Решение №б\н Решение по делу №41/16 в отношении ООО «МФО «Группа РН-Медиа... от 30 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 41/16

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме «26» мая 2016 г.                        г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - и.о. заместителя руководителя управления – начальника отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 41/16, возбужденное в отношении ООО «МФО «Группа РН-Медиа» (ИНН 5504230147; юридический адрес: 646860, Омская обл.; Одесский р-н, с.Одесское, ул. Кирова, д. 9, кв. 1; фактический адрес: 644024, г. Омск, пр. Маркса, д. 4, оф. 144), ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ИНН 5504243379; юридический адрес:  644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) по факту размещения в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» рекламы организации «Доктор рубль» следующего содержания: «Деньги под низкий процент тел. «..»...»,

в отсутствии:

- заявителя – физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом);

в присутствии:

- представителя ООО «МФО «Группа РН-Медиа» - «…» (доверенность № 16 от 18.04.2016),

в отсутствии:

- представителя ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» - «…»(доверенность от 17.05.2016г.),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 341 от 19.01.2016г.) по факту размещения в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» - вып. № 1(304) от 11.01.2016г., стр. 1 (обложка) - рекламы организации «Доктор рубль», следующего содержания: «Деньги под низкий процент* тел. «…»», с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Заявитель указывает, что текст «Деньги под низкий процент тел. «…»...» написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии. Остальные условия прописаны в правой части рекламного макета нечитаемым мелким шрифтом. При помощи увеличительной лупы заявителю удалось с трудом прочитать: «Микрофинансовая организация «Доктор Рубль» и далее такой же неразборчивый текст, в недоступной для восприятия обычным потребителем форме.

Как указывает заявитель, формальное присутствие в рекламе финансовых услуг условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроки кредита, процентные ставки, возможности и условия досрочного погашения, взимаемые комиссии за открытие счета и т.д.). Подобная форма предоставления информации о юридическом лице, оказывающем финансовую услугу и о самом кредите под низкий процент потребителями не воспринимается и фактически в рекламе отсутствует.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.

Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона «О рекламе». Объектом рекламирования выступает услуга по выдаче займов компанией «Доктор Рубль» (ООО «МФО «Группа РН-Медиа»).

Согласно ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе текст «ДЕНЬГИ ПОД НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ* / ТЕЛ. «…»» напечатан крупным читаемым шрифтом.

Остальной текст рекламы напечатан мелким шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, а информация о том, какая именно организация предоставляет услуги по выдаче займов является обязательной, в силу п. 1 ст. 28 Закона о рекламе. Таким образом, учитывая обстоятельства, указанные в заявлении, а именно, что заявителю не удалось прочитать информацию, напечатанную мелким шрифтом, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности получить данную информацию.

Несмотря на отсутствие законодательного закрепления размера шрифта, используемого при размещении рекламы, информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В силу статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама размещалась в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» по заказу ООО «МФО «Группа РН-Медиа» на основании договора на оказание рекламных услуг № 16/00002 от 10.11.2015г.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ № ТУ54-00779 от 11.01.2016г. ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» является учредителем газеты «Ва-Банкъ в Новосибирске». Данное печатное издание распространяется на территории города Новосибирска.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «МФО «Группа РН-Медиа» (ИНН 5504230147), рекламораспространителем является ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ИНН 5504243379).

Согласно пояснениям, представленным ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (вх. № 3131 от 12.04.2016г.), в отдельных экземплярах газет, рассматриваемый рекламный макет, представленный ООО «МФО «Группа РН-Медиа», вышел со смазанным текстом, по вине типографии. Из-за перелива краски на полосе текст вышел нечитаемым. Как указывает ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа», данные производные обстоятельства не зависят ни от редакции издания, ни от рекламодателя. В остальных экземплярах газет текст этого макета вышел читаемым. В связи с выпуском некачественных экземпляров, редакция обратилась в типографию с претензией.

Также ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» представлен рекламный макет (вх. № 4415 от 18.05.2016г.), переданный в адрес редакции газеты «Ва-Банкъ в Новосибирске» ООО «МФО «Группа РН-Медиа». В данном рекламном макете текст, напечатанный мелким шрифтом, отчетливо виден и содержащаяся в тексте информация хорошо воспринимается: «Микрофинансовая организация «Доктор Рубль» (ООО «МФО «Группа РН-Медиа») Регистрационный номер записи в гос.реестре МФО 2120755002180 «Доктор Рубль» предлагает потребителям (физлицам) действительно выгодные условия. Оформить заем можно под 1% в день. Вы берете 5000 рублей на 15 дней – возвращаете 5750 рублей. Микрозаймы выдаются гражданам РФ в возрасте от 21 до 70 лет имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим регистрацию в Новосибирске или Новосибирской области. Минимальный срок займа – 15 дней. Заявку на получение микрозайма можно отставить по тел 227-99-52 и в случае его одобрения сразу приехать в офис за деньгами».

Исходя из изложенного, следует, что ООО «МФО «Группа РН-Медиа», как рекламодатель, со своей стороны, сделало все необходимое, чтобы донести требуемую информацию до потребителей. Обстоятельства, повлекшие попадание в продажу экземпляров газеты с нечитаемым текстом не зависели от рекламодателя.

В свою очередь, ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа», как рекламораспространитель, имело возможность недопущения попадания экземпляров газет с нечитаемым текстом к потребителям. Однако ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» распространило данные экземпляры газет, со смазанным текстом, в результате чего информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, не была доведена до потребителей в воспринимаемой форме.

Таким образом, ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» нарушило ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

1. Признать информацию, размещенную в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» - вып. № 1(304) от 11.01.2016г., стр. 1 (обложка) следующего содержания: «Деньги под низкий процент* тел. 227-99-52», ненадлежащей рекламой,

а ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ИНН 5504243379; юридический адрес:  644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) нарушившим  ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

2. Выдать ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«26» мая 2016 г.                                                                                              г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от «26» мая 2016 г. по делу № 41/16 о признании рекламы организации «Доктор рубль», размещенной в газете «Ва-Банкъ в Новосибирске» (вып. № 1(304) от 11.01.2016г., стр. 1 - обложка), следующего содержания: «Деньги под низкий процент тел. 227-99-52...», ненадлежащей рекламой,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «ВДВ-Медиа» (ИНН 5504243379; юридический адрес:  644042, г.Омск, Бульвар победы, д. 3, оф. 3) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:

ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).,

в том числе информацию, указанную выше.

2. ООО «Группа компаний «ВДВ-Медиа» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «21» июня 2016г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны