Решение №054/06/33-2044/2023 в отношении ГКУ НСО «ЦОДД» от 12 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2044/2023

 

12 октября 2023 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД»: (по доверенности),

уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»: (по доверенности), (по доверенности),

подателя жалобы – ООО «ГАЗТЕХПРОМ»: (<...>),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ГАЗТЕХПРОМ» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона № 0851200000623007194 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, начальная (максимальная) цена контракта 18 197 666 руб. 69 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ГАЗТЕХПРОМ» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона № 0851200000623007194 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 29.09.2023;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.10.2023;

3) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.10.2023;

5) в результате рассмотрения заявок заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

6) победителем электронного аукциона была предложена цена контракта в размере 18 106 678,35 руб.

Суть жалобы ООО «ГАЗТЕХПРОМ» заключается в следующем.

1. Основными регламентирующими применение комплексов фотовидеофиксации государственными стандартами являются ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016.

При этом, по мнению подателя жалобы, установка комплексов фотовидеофиксации в какие-либо контейнеры или какие-либо вандалозащищенные боксы не регламентируется действующими ГОСТ. Вариант размещения комплекса в каких-либо ящиках или боксах в указанных ГОСТ отсутствует. Кроме того, по мнению подателя жалобы, согласно описанию объекта закупки закупаемые комплексы должны быть радиолокационные, следовательно, установка комплексов в какие-либо дополнительные боксы может привести к некорректной работе радара и сбоям в фиксации нарушений.

Податель жалобы считает, что заказчик целенаправленно установил ограничивающее требование к размерам закупаемых комплексов посредством указания размеров ранее закупленных вандалозащищеных боксов.

2. По заявлению подателя жалобы, заказчиком заблаговременно (в 2018 году) намеренно были приобретены вандалозащищенные боксы для размещения фоторадарных передвижных комплексов типа «АРЕНА», «Крис» производства ООО «Ольвия» и ООО «Симикон», соответственно.

ООО «ГАЗТЕХПРОМ» считает, что описание объекта закупки данного электронного аукциона составлено таким образом, что установленным требованиям соответствуют только комплексы фотовидеофиксации «Скат-ПП» производства ООО «Ольвия», боксы для которых имеются в наличии у заказчика.

Подателем жалобы был направлен заказчику запрос на дачу разъяснений положений извещения о закупке с предложением внести в описание объекта закупки условие о возможности поставки комплексов фотовидеофиксации с вандалозащищенными боксами аналогичными по параметрам защиты. Однако заказчик отказал во внесении данных изменений в извещение о закупке.

3. В рамках данной закупки заказчику к поставке необходима также поставка иных позиций, по мнению подателя жалобы, никак не связанных с оборудованием фотовидеофиксации: роутер уличный всепогодный, ноутбук с сумкой, ящик транспортировочный и т.д.

Заказчик - ГКУ НСО «ЦОДД» в возражениях на жалобу ООО «ГАЗТЕХПРОМ» заявил следующее.

1. Закупаемые комплексы фотовидеофиксации размещаются на металлических опорах, установленных на дорогах федерального значения (трассах), и с целью исключения порчи и хищения заказчик помещает комплексы в вандалозащищенные боксы.

Так, участились случаи противоправных действий лиц, в частности, порчи комплексов (расстрел из пневматического и травматического оружия, закрашивание измерительного модуля аэрозольными красками-распылителями, строительно-монтажной пеной). Стоимость по восстановлению комплексов после таких противоправных действий высокая, выход из строя комплекса влияет на динамику увеличения ДТП.

На основании изложенного, заказчиком было принято решение о размещении комплексов фотовидеофиксации в вандалозащищенных боксах, что полностью исключает риск порчи и хищения комплексов.

ГКУ НСО «ЦОДД» считает, что требование в части метода и способа размещения комплексов фотовидеофиксации полностью соответствует ГОСТ Р 57144-2016.

2. В запросе о даче разъяснений положений извещения о закупке подателем жалобы было предложено установить в описании объекта закупки следующее положение: «измерительный модуль имеет возможность установки в вандалозащищенные боксы, имеющиеся у заказчика, или в вандалозащищенные боксы аналогичные по параметрам защиты, поставляемые поставщиком отдельно». Из указанного заказчику не представляется возможном определить по каким параметрам предлагается поставить аналогичный вандалозащищенный бокс.

Кроме того, все установленные на опорах вандалозащищенные боксы являются элементами обустройства автомобильных дорог в местах аварийности и согласованы ГУ МВД России ГИБДД по Новосибирской области, утверждены владельцем дорог федерального значения – ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства».

Таким образом, по мнению заказчика, описание объекта закупки составлено в соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.

Требования к комплексам в части габаритов и технических характеристик для вандалозащищиенных боксов ГКУ НСО «ЦОДД» распространяется только на данные виды комплекса, так как закупаемые комплексы располагаются на дорогах федерального значения. Конструктивом опоры не предусмотрен монтаж дополнительных боксов.

ГКУ НСО «ЦОДД» считает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

3. По мнению заказчика, результатом работы комплекса является формирование фото-видео материала нарушения правил дорожного движения, который можно оценить на мониторе внешнего компьютера. Таким образом, заказчик считает, что описание объекта закупки в полной мере описывает потребности заказчика и не ограничивает конкуренцию.

Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о наличии ноутбука (портативный/переносимый компьютер) для быстрого и оперативного управления и настройки закупаемого комплекса. Закупаемые комплексы размещаются на опорах дорог федерального значения (трассах) и на определенной высоте от земли с целью исключения порчи и хищения.

ГКУ НСО «ЦОДД» заключен государственный контракт на обслуживание комплексов, расположенных на дорогах федерального значения. Сотрудники подрядной организации, в случае выхода из строя (сбой настроек, отсутствие связи) комплекса, незамедлительно выезжают на местонахождение комплекса и посредством ноутбука (компьютера) осуществляют все необходимые действия для устранения неполадок комплекса, находясь непосредственно на «земле». Соответственно, вся информация, поступающая на комплекс фотовидеофиксации, должна отображаться на ноутбуке (компьютере).

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, из указанных положений следует, что заказчик обязан руководствоваться требованиями ГОСТ, однако ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений относительно указания в описании объекта закупки дополнительных требований к характеристикам закупаемого товара.

Пунктом 1.5 описания объекта закупки установлено требование о том, что измерительный модуль имеет возможность установки в вандалозащищенные боксы.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование, установленное в п.1.5 описания объекта закупки (измерительный модуль имеет возможность установки в вандалозащищенные боксы) не противоречит положениям действующего законодательства. Довод жалобы не нашел подтверждения.

2. В соответствии с положениями п.1.5 описания объекта закупки измерительный модуль имеет возможность установки в вандалозащищенные боксы, имеющиеся у заказчика*.

* комплекс предназначен для установки в имеющиеся у заказчика вандалзащищенные боксы со следующими характеристиками:

  • габаритные размеры бокса:

ширина блока: 318 мм;

высота блока: 581 мм;

глубина блока: 370 мм;

  • размер дверного проема:

ширина проема: 272 мм;

высота проема: 537 мм;

  • размер окна, расположенного по центру относительно боковых сторон ВЗБ:

ширина: 252 мм;

высота: 382 мм.

Из заявленного подателем жалобы следует, что установленным характеристикам вандалозащищенных боксов соответствуют только комплексы фотовидеофиксации «Скат-ПП» производства ООО «Ольвия». При этом, на заседании Комиссии представитель заказчика данное заявление не опроверг, не представил информацию относительно соответствия габаритным размерам указанных боксов комплексов фотовидеофиксации иных производителей. Представитель заказчика также не смог представить сведения о наличии на территории Новосибирской области комплексов фотовидеофиксации иных производителей.

Довод заказчика в части сложностей, выражающихся в необходимости согласования установления вандалозащищенных боксов как элементов обустройства автомобильных дорог с собственниками дорог и ГУ МВД России, не может быть признан состоятельным, поскольку подобного рода согласования, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, являются обязанностью заказчика в рамках осуществления его хозяйственной и функциональной деятельности. При этом, удобство использования товара не может являться основанием для ограничения конкуренции.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в данном случае отсутствуют обоснованные доказательства невозможности закупки и использования по назначению комплексов других производителей.

Указанные выводы также подтверждаются результатами закупки, в соответствии с которыми участниками электронного аукциона к поставке предложены комплексы фотовидеофиксации «Скат-ПП» производства ООО «Ольвия».

Согласно ч.2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что необходимость формирования описания объекта закупки таким образом, чтобы ему соответствовали не менее двух товаров различных производителей, должно являться ориентиром для заказчика при существовании двух товаров различных производителей, имеющих схожие функциональные и качественные характеристики, удовлетворяющие потребностям заказчика. Вместе с тем, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие на рынке медицинских изделий иных производителей, полностью удовлетворяющих потребностям заказчика.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

Кроме того, учитывая доводы, заявленные ООО «ГАЗТЕХПРОМ», Комиссией Новосибирского УФАС России принято решение о передаче материалов дела в соответствующее структурное подразделение Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения требований антимонопольного законодательства участниками закупки.

3. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона в рамках данной закупки заказчику к поставке требуются комплексы фотовидеофиксации, включающие измерительные модули, кабели информационные, кабели питания, прожекторы инфракрасные, роутеры уличные всепогодные, ноутбуки с сумками, ящики транспортировочные, зарядные устройства для периодической зарядки аккумуляторных батарей.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом специфики закупаемого оборудования, заказчиком объединены в одну закупку технологически и функционально связанные товары. Кроме того, на заседании Комиссии представитель подателя жалобы подтвердил необходимость подключения к комплексам фотовидеофиксации внешнего устройства (ноутбука, планшета), в том числе, для осуществления соответствующих настроек. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данной закупки, нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ГАЗТЕХПРОМ» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона № 0851200000623007194 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

5. Передать материалы дела в соответствующее структурное подразделение Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения заказчиком требований антимонопольного законодательства с учетом доводов жалобы.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны