г. МУП «ЖКХ» пояснило, что управляющая компания не может дать разрешение на пропуск мощности 4 кВт через сети общежития для помещения фотоцентра, так как разрешенная максимальная нагрузка составляет 49 кВт, а по факту потребления – 56 кВт, то есть фактическое потребление превышает максимально разрешенное на 7 кВт.

Однако, согласно ответу ОАО «РЭС» (письмо от 21.04.2014г. № РЭС-03/3740) на запрос Новосибирского УФАС России, на данный момент у МУП «ЖКХ» имеется техническая возможность для пропуска мощности 4 кВт для помещения фотоцентра, принадлежащего на основании договора аренды ИП Курошвили Л.В., данный факт подтверждается Актом осмотра (обследования) электроустановки от 16.04.2014г.

Следует отметить, что подача электроэнергии была прекращена МУП «ЖКХ» 29.07.2013г. на основании отсутствия договора у ИП Курошвили, а не по причине отсутствия технической возможности. Также необходимо отметить, что ранее данное помещение имело технологическое присоединение к сетям предприятия и снабжалось электрической энергией, что подтверждается Претензией МУП «ЖКХ», направленной ИП Казначееву от  24.04.2009г. № 466, а также выставленными счетами, в том числе и за электрическую энергию.

МУП «ЖКХ» владеет объектами электросетевого хозяйства, а именно ВРУ общежития, что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (акт разграничения) от 29.11.2012г. Объекты, принадлежащие  МУП «ЖКХ», участвуют в процессе передачи электрической энергии. Таким образом, МУП «ЖКХ» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе, из положений Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составляющей частью единого процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Частью 5 статьи 5  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «ЖКХ» является субъектом естественной монополии на рынке передачи (перетока) электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих Обществу.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что МУП «ЖКХ» занимает доминирующее положение по оказанию перетока (передачи) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.         

Таким образом, на основании вышеприведенных норм, можно сделать вывод, что МУП «ЖКХ» своими действиями, выразившимися в отказе пропуска мощности 4 кВт через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства, а также отключении от электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, препятствует перетоку электрической энергии на объекты заявителя.

На основании изложенного, действия МУП «ЖКХ», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по перетоку электрической энергии в границах расположения сетей Общества, выразившиеся в  необоснованном отказе от пропуска мощности 4 кВт через свои сети и отключении электроснабжения помещения заявителя, расположенного по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18, препятствует перетоку электрической энергии через объекты МУП «ЖКХ», следовательно, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Приказом № 134 от 21.05.2014г. Новосибирским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении МУП «ЖКХ».

На заседании Комиссии 20.06.2014г. ИП Курошвили Л.В. поддержал изложенные в своем заявлении доводы в полном объеме, дополнительно пояснив следующее.

После проведения необходимых работ по подготовке помещения к аукциону,

29 июля 2013г. была прекращена подача электрической энергии в помещение фотоателье. ИП Курошвили Л.В. был вынужден установить бензиновый генератор, требующий дополнительных затрат, включая его заправку каждые два дня. ИП Курошвили Л.В. не может отказаться от данного помещения. МУП «ЖКХ» никаких действий по поводу возобновления подачи электроэнергии не предпринимает.  ОАО «Новосибирскэнергосбыт» сообщило, что подключение возможно осуществить только от электрощитовой МУП «ЖКХ». Заявителю необходимо всего 4 кВт мощности. Если подключаться не через электрощитовую МУП «ЖКХ», то будет необходимо протягивать дорогостоящий электрокабель за счет ИП Курошвили Л.В..

Ответчиком по существу рассматриваемого дела письмом исх. № 1041 от 16.06.2014г. и на заседании Комиссии 20.06.2014г. представлены следующие объяснения.

На сегодняшний день многоквартирный дом (общежитие) находится в управлении МУП «ЖКХ» на основании договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, проводимого администрацией Дзержинского района 17 января 2014 года. 22 ноября 2011 года между МУП «ЖКХ» и ОАО «СибирьЭнерго» заключен договор энергоснабжения № ОС-1038.

В соответствии с п. 4.1.10. договора Абонент обязуется в разрешенных законодательством случаях подключать (присоединять) к собственным электрическим сетям энергопринимающее обору­дование субабонентов только с согласия Гарантирующего поставщика и сетевой организации с внесением соответствующих изменений в договор. Не производить присоединение энергопринимающего оборудования к сети, приводящее к увели­чению мощности свыше разрешенной (максимальной), а также к безучетному потреблению электрической энергии.

На момент принятия дома в управление разрешенная ОАО «Новосибирскэнерго» Новосибирские городские электрические сети максимальная нагрузка корпуса № 1 по пр. Дзержинского, 18, составляла 49 кВт, по факту потребления на сегодняшний день нагрузка составляет 56 кВт, что на 7 кВт превышает максимально разрешенную.

При подключении ИП Курошвили к общедомовым электрическим сетям максимальная нагрузка увеличится как минимум на 4 кВт. Для получения разрешения нагрузки ИП Курошвили необходимо обратиться в ОАО РЭС. В случае получения положительного ответа от ОАО «РЭС» управляющая организация произведет подключение помещения к ВРУ общежития и включит данную нагрузку в договор энергоснабжения.

ИП Курошвили многократно обращался к МУП «ЖКХ», на что был дан ответ, что УК не может разрешить пропуск электроэнергии в количестве 4 кВт. МУП «ЖКХ» полагает, что необходимо получить ответ от ОАО «РЭС» и уже тогда осуществление подключения будет возможно, т.е. ОАО «РЭС» выделят необходимую мощность для ИП Курошвили.

От гарантирующего поставщика в адрес МУП «ЖКХ» поступила телефонограмма, в которой сообщалось, что ввиду бездоговорного потребления и пустующего помещения МУП «ЖКХ» должно прекратить подачу электроэнергии. У арендатора нет договора с гарантирующим поставщиком и именно поэтому у них сейчас нет электроэнергии. МУП «ЖКХ» необходимо получить разрешающее письмо от гарантирующего поставщика на возобновление подачи электроэнергии.

Изучив материалы дела, доводы сторон в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Довод ответчика о том, что осуществить выделение мощности в размере 4 кВт будет возможно только после получения разрешения от ОАО «РЭС» отклоняется как необоснованный, так как согласно письму ОАО «РЭС» от 21.04.2014г. исх. № РЭС-03/3740, на данный момент имеется техническая возможность для опосредованного присоединения мощности 4 кВт для помещения заявителя через щитовую общежития, находящуюся на балансовой принадлежности МУП «ЖКХ».

Более того, как указывалось выше, ранее данное помещение было подключено к сетям ответчика, его электроснабжение осуществлялось по существующей схеме, следовательно, получение заявителем мощности в сетевой организации в данном случае не требуется, так как согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике

технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, носит однократный характер.

МУП «ЖКХ» не отрицает отключение от электроэнергии помещения заявителя, а также неоднократные обращения ИП Курошвили в адрес МУП «ЖКХ» по вышеуказанному вопросу.

Телефонограмма в адрес МУП «ЖКХ» от гарантирующего поставщика об отключении электроэнергии помещения заявителя, на которую ссылался ответчик на заседании Комиссии, отсутствует в материалах дела. Информации о конкретном сроке получения данной телефонограммы ответчиком также не сообщено. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в ответе на запрос Новосибирского УФАС России исх. № ЭС-984 от 18.04.2014г. сообщило, что не принимало решения об ограничении режима потребления электроэнергии в помещении заявителя.

Учитывая вышеприведенное, антимонопольный орган отклоняет данный довод МУП «ЖКХ», как несостоятельный.

Правилами № 861 установлена процедура технологического присоединения, в завершение которой составляются акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Кроме того, ранее данное помещение снабжалось электрической энергией, что подтверждается Претензией МУП «ЖКХ», направленной ИП Казначееву от  24.04.2009г. № 466, а также выставленными счетами, в том числе и за электрическую энергию.

Следовательно, ранее энергоснабжение указанного помещения осуществлялось по существующей схеме электроснабжения, технологическое присоединение имелось, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 29 ноября 2012 года, счетами, выставляемыми прежнему владельцу ИП Казначееву.

В соответствии со схемой разграничения МУП «ЖКХ», разрешенная к использованию мощность - 89 кВт.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» естественная монополия определяется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение

спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических

особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О

некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» условия признания лица, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются ст. 5 Закона о защите конкуренции. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Вместе с тем при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов. Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Владение МУП «ЖКХ» объектами электросетевого хозяйства  - ВРУ общежития - и наличие подключенных к указанным объектам потребителей электрической энергии подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «РЭС» и МУП «ЖКХ» от 29.11.2012г.

Услуги по передаче электрической энергии в силу ст. 4 Федерального закона «О

естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ФАС России от 18.09.2008 № АГ/23565 «О применении норм антимонопольного законодательства при невыполнении требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, деятельность по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности специального субъекта - сетевой организации, подлежащим государственному регулированию.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В свою очередь обеспечение перетока электрической энергии как действия по транспортировке электрической энергии, без установления соответствующего тарифа

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, является самостоятельной услугой, не подлежащей государственному регулированию.

Таким образом, в рассматриваемом случае деятельность субъектов, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, не препятствующих ее перетоку, квалифицируется как оказание услуг по обеспечению беспрепятственного перетока электрической энергии на безвозмездной основе по объектам электросетевого хозяйства, принадлежим им на праве собственности или на ином законном основании.

Следовательно, к таким субъектам можно применять меры антимонопольного реагирования при невыполнении ими требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Данная услуга носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной услугой. Соответственно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг, в границах принадлежащих этому субъекту сетей, как правило, составляет 100%.

По данному вопросу существует стабильная судебная практика в пользу вывода о том, что субъектом естественной монополии является не только субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, но и субъект, оказывающий услуги по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие данному субъекту: «…при наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, любой хозяйствующий субъект,  объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи, становится субъектом  естественной монополии, и субъект обязан соблюдать требования Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, поскольку получение услуг по передаче электрической энергии через любые другие сетевые объекты другого хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедур технологического присоединения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 № А46-6206/2010, решение Арбитражного суда 9 Новосибирской области от 25.01.2013 года по делу № А45-24848/2012, оставленное без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций).

Объекты электросетевого хозяйства МУП «ЖКХ», участвуют в процессе передачи электрической энергии. Таким образом, МУП «ЖКХ» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе, из положений Федерального закона «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно, с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составляющей частью единого процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, Новосибирское УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции» МУП «ЖКХ», занимает доминирующее положение на рынке услуг по перетоку (передаче) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае МУП «ЖКХ») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом  которых является или могут являться ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие) кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что МУП «ЖКХ», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем отказа в пропуске мощности 4 кВт через принадлежащие МУП «ЖКХ» объекты электросетевого хозяйства, а также отключения от электроснабжения энергопринимающих устройств ИП Курашвили Л.В. по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18, что является препятствием перетоку электроэнергии и ущемляет интересы заявителя.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5406684336, юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск-5, ул. Татарская, 83, офис 2) (далее  МУП «ЖКХ») занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по перетоку электрической энергии в границах расположения электрических сетей МУП «ЖКХ», в соответствии с ч. 5 ст. 5  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать МУП «ЖКХ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в части отказа в пропуске мощности 4 кВт через принадлежащие МУП «ЖКХ» объекты электросетевого хозяйства, а также отключении от электроснабжения энергопринимающих устройств ИП Курашвили Л.В. по адресу: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 18, что является препятствованием перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие МУП «ЖКХ».

3. Выдать МУП «ЖКХ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: обеспечить беспрепятственный  переток электрической энергии на энергопринимающие устройства ИП Курошвили Л.В. через объекты электросетевого хозяйства МУП «ЖКХ».

 

Председатель Комиссии                                     ________________________________ Н.П. Камнева

Члены Комиссии:                                               ________________________________ С.Е. Князькова

 

                                                                         _______________ Э.Н. Гамидова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  02-01-24-10-14

 

30 июня 2014 г.                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 частьи 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30 июня 2014 года по делу  № 02-01-24-10-14 от 21.05.2014 г. о нарушении Муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5406684336, юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск-5, ул. Татарская, 83, офис 2) части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5406684336, юридический и фактический адрес: 630005, г. Новосибирск-5, ул. Татарская, 83, офис 2) в срок до 31.07.2014 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: обеспечить беспрепятственный  переток электрической энергии на энергопринимающие устройства ИП Курошвили Л.В. через объекты электросетевого хозяйства МУП «ЖКХ».

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов МУП «ЖКХ» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 04.08.2014 г.

Председатель Комиссии                                   ____________                         Н.П. Камнева

 

Члены Комиссии:                      ____________                      С.Е. Князькова

                                                                        

____________                        Э.Н. Гамидова

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны