Решение №054/06/83.2-120/2022 поступило обращение адвоката НП КА «Юридический центр» <...>... от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/83.2-120/2022

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«27» января 2022 г.                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

«……………»

- врио руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«……………»

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

«……………»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в присутствии адвоката НП КА «Юридический центр» <...>, директора ООО «Эксперт Групп<…>,

в отсутствие представителей Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (далее – УТ МВД России по СФО), уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев обращение адвоката НП КА «Юридический центр» <...> (вх. от 06.12.2021 г. № 21358) содержащее информацию о признаках нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также законодательства о государственном оборонном заказе при заключении контракта по результатам электронного аукциона (извещение от 30.12.2019 № 0151100007219000116) на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта (в рамках ГОЗ, в целях гос. программы вооружения),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило обращение адвоката НП КА «Юридический центр» <...> (вх. от 06.12.2021 г. № 21358) содержащее информацию о признаках нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также законодательства о государственном оборонном заказе.

Адвокат НП КА «Юридический центр» <...> (рег. номер в реестре адвокатов новосибирской области – 54/1600), являясь защитником интересов директора ООО «Эксперт Групп» – <…>, обратился в Новосибирское УФАС России в защиту интересов <…>, который ранее находился под домашним арестом по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

<...> сообщил следующее.

По результатам проведенного электронного аукциона (извещение от 30.12.2019 № 0151100007219000116) между Управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (далее – УТ МВД России по СФО) и ООО «Эксперт Групп» был заключен государственный контракт от 03.02.2020 № 2021188100082005407120942/8/60597 на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта для нужд УТ МВД России по СФО (далее – контракт).

По версии органа следствия, в период действия контракта с 27.01.2021 по 15.10.2021 заказчик оплатил исполнителю работы по замене моторного масла в 37 служебных автомобилях в размере 129422,59 рублей. При этом исполнитель – ООО «Эксперт Групп» использовал не предусмотренное контрактом моторное масло марки «Shell Helix» стоимостью 595,64 рублей за литр, а моторное масло торговой марки «Oilway» стоимостью 185 рублей за литр. В связи с этим орган следствия пришел к выводу о хищении <...> 129422,59 рублей.

Ознакомившись с размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сети «Интернет» (zakupki.gov.ru) документацией к электронному аукциону, в том числе с приложением № 1, содержащей условия, на которых проводился электронный аукцион, и сравнив их с условиями, предусмотренными приложением № 3 к контракту, <...> выявил несоответствия, по его мнению, повлекшее нарушение прав исполнителя по указанному контракту.

Так, <...> указывает, что сравнение двух приложений показало, что приложение № 1 к документации об электронном аукционе, содержащее перечень подлежащих замене технических жидкостей, содержит конкретные наименования марок и брендов, производящих соответствующие детали и технические жидкости. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) включение в описание объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых располагаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машину и оборудование. Часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ содержит запрет на включение в документацию о закупке требований к производителю товара. Эти требования закона в документации об электронном аукционе соблюдены путем наличия под перечнем технических жидкостей, подлежащих замене в служебном транспорте УТ МВД РФ по СФО, фразы «*В случае наличия, указания на товарные знаки – считать, что они сопровождаются словами «или эквивалент»». Однако, в аналогичном перечне в приложении № 3 к контракту такая фраза отсутствует.

Таким образом, по мнению <...>, после проведения электронного аукциона заказчик внес в приложение к контракту существенные изменения, ухудшившие положение исполнителя в сравнении с условиями, предусмотренными документацией об электронном аукционе, из которых исходили участники закупки, принимая решение об участии. Изменение условий было существенным, так как исключало право исполнителя заменить моторное масло определенной торговой марки из приложения к контракту на другое, аналогичное по качеству и характеристикам. В случае отсутствия в торговой сети моторного масла указанного производителя исполнитель не смог бы исполнить работы по его замене в установленный срок. Марки моторных масел были указаны только в перечне, содержащемся в приложении к контракту. Соответствующий бланк приложения не предполагает подписание его сторонами.

Как указывает <...> в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ победитель аукциона должен в течение определенного периода после победы в аукционе направить подписанный контракт заказчику, в том числе, электронным путем. Таким образом, подписывая контракт, победитель аукциона не знал о внесенном в него изменении. Вышеуказанное подтверждает нарушение заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, повлекшее существенное ухудшение положения исполнителя, в том числе, уголовное преследование директора ООО «Эксперт Групп» <...> за хищение бюджетных денег путем обмана – заправки служебного автотранспорта УТ МВД РФ по СФО моторным маслом не той торговой марки, которая указана в приложении к контракту.

По факту выявленных нарушений УТ МВД России по СФО пояснило следующее.

По мнению УТ МВД России по СФО доводы, изложенные в обращении адвоката НП КА «Юридический центр» <...>, не соответствуют действительности и противоречат Федеральному закону № 44-ФЗ.

Так, <...> сравнил приложение № 1 к документации об электронном аукционе и приложение № 3 к государственному контракту от 03.02.2020 № 2021188100082005407120942/8/60597 и сделал вывод о нарушении части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ: в приложении № 3 к государственному контракту указаны товарные знаки при отсутствии слов «или эквивалент».

В приложении № 1 документации об электронном аукционе причиной указания марок моторных масел заказчиком являлись рекомендации заводов-производителей автомобильной техники, состоящей на балансе УТ МВД России по СФО, положительная практика применения определенных марок масел. Кроме того, при замене одной марки масла на другое в связи с тем, что каждый производитель использует собственную формулу масла, которая, как правило, не является совместимой с другими продуктами может потребоваться промывка двигателя, что приведет к дополнительным расходам федерального бюджета. Указание конкретной марки на момент размещения документации об электронном аукционе не противоречило части 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, слова «или эквивалент» в данном случае были указаны правомерно.

Согласно требованиям заказчика в разделе II Информационной карты документации об электронном аукционе первая часть заявки участника должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации. Данное требование установлено в документации об электронном аукционе в соответствии с подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заявка № 3 участника ООО «Эксперт Групп» содержала согласие на оказание услуг и конкретные показатели (с указанием торговых марок) запасных частей, масел, охлаждающих и тормозных жидкостей, используемых при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств УТ МВД России по СФО.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки. Приложение № 3 к государственному контракту составлено на основании заявки участника закупки. Данная статья не содержит требований об указании слов «или эквивалент» при заключении государственных контрактов.

Приложение № 3 к государственному контракту, содержащее перечень марок моторных масел не содержало подписей в связи с тем, что данный перечень составлен на основе заявки участника ООО «Эксперт Групп» и вместе с государственным контрактом, размещен в единой информационной системе в сфере закупок, что исключает замену документов.

Возможность замены марок масел в государственном контракте запрещена частью 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением изменений, предусмотренных статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, как сообщает УТ МВД России по СФО, мнение <...> о внесении в приложение к контракту существенных изменений, ухудшивших положение исполнителя в сравнении с условиями, предусмотренными документацией об электронном аукционе, не соответствует действительности по указанным выше основаниям. Вывод <...> о том, что победитель аукциона, подписывая контракт, не знал о внесенных в него изменениях также не соответствует действительности. Так как, изменения в него не вносились.

Также УТ МВД России по СФО пояснило, что факты, подтверждающие несоответствие результатов выполненных работ в части замены моторного масла УТ МВД России по СФО не устанавливались. Претензионная работа в отношении ООО «Эксперт Групп» в части замены моторного масла указанного государственного контракта не велась.

По данному государственному контракту увеличения или уменьшения расходов бюджетных средств в УТ МВД России по СФО не устанавливались.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

УТ МВД России по СФО разместило извещение о проведении электронного аукциона от 30.12.2019 № 0151100007219000116 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта (в рамках государственного оборонного заказа, в целях государственной программы вооружения).

Разделом III документации об электронном аукционе предусмотрено техническое задание на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

В соответствии с пунктом 6 раздела III документации об электронном аукционе, предусмотрено, что перечень используемых запасных частей предусмотрен приложением № 1 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. В частности, данным приложением установлен перечень горюче-смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, смазок, герметиков, автохимии, лаков, красок, с указанием товарных знаков, сопровождающихся словами «или эквивалент».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019, действующая на момент размещения извещения) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019, действующая на момент размещения извещения) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, в действиях заказчика при установлении в описании объекта закупки требований к товарному знаку, сопровождаемому словами «или эквивалент», нарушений требований Федерального закона № 44-ФЗ не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019, действующая на момент подачи заявок на участие в электронном аукционе) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с требованиями к содержанию и составу заявки, предусмотренных разделом II документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.01.2020 № 0151100007219000116-1 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения и документации об электронном аукционе.

В частности, заявка участника под № 3, поданная ООО «Эксперт Групп», содержала согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, перечень используемых запасных частей, в том числе – горюче-смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, смазок, герметиков, автохимии, лаков, красок, с указанием товарных знаков, соответствующих товарным знакам, предусмотренным приложением № 1 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта аукционной документации. Указание на страну происхождения товара.

При этом стоит отметить, что заявка ООО «Эксперт Групп» не содержала информации о поставке товара, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Из этого следует, что на момент подачи заявки ООО «Эксперт Групп» не предлагало к поставке товар – моторное масло торговой марки «Oilway».

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.01.2020 № 0151100007219000116-3 победителем электронного аукциона было признано ООО «Эксперт Групп».

В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019, действующая на момент направления проекта контракта) контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Так, заказчиком победителю закупки – ООО «Эксперт Групп» был направлен проект контракта, который приложением № 3 к контракту предусматривал перечень горюче-смазочных материалов, охлаждающих жидкостей, смазок, герметиков, автохимии, лаков, красок, соответствующих требованиям технического задания к документации об электронном аукционе, а также условиям указанным в заявке ООО «Эксперт Групп».

На этапе заключения контракта от ООО «Эксперт Групп» протоколы разногласий к проекту контракта не направлялись.

Таким образом, каких-либо изменений, не соответствующих требованиям Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком в проект контракта не вносилось. Контракт был заключен сторонами в соответствии с частью 10 статьи 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019, действующая на момент заключения контракта) на условиях, указанных в документации и извещении о закупке, заявке победителя электронного аукциона.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Установить в действиях заказчика – УТ МВД России по СФО отсутствие нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также законодательства о государственном оборонном заказе при заключении контракта по результатам электронного аукциона (извещение от 30.12.2019 № 0151100007219000116) на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта (в рамках ГОЗ, в целях гос. программы вооружения).

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны