Решение №Б/н Решение по жалобе ФБУ «Кемеровский ЦСМ» на действия заказчик... от 5 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

29 апреля 2015 г.         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе «…», рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области» (далее – ФБУ «Кемеровский ЦСМ») на действия заказчика торгов Открытого акционерного общества «Первая энергосервисная компания» (далее – ОАО «ПЭСК-1») и организатора торгов Открытого акционерного общества «Агентство специального снабжения» (далее – ОАО «АСС») по проведению запроса предложений на право заключения договора на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО», в присутствии представителей «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ФБУ «Кемеровский ЦСМ» на действия заказчика торгов ОАО «ПЭСК-1» и организатора торгов ОАО «АСС» по проведению запроса предложений на право заключения договора на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО» (вх. № 3701 от 20.04.2015 года).

Заявитель сообщает следующее.

11.03.2015 года в сети Интернет на официальном сайте РФ для публикации информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) посредством Торгового портала Fabrikant.ru (http://www.fabrikant.ru/) уполномоченной специализированной закупочной организацией ОАО «АСС» (далее – Организатор) было опубликовано извещение о закупке № 1310399 «Диагностическое обследование кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО», с максимальной ценой контракта в размере 1 424 000,00 руб. (Один миллион четыре рублей 00 коп.) без НДС (18 %). Способ закупки: запрос предложений.

Заказчиком закупки услуг являлось ОАО «ПЭСК-1».

Вместе с извещением Организатором была опубликована соответствующая документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по Диагностическому обследованию кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО».

ФБУ «Кемеровский ЦСМ» приняло решение участвовать в данной закупке и в соответствии с требованиями документации Организатора в качестве заявки предоставило следующие документы: Коммерческое предложение, справку о материально-технических ресурсах, справку о кадровых ресурсах, справку о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров, а также полный пакет учредительных документов ФБУ «Кемеровский ЦСМ», запрашиваемых Организатором торгов.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило четыре предложения от следующих юридических лиц: ФБУ «Кемеровский ЦСМ», ООО «Болид», ООО «Квадро Электрик» и ООО НПП «Сибирьэнергосервис».

В соответствии с кратким описанием автоматического ранжирования предложений поставщиков Торгового портала Fabrikant.ru: «торговая процедура «Запросы предложений покупателя» содержит механизм автоматического ранжирования предложений участников по комплексной системе баллов. Целью применения этого механизма является сокращение сроков принятия решения членами закупочных комиссий о выборе лучшего среди предложений при использовании максимально объективных критериев их оценки».

Согласно механизму ранжирования Торгового портала Fabrikant.ru: «Ранжирование предложений участников производится системой по специальным алгоритмам, в которых использованы методы математического анализа, применяемые при построении экономических моделей взаимодействия организаторов (закупщиков) и участников торгов (поставщиков/ подрядчиков)». В ходе проведения торгов результат ранжирования отображается на площадке Торгового портала в режиме on-line, а при завершении торгов - в Итоговом протоколе данного портала.

Согласно итоговому протоколу Торгового портала Fabrikant.ru таблица итоговых баллов, набранных Участниками, имеет следующую структуру: ФБУ «Кемеровский ЦСМ» - 100 баллов; ООО «Болид» - 95,64 баллов; ООО НПП «Сибирьэнергосервис» - 93,88 баллов; ООО «Квадро Электрик» - 92.81 баллов.

Таким образом, по итогам автоматического ранжирования предложений по бальной системе победителем, набравшим сто баллов из ста возможных, был выбран ФБУ «Кемеровский ЦСМ». Данное количество баллов обусловлено тем, что Заявитель, по сравнению с остальными Участниками, предложил более выгодную отсрочку платежа, что по механизму ранжирования торгового портала являлось важным критерием оценки.

Однако, в соответствии с Протоколом № 747 открытого запроса предложений по поручению № 10 от 11.03.2015 года для ОАО «ПЭСК-1» от 08.04.2015 года (далее – Протокол № 747), лучшим было признано предложение ООО «Квадро Электрик», имевшее в итоговом протоколе Торгового портала Fabrikant.ru наименьшее количество баллов. Заявка участника ООО НПП «Сибирьэнергосервис» была отклонена, как не соответствующая требованиям заказчика, а именно: предоставленными документами не был подтвержден опыт выполнения аналогичных работ.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в указанном Протоколе № 747 не прослеживается закономерность и порядок оценки предложений Участников, а именно: не представляется возможным установить, каким образом заявки оценивались и по каким из критериев был отобран победитель.

Таким образом, делается вывод о том, что предложение ООО «Квадро Электрик» в Протоколе № 747 признано лучшим в связи с тем, что Организатор применил иную систему ранжирования, нежели применяется на данном Торговом Портале.

В соответствии с пунктом 8.6.9 Регламента работы Торгового портала Fabrikant.ru (далее - Регламент), такая торговая процедура, как запрос предложений, проводится в соответствии с требованиями данного Регламента, подробными пошаговыми инструкциями и краткими руководствами Торгового портала Fabrikant.ru, размещенными в разделе Портала «Правила работы».

Пункт 8.6.3 Регламента предусматривает, что подведение итогов и ранжирование участников производится автоматически в момент наступления даты завершения процедуры в соответствии с суммой баллов, по которой оценивается каждое из предложений участников. Итоговый протокол по данной торговой процедуре носит рекомендательный характер и не является основанием для заключения договора с участником, чьё предложение получило максимальное количество баллов, но является основанием для принятия решения организатором.

По тексту данного Регламента не предусматривается возможность применения Организатором или Заказчиком процедуры закупки какой-либо иной системы ранжирования, нежели предусмотренной в документации Торгового Портала Fabrikant.ru.

Положение о закупке товаров, работ и услуг ОАО «ПЭСК-1» (Заказчика) также не предусматривает конкретных механизмов определения победителей закупки.

Пункт 15.2 Регламента также предусматривает, что размещённые на Портале пошаговые инструкции и краткие руководства по работе с функционалом Портала, описывающие Правила работы на Портале, соответствуют действующим законодательным актам РФ и предназначены для установления единого порядка и унифицированного пошагового алгоритма действий всех Участников Портала при проведении торговых процедур с использованием интернет-технологий.

Пункт 15.4 Регламента предусматривает, что правила работы на Портале могут быть изменены Оператором в соответствии с новым функционалом, внедрённым на Портал для удобства Участников.

Пункты 15.5 и 15.7 Регламента гласят, что Регламент действует и является обязательным к исполнению всеми Участниками Портала на весь период времени подключения к порталу.

Таким образом, применение механизма ранжирования Организатора, как это указано в подпункте 2.2. Документации о закупке от 11.03.2015 года, вместо механизма ранжирования, предусмотренного на Торговом Портале Fabrikant.ru является прямым нарушением со стороны Организатора и Заказчика Регламента работы Торгового портала Fabrikant.ru, что, в свою очередь, является нарушением прав Участников закупки и, как следствие, влечет за собой недействительность результатов закупки.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Организатором закупки и Конкурсной комиссией принципа информационной открытости закупки, а также принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также, с учетом изложенного выше, Заявитель полагает, что были нарушены положения статьи 14, 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещающие наличие недобросовестной конкуренции, а также действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В своих возражениях ОАО «АСС» сообщило следующее.

1. Согласно пункту 6.4. приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ПЭСК-1» «Порядок проведения запроса предложений» оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется Организатором процедуры в соответствии с критериями, установленными в закупочной документации.

Документация о закупке открытого запроса предложений № 1310399, размещенная на ЭТП Фабрикант и в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), содержит порядок оценки заявок на участие, в том числе «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие».

Именно в соответствии с заявленными критериями и порядком, размещенными в открытом доступе, проводилась оценка и сопоставление заявок запроса предложений № 1310399.

Считаем довод заявителя о том, что не представляется возможным установить, каким образом заявки оценивались, и по каким из критериев был отобран победитель не состоятельным.

2. В Извещении о проведении торговой процедуры «Запрос предложений покупателя № 1310399», размещенном на ЭТП «Фабрикант» в графе «Механизм ранжирования предложений» указано:

Данная торговая процедура содержит механизм автоматического ранжирования предложений участников по комплексной системе баллов. Ранжирование предложений участников производится Системой по специальным алгоритмам, основные из которых указаны в приложенном документе. Механизм ранжирования предложений.рdf (*.pdf
534 Кб). Механизм ранжирования предложений участников является рекомендательным и подлежит применению в обязательном порядке только в том случае, если у организатора отсутствует собственный порядок (критерии) ранжирования предложений.

Графа «Механизм ранжирования предложений» формируется автоматически электронной торговой площадкой, тем самым ЭТП Фабрикант дает возможность организатору процедуры осуществлять ранжирование заявок участников в соответствии с собственными критериями и порядком, заявленными в Документации о закупке.

С учетом того, что Документация о закупке по процедуре № 1310399 содержит собственный порядок и критерии ранжирования предложений, Механизм ранжирования ЭТП Фабрикант в данной процедуре применению не подлежит.

При этом Регламент работы Торгового портала Fabrikant.ru не содержит запрета на использование собственных критериев и порядка ранжирования.

3. В целях исключения введения участников закупки в заблуждение при использовании иного механизма ранжирования заявок, Документация о закупке по процедуре №1310399 содержит следующие информационные блоки:

«Обращаем внимание участников! По итогам закупки составляется два протокола - автоматически системой ЭТП Фабрикант после даты окончания подачи заявок и организатором процедуры. Итоговый протокол, сформированный системой ЭТП Фабрикант по итогам закупки, не окончательный и не имеет юридической силы».

«Обращаем внимание участников! Сводная таблица предложений, поступивших от участников, формируется системой ЭТП Фабрикант по механизму ранжирования предложений, ссылка на который имеется в извещении о проведении процедуры. Организатор процедуры использует иной механизм ранжирования, описание которого является приложением к настоящей документации».

4. Организатор закупки при подведении итогов процедуры руководствовался Положением о закупке Заказчика (размещено в ЕИС) и Документацией о закупке, размещенной на ЭТП и в ЕИС.

Согласно пункту 6.10. приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ПЭСК-1» «Порядок проведения запроса предложений» лучшей признается заявка участника запроса предложений, занявшая первое место в ранжире. Принятое решение оформляется протоколом по выбору победителя конкурентной процедуры и подписывается руководителем Организатора процедуры.

Оценка заявок запроса предложений № 1310399 осуществлялась в четком соответствии с заявленными в Документации Критериями и порядком оценки и сопоставления заявок на участие, итоги процедуры оформлены протоколом № 747 от 08.04.2015 года. Протокол № 747 от 08.04.2015 года размещен на ЭТП «Фабрикант» и в ЕИС.

На основании вышеизложенного считаем жалобу необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

11.03.2015 года ОАО «АСС» на электронном торговом портале «Фабрикант»  (далее - ЭТП «Фабрикант») разместило извещение о проведении торговой процедуры «Запрос предложений покупателя № 1310399» на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО».

ФБУ «Кемеровский ЦСМ» приняло решение участвовать в данной закупке. В соответствии с критериями предложений на ЭТП «Фабрикант»в рамках закупочной процедуры № 1310399 заявка ФБУ «Кемеровский ЦСМ» набрала 100 баллов и заняла первое место (согласно Предварительному протоколу от 26.03.2015 года № 1310399-0).

08.04.2015 года на ЭТП «Фабрикант» был опубликован  итоговый протокол № 747, согласно которому лучшим предложением было признано предложение ООО «Квадро Электрик», набравшее 92,81 баллов, предложение ФБУ «Кемеровский ЦСМ» в итоговом протоколе значится на втором месте, при этом указано, что данное предложение набрало 100 баллов.

Согласно пункту 8.6.3 Регламента работы ЭТП «Фабрикант», предложения участников подавались в открытых электронных конвертах, то есть с момента начала проведения процедуры предложение подано любым участником Портала, и все другие участники и организатор торговой процедуры имеют возможность сразу ознакомиться с условиями поступившего предложения в режиме «on-line». Любой участник может подать неограниченной количество предложений.

Согласно пункту 6.4 приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ПЭСК-1» «Порядок проведения запроса предложений (запрос цен)», оценка заявок на  участие в запросе предложений (запросе цен) осуществляется Организатором процедуры в соответствии с критериями, установленными в закупочной документации.

Документация о закупке открытого запроса предложений № 1310399 содержит «Критерии и порядки оценки и сопоставления заявок на участие». Оценка заявок участников осуществлялась согласно указанным  в документации критериям и в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок. Организатором процедуры в извещении было указано, что данная торговая процедура содержит механизм автоматического ранжирования предложений участников. Ранжирование предложений участников производится Системой по специальным алгоритмам.

 Согласно пункту 6.10 приложения № 7 к Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ПЭСК-1» «Порядок проведения запроса предложений (запрос цен)» лучшей признается заявка участника запроса предложений (запроса цен), занявшая первое место в ранжире. Принятое решение оформляется протоколом по выбору победителя конкурентной процедуры и подписывается руководителем Организатора процедуры.

Кроме того, документация о закупке открытого запроса предложений в разделе 2.2 содержит ссылку на то, что оценка и сопоставление заявок на участие производится в соответствии с Приложением «Критерии и порядки оценки и сопоставления заявок на участие», которое было разработано заказчиком. Документация о закупке открытого запроса содержит информацию о методике подсчета, применяемой ОАО «АСС», отличной от методики подсчета, применяемой на ЭТП «Фабрикант».

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что на сайте ЭТП «Фабрикант» размещена информация о механизме оценки и сопоставления предложений  ЭТП «Фабрикант», а также документация о закупке ОАО «АСС», в которой установлен пункт «Критерии и порядки оценки и сопоставления заявок на участие».

Фактически процесс оценки и сопоставления предложений происходил дважды – ЭТП «Фабрикант» и ОАО «АСС», однако в качестве итоговых результатов учитывалось только оценивание предложений организатором запроса предложений - ОАО «АСС».

Согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ПЭСК-1» электронные закупки – закупочные процедуры, проводимые на электронной торговой площадке (раздел 2); выбор лучшего предложения на ЭТП производится путем автоматического ранжирования предложений участников с помощью программно-аппаратного комплекса (раздел 5.2).

Из совокупности указанного, а  также учитывая техническую невозможность для участника в режиме реального времени пересчитать предложения всех участников в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, установленных в приложении к документации о закупке, с целью установления реально занимаемого участником места и подачи лучшего предложения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что при проведении закупки участники были введены в заблуждение относительно применяемого механизма оценки и сопоставления предложений и места, которое они занимают.

Кроме того, на заседании Комиссии было установлено, что каждое извещение к процедуре на ЭТП Фабрикант содержит ссылку на Механизм автоматического ранжирования предложений, произведенный Торговым порталом, а не организатором закупки. Данным Механизмом вычисляется текущее положение участника, которое доступно в режиме реального времени на ЭТП Фабрикант, что позволяет участнику закупки оперативно внести коррективы в свое предложение посредством подачи нового предложения с целью улучшения своей текущей позиции в рейтинге. В то же время, Механизм автоматического ранжирования предложений, воспроизводимый организатором закупки, не доступен участнику закупки в режиме реального времени, а позицию участника можно узнать из итогового протокола, публикуемого организатором процедуры по итогам выборам победителя конкурентной процедуры.

У участников запроса предложений отсутствовала реальная возможность оценить свое текущее положение и внести корректировки в представленное им предложение, поскольку результаты отражались только с  системы ЭТП Фабрикант, которые не учитывались при подведении итогов.

Довод организатора закупки о том, что фактически двойная оценка предложений участников (программно-аппаратным комплексом ЭТП Фабрикант и ОАО «АСС») происходит по причине отсутствия технической возможности отключить функцию оценки заявок, автоматически производимую ЭТП Фабрикант, Комиссией Новосибирского УФАС России не принимается.

На ЭТП Фабрикант осуществляются торговые процедуры, по итогам которых победитель определяется автоматической системой Фабрикант. Однако на сайте www.fabrikant.ru есть также специальная секция «тендеры», содержащая информацию о тех закупочных процедурах, которые проводятся за пределами торгового портала (как фактически и происходило в рассматриваемом случае, поскольку оценка заявок происходила не на торговом портале Фабрикант, а на программно-аппаратном комплексе ОАО «АСС», результаты которой были опубликованы на ЭТП Фабрикант).

Довод организатора закупки о том, что документация о закупке содержит предупреждение, что итоговый протокол ЭТП «Фабрикант» не имеет юридической силы и организатор процедуры использует иной механизм ранжирования предложений, чем ЭТП «Фабрикант», не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку данное предупреждение не вносит ясности относительно занимаемого места участника процедуры при проведении запроса предложений в режиме реального времени. 

Представитель ОАО «АСС» подтвердил, что за короткое время пересчитать по формулам механизма ранжирования Организатора количество набранных баллов, чтобы узнать свое текущее положение и при необходимости внести корректировку в предложение, участнику процедуры невозможно.

Кроме того, в итоговом протоколе, составленном ОАО «АСС» по собственному механизму ранжирования, первое место присвоено заявке ООО «Квадро Электрик», с количеством баллов 92,81, заявке ФБУ «Кемеровский ЦСМ» с количеством баллов 100 присвоено второе место, что также вводит в заблуждение относительно порядка выбора победителя.

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает довод заявителя о том, что если заказчик не согласен с механизмом ранжирования, установленным на ЭТП «Фабрикант», он может выбрать другую электронную торговую площадку, чей механизм ранжирования его устраивает, либо проводить процедуру самостоятельно, без использования автоматического ранжирования электронной торговой площадки, что исключит неоднозначность понимания участниками закупки ее итогов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ФБУ «Кемеровский ЦСМ» на действия заказчика торгов ОАО «ПЭСК-1» и организатора торгов ОАО «АСС» по проведению запроса предложений на право заключения договора на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО» обоснованной.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи организатору закупки ОАО «АСС» предписания о свершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 26

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

 

 29 апреля 2015 г.        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе «…», руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.04.2015 года по результатам рассмотрения жалобы Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области» (далее – ФБУ «Кемеровский ЦСМ») на действия заказчика торгов Открытого акционерного общества «Первая энергосервисная компания» (далее – ОАО «ПЭСК-1») и организатора торгов Открытого акционерного общества «Агентство специального снабжения» (далее – ОАО «АСС») по проведению запроса предложений на право заключения договора на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору  торгов ОАО «АСС» по проведению торговой процедуры «Запрос предложений покупателя № 1310399» на проведение диагностического обследования кабельных линий 6 кВ бл. № 4 подразделения Новосибирская ТЭЦ № 5 ОАО «СИБЭКО» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившихся в использовании ОАО «АСС» механизма оценки и сопоставления предложений участников  торгов при проведении конкурентной процедуры на электронной торговой площадке Фабрикант, что вводит или может ввести в заблуждение участников процедуры относительно применяемого механизма оценки и сопоставления предложений.

2. С целью устранения нарушений ОАО «АСС» необходимо в срок до 20.05.2015 года отменить итоговый протокол от 08.04.2015 года № 747, составленный в ходе проведения запроса предложений, аннулировать торги.

3. Об исполнении настоящего предписания ОАО «АСС» сообщить в Новосибирское УФАС России до 27.05.2015 года, с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны