Решение №б\н Решение по делу №2 в отношении мэрией г. Новосибирска от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 12 июля 2016г.                                г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 25 июля 2016г

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Калинина О.Ю. –  и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 2, возбужденное 01.04.2016г. по признакам нарушения мэрией г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 34) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:041095:123, расположенного в пределах Калининского района г. Новосибирска, площадь. 95 кв.м., на новый срок, а также в невнесении нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11 в схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса, что привело к созданию необоснованных препятствий ИП Кромберг А.Г., в том числе привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию, в присутствии индивидуального предпринимателя «…» в отсутствие представителя мэрии г. Новосибирска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ИП Кромберг А.Г. (вх. № 10506 от 16.11.2015г.), в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска по отказу от продления договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от 28.04.2012г.

Заявитель сообщил следующее.

«28» апреля 2012г. между заявителем и Мэрией г. Новосибирска был заключен Договор аренды земельного участка № 111474a площадью 95 кв.м с кадастровым номером 54:35:041095:123, для размещения нестационарного объекта бытового обслуживания (далее по тексту именуемом - Земельный участок), сроком на три года, а именно до «28» апреля 2015г.

До 2012 года Мэрия г.Новосибирска предоставляет вышеназванный земельный участок в аренду по краткосрочным (до одного года) договорам аренды, начиная с 2000 года.

Следовательно, общий срок нахождения земельного участка на правах аренды у Заявителя составляет более 10 лет.

Действующим Договором аренды предусмотрено право Арендатора (3аявителя) на продление Договора на условиях, согласованных Сторонами, при условии письменного уведомления Арендодателя не позднее, чем за 30 (Тридцать) календарных дней до истечения срока действия настоящего Договора о желании продлить действие Договора (п. 4.1.2. Договора аренды).

Реализации права на продление Договора аренды препятствовало Постановление № 414 от 23.01.13г. «О внесении изменений в схему размещения нестационарных объектов, услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска, утвержденную Постановлением мэрии города Новосибирска от 23.08.2011 № 759», исключающее подпункт 4.1.37. который давал право для размещения временного объекта на арендуемом земельном участке.

Названное Постановление вынесено вследствие жалоб жильцов жилого дома, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11.

Заявителем было подано заявление в УФАС по Новосибирской области о нарушении Мэрией г. Новосибирска антимонопольного законодательства. В результате УФАС по НСО вынесло Решение от 2З.03.2015г. и предписание № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г.

«25» февраля 2015г. Заявитель обратился к Арендодателю (Мэрии г. Новосибирска) с заявлением о продлении действия Договора.

По результатам рассмотрения заявления Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска спустя три месяца, т.е. 28.05.2015г. с момента подачи заявления ИП Кромберг о продлении договора и один месяц после окончания договора аренды отказал в заключении договора аренды на новый срок, в то время, когда должно было выразить такое согласие либо отказ до окончания действия договора, т.е до 28.04.2015г. Мэрия свой отказ от заключения Договора мотивировала якобы недобросовестностью Заявителя (письмо исх. 01/42/045690Т 09.09.2015г.), в свою очередь, факт недобросовестности Заявителя не подтвержден ни Мэрией, ни судами, ни иными компетентными органами.

В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) введении.

Размещение нестационарных объектов на территории г. Новосибирска осуществляется в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска, утвержденным Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.06.2011 № 403 (далее - Порядок), действующего на момент подачи заявления.

Указанный Порядок содержит закрытый перечень оснований для отказа от предоставления земельного участка в аренду.

Таким образом, отказ Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска в заключении договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта является незаконным.

Поскольку отказ в предоставлении земельного участка в аренду по иным основаниям прямо запрещен, действия Департамента создали необоснованные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности ИП Кромберг, что выразилось в невозможности распоряжения участком при осуществлении предпринимательской деятельности.

К основным задачам Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в соответствии с решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 708 «О департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска» относятся:

1) формирование основных направлений и проведение единой политики в области земельных и имущественных отношений на территории города Новосибирска;

2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска (за исключением жилищного фонда, водных объектов, лесных участков, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, расположенными на территории города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Препятствование со стороны Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска осуществлению деятельности ИП Кромберг на товарном рынке услуг, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка, приводит к ограничению конкуренции. Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска создал для заявителя административный барьер, не позволяющий ему действовать на указанном товарном рынке, что, в свою очередь, свидетельствует о негативном воздействии на конкурентную среду.

Следовательно, для обеспечения конкуренции на рынке оказания услуг и как следствие соблюдения требований ч. 3 ст. 17 Закона о торговле, Мэрии надлежало, принять исчерпывающие меры, направленные на предоставление возможности продолжить осуществление предпринимательской деятельности, в т.ч. с использованием иного муниципального имущества, помимо указанного в заявлении, но таких предложений со стороны административного органа сделано не было, несмотря на неоднократные просьбы Заявителя.

Заявитель отмечает, что Мэрия период действия договора неоднократно пыталась расторгнуть действующий договор аренды с заявителем, в чем ей было отказано. В тоже время в 10 метрах от объекта Кромберга А.Г. расположены аналогичные нестационарные объекты, к которым Мэрия претензий не имеет.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России мэрия г. Новосибирска представила следующую информацию (вх. № 11874 от 23.12.2015г.).

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:041095:123, площадью 95 кв.м ранее был передан мэрией города Новосибирска ИП Кромберг А. Г. по договору аренды земельного участка от 28.04.2012 № 111474а для эксплуатации павильона бытового обслуживания по ул. Курчатова, (11) сроком на три года.

В соответствии со ст. 621 Гражданского Кодекса РФ арендатор, нарушив­ший условия договора, не признается добросовестным и лишается преимущественного права на заключение оговора на новый срок.

24.03.2012 года сотрудниками отделения № 4 отдела экономической безо­пасности и противодействия коррупции УМВД по г. Новосибирску проводились оперативно-профилактические мероприятия по факту неправомерной деятельно­сти оздоровительного центра «Колобок» (ИП Кромберг А. Г.). По итогам проведенной проверки материал, зарегистрированный в КУСП № 459 от 24.03.2012 был передан для принятия решения по подведомственности в отдел полиции № 7 «Ленинский» УМВД России по городу Новосибирску.

Также в связи с неоднократными жалобами жителей дома по ул. Курчато­ва, 11, поступающими в мэрию города Новосибирска с 2010 года на неудобства, доставляемые работой нестационарного объекта (сауны) земельный участок с ка­дастровым номером 54:35:041095:123 был исключен из схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса, согласно постановле­нию мэрии города Новосибирска от 23.01.2013 № 414.

В дальнейшем ИП Кромберг А. Г. обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области к мэрии города Новосибирска о признании незаконным отказа ответчика от заключения договора аренды земельного участка и признании договора аренды земельного участка от 28.04.20 12 № 111474a действующим.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.11.2015 по делу № A45-14160/2015 ИП Кромбергу А. Г. отказано в удовлетворении иска о признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска от заключения догово­ра аренды земельного участка и признании договора аренды земельного участка от 28.04.2012 № 111474а действующим.

Кроме вышеизложенных доводов заявителя, Новосибирским УФАС России было учтено следующее.

23.03.2015г. Комиссия Новосибирского УФАС России приняла решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 2, возбужденным 24.02.2015г. по обращению ИП Кромберга А.Г., мэрия г. Новосибирска была признана нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в исключении постановлением мэрии г. Новосибирска от 23.01.2013 № 414 пункта 4.1.37 (нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Карчатова,11) из Схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии г. Новосибирска 23.08.2011 № 7595, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ИП Кромберга А.Г. по оказанию услуг и бань по указанному адресу и тем самым приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном товарном рынке (Решение от 27.03.2015г.). Кроме того, материалы дела были признаны достаточными для выдачи мэрии г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства мэрии г. Новосибирска было необходимо отменить Постановление мэрии г. Новосибирска от 23.01.2013 № 414 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии г. Новосибирска от 23.08.2011 № 7595», а также внести изменения в Постановление мэрии г. Новосибирска № 7595 от 23.08.2011г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска», а именно включить нестационарный объект - павильон для оказания бытовых услуг по ул. Курчатова 11 в Схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска (Предписание № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г.).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-7527/2015 от 09.07.2015г. и Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-7527/2015 от 05.10.2015г. Решение Новосибирского УФАС России от 27.03.2015г. и Предписание № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г. были оставлены без изменений.

Однако, законное и обоснованное предписание Новосибирского УФАС России в части требования о внесении мэрией г. Новосибирска изменений в Постановление мэрии г. Новосибирска № 7595 от 23.08.2011г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска», а именно включении нестационарного объекта - павильон для оказания бытовых услуг по ул. Курчатова 11 в Схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска, не было исполнено.

По результатам рассмотрения обращения ИП Кромберга А.Г., а также представленных документов и сведений, в том числе учитывая факт неустранения нарушения антимонопольного законодательства, установленного Решением Новосибирского УФАС России от 27.03.2015г., путем исполнения Предписания № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г., Новосибирское УФАС России, на основании п. 3 ч. 8 ст. 44  Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции», приняло решение о выдаче предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

16.02.2016г. Новосибирским УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано Предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому мэрии г. Новосибирска необходимо было, во-первых, внести нестационарный объект по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11 в действующую на территории г. Новосибирска в схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса, а во-вторых, учитывая тот факт, что ИП Кромбергу А.Г. было отказано в продлении Договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта № 11474а от 28.04.2012г. по причине недобросовестности заявителя (письмо исх. № 31/19/05761 от 28.05.2015г., исх. № 01/42/04569 от 09.09.2015г.), что не предусмотрено действующим в то время Порядком размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска, утвержденным Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.06.2011 № 403, мэрии г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска необходимо было повторно рассмотреть заявление ИП Кромберга А.Г. о заключении договора аренды земельного участка на новый срок для размещения временного объекта на территории г. Новосибирска (вх. № 31/02554 от 25.02.2015г.) и (или) рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка для размещения нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11.

Данное Предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 16.02.2016г, не было исполнено мэрией г. Новосибирск, о чем свидетельствует представленное мэрией г. Новосибирска пояснение о невозможности исполнения предупреждения (исх. № 01/42/01111 от 11.03.2016г.).

Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении мэрии г. Новосибирска возбуждено дело № 2 от 01.04.2016г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 51 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.04.2016г.) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Мэрия г. Новосибирска не представила пояснений по существу дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между ИП Кромберг А.Г. и мэрией г. Новосибирска в лице начальника управления по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска 28.04.2012г. был заключен договор аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта, а именно земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:041095:123, расположенный в пределах Калининского района г. Новосибирска, площадью 95 кв.м. (далее – Договор аренды). Срок действия договора определен п. 1.4 Договора аренды - с 28.04.2012г. по 28.04.2015г.

В соответствии с п. 4.1.2 указанного Договора арендатор имеет право на продление договора на условиях, согласованных сторонами, при условии письменного уведомления арендодателя не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до истечения срока настоящего договора, о желании продлить действие договора.

Заявление о заключении договора аренды земельного участка на новый срок для размещения временного объекта на территории г. Новосибирска подано ИП Кромберг А.Г. 25.02.2015г. (вх. № 31/02554 от 25.02.2015г.), то есть с соблюдением срока предусмотренного п. 4.1.2 Договора аренды. Таким образом, арендатор воспользовался правом на продление договора, предусмотренным Договором аренды.

В ответ на обращение о продлении данного договора Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска сообщил, что в соответствии с п. 6.2 истечение срока действия договора влечет за собой его прекращение в случаях, если ко дню истечения срока действия настоящего договора не достигнуто соглашение о его пролонгации. Таким образом, в связи с тем, что ко дню истечения срока действия договора не было достигнуто соглашение о его пролонгации договора аренды земельного участка от 28.04.2012 № 111474а считается расторгнутым с 28.04.2015г. (Ответ исх. № 31/19/05761 от 28.05.2015г.).

Размещение нестационарных объектов на территории г. Новосибирска осуществляется в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска, утвержденным Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.06.2011 № 403 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.1 Порядка данный правовой акт разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и иными федеральными законами и определяет порядок размещения, заключения договоров аренды земельных участков для размещения, приемки в эксплуатацию, демонтажа и осуществления контроля за размещением и эксплуатацией нестационарных объектов.

Действие данного Порядка прекращено 30.04.2015г. в связи с принятием Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2015 № 1336 «О Положении о нестационарных объектах на территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска». Однако на момент рассмотрения заявления ИП Кромберга А.Г. о заключении договора аренды земельного участка на новый срок для размещения временного объекта на территории г. Новосибирска от 25.02.2016г. Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска должен был руководствоваться положениями Порядка.

Порядок определяет нестационарный объект как объект, не относящийся к недвижимому имуществу, не являющийся объектом капитального строительства, эксплуатация которого носит временный характер, размещаемый без устройства заглубленного фундамента, цокольного этажа и подвальных помещений на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на который не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

На основании п. 2.7 Порядка в срок, предусмотренный договором аренды, арендатор, имеющий преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, представляет в департамент заявление о заключении договора аренды на новый срок.

П. 3.6 Порядка содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду:

1) несоответствие заявления с приложенными к нему документами требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 Порядка;

2) несоответствие размещения нестационарного объекта требованиям пункта 1.4 настоящего Порядка: внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Новосибирска;

3) подача документов, содержащих недостоверные сведения.

Перечень указанных оснований является закрытым и отказ в предоставлении земельного участка в аренду по иным основаниям не допускается.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, а именно: Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-4869/2014 от 16.06.2014г., Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-4869/2014 от 03.09.2014г.

Исходя из пояснений Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска отказ в продлении Договора аренды мотивирован тем, что арендатор признан недобросовестным и лишенным преимущественного права на заключения договора на новый срок на основании ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (исх. № 31/19/14930 от 10.12.2015г.).

Согласно ч. 1 т. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

В свою очередь п.  4.1.2 Договора аренды установлено, что арендатор имеет право на продление договора при условии письменного уведомления арендодателя, а Порядок не предусматривает основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в связи с недобросовестностью.

В связи с тем, что отказ от предоставления земельного участка в аренду по основаниям, не указанным в  п. 3.4 Порядка, запрещен, действия мэрии г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска создали необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ИП Кромберг А.Г.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия (бездействия) мэрии г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска препятствуют осуществлению деятельности ИП Кромберг А.Г., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Доводы мэрии г. Новосибирска о наличии решений судебной инстанции по вопросу признания отказа мэрии г. Новосибирска от заключения договора аренды ИП Кромбергу А.Г. не приняты во внимание на основании того, что судом не рассматривался вопрос о наличие в действиях (бездействиях) мэрии г. Новосибирска последствий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке саун и бань.

Создание мэрией г. Новосибирска препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту ИП Кромберг А.Г. также подтверждается наличием следующих обстоятельств.

23.03.2015г. Комиссия Новосибирского УФАС России признала мэрию города Новосибирска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в исключении постановлением мэрии г. Новосибирска от 23.01.2013 № 414 подпункта 4.1.37 (нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11) из Схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии г. Новосибирска 23.08.2011 № 7595, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности индивидуального предпринимателя Кромберга Анатолия Гейнриховича по оказанию услуг саун и бань по указанному адресу и тем самым приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном товарном рынке.

С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства мэрии г. Новосибирска необходимо было внести изменения в Постановление мэрии г. Новосибирска № 7595 от 23.08.2011г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска», а именно включить нестационарный объект - павильон для оказания бытовых услуг по ул. Курчатова 11 в Схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска (Предписание № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г.).

Решением от 09.07.2015г. по делу № А45-7527/2015 Арбитражного суда Новосибирской области, Постановлением от 05.10.2015г. Седьмого апелляционного суда по делу № А45-7527/2015 решение и предписание Новосибирского УФАС России признаны законными.

Однако Постановлением мэрии г. Новосибирска от 28.08.2015г. № 5411 «О признании утратившими силу отдельных постановлений мэрии г. Новосибирска» признаны уставившими силу постановления мэрии г. Новосибирска от 23.01.2013 № 414 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 23.08.2011 № 7595», от 23.08.2011г. № 7595 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории города Новосибирска».

Таким образом, ненадлежащее исполнение Предписания № 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2015г. не привело к восстановлению нарушенных прав ИП Кромберг А.Г. по осуществлению предпринимательской деятельности, что также свидетельствует о нарушении мэрией г. Новосибирска п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вышеназванные действия мэрии г. Новосибирска свидетельствуют о системном устранении с рынка хозяйствующего субъекта ИП Кромберга А.Г.

Аналитическим отчетом по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг саун и бань в г. Новосибирске за 2015г., 1 квартал 2016г. определено, что продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как «услуги саун и бань».

Исходя из анализа рынка рассматриваемых услуг деятельность по оказанию услуг саун и бань за период 2015г. по 1 квартал 2016г. не осуществлялась ИП Кромберг А.Г. в связи с тем, что 28.04.2015г. договор аренды между ИП Кромберг А.Г. и мэрией г. Новосибирска был прекращен, в заключении договора на новый срок мэрия отказала. На основании вышеизложенного следует, что ИП Кромберг А.Г. не имел возможности осуществлять деятельность на рынке саун и бань в период 2015г. и первый квартал 2016г. и вынужден прекратить предпринимательскую деятельность на данном рынке.

Аналитический отчет по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг саун и бань в г. Новосибирске за 2015г., 1 квартал 2016г. Содержит вывод о том, что действия мэрии г. Новосибирска, заключающиеся в отказе от заключения договора с ИП Кромберг А.Г. на новый срок, привели (или могли привести) к сокращению количества продавцов на рынке услуг саун и бань г. Новосибирска, что в соответствии с ч. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является одним из признаков ограничения конкуренции.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, действия мэрии г. Новосибирска и действия мэрии г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска привели к нарушению п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В связи с тем, что в настоящее время объект, размещенный согласно Договору аренды, демонтирован, основания для выдачи предписания о повторном рассмотрении заявления ИП Кромберга А.Г. о заключении договора аренды земельного участка на новый срок для размещения временного объекта на территории г. Новосибирска и (или) рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду земельного участка для размещения нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11, отсутствуют. Кроме того, учитывая факт, что в настоящее время схемы размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса на территории г. Новосибирска не существует, основания для выдачи предписания о внесении нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11 в действующую на территории г. Новосибирска схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса, также отсутсвуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать мэрию г. Новосибирска, а также мэрию г. Новосибирска в лице  Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в отказе от предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:041095:123, расположенного в пределах Калининского района г. Новосибирска, площадью 95 кв.м., на новый срок, а также в невнесении нестационарного объекта по адресу г. Новосибирск, ул. Курчатова, 11 в схему размещения нестационарных объектов услуг и автомобильного сервиса, что привело к созданию необоснованных препятствий ИП Кромберг А.Г., в том числе привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию на рынке оказания услуг саун и бань.
  2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
  3. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
  4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны