Решение б/н Решение по делу № 50 от 22.07.2011г. в отношении МУ «Дирекци... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2011 г.                        г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  12 августа 2011г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н. П.  – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рисов А. В.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,    член Комиссии,

рассмотрев дело № 50 от 22.07.2011г. по признакам нарушения Муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика» г. Оби Новосибирской области  (далее МУ «ДеЗ»)  (ул. ЖКО Аэропорта, д. 24, г. Обь Новосибирской области, 633103) части 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

 заявитель – индивидуальный предприниматель <…>;

заинтересованное лицо:  ООО Обской похоронный дом «Ритуал» <…>;

представитель МУ «ДеЗ» на рассмотрение дела не явился, о  времени и месте рассмотрения дела МУ «ДеЗ» уведомлено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя <…>, который сообщил следующее.

В настоящее время обязанности по погребению в г. Оби возложены на МУ «ДеЗ». ИП <…> просит Новосибирское УФАС России проверить наличие договора между МУ «ДеЗ» и ООО Обской похоронный дом «Ритуал» об оказании ритуальных услуг, наличие договора по доставке трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы  г. Новосибирска, поскольку не может осуществлять деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории г. Оби ввиду невозможности получения информации от  МУ «ДеЗ» об организации по осуществлению и  стоимости похоронных услуг.

В ходе рассмотрения обращения ИП <…> Новосибирским УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 12.01.2996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Администрация г. Оби письмом от 06.07.2011г. № 1974 сообщила Новосибирскому УФАС России, что специализированной муниципальной службы, оказывающей похоронные услуги на территории г. Оби, нет. Данный вид услуг на территории г. Оби оказывает ООО Обской похоронный дом «Ритуал». Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби утверждён Решением Совета депутатов от 24.10.2009г. № 487. 

МУ «ДеЗ» в лице директора <…> и ООО Обской похоронный дом «Ритуал» заключили договор от 01.01.2011г. № 3. Согласно пункта 1.1 договора ООО Обской похоронный дом «Ритуал» осуществляет доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы  г. Оби.

МУ «ДеЗ» в лице директора <…> и ООО Обской похоронный дом «Ритуал» заключили договор от 01.01.2011г. № 4. В соответствии с пунктом 1.1 договора МУ «ДеЗ» поручает, а ООО Обской похоронный дом «Ритуал» принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби. Согласно пунктов 2.2.2, 2.2.5  договора ООО Обской похоронный дом «Ритуал» обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно «Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг», соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ     «О защите конкуренции» запрещается  совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законом.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении МУ «ДеЗ» по признакам части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении  договоров  от 01.01.2011г.  № 3, от 01.01.2011г. № 4 с ООО Обской похоронный дом «Ритуал»,  которые наделяют ООО Обской похоронный дом «Ритуал» функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО Обской похоронный дом «Ритуал»  исключительное право оказания ритуальных услуг, что устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг.

Объяснение по существу дела МУ «ДеЗ» не представило.

На заседании Комиссии ИП <…> подтвердил доводы, изложенные в заявлении. 

На заседании Комиссии представитель ООО Обской похоронный дом «Ритуал» сообщила, что договоры, заключенные ООО Обской похоронный дом «Ритуал» с МУ «ДеЗ» не запрещают оказывать ритуальные услуги и не препятствуют осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам. Отвод земельных участков для захоронения на территории кладбища осуществляет смотритель кладбища, который является работником МУ «ДеЗ». ООО Обской похоронный дом «Ритуал» заключает договоры на оказание услуг и оказывает услуги только после получения разрешения на захоронение в МУ «ДеЗ» и отвода земельного участка представителем МУ «ДеЗ». ООО Обской похоронный дом «Ритуал» самостоятельно ведёт  регистрацию захоронений. В дальнейшем,  данные о захоронениях передаются в МУ «ДеЗ». Регистрация производится только тех захоронений, которые осуществляет непосредственно ООО Обской похоронный дом «Ритуал». ООО Обской похоронный дом «Ритуал» не является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим ритуальные услуги. Часть граждан обращается к другим коммерческим организациям, некоторые граждане самостоятельно осуществляют захоронения, не прибегая к услугам коммерческих организаций. Кроме оказания услуг по захоронению  на территории кладбища ООО Обской похоронный дом «Ритуал» осуществляет уборку территории кладбища,  поддерживает чистоту и порядок, собирает и вывозит мусор.

Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 12.01.2996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (статья  26 Федерального закона от 12.01.1996г. N 8-ФЗ   «О погребении и похоронном деле»).

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14  Федерального закона от 06.10.2003г.    N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является вопросом местного значения поселения. С целью решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части 1 статьи 17  Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Размещение муниципального заказа должно осуществляться в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005г.  N 94-ФЗ «О размещении заказов…».

Администрация г. Оби Новосибирской области письмом от 06.07.2011г. № 1974 сообщает, что специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Оби нет. ООО Обской похоронный дом «Ритуал» оказывает ритуальные услуги в полном объёме (от оформления документов до захоронения включительно).

Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби утверждён Решением Совета депутатов от 24.10.2009г. № 487 (далее Порядок).

Согласно данного Порядка общественные кладбища на территории г. Оби являются муниципальной собственностью и находятся в оперативном управлении МУ «ДеЗ», предоставление участка земли для погребения умершего производится в МУ «ДеЗ» (пункты 1.2, 2.3, 2.8 Порядка).

Каждое захоронение регистрируется МУ «ДеЗ» в книге регистрации захоронений, семейное захоронение регистрируется в книге регистрации семейных захоронений. Книга регистрации захоронений, книга регистрации семейных захоронений являются документами строгой отчетности и хранятся вечно в архиве МУ «ДеЗ» (пункт 2.8 Порядка).

Согласно «Порядка деятельности общественных кладбищ на территории г. Оби», утверждённых Решением Совета депутатов г. Оби от 24.11.2009г. № 487 полномочия по организации похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройства мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища  делегированы МУ «ДеЗ». В частности МУ «ДеЗ» обязано обеспечить: соблюдение норм предоставления участков земли для погребения; работу общественных туалетов, освещение, систематическую уборку дорог общего пользования, проходов и других участков  хозяйственного назначения; оказание услуг по уходу за захоронением, установке (замене) надмогильных сооружений и уходу за ними; принятие надмогильных сооружений на сохранность, сохранность механизмов, инвентаря и принятых на сохранность надмогильных сооружений, вывоз мусора, благоустройство кладбищ, соблюдение требований пожарной безопасности, проведение мероприятий по озеленению кладбища и уходу за зелеными насаждениями общего пользования, своевременный ремонт сооружений кладбищ (пункт 5.1 Порядка).

МУ «ДеЗ» в лице директора <…> и ООО Обской похоронный дом «Ритуал» заключили договор от 01.01.2011г. № 3. Согласно пункта 1.1 договора ООО «Обской похоронный дом «Ритуал» осуществляет доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы  г. Оби.

МУ «ДеЗ» в лице директора <…> и ООО Обской похоронный дом «Ритуал» заключили договор от 01.01.2011г. № 4. В соответствии с пунктом 1.1 договора МУ «ДеЗ» поручает, а ООО Обской похоронный дом «Ритуал» принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби. Согласно пунктов 2.2.2, 2.2.5  договора ООО Обской похоронный дом «Ритуал» обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно «Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг», соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения.

Президиум ВАС РФ Постановлением от 23.09.2008 N 12027/07 по делу N А33-9227/2006 установил, что  наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, создает преимущественные условия для деятельности хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, что противоречит нормам Закона «О погребении…»  и Закона «О защите  конкуренции».

Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Решением Совета депутатов г. Оби от 24.10.2009г. № 487 полномочия по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела на территории г. Оби делегированы МУ «ДеЗ».

Финансовое осуществление деятельности МУ «ДеЗ» для решения вопросов местного значения по организации похоронного дела в соответствии со статьёй 26  Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ  «О погребении и похоронном деле» должно осуществляться за счёт средств бюджета муниципального образования г. Оби.

Деятельность по организации похоронного дела МУ «ДеЗ» должно осуществлять самостоятельно. Для решения  вопроса местного значения (содержание и эксплуатация кладбища, благоустройство мест захоронения и поддержание санитарного состояния на территории кладбища) МУ «ДеЗ» вправе привлекать иные организации путем размещения муниципального заказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом  от 21.07.2005г.  N 94-ФЗ «О размещении заказов…».

Размещение муниципального заказа по содержанию и эксплуатации кладбища, благоустройству мест захоронения и поддержанию санитарного состояния на территории кладбища администрация г. Оби и МУ «ДеЗ»,  в порядке предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005г.  N 94-ФЗ «О размещении заказов…», не проводили.

 В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г.       №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается  совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законом.

МУ «ДеЗ», заключив договоры, от 01.01.2011г. № 4, от 01.01.2011г. № 3  с ООО Обской похоронный дом «Ритуал», в соответствии с которыми ООО Обской похоронный дом «Ритуал»  принимает на себя ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби, обязуется содержать и эксплуатировать кладбище согласно «Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг», соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения, осуществлять доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы  г. Оби,  наделила ООО Обской похоронный дом «Ритуал» функциями и правами органа местного самоуправления, предоставило ООО Обской похоронный дом «Ритуал»  исключительное право на организацию похоронного обслуживания, что нарушает часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг    г. Оби. 

            Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика»  г. Оби Новосибирской области нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении  договоров  с ООО Обской похоронный дом «Ритуал» от 01.01.2011г.  № 3, от 01.01.2011г. № 4, которые возлагают ответственность по организации похоронного обслуживания на территории кладбища г. Оби на ООО Обской похоронный дом «Ритуал»,  обязывают ООО Обской похоронный дом «Ритуал» осуществлять функции по содержанию и эксплуатации кладбища согласно «Правилам содержания муниципальных кладбищ и оказания ритуальных услуг», соблюдать нормы отвода каждого земельного участка для захоронения, осуществлять доставку трупов безродных граждан с территории г. Оби в здание судебно-медицинской экспертизы  г. Оби,  тем самым наделяют ООО Обской похоронный дом «Ритуал» функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО Обской похоронный дом «Ритуал»  исключительное право организации похоронного обслуживания, что нарушает часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку устраняет конкуренцию на рынке ритуальных услуг    г. Оби.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи муниципальному учреждению «Дирекция единого заказчика» г. Оби Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                             Н. П. Камнева

                                                                                                                        А. В. Рисов

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 49

12 августа 2011 года                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н. П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рисов А. В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения            от 12.08.2011г. по делу № 50 от 22.07.2011г. о нарушении муниципальным учреждением «Дирекция единого заказчика» г. Оби Новосибирской области (ул. ЖКО Аэропорта, д. 24. г. Обь, Новосибирская область, 633103) части 3  статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному учреждению «Дирекция единого заказчика» г. Оби Новосибирской области в срок до 01.09.2011г. прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».      

  2. С целью устранения нарушения антимонопольного законодательства муниципальному учреждению «Дирекция единого заказчика» г. Оби Новосибирской области  в срок до 01.09.2011г. необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно исключить из договоров, заключённых МУ «ДеЗ» с ООО Обской похоронный дом «Ритуал» от 01.01.2011г. № 4 пункты 1.1, 2.2.2, 2.2.5,  от 01.01.2011г. № 3 пункт 1.1,  которые наделяют ООО Обской похоронный дом «Ритуал» функциями и правами органа местного самоуправления, предоставляют ООО Обской похоронный дом «Ритуал»  исключительное право оказания ритуальных услуг.

 О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 07.09.2011г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                             Н. П. Камнева

                                                                                                                        А. В. Рисов

                                                                                                                               

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны