Решение №054/01/10-1325/2023 в отношении МУП «Ордынское» от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1325/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2023 года                                  г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме   30.10.2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 054/01/10-1325/2023 от 12.07.2023 по признакам нарушения МУП «Ордынское» (ИНН 5403076643, ОГРН 1235400010020, юр. адрес: 633261, Новосибирская область, Ордынский район, р.п. Ордынское, пр. Ленина, д. 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителя МУП «Ордынское», надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела, и представителя ИП Галенского М.М., надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ИП Галенского М.М. в отношении МУП «Ордынское» по вопросу высокой стоимости услуги по приему ЖБО в размере 76,10 руб./м3, а также по вопросу правомерности руководства МУП «Ордынское» Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №479-В от 18.11.2022 при определении цены услуги за прием и очистку ЖБО, в связи с чем плата за прием ЖБО равна плате за водоотведение.

При рассмотрении указанного обращения Новосибирским УФАС России установлено, что на территории р. п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области деятельность по водоотведению до 31.03.2023 осуществляла гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения (постановление администрации рабочего поселка Ордынское Ордынского района Новосибирской области от 13.08.2013 № 129) ООО «Ордынское ВКХ».

Между ИП Галенским М.М. и ООО «Ордынское ВКХ» был заключен договор возмездного оказания услуг по очистке жидких бытовых отходов, стоимость которых составляла 45,50 руб./м3.

Постановлением администрации рабочего посёлка Ордынское Ордынского района Новосибирской области от 31.03.2023 №57 с 01.04.2023 статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории рабочего посёлка Ордынское Ордынского района Новосибирской области и Вагайцевского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, наделено МУП «Ордынское».

МУП «Ордынское» заключило с ИП Галенским М.М. договор № 01/23-ЖБО от 06.04.2023 возмездного оказания услуг по приему жидких бытовых отходов, стоимость которых составила 76,10 руб./м3.

При заключении данного договора МУП «Ордынское» использовало тариф на водоотведение, установленный для предыдущего гарантирующего поставщика ООО «Ордынское ВКХ» в размере 76,10 руб./м3.

Согласно аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России МУП «Ордынское» на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов, в границах расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области.

Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом «О водоснабжении и водоотведении»), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

По Договору № 01/23-ЖБО от 06.04.2023 МУП «Ордынское» (Исполнитель) оказывает услуги по приему ЖБО на станции слива очистных сооружений Исполнителя, а также обязуется производить очистку ЖБО в соответствии с действующими нормами и правилами.

Согласно Приказу № 479-В от 07.12.2011 тариф в размере 76,10 руб. за 1 м3 являлся тарифом на водоотведение на 2023 год для организаций, осуществляющих деятельность по водоотведению на территории Ордынского района Новосибирской области, а именно для ООО «Ордынское ВКХ» (ИНН 5434116840) в р.п. Ордынское.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение является регулируемым видом деятельности, и тарифы на водоотведение подлежат государственному регулированию.

Статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена возможность дифференциации тарифов в сфере водоотведения в зависимости от категории сточных вод, в том числе по такой категории, как жидкие бытовые отходы (ЖБО).

В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

В данном случае тариф на водоотведение согласно Приказу Департамента по тарифам Новосибирской области № 479-В от 07.12.2011 был установлен для ООО «Ордынское ВКХ» без дифференциации по категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» и без учета расходов данной организации на осуществление деятельности по вывозу ЖБО и помещению (сбросу) их в эксплуатируемую централизованную систему водоотведения, поскольку ООО «Ордынское ВКХ» не обращалось в департамент с соответствующим предложением об учете таких затрат в составе указанных тарифов. Тариф на водоотведение для категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» для ООО «Ордынское ВКХ» не устанавливался.

Согласно п. 11(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), в случае досрочного прекращения деятельности гарантирующей организацией, в том числе ее отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус гарантирующей организации до утверждения в усыновленном порядке тарифов, применяются тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации).

В соответствии с п. 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом в том числе такой категории сточных вод, как жидкие бытовые отходы.

Департамент по тарифам Новосибирской области на запрос Новосибирского УФАС России указал, что тарифы на водоотведение для МУП «Ордынское» будут установлены дифференцированно, с учетом категории сточных вод и цикла водоотведения: водоотведение (полный цикл), водоотведение (очистка сточных вод), водоотведение (жидкие бытовые отходы).

  Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 143-В/НПА от 27.06.2023 установлены тарифы на водоотведение для МУП «Ордынское», осуществляющего деятельность на территории р.п. Ордынское, а именно: тариф на водоотведение (раздельно для населения и иных потребителей) и тариф на очистку сточных вод для иных потребителей. Тариф на очистку сточных вод составляет 43,09 руб./м3 без учета НДС и установлен на период с 11.07.2023 по 31.12.2023.

Следовательно, применение МУП «Ордынское» во взаимоотношениях с ИП Галенским М.М. не дифференцированного тарифа, установленного для ООО «Ордынское ВКХ», является нарушением Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения настоящего дела и создания комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Ордынское» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела МУП «Ордынское» представлены следующие пояснения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением администрации рабочего поселка Ордынское Ордынского района Новосибирской области № 57 от 31.03.2023, МУП «Ордынское» с 01.04.2023 наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории рабочего поселка Ордынское и на территории Вагайцевского сельского совета (с. Вагайцево и с. Чернаково) Ордынского района Новосибирской области.

Правовым обоснованием для руководства МУП «Ордынское» Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 479-В от 18.11.2022 «О корректировке на 2023 год тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение» является п. 11(1) Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» согласно которому, в случае досрочного прекращения деятельности гарантирующей организацией, в том числе ее отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус гарантирующей организации до утверждения в установленном порядке тарифов, применяются тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации).

27.06.2023 подписан приказ Департамента по тарифам Новосибирской области № 143-В/НПА, согласно которому с 11.07.2023 установлен тариф на прием ЖБО на станцию очистных сооружений в сумме 43,09 рублей без НДС.

По вопросу характеристики услуг водоотведения сообщается, что МУП «Ордынское» услуги по вывозу ЖБО не оказывает. В услугу по водоотведению входит полный комплекс мероприятий, который включает приём, транспортировку и очистку сточных вод. Схема сетей водоотведения располагается на сайте администрации р.п. Ордынское.

К централизованной сети водоотведения подключены абоненты как физические, так и юридические лица. Услуга водоотведения оказывается на территории рабочего поселка Ордынское, очистные сооружения также располагаются на территории р.п. Ордынское по ул. Пристанская, д. 1а.

Документом, подтверждающим право пользования сетями водоотведения и очистными сооружениями, является Постановление администрации р.п. Ордынское от 31.03.2023 № 56 о Закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Ордынское».

На территории р.п. Ордынское иные очистные сооружения для приема ЖБО отсутствуют. В части возможности у лиц, которым МУП «Ордынское» оказывает услугу по приему ЖБО, получать аналогичную услугу у других хозяйствующих субъектов, информация отсутствует

Объем оказанных услуг по водоотведению, в том числе по приему ЖБО за период с 01.04.2023 по 30.06.2023 составил 31 840 м3 на сумму 2 422 тыс. руб. Водоотведение 21 858 м3 на сумму 1 663 тыс. руб. Прием ЖБО 9 982 м3 на сумму 759 тыс. руб.

При рассмотрении дела Департаментом по тарифам Новосибирской области представлены следующие пояснения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 7, 8 и 10 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения;
  • регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
  • указанный перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоотведения является исчерпывающим; цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.

Вывоз ЖБО не относится к регулируемым видам деятельности.

Услуги по сбору и вывозу ЖБО оплачиваются лицу, оказывающему услуги по их вывозу, по возмездному договору, исполнение которого оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (абз.1 п. 1 ст. 242 Гражданского кодекса РФ.)

В соответствии с ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, п. 106, 108 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-Э, предусмотрена возможность дифференциации тарифов в сфере водоотведения в зависимости от категории сточных вод, в том числе по такой категории, как ЖБО.

Установление тарифов в сфере водоотведения носит заявительный характер - регулируемая организация должна обратиться в орган регулирования с предложением об установлении соответствующих тарифов в сфере водоотведения в порядке, предусмотренном п. 16-17(1), 18, 19 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Постановлением администрации рабочего посёлка Ордынское Ордынского района Новосибирской области от 31.03.2023 №57 с 01.04.2023 статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории рабочего посёлка Ордынское Ордынского района Новосибирской области и Вагайцевского сельсовета Ордынского района Новосибирской области наделено МУП «Ордынское».

В отношении МУП «Ордынское» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ранее не осуществлялось.

Приказом департамента №143-В/НПА от 27.06.2023 (протокол заседания правления от 27 06.2023 № 19) были установлены следующие тарифы на оказываемые МУП «Ордынское» регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения на период с 11.07.2023 по 31.12.2023:

  • в размерах: для населения 76,10 руб./куб. м (с учетом НДС) и для прочих потребителей - 63,42 руб./куб.м. (без учета НДС) применяются к абонентам, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам водоотведения, и в отношении которых МУП «Ордынское» оказывает услугу по водоотведению (полный цикл);
  • в размере 43,09 руб./куб.м. (без учета НДС) для потребителей, за исключением населения, которые применяются в отношении лиц, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу ЖБО, и которым МУП «Ордынское» оказывает услугу по очистке сточных вод (ЖБО).

МУП «Ордынское» не оказывает услуги по вывозу ЖБО

За установлением тарифов на водоотведение с дифференциацией по категориям сточных вод ЖБО в целях их применения к абонентам, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, МУП «Ордынское» в департамент не обращалось.

Информацией о наличии абонентов, реализовавших свое право, предусмотренное п. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на выбор услуги по вывозу ЖБО в качестве коммунальной, департамент не располагает.

На территории р. п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области до 31.03.2023 деятельность по водоотведению осуществляла гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения (постановление администрации рабочего поселка Ордынское Ордынского района Новосибирской области от 13.08.2013 №129) ООО «Ордынское ВКХ».

Тариф на водоотведение был установлен для ООО «Ордынское ВКХ» Приказом департамента №479-В от 18.11.2022 года (протокол заседания правления от 18.11.2022 № 50) в размере 76,10 руб./м3, НДС не предусмотрен.

Указанный тариф установлен без дифференциации по категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» и без учета расходов данной организации на осуществление деятельности по вывозу ЖБО и помещению (сбросу) их в эксплуатируемую централизованную систему водоотведения, поскольку ООО «Ордынское ВКХ» не обращалось в департамент с соответствующим предложением об учете таких затрат в составе указанных тарифов. Тариф на водоотведение для категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» для ООО «Ордынское ВКХ» не устанавливался.

Исходя из вышеуказанных обязательных требований, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином законном основании (подтвержденном правоустанавливающими документами) централизованной системой водоотведения, с использованием которой (которых) осуществляется услуга по водоотведению для абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к такой системе, не вправе самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг в сфере водоотведения, должны обратится в орган регулирования с предложением об установлении регулируемых тарифов в сфере водоотведения и определять стоимость оказываемых ими услуг только с применением тарифа, установленного уполномоченным органом.

Кроме того, применение тарифа на водоотведение (полный цикл), установленного для абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам водоотведения, и в отношении которых МУП «Ордынское» оказывает услугу по водоотведению (полный цикл), неправомерно по отношению к лицам, осуществляющим деятельность по сбору и вывозу ЖБО, и которым МУП «Ордынское» оказывает услугу по очистке сточных вод (ЖБО).

МУП «Ордынское» 15.09.2023 в материалы дела представлен договор № 09/23-ЖБО от 11.07.2023 возмездного оказания услуг по приему жидких бытовых отходов, заключенный с ИП Галенским М.М., с ценой услуги, соответствующей тарифу, установленному Департаментом по тарифам Новосибирской области приказом №143-В/НПА от 27.06.2023.

В результате рассмотрения дела Комиссией было принято Заключение об обстоятельствах дела №054/01/10-1325/2023 от 12.07.2023.

В ответ на данное заключение МУП «Ордынское» и ИП Галенским М.М позиция о несогласии с принятым Комиссией Новосибирского УФАС России заключением не была представлена.

При рассмотрении дела №054/01/10-1325/2023 Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при

осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Новосибирским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220), составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов, в границах расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 произведено согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка № 220.

Согласно п. 4.7 Порядка №220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарного рынка определены с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, на основании:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее пользованию (подключение к сетям).

Постановлением рабочего поселка Ордынское Ордынского района Новосибирской области от 31.03.2023 №57 МУП «Ордынское» с 01.04.2023 наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории рабочего поселка Ордынское и территории Вагайцевского сельского совета Ордынского района Новосибирской области.

Документом, подтверждающим право пользования сетями водоотведения и очистными сооружениями, является Постановление администрации р.п. Ордынское от 31.03.2023 №56 о закреплении с 01.04.2023 муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» за МУП «Ордынское».

В письме от 03.07.2023 №61 (вх. №11995-ЭП/23 от 03.07.2023) МУП «Ордынское» пояснило, что услуга водоотведения оказывается на территории р.п. Ордынское, очистные сооружения также располагаются на территории р.п. Ордынское по ул. Пристанская, д. 1а. На территории р.п. Ордынское иные очистные сооружения для приема ЖБО отсутствуют.

Таким образом, географические границы исследуемого рынка определены границами расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области.

Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП «Ордынское» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов, в границах расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что МУП «Ордынское» заключило с ИП Галенским М.М. договор № 01/23-ЖБО от 06.04.2023 возмездного оказания услуг по приему жидких бытовых отходов, стоимость которых составила 76,10 руб./м3.

При заключении данного договора МУП «Ордынское» использовало тариф на водоотведение, установленный Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №479-В от 18.11.2022 для предыдущего гарантирующего поставщика ООО «Ордынское ВКХ» в размере 76,10 руб./м3, НДС не предусмотрен

Указанный тариф был установлен без дифференциации по категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» и без учета расходов данной организации на осуществление деятельности по вывозу ЖБО и помещению (сбросу) их в эксплуатируемую централизованную систему водоотведения. Тариф на водоотведение для категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» для ООО «Ордынское ВКХ» не устанавливался.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение является регулируемым видом деятельности, и тарифы на водоотведение подлежат государственному регулированию.

В силу п. 7, 8 и 10 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения;
  • регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
  • указанный перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоотведения является исчерпывающим; цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.

Статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена возможность дифференциации тарифов в сфере водоотведения в зависимости от категории сточных вод, в том числе по такой категории, как жидкие бытовые отходы (ЖБО).

В соответствии с п. 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом в том числе такой категории сточных вод, как жидкие бытовые отходы.

Исходя из вышеуказанных требований, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином законном основании (подтвержденном правоустанавливающими документами) централизованной системой водоотведения, с использованием которой (которых) осуществляется услуга по водоотведению для абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к такой системе, не вправе самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг в сфере водоотведения, должны обратится в орган регулирования с предложением об установлении регулируемых тарифов в сфере водоотведения и определять стоимость оказываемых ими услуг только с применением тарифа, установленного уполномоченным органом.

Согласно п. 11(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), в случае досрочного прекращения деятельности гарантирующей организацией, в том числе ее отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей статус гарантирующей организации до утверждения в усыновленном порядке тарифов, применяются тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность (в течение 60 календарных дней со дня наделения новой организации статусом гарантирующей организации).

Следовательно, новая гарантирующая организация может применять тарифы, установленные для гарантирующей организации, досрочно прекратившей деятельность, только в зависимости от оказываемого вида деятельности (услуги)

Соответственно, применение тарифа на водоотведение (полный цикл), установленного для абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам водоотведения, и в отношении которых МУП «Ордынское» оказывает услугу по водоотведению (полный цикл), неправомерно по отношению к лицам, осуществляющим деятельность по сбору и вывозу ЖБО, и которым МУП «Ордынское» оказывает только услугу по очистке сточных вод (ЖБО).

Материалами дела №054/01/10-1325/2023 и пояснениями МУП «Ордынское» подтвержден факт взимания платы за услугу по приему и очистке сточных вод в размере, установленном для ООО «Ордынское ВКХ» за услугу водоотведения (полный цикл).

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №143-В/НПА от 27.06.2023 (протокол заседания правления от 27 06.2023 № 19) установлены следующие тарифы на оказываемые МУП «Ордынское» регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения на период с 11.07.2023 по 31.12.2023:

  • в размерах: для населения 76,10 руб./куб.м. (с учетом НДС) и для прочих потребителей - 63,42 руб./куб. м (без учета НДС) применяются к абонентам, объекты капитального строительства которых подключены к централизованным системам водоотведения, и в отношении которых МУП «Ордынское» оказывает услугу по водоотведению (полный цикл);
  • в размере 43,09 руб./куб.м. (без учета НДС) для потребителей, за исключением населения, которые применяются в отношении лиц, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу ЖБО, и которым МУП «Ордынское» оказывает услугу по очистке сточных вод (ЖБО).

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела №054/01/10-1325/2023, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о доказанности факта применения в период 01.04.2023 по 30.06.2023 экономически необоснованной стоимости на услугу по приему и очистке жидких бытовых отходов и направленности таких действий на ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, включая извлечение необоснованной выгоды за их счет.

Таким образом, действия МУП «Ордынское», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов, в границах расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области в период с 01.04.2023 по 30.06.2023, выразившиеся в применении необоснованной стоимости (тарифа) на предоставление услуги по приему и очистке жидких бытовых отходов, нарушают ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев документы и информацию, имеющиеся в материалах дел в полном объеме, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать МУП «Ордынское» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов, в границах расположения канализационных сетей и очистных сооружений МУП «Ордынское» на территории р.п. Ордынское Ордынского района Новосибирской области в период с 01.04.2023 по 30.06.2023, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать МУП «Ордынское» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по водоотведению, включая прием и очистку жидких бытовых отходов путем применения необоснованной стоимости (тарифа) на предоставление услуги по приему и очистке жидких бытовых отходов для ИП Галенского М.М.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства МУП «Ордынское» не выдавать в связи с заключением с ИП Галенским М.М. договора № 09/23-ЖБО от 11.07.2023 возмездного оказания услуг по приему жидких бытовых отходов с ценой услуги, соответствующей тарифу, установленному Департаментом по тарифам Новосибирской области приказом №143-В/НПА от 27.06.2023.

4. Признать, что иных мер, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, не имеется.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны