Определение №054/05/5-323/2019 в отношении ООО «КАНАЛ 49» от 11 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/05/5-323/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» апреля 2019 г

Решение в полном объеме изготовлено «11» апреля 2019 г.                   г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;

В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

рассмотрев дело № 054/05/5-323/2019, возбужденное по факту указания знака информационной продукции зрелищного мероприятия «3+» при трансляции рекламы – «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ», а также отсутствия знака информационной продукции зрелищного мероприятия при трансляции рекламы – сказки-спектакля «Новый год понарошку», с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии: директора лица, в действии которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Канал 49 » - Никитина С.А. (паспорт),

в отсутствии: заявителей - физические лица - (не явились)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу переданы материалы по факту указания знака информационной продукции зрелищного мероприятия «3+» при трансляции рекламы – «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ» (08.12.2018г. с 10:15:32 по 10:16:02; 09.12.2018г. с 06:31:36 по 06:32:36), а также отсутствия знака информационной продукции зрелищного мероприятия при трансляции рекламы – сказки-спектакля «Новый год понарошку» (08.12.2018 с 22:19:11 по 22:19:41; 09.12.2018г. с 08:42:39: по 08:43:08).

Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу представлена техническая запись эфира телеканала «НСК 49» за 08.12.2018г., 09.12.2018г. на цифровых носителях.

Актом фиксации информации от 14.01.2019г. специалистами Новосибирского УФАС России зафиксирован результат просмотра представленных технических записей эфира телеканала «НСК 49» за 08.12.2018г., 09.12.2018г.:

- Новосибирск АТВ 49 ТВК (НСК 49) 022_[08.12.18 05_59_55..08.12.18 12_00_05](UTC_7) [AVC Среднее качество ].mp4;

- Новосибирск АТВ 49 ТВК (НСК 49) 024_[08.12.18 17_59_55..09.12.18 00_00_05](UTC_7).ts;

- Новосибирск АТВ 49 ТВК (НСК 49) 026_[09.12.18 05_59_55..09.12.18 12_00_05](UTC_7).ts

В результате просмотра установлено, что на указанном телеканале осуществлялась трансляция рекламы «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ» (08.12.2018г. с 10:15:32 по 10:16:02; 09.12.2018г. с 06:31:36 по 06:32:36). При этом в рассматриваемом рекламном ролике присутствует знак «3+».

Кроме того установлено, что на указанном телеканале осуществлялась трансляция рекламы сказки-спектакля «Новый год понарошку» (08.12.2018 с 22:19:11 по 22:19:41; 09.12.2018г. с 08:42:39: по 08:43:08). При этом в рассматриваемом рекламном ролике отсутствует знак информационной продукции.

Трансляция на указанном телеканале осуществляется ООО «КАНАЛ 49» на основании Лицензии на осуществление телевизионного вещания – Серия ТВ № 22094 от 18.10.2012г., а также Свидетельства о регистрации СМИ – Эл № ТУ 54-00783 от 25.01.2016г, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «КАНАЛ 49» представлены пояснения, согласно которым рекламный ролик «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ» был предоставлен с указанием знака информационной продукции зрелищного мероприятия «3+» организаторами шоу. ООО «КАНАЛ 49» сочло возможным оставить данное указание на возраст, т.к. по мнению организаторов, оно больше соответствует программе мероприятия ориентированного на детей с 3- 7 лет, чем указание «0+» или «6+».

По факту отсутствия знака информационной продукции зрелищного мероприятия при трансляции рекламы - сказки-спектакля «Новый год понарошку», ООО «КАНАЛ 49»  сообщает, что знак «0+» на видеоролике присутствует, начиная с 25 секунды в правом верхнем углу.

Актом фиксации информации от 14.02.2019г. специалистами Новосибирского УФАС России зафиксирован результат просмотра видео-файлов, представленных ООО «КАНАЛ 49» на цифровом носителе (DVD-R), в качестве приложения к пояснениям:

- Мультиклоуны_ЛОЛ_30с.avi,

- НГ_понарошку-2019_30с.avi.

В результате просмотра установлено, что на видео-файле «Мультиклоуны_ЛОЛ_30с.avi» зафиксирован рекламный ролик «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ». В рассматриваемом рекламном ролике присутствует знак «3+».

Кроме того установлено, что на видео-файле «НГ_понарошку-2019_30с.avi» зафиксирован рекламный ролик сказки-спектакля «Новый год понарошку». При этом на 00:00:25 секунде видеоряда в правом верхнем углу экрана появляется знак информационной продукции «0+».

Рассмотрев имеющиеся материалы, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

В силу ч.10.1 ст.5 Закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

В соответствии с п.3 ст. 2 Закона № 436-ФЗ, зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Ч.1 ст. 12 Закона № 436-ФЗ установлено, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется ее производителем и (или) распространителем с указанием соответствующей категории, по классификации, предусмотренной ст. 12 указанного Закона.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Поскольку объектом рекламирования в рассматриваемых случаях являются зрелищные мероприятия, рассматриваемые рекламные ролики должны сопровождаться указанием категории данной информационной продукции.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Таким образом, в случае классификации зрелищного мероприятия по одной из указанных в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ, реклама данного зрелищного мероприятия должна сопровождаться соответствующим знаком, указывающим категорию данной информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+).

Классификация информационной продукции, соответствующая знаку «3+» отсутствует в перечне категорий информационной продукции, указанных в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Таким образом, осуществив трансляцию рекламного ролика «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ» с указанием возрастной категории «3+», ООО «КАНАЛ 49» не соблюло требования Федерального закона «О рекламе», требующие указывать категории информационной продукции, в соответствии с классификацией, установленной требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Кроме того, Новосибирское УФАС России отмечает, что ролик сказки-спектакля, «Новый год понарошку», представленный ООО «КАНАЛ 49», содержит знак информационной продукции «0+». В тоже время, в соответствии с записью эфира, представленной Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу, на месте появления указанного знака, в эфире канала «НСК 49», размещается логотип телеканала, расположенный поверх транслируемого видеоряда, в связи с чем знак «0+» не был виден в эфире.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рядовой потребитель не осведомлен, в каком виде рекламный ролик был передан ООО «КАНАЛ 49» и пущен в эфир. Для потребителей – телезрителей канала «НСК 49», рассматриваемый рекламный ролик транслировался с отображенным логотипом канала «НСК 49», в связи с чем знак информационной продукции «0+» не был виден.

Таким образом, поскольку информация о категории рекламируемого зрелищного мероприятия фактически не была видна потребителям, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы был лишен возможности получить данную информацию.

Несмотря на отсутствие законодательного закрепления места, размера и способа указания возрастной категории при рекламе информационной продукции, информация, наличие которой обязательно в рекламе, в силу закона, должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме.

На основании изложенного, Новосибирское УФАС России отмечает, что в рекламе  «Шоу спектакль «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ», а также в рекламе сказки-спектакля, «Новый год понарошку» отсутствовало указывание категории информационной продукции, в соответствии с классификацией, установленной требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", что является нарушением требований ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно имеющимся материалам, рекламораспространителем рассматриваемых рекламных роликов является ООО «КАНАЛ 49».

На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представителем ООО «КАНАЛ 49» озвучена позиция, согласно которой Общество согласно с наличием нарушения, и отмечает, что нарушение произошло вследствие технической ошибки специалистов.

Таким образом, действия ООО «КАНАЛ 49» нарушили ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Шоу спектакля «Назад в будущее или путешествие в страну ЛОЛ», транслируемую 08.12.2018г. с 10:15:32 по 10:16:02; 09.12.2018г. с 06:31:36 по 06:32:36, а также рекламу сказки-спектакля «Новый год понарошку», транслируемую 08.12.2018 с 22:19:11 по 22:19:41; 09.12.2018г. с 08:42:39: по 08:43:08 на канале «НСК 49», ненадлежащей,

а ООО «КАНАЛ 49» (630048 город Новосибирск, улица Римского-Корсакова, дом 9/1, комната 41, ОГРН: 1025401506987, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2002, ИНН: 5404142095) нарушившим ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

 

2. Выдать ООО «КАНАЛ 49» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

ООО "КАНАЛ 49"
ИНН 5404142095, ОГРН 1025401506987