Решение №054/01/18.1-2508/2023 в отношении ГБУ НСО «Управление ветеринарии Кыштовского рай... от 7 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 054/01/18.1-2508/2023
07 декабря 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу <...> (далее – ИП Тарураев, Заявитель, <...>) на действия Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» при проведении ценового отбора в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на Оказание услуг по предоставлению (передаче) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии (неисключительного (пользовательского) права) (32312949668).
в присутствии <...> и его представителей <...>, <...> (по доверенности №1 от 13.02.2023г.)
в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения обращения
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба вх.21636-эп/23 от 17.11.2023 г. на действия Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» при проведении ценового отбора в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по предоставлению (передаче) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии (неисключительного (пользовательского) права) (32312949668).
Заявитель сообщает следующее.
13.11.2023г. Заказчиком – Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» – на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) <...> было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по предоставлению (передаче) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии (неисключительного (пользовательского) права)».
Заявитель настоящей жалобы считает, что Заказчиком при формировании конкурсной документации допущены следующие нарушения:
В описании объекта закупки Заказчик установил следующее требование к операционной системе:
- Операционная система (далее – ОС) должна устанавливаться и функционировать на компьютерах с архитектурой x86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586.
При этом, в описании объекта закупки так же установлены требования, которые свидетельствуют о том, что заказчику необходима операционная система функционирующая на 64-битной архитектуре:
- «ОС должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI (без отключения SecureBoot)»;
- «ОС должна иметь в составе ядро не ниже 5.10 для обеспечения корректного функционирования современных средств вычислительной техники». Оборудование с архитектурой i586 нельзя назвать современными средствами вычислительной техники, так как такое оборудование снято с производства в период с 2004 по 2008 годы.
Таким образом, описание объекта закупки составлено противоречивым образом и вводит участников закупки в заблуждение относительно функциональных требований к закупаемому программному обеспечению, так как к закупке рассматривается операционная система функционирующая на 64-битной архитектуре, при этом указана необходимость функционирования и на процессорах i586 (32-битная архитектура).
Учитывая вышеизложенное, установленные Заказчиком требования приводят к ограничению конкуренции и созданию преимущества для возможности предложения одной российской операционной системы - «Альт», разработчиком которой является ООО «Базальт СПО». Таким образом, заказчик составил описание объекта закупки с целью ограничения количества потенциальных разработчиков и предоставления преимущественного права заинтересованному поставщику. Такие действия влекут за собой нарушение фундаментальных принципов 223-ФЗ, а также требований Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так же заявитель сообщил в дополнении следующее (вх. № 22828-эп/23 от 04.12.2023).
Согласно описанию объекта закупки № 32312949668 заказчиком к приобретению рассматривается одна лицензия операционной системы (далее - ОС) которая будет функционировать как на 32-битной ОС, так и на 64-битной ОС. Стоит отметить, что это две разные сборки ОС, две разные номенклатуры и лицензии. Заказчику следовало бы указать какую конкретно версию ОС ему необходимо.
1. Более того, Заказчиком был использован союз «и» при формировании требования «Операционная система (далее – ОС) должна устанавливаться и функционировать на компьютерах с архитектурой x86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586» - это указывает на противоречие, поскольку при установке операционной системы на компьютеры с архитектурой i586 (32-разрядные процессоры) такая ОС не будет соответствовать требованию «операционная система должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI (без отключения SecureBoot».
2. Заявитель представил доказательства ограничения конкуренции, а именно список наиболее актуальных и популярных российских ОС и их поддерживаемых архитектур:
ОС РедОС — i686, x86-64, aarch64 (см. приложение 2).
ОС Astra Linux — x86-64, e2k (Эльбрус), ARM (Байкал) (см. приложение 3).
ОС Роса — x86-64, ARM64 (см. приложение 4).
ОС AlterOS — x86 и x86-64 (см. приложение 5).
Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» представлены следующие возражения на жалобу (вх. №22133-эп/23 от 23.11.2023).
Объектом закупки является оказание услуг по предоставлению (передачи) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии ( неисключительного (пользовательского) права), а не изготовление продукта, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые оказать услугу, отвечающую требованиям извещения о котировке и удовлетворяющую потребностям Заказчика. Заказчик установил те требования и характеристики к оказанию услуг, которые могут в полной мере удовлетворить его потребности, исходя из опыта поставки, и необходимости достижения конкретной цели.
На момент составления Описания объекта закупки в наличие у Заказчика имелось несколько компьютеров с разной архитектурой, один из-них год выпуска 2006 г.
Cответственно нас интересует отечественная операционная система, которая может поддерживать различные архитектуры, в том числе і586.
Таким образом, указание Заказчиком в извещении о котировке особых характеристик программного обеспечения, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования программного обеспечения, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.11.2023г. Заказчиком – Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» – на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) <...> было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по предоставлению (передаче) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии (неисключительного (пользовательского) права)».
Согласно Протоколу подведения итогов запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2906066 (Извещение о проведении закупки № 32312949668.
Начальная (максимальная) цена договора на оказание услуг (выполнение работ, поставку товара) составляет 18 121,00 (восемнадцать тысяч сто двадцать один) рубль 00 копеек.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок было подано 2 заявки:
Порядковый номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Ценовое предложение |
Наименование участника закупки |
Результат |
1 |
17.11.2023 10:44 (МСК) |
12 035,65 руб. с НДС |
ООО «ГАЛЭКС Н» |
Победитель |
2 |
17.11.2023 22:03 (МСК) |
16 750,00 руб. с НДС |
ООО «КОМПАНИЯ ГЭНДАЛЬФ» |
Второе место |
Комиссия заказчика рассмотрела заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение, что победителем становится ООО «ГАЛЭКС Н» (ИНН 5404039860 , 630099 , Российская Федерация, Новосибирская обл., ул. Горького, д.53).
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в описании объекта закупки Заказчик установил следующее требование к операционной системе: операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютерах с архитектурой x86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586.
Так же в описании объекта закупки установлены требования, которые свидетельствуют о том, что заказчику необходима операционная система функционирующая на 64-битной архитектуре: «ОС должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI (без отключения SecureBoot)».
Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимание довод о том, что союз «и» означает одновременное наличие тех признаков, которых им соединены.
Поскольку из пояснений Заказчика следует, что Заказчик удовлетворит свою потребность получением лицензии как на операционную систему на компьютеры с архитектурой х86_64, так и на операционную систему на компьютеры с архитектурой i586.
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчику надлежало использовать союз «или» при формировании требований «Операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютеры с архитектурой х86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586», поскольку при установке операционной системы на компьютеры с архитектурой i586 (32- разрядные процессоры) такая операционная система не будет соответствовать требованию «операционная система должна устанавливаться на компьютеры с 64-разрядными intel-совместимыми процессорами с поддержкой EFI ( без отключения SecureBoot)».
Кроме того, Заказчиком не предусмотрены требования к операционным системам, которые должны устанавливаться и функционировать на компьютеры с архитектурой х86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586.
Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки является противоречивым, не отражает потребность Заказчика, не позволяет участникам закупки прийти к однозначному выводу о потребности Заказчика, что является нарушением правил описания объекта закупки.
Реализация положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» призвана обеспечить эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Некорректное описание объекта закупаемого товара (работы или услуги), вводящее в заблуждение хозяйствующих субъектов неизбежно влияет как на сам порядок проведение торгов, так и состояние конкуренции, состав потенциальных участников закупки.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу <...> - на действия Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» при проведении ценового отбора в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на Оказание услуг по предоставлению (передаче) права использования программного обеспечения (программ для ЭВМ) для нужд участников взаимодействия в рамках ТИС НСО на условиях простой (неисключительной) лицензии (неисключительного (пользовательского) права) (32312949668) обоснованной.
- Выдать Государственному бюджетному учреждению Новосибирской области «Управление ветеринарии Кыштовского района Новосибирской области» обязательное для исполнения предписание, о совершении действий, направленных а устранение нарушения порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.