Решение №б/н Решение по делу № 02-01-11-10-16 в отношении ООО "ТТК" от 8 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-11-10-16

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2016 года           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Макарцова А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителя ответчика ООО «ТТК» Ситникова Артема Александровича, действующего по доверенности от 01.08.2015г.

в отсутствие представителя заявителя ООО «УК-Лидер», о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом (копия определения от 02.12.2013 г. о назначении дела № 02-01-11-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, направленная письмом исх. № 02-9190 от 13.09.2016 г., получена ООО «УК-Лидер» 27.09.2016 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63000701512474), рассмотрев дело № 02-01-11-10-16 от 29.08.2016 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» (далее – ООО «ТТК»), (почтовый адрес: 632126, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Советская, 15, ИНН 5453177372) части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «УК-Лидер» с жалобой на действия ООО «Татарская тепловая компания» по вопросу предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества. 

Суть обращения в следующем.

     В городе Татарске Новосибирской области единственной Ресурсоснабжающей организацией, которая предоставляет собственникам жилых домов услуги по горячему водоснабжению и отоплению является Общество с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» (далее - ООО «ТТК»).

По состоянию на 23.05.2016 года на управлении и текущем содержании у Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Лидер» (далее – ООО «УК-Лидер») находится 165 жилых многоквартирных дома, с которыми заключены договоры на управление и техническое содержание.

Во исполнение Договоров на управление и текущее содержание с ресурсоснабжающей организацией ООО «ТТК» был заключен Договор №01/02-2013 от 01.02.2013 г. на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (далее - Договор), условиям данного Договора были предусмотрены следующие условия:

Пункт 1.2 Договора - Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, согласно Приложению №1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора и гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов.

Пункт 1.7. Договора - Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Пункт 2.1.1 Договора - Качество услуг по выработке и транспортированию тепловой энергии должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Пункт 2.3.5 Договора. - При поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей Исполнителем коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, Заказчик обязан совместно с Исполнителем выявлять причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (ли) в ненадлежащем объеме путем составления двустороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В таком акте указываются нарушения, повлекшие предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, а также определяется Сторона настоящего договора, чьи действия привели к предоставлению коммунальной ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме. При поступлении жалоб от потребителей на ненадлежащее качество оказанной коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащий объем, а также на оказание коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Заказчик направляет в адрес Исполнителя уведомление о составлении акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме. В случае неявки представителя Исполнителя в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения уведомления, Заказчик составляет указанный акт самостоятельно, с привлечением потребителей. Заказчик направляет указанный акт Исполнителю в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его составления. Акт является основанием для производства Исполнителя перерасчета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора. При этом размер платы за поданный коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Пункт 4.1. Договора - Стороны несут материальную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с его условиями и действующим законодательством Российской Федерации.

Тепловая энергия является не видом коммунальных услуг, а коммунальным ресурсом. Тепловая энергия в сетевой воде, которая поставляется ООО "ТТК" управляющей компании для оказания в последующем коммунальных услуг населению, при поступлении непосредственно в жилое помещение преобразуется в коммунальную услугу ООО «УК-Лидер» при комиссионном обследовании и проведении замера температуры горячей воды на вводе в жилые дома обнаружила, что температура горячей воды на вводе в дом не соответствует требованиям и составляет ниже 600С.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года и санитарными правилами и нормами российского законодательства (СанПин 2.1.4.2496-09), температура горячей воды должна быть не ниже 600С и не выше 750С.

Данные акты замера температуры горячей воды были направлены в ООО «ТТК» для принятия мер реагирования и для предоставления в жилые дома горячего водоснабжения надлежащего качества, на данные письма был получен ответ от ООО «ТТК», что температура теплоносителя на выходе с котельной соответствует СанПин 2.1.4.2496-09 и составляет 62,5-63,90С, а нарушение в подаче горячей воды надлежащей температуры вызвано ненадлежащим состоянием сетей централизованного горячего водоснабжения, которые расположены от котельной до жилого дома, обязанность за содержание данных сетей возложена на Администрацию города Татарска как собственника данных сетей, у ООО «ТТК» данные сети не находятся на обслуживании (эксплуатации).

20 апреля 2016 года в Администрацию города Татарска было направлено - письмо с просьбой дать разъяснения о принадлежности сетей централизованного горячего водоснабжения, о чем 27 апреля 2016 г. был получен ответ (№ 01-12/809 от 27.04.2016 г.), что данные сети являются собственностью Администрации города Татарска, организацией эксплуатирующей сети является ООО «ТТК».

Поскольку данные сети находятся за пределами внешних границ стен жилого дома, они в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, являются наружными и не могут быть признаны общим имуществом собственников квартир жилого дома.

Граничащая с жилым домом сеть фактически эксплуатируется ООО "ТТК", и именно по нему горячая вода поступает непосредственно в жилой дом.

 В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Таким образом, организациями, действия которых повлекли нарушение нормативов предоставляемых населению коммунальных услуг по горячему водоснабжению и не обеспечило подачу ресурса, является ООО «ТТК» и Администрация города Татарска (собственник сетей).

19 мая 2016 года при проверке, проводимой ГЖИ НСО, были проведены замеры горячей воды в квартире №4 по ул. Ленина, дом № 57, при проведении замеров установлено, что температура горячей воды в указанной квартире (точка разбора) составляет 41,4 градуса по шкале Цельсия. При проведении замеров температуры поверхности теплоносителя (горячей воды) на подающем трубопроводе (ввод в дом) установлено, что температура горячей воды составляет 47,6 градуса по шкале Цельсия.

В отношении ООО «УК-Лидер» было вынесено Предписание ГЖИ НСО № 06-03-109/3172 от 23.05.2016 г., которое обязывает на основании пункта 5 раздела 2 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354; подпункта 3.1.3 пункта 3.1. раздела 3 Договора управления многоквартирным домом № 57 по ул. Ленина в г. Татарске от 28.11.2008г. б/н, устранить немедленно следующие нарушения: принять меры по предоставлению потребителям, проживающим в жилом помещении (квартире) №4 многоквартирного дома № 57 по ул. Ленина в городе Татарске Татарского района Новосибирской области коммунальной услуги – горячее водоснабжение на уровне установленных требований. Факт восстановления нормативного уровня коммунальной услуги – горячее водоснабжение потребителям подтвердить актом о восстановлении режима предоставления коммунальной услуги – горячее водоснабжение, оформленным в установленном законом порядке (подписанными потребителями либо их представителями).

ООО «УК-Лидер» не имеет возможности предоставить немедленно услугу по горячему водоснабжению в жилой дом по вышеуказанным причинам, одной из самых основополагающих причин это то, что ООО «ТТК» является единственной Ресурсоснабжающей организацией в городе Татарска НСО которая предоставляет услуги по отоплению и горячему водоснабжении, расторгнуть Договор на предоставление услуг и заключить с иной организацией мы не имеем возможности по причине того, что собственники могут остаться вообще без всех коммунальных услуг.

Наши неоднократные обращения в ООО «ТТК» и Администрацию города Татарска НСО с просьбой обеспечить жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «УК-Лидер» услугами по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества данными организациями игнорируются.

На основании изложенного считаем, что действия ООО "ТТК" и Администрации города Татарска НСО являются нарушением пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В качестве противоправных действий могут быть квалифицированы действия по поставке в течение длительного периода тепловой энергии на цели предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ООО "УК -Лидер" (наружной стены) жилых домов, находящихся в управлении ООО «УК-Лидер» ненадлежащего качества по термодинамическим показателям (с низкой температурой), результатом чего явилось ущемление интересов граждан, проживающих в данных домах.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 41, 48, 49 Федерального закона "О защите конкуренции", заявитель просит:

1. Признать Администрацию города Татарска Новосибирской области, 000 «Татарская Тепловая компания» нарушившими пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание о выполнении мероприятий, обеспечивающих поставку тепловой энергии в горячей воде до границ балансовой и эксплуатационной ответственности жилых домов, находящихся в управлении ООО «УК-Лидер» (в том числе по ул. Ленина 57, 69,105, ул. Закриевского 112, 114, 115, 89, ул. Карла Маркса 18,69) с качеством по термодинамическим показателям (температуре), позволяющим исполнителю коммунальных услуг обеспечить гражданам, проживающем в данном доме, оказание качественных услуг горячего водоснабжения с соблюдением параметров по температуре в точках водоразбора, а также об обеспечении поставки исполнителю коммунальных услуг (ООО «УК-Лидер») тепловой энергии в горячей воде до границ балансовой и эксплуатационной ответственности жилых домов находящихся в управлении ООО «УК- Лидер» (в том числе по ул. Ленина 57,69,105, ул. Закриевского 112, 114, 115,89, ул. Карла Маркса 18,69) с качеством по термодинамическим показателям (температуре), соответствующим действующему законодательству и условию заключенного договора.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес ООО «ТТК» исх. № 02-5440 от 06.06.2016г.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «ТТК» сообщило следующее.

ООО «ТТК», являясь ресурсоснабжающей организацией, вырабатывающей тепловую энергию, осуществляет эксплуатацию 13 газовых и 9 угольных котельных на территории города Татарска Новосибирской области. Качество теплоносителя (горячей воды), подаваемого ООО «ТТК» ООО «УК-Лидер» для оказания последним коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» (п. 3.1.7), что подтверждается отчетами по термическим данным приборов учета горячей воды на выходе трубопроводов из котельных, направленными в ООО «УК-Лидер». Сети централизованного горячего водоснабжения, присоединенные от источников снабжения горячей водой (котельные №7, №3 города Татарска) к сетям инженерно-технического обеспечения квартирных домов, в которых проводились замеры температуры горячей воды, не находятся на обслуживании (эксплуатации) ООО «ТТК». В период с 15.04.2016г. по 23.05.2016г. в адрес ООО «ТТК» от ООО «УК-Лидер» поступил ряд обращений по поводу несоответствия  температуры горячей воды у потребителей данной коммунальной услуги в многоквартирных домах № 89, № 112, № 115, № 114 по ул. Закриевского, № 69, № 57 по ул. Ленина, № 88, № 69 по ул. К. Маркса. В каждом ответе на обращение ООО «ТТК» указывало на то обстоятельство, что несоответствие температурного режима у потребителей произошло не по вине ресурсоснабжающей организации. Условие  договора № 01/02-2013 от 01.02.2016г., предусмотренные п.п. «з» п. 4.4. исключает ответственность ООО «ТТК» в данных случаях. Помимо этого, в договоре не указаны термодинамические показатели качества поставляемой тепловой энергии. ООО «УК-Лидер» тем самым нарушило требования «Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 ред. от 25.12.2015), поскольку данный договор был разработан специалистами управляющей организации. В нарушение п. 104 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домов», ООО «УК-лидер» не установило причины нарушения качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а сразу обратилось с требованием прекратить нарушения в ресурсоснабжающую организацию. Между тем, при установлении причин нарушения, в данных случаях, когда температура теплоносителя на выходе из теплоисточника соответствует нормативным требованиям, необходимо проверить есть ли циркуляция горячей воды, как во внутридомовом трубопроводе, так и в магистральной сети горячей воды. Данная обязанность возложена действующим законодательством на организацию, осуществляющую управление общим имуществом многоквартирного дома (ООО «УК-Лидер» и владельца сетей горячего водоснабжения (администрация города Татарска Новосибирской области). Со слов собственников жилых помещений указанных выше многоквартирных домов в этих домах отсутствует система циркуляции горячего водоснабжения. А на участке данных котельных расположено, помимо указанных выше многоквартирных домов, еще 34 многоквартирных дома и жалоб на несоответствие температуры горячей воды от собственников остальных жилых помещений данных домов не поступало (что подтверждает соответствие качества температуры воды по данным объектам). Между тем, согласно акту проверки ГЖИ НСО многоквартирного жилого дома № 57 по ул. Ленина от 23.05.2016г. № 06-02-109/3172 именно управляющая организация признана виновной в несоответствии температуры горячей воды у потребителей.

Таким образом, ООО «УК-Лидер» не с установлены причины нарушения качества коммунальной услуги комиссионно, с участием представителей управляющей организации, представителей ресурсоснабжающей организации, администрацией города Татарска Новосибирской области (собственник сетей горячего водоснабжения), не проведено обследование внутридомовых инженерных сетей горячего водоснабжения и магистральных сетей горячего водоснабжения.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов», в случае, если причины нарушения качества коммунальной услуги возникли не по вине ресурсоснабжающей организации, то потребители коммунальных услуг обязаны оплатить их полностью и потребовать с управляющей организации возмещения убытков, в том числе, вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества.

Согласно сведениям, представленным Администрацией г. Татарска Новосибирской области в ответ на запрос Новосибирского УФАС России исх. № 02-7863 от 08.08.2016г., тепловые сети находятся в реестре муниципальной собственности г. Татарска Новосибирской области. ООО «ТТК» является единым оператором г. Татарска Новосибирской области, который осуществляет деятельность, как ресурсоснабжающая организация по производству, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) организациям и населению по тепловым сетям, утвержденным в схеме теплоснабжения  города Татарска. За предоставленные услуги самостоятельно производит расчеты с организациями и населением. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ресурсоснабжающаяя организация несет ответственность за качество предоставленной услуги. Также за предоставление услуг по горячему водоснабжению собственникам помещений в МКД несет ответственность управляющая организация наряду с ООО «ТТК», так как отвечает за содержание внутридомовых инженерных систем и оборудования. Многоквартирные дома: по ул. Ленина № 57, № 69, № 105; по ул. Закриевского № 89, № 112, №114, № 115; по ул. К.Маркса № 18, № 69 находятся на управлении ООО «УК-Лидер».

            Проанализировав сведения, полученные антимонопольным органом в ходе рассмотрения обращения,  Новосибирское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ресурсоснабжающей организации признаков нарушения антимонопольного законодательства,  установив при этом следующее.

На основании п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам.

В соответствии с п.п «а» п. 33 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В пп. «а» п. 3 правил № 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно п. 2.2 СанПин 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил, нормативов, определяющих ее безопасность.

Согласно п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора  независимо от применяемой системы  теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. С и не выше 75 град.С.

Между ООО «УК-Лидер» и ООО «Татарская тепловая компания» (ООО «ТТК») заключен договор № 01/02-2013 на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от 01.02.2013г.

Согласно условиям данного договора качество услуг по выработке и транспортированию тепловой энергии должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Данные условия договора не исключают ответственности ООО «ТТК» за качество поставляемой тепловой энергии.

Таким образом, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно акту проверки № 06-02-109/3172 от 23.05.2016г., проводимой ГЖИ НСО по адресу: ул. Ленина, 57, ..., при проведении замеров температуры горячей воды в указанной выше квартире (точка водоразбора) установлено, что температура горячей воды составляет 41,4 градуса по шкале Цельсия (при нормативной не ниже 60 и не выше 75 градусов)

При проведении замеров  температуры горячей воды на обратном трубопроводе обследуемого дома установлено, что температура горячей воды составляет 41,4 градуса по шкале Цельсия.

При проведении замеров температуры поверхности теплоносителя (горячей воды) на подающем трубопроводе (ввод в дом) установлено, что температура горячей воды составляет 47,6 по шкале Цельсия, что не соответствует температуре горячей воды, установленной п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09.

Также ООО «УК-Лидер» неоднократно обращалось в ООО «ТТК» с заявками о направлении представителя ООО «ТТК» для составления актов температурного режима (заявка от 13.04.2016г., от 18.04.2016г.) и направляло в адрес ООО «ТТК» акты о проведении проверки температурного режима ГВС в домах, на которые осуществляется поставка (передача) тепловой энергии ООО «ТТК», согласно Приложению № 1 к договору № 01/02-2013 от 01.02.2013г., согласно которым температура горячей воды ниже установленной действующим законодательством (акты от 15.04.2016г. по адресам: ул. К. Маркса, д. 88, ...; ул. К. Маркса, д. 69, .. ул. Закриевского, д. 89, ...,..; ул. Ленина, д. 57, ...; акты от 19.04.2016г. по адресам: ул. Закриевского, д. 114,...; ул. Закриевского, д. 115, ..; ул. Ленина, д. 69, ..; ул. Закриевского, д. 112, ...).

Однако, ООО «ТТК» не предпринимало действий по нормализации качества поставляемой горячей воды.

Согласно п. 4.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 г. № 115 при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети должна быть: для закрытых схем - не ниже 70 град. С; для открытых схем горячего водоснабжения - не ниже 60 град. С.

Согласно ч. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Согласно представленным ООО «ТТК» отчетам о суточных параметрах теплопотребления по тепловому вводу № 2 за период 19.05.2016г.-25.05.2016г. (котельная №7) на выходе зафиксирована минимальная температура горячей воды 62,42 град.С, максимальная 63,18 град.С.

Сведения ООО «ТТК» о температуре горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения отсутствуют.

Вместе с тем, ООО «ТТК» письмом исх. № 408 от 11.06.2016г. (вх. № 6449 от 14.07.2016) сообщило, что сети центрального горячего водоснабжения не находятся в эксплуатации ООО «ТТК».

Однако согласно сведениям, представленным Администрацией г. Татарска Новосибирской области тепловые сети находятся в реестре муниципальной собственности г. Татарска Новосибирской области. ООО «ТТК» является единым оператором г. Татарска Новосибирской области, который осуществляет деятельность, как ресурсоснабжающая организация по производству, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) организациям и населению по тепловым сетям, утвержденным в схеме теплоснабжения  города Татарска. Также Письмом от 27.04.2016г. №01-12/809 Администрация г. Татарска Новосибирской области сообщила ООО «УК-Лидер» о том, что организацией, эксплуатирующей сети центрального горячего водоснабжения является ООО «ТТК».

Также согласно Приложению № 1 к договору № 01/02-2013 от 01.02.2013г. в перечень многоквартирных домов г. Татарска Новосибирской области, на которые осуществляется поставка тепловой энергии ООО «ТТК» входят также дома: по ул. Закриевского, № 89, 112, 114, 115; по ул. К. Маркса, №18, 69; по ул. Ленина, № 57, 69.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии являются услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, следовательно, ООО «ТТК», оказывая услуги горячего водоснабжения, принадлежит к субъектам естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

На основании изложенного, ООО «ТТК», являясь ресурсоснабжающей организацией по производству, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), таким образом оказывает услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры (горячего водоснабжения).

Таким образом, ООО «ТТК» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг горячего водоснабжения в границах расположения сетей Общества на территории г. Татарска Новосибирской области.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в действиях ООО «Татарская тепловая компания», занимающего доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения сетей Общества на территории г. Татарска Новосибирской области присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         В связи с указанными обстоятельствами Приказом № 131 от 29.08.2016г. возбуждено дело № 02-01-11-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства.

  Представителем ответчика представлены письменные объяснения (вх. № 9204 от 10.10.2016)  по существу дела, суть которых в следующем.

Являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по выработке тепловой энергии – коммунального ресурса, поставляемого исполнителям коммунальных услуг для оказания ими коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям на территории г. Татарска, ООО «ТТК» отсутствует в действующей схеме теплоснабжения г. Татарска, поскольку в нарушение требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2.02.2012г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», администрация г. Татарска не выполняет мероприятия по ее актуализации. Помимо этого, схемой в целях обеспечения потребителей тепловой энергией в г. Татарске, предусмотрена реконструкция сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, поскольку существующие сети не обеспечивают надлежащим образом по пропускной способности потребителей тепловой энергией.

ООО «ТТК» не владеет на каком-либо основании сетями горячего водоснабжения, к которым подключены внутренние инженерные сети многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Татарск, ул. Закриевского, 89, 112, 114, 115, ул. Ленина, 57, 69, ул. К. Маркса, 69,88 и соответственно не является эксплуатирующей организацией. Администрацией г. Татарска Новосибирской области 16.09.2016г. была направлена в адрес ООО «ТТК» оферта на заключение договора аренды данных сетей, но она была отклонена, поскольку нарушает антимонопольное законодательство – администрацией не был проведен конкурс на заключение договора аренды тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения.

Качество горячей воды, выработанной на котельных № 3, № 7, к которым подключены сети горячего водоснабжения по участкам, указанных многоквартирных домов, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, что подтверждается отчетами о часовых параметрах теплоносителя за данные периоды, актами проверки температурного режима, экспертными заключениями.

В соответствии с п.п. «з» п. 4.4 договора № 01/02-2013, заключенного ООО «УК-Лидер» с ООО «ТТК», на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от 01.02.2013г. ООО «ТТК» не несет ответственность и не возмещает ООО «УК-Лидер» убытки и не компенсирует причиненный ущерб в случае наличия причин, вызвавших снижение качества и надежности услуг по горячему водоснабжению по вине сторонних лиц, то есть в случае отсутствия вины ООО «ТТК». В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 08.08.2012г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» граница ответственности ООО «ТТК» в данном случае за качество теплоносителя (горячей воды) устанавливается на выходах с котельных № 3, № 7.

На основании вышеизложенного, следует, что вина ООО «ТТК» в том, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского, 89, 112, 114, 115, ул. Ленина, 57, 69, ул. К. Маркса, 69, 88, получают коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества отсутствует. Таким образом, ООО «ТТК» не нарушает положения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель ответчика поддержал ранее представленные доводы.

Изучив материалы дела и доводы ответчика в полном объеме, Комиссия пришла к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «Татарская тепловая компания» не владеет на каком-либо основании сетями горячего водоснабжения, к которым подключены вышеуказанные многоквартирные дома. Договор аренды имущества, направленный в адрес ООО «ТТК» Администрацией г. Татарска Новосибирской области Обществом не подписан. Таким образом, сети централизованного горячего водоснабжения, присоединенные от источников снабжения горячей водой (котельные №7, №3 города Татарска) к сетям инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, в которых проводились замеры температуры горячей воды, не находятся на обслуживании (эксплуатации) ООО «ТТК». Согласно представленным экспертным заключениям по результатам лабораторных исследований № ГиЭ000385.20.02.2016 от 20.02.2016г., № ГиЭ000392.20.02.2016 от 20.02.2016г., № ГиЭ002452.20.06.2016 от 20.06.2016г., № 00375230082016 от 30.08.2016г., № 00375130082016 от 30.08.2016г. горячая вода, выработанная в источниках теплоснабжения, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»).

На основании изложенного, качество вырабатываемого объектами ответчика коммунального ресурса, поставляемого в жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского, 89, 112, 114, 115, ул. Ленина, 57, 69, ул. К. Маркса, 69, 88, соответствует требованиям действующего законодательства. Поскольку сети инженерно-технического обеспечения, к которым подключены указанные многоквартирные дома, а также внутридомовые сети не принадлежат ответчику, вина ООО «ТТК» в получении конечным потребителем услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества отсутствует.

Следовательно, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «ТТК» отсутствует.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны