Решение №054/06/33-259/2024 в отношении ФГБНУ «НИИФКИ» от 7 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/33-259/2024
«07» февраля 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
<...>
в отсутствие представителей заказчиков, подателя жалобы: уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Фарм-СТ» на действия заказчика – ФГБНУ «НИИФКИ» при проведении электронного аукциона № 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал), начальная (максимальная) цена контракта 248 400,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Фарм-СТ» с жалобой на действия заказчика – ФГБНУ «НИИФКИ» при проведении электронного аукциона № 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 19.01.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 05.02.2024;
3) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 07.02.2024;
4) на участие в закупке подана 1 заявка, признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
Суть жалобы ООО «Фарм-СТ» заключается в следующем.
Заказчику к поставке требуются реагенты (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал).
Согласно описанию объекта закупки остаточный срок годности товара на дату поставки – не менее 80 дней. Срок годности набора реагентов – 90 суток. При этом, п.4.1 проекта контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком по заявке заказчика в течение 20 дней с момента подачи заявки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, на момент подачи заказчиком заявки на поставку реагент еще не будет изготовлен, очередь изготовления товара на заводе, по мнению ООО «Фарм-СТ», составляет 14-21 календарный день.
ООО «Фарм-СТ» считает, что, учитывая положения п.1.4 проекта контракта, поставка товара с остаточным сроком годности не менее 80 дней невозможна, соответствующее требование противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), поскольку, помимо прочего, поставщику также необходим срок на доставку, и логистические связи значительно увеличены. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе.
ФГБНУ «НИИФКИ» в своих возражениях на жалобу ООО «Фарм-СТ» пояснило следующее.
Заказчиком был установлен остаточный срок годности контрольного материала на дату поставки – не менее 80 дней исходя из потребности в использовании реагентов и получения более «свежих» с точки зрения производства контрольных материалов.
Условиями проекта контракта установлено, что поставка осуществляется в течение 20 дней с момента подачи заявки, при этом, по мнению заказчика, данный срок поставки позволяет осуществить поставку товара с необходимым сроком годности, в том числе, при условии изготовления товара на заводе составляет 14-21 календарный день. В частности, перемещение грузов из Москвы до Новосибирска занимает 3-5 дней.
На основании изложенного, заказчик считает, что извещение о закупке соответствует положениям действующего законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Фарм-СТ», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в рамках данной закупки заказчику к поставке требуются наборы реагентов для подсчета клеток крови ИВД, контрольный материал.
Описанием объекта закупки установлено, что срок годности набора должен составлять ≥ 90 дней. Кроме того, описанием объекта закупки также предусмотрено условие о том, что остаточный срок годности на дату поставки должен составлять не менее 80 дней.
Положениями проекта контракта заказчиком установлен срок поставки оборудования – в течение 20 дней с момента подачи заявки.
Вместе с тем, действующее законодательство о контрактной системе не устанавливает порядка определения срока поставки и остаточного срока годности товара. Таким образом, данные требования устанавливаются исключительно исходя из потребностей заказчика, распространяются на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим количество участников закупки.
На основании изложенного, а также с учетом того, что ООО «Фарм-СТ» не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие достоверность заявленного подателем жалобы, довод жалобы не нашел подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
1. В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В рамках данной закупки заказчику к поставке требуются наборы реагентов для подсчета клеток крови ИВД, контрольный материал.
Описанием объекта закупки установлено, что срок годности набора должен составлять ≥ 90 дней. При этом, описанием объекта закупки также предусмотрено условие о том, что остаточный срок годности на дату поставки должен составлять не менее 80 дней.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требование к общему сроку годности набора в данном случае является избыточным, поскольку в описании объекта заказчиком установлено требование к остаточному сроку годности товара на момент его поставки. Таким образом, с учетом указанного условия (даже в случае, если общий срок годности поставляемых реагентов составит менее 90 дней, например, 85 дней), заказчику будет поставлен «свежий» товар, отвечающий требованию к остаточному сроку годности – не менее 80 дней.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в извещении данного электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 102). При этом, Постановлением Правительства РФ № 102 установлен перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Вместе с тем, положения извещения о закупке не содержат перечень документов и информации, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 102. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 № 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Согласно пп. «б» п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп.«б» - пп.«г» и пп.«е» - пп.«з» п. 10 Правил формирования КТРУ.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что описанием объекта закупки заказчиком была применена позиция КТРУ 21.20.23.110-00005063 «Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал».
В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком установлены требования к дополнительным характеристикам товара без соответствующего обоснования необходимости установления таких требований, что является нарушением положений п.6 Правил, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Фарм-СТ» на действия заказчика – ФГБНУ «НИИФКИ» при проведении электронного аукциона № 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, п.6 Правил.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.