Решение б/н Решение по делу №02-01-49-10-11 в отношении ООО «ЗапСибКонте... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 02-01-49-10-11

 

Резолютивная часть решения объявлена  15.11.2011 года                                       г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    28.11.2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии:

-         представителя заявителя ОАО «СИБЭКО» (ИНН 5405270340, 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57) «….»

-         представителя ответчика ООО «ЗапСибКонтейнер» (ИНН 5407031756, 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 37) «….»

рассмотрев дело № 02-01-49-10-11 от 14.10.2011 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер» (далее – ООО «ЗапСибКонтейнер») пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ОАО «СИБЭКО» с заявлением (вх. № 6088 от 14.07.2011 г.) о нарушении ООО «ЗапСибКонтейнер» антимонопольного законодательства путем навязывания заявителю невыгодных условий договора на подачу/уборку вагонов № 20/11-ПУ от 31.12.2010 года.

Заявитель просит Новосибирское УФАС России выдать ООО «ЗапСибКонтейнер» предписание об устранении нарушений, в котором указать на недопустимость приостановления услуг по подаче/уборке вагонов, прибывающих в адрес ТЭЦ-4.

В результате рассмотрения данного заявления, приложенных к нему документов, сведений, полученных в ответ на запрос от ООО «ЗапСибКонтейнер» и Департамента по тарифам Новосибирской области, а также действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер» в соответствии с договором аренды № 64588 от 19.12.2008 г. является владельцем подъездного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новосибирск-Восточный ЗСЖД и Иня-Восточная ЗСЖД. ОАО «СИБЭКО» владеет комплексом железнодорожных путей необщего пользования подразделения Новосибирская ТЭЦ-4 ОАО «СИБЭКО». Пути необщего пользования, принадлежащие ООО «ЗапСибКонтейнер», непосредственно примыкают с одной стороны – к путям общего пользования ст. Иня-Восточная, а с другой – к подъездным путям заявителя. В соответствии с договором № 15-Н от 13.08.2010 г. с ОАО «Российские железные дороги» на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЗапСибКонтейнер» представляет своим контрагентами услуги по подаче и уборке вагонов своим локомотивом.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 18-ФЗ) отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

ООО «ЗапСибКонтейнер» направило заявителю проект договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. об оказании услуг на подачу/уборку вагонов и услуги (работы), не связанные с подачей /уборкой вагонов.

Согласно пункту 1.1.1. данного договора ООО «ЗапСибКонтейнер» (Владелец) осуществляет подачу, расстановку на места погрузки/выгрузки, а также по уведомлению ОАО «СИБЭКО» (Контрагент) уборку вагонов с путей, принадлежащих Контрагенту. В данном пункте также указано, что под подачей вагонов понимается подача вагонов с углем и другими грузами, прибывших в адрес Контрагента с локомотивом Владельца с железнодорожных выставочных путей общего пользования ст. Иня-Восточная Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» через вагонные весы на 1-й приемоотправочный путь станции «Угольная», принадлежащей ОАО «СИБЭКО». При этом пунктом 1.1.2 договора предусмотрено, что на основании заявки ОАО «СИБЭКО» Владелец своим локомотивом оказывает ему дополнительные услуги, не связанные с подачей/уборкой вагонов, в частности, подачу вагонов с 1-го и 2-го приемоотправочных путей станции «Угольная» ОАО «СИБЭКО» на выгрузочные пути № 5 и № 6, надвиг груженных вагонов с 5-го, 6-го выгрузочных путей на платформы вагоноопрокидывателей вагонов на 7-ой и 8-ой пути Контрагента. То есть, в проекте договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер» предполагается, что подача вагонов для заявителя будет осуществляться не до мест выгрузки (мест нахождения вагоноопрокидывателей и др.), а до приемоотправочного пути станции «Угольная». При этом дальнейшая подача вагонов от станции «Угольная» до мест выгрузки является дополнительной услугой Владельца.   

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в отношении транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. На основании данного постановления Департамент по тарифам Новосибирской области издал приказ № 87-К от 20.12.2010 г., которым с 01.01.2011 г. утвердил предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях Обществом с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер». Данным приказом утверждены тарифы на подачу и уборку вагонов по подъездным железнодорожным путям и тарифы на маневровую работу локомотива, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов. В ответ на запрос Новосибирского УФАС России Департамент по тарифам Новосибирской области сообщил, что в утвержденном тарифе на подачу и уборку вагонов ООО «ЗапСибКонтейнер» учтены операции по подаче и уборке вагонов к фронту выгрузки (вх. № 6494 от 26.07.2011 г.). Это означает, что подача вагонов от станции «Угольная» до мест выгрузки является не дополнительной услугой, оказываемой заявителю ООО «ЗапСибКонтейнер», а частью единого функционального процесса по подаче и уборке вагонов, и плата за подачу вагонов от станции «Угольная» до мест выгрузки уже включена в утвержденный Департаментом тариф на подачу и уборку. Согласно пункту 5.2 проекта договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. стоимость услуг определяется по Прейскуранту, однако данный прейскурант заявителю представлен не был. В связи с изложенным, условие, предусмотренное пунктом 1.1.1 проекта договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г., может привести к двойной оплате заявителем за услуги ООО «ЗапСибКонтейнер» по подаче и уборке вагонов от станции «Угольная» до мест выгрузки: во-первых, в составе утвержденного Департаментом тарифа на подачу и уборку вагонов, и во-вторых, в виде платы за дополнительные услуги, не связанные в подачей/уборкой вагонов.

Согласно пункту 5.1.1 проекта договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. учет услуг по подаче/уборке вагонов осуществляется на основании железнодорожных накладных. Данное условие также является невыгодным для заявителя, поскольку означает, что учет оказанных услуг должен основывается на данных, содержащихся в накладных, а не на данных о фактически перевезенном грузе (объеме фактически оказанных услуг). Так, накладные фиксируют лишь количество отправленного Грузоотправителем груза, и не содержат сведений о количестве поступившего груза, что не позволяет определить объем реально оказанных услуг и, соответственно, рассчитать обоснованную плату. Например, данный довод подтверждается Актом № 24 от 30.06.2011, согласно которому количество фактически поступившего на ТЭЦ-4 груза в июне 2011 г. было меньше (22 060, 45 тонн), чем количество груза, указанного в документах (накладных) (22 287, 80 тонн). 

В соответствии с пунктом 5.3 проекта договора основанием для перепредъявления Контрагенту штрафов за простой вагонов является ведомость подачи/уборки вагонов, подписанная представителями Перевозчика и Владельца. Владелец выставляет Контрагенту счета на оплату штрафов, а Контрагент обязуется оплатить данный счет в течение 3 дней с момента получения. Исходя из содержания статьи 39 ФЗ № 18-ФЗ, за время нахождения вагонов у грузополучателя или обслуживающего его своими локомотивами владельца железнодорожных путей необщего пользования по зависящим от них причинам указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. За задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под выгрузкой на местах необщего пользования статьей 62 ФЗ № 18-ФЗ предусмотрена ответственность грузополучателя и владельца железнодорожных путей необщего пользования перед перевозчиком в соответствии со статьей 99 настоящего Закона. Следовательно, при установлении ответственности за задержку вагонов подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие о вине того или иного лица. Указанная позиция находит подтверждение в судебной практике (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2008 г. № Ф04-6055/2008 (12925-А45-21), Ф04-6055/2005 (12927-А45-21)).

Таким образом, проект договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г., направленный ООО «ЗапСибКонтейнер» в адрес ОАО «СИБЭКО», содержит условия, невыгодные для заявителя.

Письмом исх. № 09-1-08/207 от 27.06.2011 г. ОАО «СИБЭКО» направило в адрес ООО «ЗапСибКонтейнер» оферту, содержащую предложение по заключению договора транспортного обслуживания в собственной редакции.

В ответ ООО «ЗапСибКонтейнер» письмом от 01.07.2011 г. исх. № 91/11 сообщило заявителю, что вынуждено приостановить все операции и оказание всех видов услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов, поступающих в адрес ОАО «СИБЭКО». Кроме того, ООО «ЗапСибКонтейнер» указало, что услуги по подаче/уборке вагонов для заявителя будут оказываться исключительно на основании договора в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер», который неоднократно направлялся для подписания ОАО «СИБЭКО».

ОАО «СИБЭКО» направило в Новосибирское УФАС России дополнение к заявлению (исх. № 001-13/59 от 22.07.2001 г., вх. № 6366 от 22.07.20011 г.), в котором сообщило, что с 20.07.2011 г. ООО «ЗапСибКонтейнер» прибегло к осуществлению вышеуказанных намерений и приостановило все операции по подаче/уборке вагонов, поступающих в адрес заявителя.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «ЗапСибКонтейнер» сообщило, что подача/уборка вагонов ОАО «СИБЭКО» осуществляется в прежнем режиме (исх. № 107/11 от 29.07.2011 г., вх. № 6709 от 02.08.2011 г.). Кроме того, ООО «ЗапСибКонтейнер» пояснило, что вопрос о заключении договора между сторонами в настоящее время решается в арбитражном суде, в связи с чем у Новосибирского УФАС России нет оснований для разрешения оспариваемых сторонами разногласий. Данный вывод ООО «ЗапСибКонтейнер» не подтверждается нормами действующего законодательства. Положений, исключающих рассмотрение антимонопольным органом заявления хозяйствующего субъекта о нарушении антимонопольного законодательства другим лицом в случае обращения данных лиц в суд за разрешением своих разногласий, в Федеральном законе  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» не предусмотрено.

В обоснование включения в проект договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. требования о подаче вагонов не к фронтам выгрузки, а к станции «Угольная», ООО «ЗапСибКонтейнер» сообщило, что его правовая позиция основывается на ответе Департамента по тарифам Новосибирской области от 20.07.2011 г. № 1473/5, подтверждающем позицию общества о том, что технологические операции по подаче вагонов к фронтам выгрузки являются дополнительными маневровыми работами локомотива, не входят в операции по подаче/уборке вагонов на железнодорожный путь ОАО «СИБЭКО» и должны выполняться на основании дополнительных заявок последнего и за дополнительную плату. Данный довод ООО «ЗапСибКонтейнер» не соответствует действительности, так как в ответе Департамента по тарифам Новосибирской области № 1473/5 от 20.07.2011 г., на которой ссылается общество, отсутствуют какая-либо информация о том, что операции по подаче вагонов к фронтам выгрузки являются дополнительными маневровыми работами локомотива, в то время как в разъяснениях, полученных от Департамента Новосибирским УФАС России, прямо указано, что в тарифе на подачу и уборку вагонов по подъездным путям ООО «ЗапСибКонтейнер» учтены операции по подаче и уборке вагонов к фронтам выгрузки.  

В части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» перечислены запрещенные действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом  которых является или может являться ущемление интересов других лиц. Так, согласно пункту 3 части 1 данной статьи запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно аналитическому отчету Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «ЗапСибКонтейнер» занимает доминирующее положение с долей 100 % на рынке услуг по подаче/уборке вагонов потребителям на участке железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЗапСибКонтейнер», примыкающего к  станции Иня-Восточная ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – продолжение соединительному пути № 21 за стрелочным переводом № 10, к станции Новосибирск-Восточный ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – стрелочным переводом № 39 к соединительному пути № 9 с апреля по июль 2011 года.

Согласно разъяснениям ФАС России № ИА/3699 от 26.09.2011 г. для целей применения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий, понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Как было установлено выше, ООО «ЗапСибКонтейнер» письмом от 01.07.2011 г. исх. № 91/11 сообщило заявителю о приостановлении оказания услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов, и указало, что данные услуги для ОАО «СИБЭКО» будут оказываться исключительно на основании договора в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер». С 20.07.2011 г. ООО «ЗапСибКонтейнер» приостановило все операции по подаче/уборке вагонов, поступающих в адрес заявителя. С учетом разъяснений ФАС России действия ООО «ЗапСибКонтейнер» соответствуют определению навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него.

С учетом изложенного в действиях ООО «ЗапСибКонтейнер» по навязыванию Открытому акционерному обществу «СИБЭКО» в проекте договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. условий, невыгодных для заявителя (что ущемляет интересы последнего), присутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В связи с этим в отношении ООО «ЗапСибКонтейнер» было возбуждено дело № 02-01-49-10-11 от 14.10.2011 г. по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела № 02-01-49-10-11, состоявшемся 15.11.2011 г., представитель ОАО «СИБЭКО» «…» представила Комиссии для приобщения к материалам дела копию решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-11714/2011 от 20.10.2011 г., копию постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ 07АП-6432/2011 (№ А45-2473/2011) от 15.09.2011 г., копию запроса исх. № 001-13/157 от 15.08.2011 г. ОАО «СИБЭКО» в Департамент по тарифам Новосибирской области по вопросу формирования тарифов на услуги по подаче и уборке вагонов, копию разъяснений условий применения тарифов на транспортные услуги исх. № 446-10/05 от 07.09.2011 г., выданных Департаментом по тарифам Новосибирской области, копию Акта общей формы № 289 от 26.07.2011 г., копию письма филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога исх.
№ 12/НЮИ-43/1674 от 22.07.2011 года.

По существу рассматриваемого дела «….» пояснила, что согласно разъяснениям Департамента по тарифам Новосибирской области исх. № 446-10/05 от 07.09.2011 г. при выполнении операций по подаче и уборке вагонов вагоны подаются на железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки-выгрузки. Местом выгрузки на пути необщего пользования ОАО «СИБЭКО» являются роторы вагоноопрокидывателя. В связи с изложенным подача и уборка вагонов должна осуществляться именно до роторов и оплачиваться по утвержденному тарифу, а не как дополнительная услуга ООО «ЗапСибКонтейнер». Исходя из этого пункт 1.1.1 договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер» является противоречащим законодательству.

Пункты 5.1.1 и 5.3 договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г., по мнению представителя ОАО «СИБЭКО», также не соответствуют действующим нормативно-правовым актам и не выгодны для заявителя.

«….» поддержала изложенную в заявлении ОАО «СИБЭКО» позицию о том, что ООО «ЗапСибКонтейнер» пыталось навязать заявителю вышеуказанные невыгодные условия договора на подачу/уборку вагонов № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. и понудить к заключению договора в своей редакции путем приостановления оказания данных услуг по подаче/уборке вагонов в период с 20.07.2011 г. по 26.10.2011 г., когда на путях необщего пользования ТЭЦ-4 простаивало 143 вагона с углем. Представитель заявителя указала, что совершенные действия ООО «ЗапСибКонтейнер» нарушают антимонопольное законодательство, в частности пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с изложенным «….» уточнила требования ОАО «СИБЭКО»: заявитель просит Комиссию Новосибирского УФАС России обязать ответчика при заключении договора не включать в него условия, указанные в пунктах 1.1.1, 5.1.1 и 5.3 проекта договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер», а также привлечь ответчика к административной ответственности за совершение антимонопольного законодательства.

В ответ на запрос информации, направленный Определением о назначении дела
№ 02-01-49-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, ООО «ЗапСибКонтейнер» письменные пояснения по рассматриваемому делу не представило.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, состоявшемся 15.11.2011 г., представитель ООО «ЗапСибКонтейнер» «….» представил Комиссии для приобщения к материалам дела № 02-01-49-10-11 копию разъяснений Департамента по тарифам Новосибирской области о тарифах на транспортные услуги исх. № 1473/5 от 20.07.2011 г., копию письма ООО «ЗапСибКонтейнер» в адрес ОАО «СИБЭКО» исх. № 138/1 от 05.10.2011 г. и копию письма ОАО «СИБЭКО» в адрес ООО «ЗапСибКонтейнер» исх. № 151-2/10-1213/2011 от 31.08.2011 года.

По существу рассматриваемого дела «….» сообщил, что ОАО «СИБЭКО» было внесено в список контрагентов по договору между ООО «ЗапСибКонтейнер» и ОАО «РЖД»
№ 15/Н от 13.08.2010 года. Однако, так как решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2473/2011 от 14.06.2011 г. было установлено, что ОАО «СИБЭКО» не осуществляет и не будет осуществлять операции по подаче и уборке вагонов на своих подъездных путях, ООО «ЗапСибКонтейнер» приняло решение об исключении ОАО «СИБЭКО» из числа контрагентов, указанных в договоре № 15/Н. Прекратив подачу вагонов 20.07.2011 г., ООО «ЗапСибКонтейнер» лишь исполняло указанное решение суда. В настоящее время подача/уборка вагонов осуществляется в прежнем режиме, процесс исключения ОАО «СИБЭКО» из числа контрагентов ООО «ЗапСибКонтейнер» приостановлен.

Представитель ООО «ЗапСибКонтейнер» указал, что подача вагонов с путей необщего пользования ОАО «СИБЭКО» к роторам станции должна осуществляться за отдельную плату, как дополнительные маневровые работы. По мнению ответчика, его позицию поддерживает Департамент по тарифам Новосибирской области в своих разъяснениях № 1473/5 от 20.07.2011 года.

Кроме того, «….» сообщил, что ООО «ЗапСибКонтейнер» направляло в филиал Западно-Сибирская железная дорога ОАО «РЖД» письмо о намерении приостановить подачу вагонов ОАО «СИБЭКО» и предлагающее исключить ОАО «СИБЭКО» из числа контрагентов по договору № 15/Н, на что было получено согласие ОАО «РЖД».

Представитель ООО «ЗапСибКонтейнер» также пояснил, что общество согласно внести изменения в пункты договора на подачу/уборку вагонов, касающиеся учета услуг на основании ж/д накладных и условий оплаты штрафов с учетом вины лица, ответственного за простой вагонов. Однако, общество не согласно проводить маневровые работы без дополнительной оплаты.

Изучив материалы дела № 02-01-49-10-11 от 14.10.2011 г., а также объяснения ООО «ЗапСибКонтейнер», Комиссия Новосибирского УФАС России отклоняет доводы ответчика по следующим основаниям.

Довод ответчика о прекращении оказания услуг по подаче/уборке вагонов для ОАО «СИБЭКО» вследствие исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2473/2011 от 14.06.2011 г. антимонопольном органом не принимается ввиду следующего. В указанном решении суд приходит к выводу об отсутствии доказательств осуществления спорных услуг для ОАО «СИБЭКО», однако не устанавливает, что ОАО «СИБЭКО» не будет осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в будущем. Более того, суд заключает, что ОАО «СИБЭКО» намерено заключить договор на подачу и уборку вагонов и услуги (работы), не связанные с подачей и уборкой вагонов, с ООО «ЗапСибКонтейнер», но не согласно с предложенными в договоре № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. условиями. В решении суда прямо указано, что ОАО «СИБЭКО» планирует принимать участие в правоотношениях с ООО «ЗапСибКонтейнер», в связи с чем действия ответчика по исключению заявителя из числа контрагентов договора № 15/Н с ОАО «РЖД» и приостановка подачи и уборки вагонов не являются обоснованными. Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела № 02-01-49-10-11 от 14.10.2011 г. копии ответа филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога исх. № 12/НЮИ-43/1674 от 22.07.2011 г. на уведомление ООО «ЗапСибКонтейнер» об исключении ОАО «СИБЭКО» из числа контрагентов, ОАО «РЖД» считает исключение ОАО «СИБЭКО» из числа контрагентов по договору № 15/Н преждевременным и указывает, что решение арбитражного суда нельзя считать основанием внесения изменений в данный договор.

Довод ООО «ЗапСибКонтейнер» об оплате за подачу и уборку вагонов к фронтам выгрузки не по тарифам, а за отдельную плату, как дополнительные маневровые работы, Новосибирским УФАС России отклоняется в силу следующего. В обоснование своей позиции ООО «ЗапСибКонтейнер» ссылается на разъяснения Департамента по тарифам Новосибирской области № 1473/5 от 20.07.2011 года. Однако данные разъяснения никаких сведений относительно того, что в тариф для ООО «ЗапСибКонтейнер» включены только операции по подаче и уборке вагонов до принадлежащего ОАО «СИБЭКО» 1-го приемоотправочного пути станции «Угольная», не содержится. Вместе с тем, разъяснения Департамента по тарифам Новосибирской области, полученные по вопросу установления тарифов для ООО «ЗапСибКонтейнер» Новосибирским УФАС России, однозначно указывают, что в тарифе на подачу и уборку вагонов для ООО «ЗапСибКонтейнер» учтены операции по подаче и уборке вагонов к фронту выгрузки. Это означает, что плата за подачу вагонов от 1-го приемоотправочного пути станции «Угольная» до фронтов выгрузки уже включена в утвержденный Департаментом для ООО «ЗапСибКонтейнер» тариф на подачу и уборку.  

На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Антимонопольным законодательством (пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции») запрещается навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

ООО «ЗапСибКонтейнер» направило в адрес ОАО «СИБЭКО» проект договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г., который содержит условия, невыгодные для заявителя. В ответ письмом исх. № 09-1-08/207 от 27.06.2011 г. ОАО «СИБЭКО» направило в адрес ООО «ЗапСибКонтейнер» оферту, содержащую предложение по заключению договора транспортного обслуживания в собственной редакции, на что ООО «ЗапСибКонтейнер» письмом от 01.07.2011 г. исх. № 91/11 сообщило заявителю, что вынуждено приостановить все операции и оказание всех видов услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов, поступающих в адрес ОАО «СИБЭКО», и указало, что услуги по подаче/уборке вагонов для заявителя будут оказываться исключительно на основании договора в редакции ООО «ЗапСибКонтейнер». В период с 20.07.2011 г. по 26.07.2011 г. ООО «ЗапСибКонтейнер» прибегло к осуществлению вышеуказанных намерений и приостановило все операции по подаче/уборке вагонов, поступающих в адрес заявителя.

Взаимоотношения между ООО «ЗапСибКонтейнер» и ОАО «СИБЭКО» по вопросу заключения договора на подачу и уборку вагонов также были предметом рассмотрения в арбитражном суде. Так, ООО «ЗапСибКонтейнер» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ОАО «СИБЭКО» о понуждении заключить договор об оказании услуг на подачу и уборку вагонов и услуги (работы), не связанные с подачей и уборкой вагонов, в своей редакции. Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2473/2011 от 14.06.2011 г. в иске ООО «ЗапСибКонтейнер» было отказано. Данное судебное решение было оставлено без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № 07АП-6432/2011 от 15.09.2011 года. В свою очередь ОАО «СИБЭКО» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ООО «ЗапСибКонтейнер» об обязании заключить договор транспортного обслуживания в редакции ОАО «СИБЭКО». Решение суда по данному вопросу (дело № А45-11714/2011) от 20.10.2011 г. обязало ООО «ЗапСибКонтейнер» заключить договор в редакции ОАО «СИБЭКО».   

ООО «ЗапСибКонтейнер» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче/уборке вагонов потребителям на участке железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЗапСибКонтейнер», примыкающего к  станции Иня-Восточная ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – продолжение соединительному пути № 21 за стрелочным переводом № 10, к станции Новосибирск-Восточный ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – стрелочным переводом № 39 к соединительному пути № 9 с апреля по июль 2011 г., следовательно, навязывание ООО «ЗапСибКонтейнер» Открытому акционерному обществу «СИБЭКО» в проекте договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. условий, не предусмотренных действующим законодательством и невыгодных для заявителя (что ущемляет интересы последнего), нарушает пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «ЗапСибКонтейнер» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по подаче/уборке вагонов потребителям на участке железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЗапСибКонтейнер», примыкающего к  станции Иня-Восточная ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – продолжение соединительному пути № 21 за стрелочным переводом № 10, к станции Новосибирск-Восточный ЗСЖД – филиала ОАО «РЖД» – стрелочным переводом № 39 к соединительному пути № 9 с апреля по июль 2011 года.

        2. Признать ООО «ЗапСибКонтейнер» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем навязывания Открытому акционерному обществу «СИБЭКО» в проекте договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 г. условий, не предусмотренных действующим законодательством и невыгодных для заявителя (что ущемляет интересы последнего).

          3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ООО «ЗапСибКонтейнер» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                   ____________                     А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                             ___________                                  Г.Н. Даниленко

                                                                        ____________                    А.Е. Бородкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-49-10-11

 

28 ноября 2011 года                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Бородкина А.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 25 ноября 2011 года по делу № 02-01-49-10-11 от 14 октября 2011 года о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер» (ИНН 5407031756, 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 37) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер» в срок до 16.01.2012 г. прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в навязывании Открытому акционерному обществу «СИБЭКО» условий договора, невыгодных для заявителя (что ущемляет интересы последнего).

С целью исполнения предписания Обществу с ограниченной ответственностью «ЗапСибКонтейнер» при заключении договора, предусматривающего подачу и уборку вагонов, с ОАО «СИБЭКО» (независимо от того, в редакции какой из сторон будет заключен договор) не включать в него условия, предусмотренные пунктами 1.1.1, 5.1.1 и 5.3 проекта договора № 20/11-ПУ от 31.12.2010 года.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 19.01.2012 г. с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

 

Г.Н. Даниленко

А.Е. Бородкина

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны