Решение №054/01/18.1-2335/2019 жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» (вх. № 13587э от 14.11.2019г.) н... от 25 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2335/2019

25 ноября 2019 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) (№ извещения 31908413855 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в присутствии: …

в отсутствие: …

в присутствии: …

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» (вх. № 13587э от 14.11.2019г.) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) (№ извещения 31908413855 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

В закупке установлены критерии оценки заявок на участие в закупке и их значимость:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Коэффициент значимости, К

1.

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи (Б1)

0,25(К1)

2.

Страховая сумма на одного застрахованною по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным и медицинских учреждениях) (Б2)

0.25(К2)

3.

Сумма страховых взносов (БЗ)

0,10(КЗ)

4.

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников(Б4)

0.20(К4)

5.

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

0,20(К5)

 

Итого:

1,00

Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке:

Оценка и сопоставление конкурсных предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.

 

Наименование критерия оценки

Количество баллов

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи

От 1 до 10

Страховая сумма на одного застрахованного по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным в медицинских учреждениях)

От 1 до 10

Сумма страховых взносов

От 1 до 10

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

 

Участник конкурса по каждому указанному критерию получает оценку в баллах в диапазоне от 1 до 10.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки, суммируется количество баллов по каждому критерию, умноженному на коэффициент значимости (К) этого критерия, т.е.

Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:

ИтБ=Б1хК1+Б2хК2+БЗхКЗ+Б4хК4+Б5хК5, где:

Б1, Б2, БЗ, Б4, Б5 — количество баллов по соответствующему критерию оценки.

Kl, К2, КЗ, К4, К5 — коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки суммируется количество баллов по каждому критерию.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в «Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе».

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.

При этом в документации отсутствует и не установлена какая- либо объективная зависимость присвоения баллов по показателям от содержания предложения участника по показателю, в частности потенциальным участникам неизвестно какие именно показатели должна содержать заявка для получения максимального балла по критерию.

Заказчик субъективно и руководствуясь непонятно какими соображениями определял предложение участника достойным конкретного балла.

Таким образом, порядок оценки выражен в субъективном соотнесении предложений участников (ООО «СК «Согласие» и СПО «РЕСО-Гарантия»), которые оценены в баллах от 1 до 10.

Субъективный порядок оценки заявок запрещен, что подтверждается многочисленными решениями ФАС России и судов (например, определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 305-КГ15-11045 по делу N Л40-61437/2014, Решение ФАС России от 12.07.2019 N 223ФЗ-756/19) и нарушает часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.

 

Жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия»  подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Общество с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» представило следующие возражения на жалобу.

В своей жалобе СПАО «РЕСО Гарантия» указывает, что нарушено требование федерального законодательства о прозрачности закупок (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). По его мнению, присвоение баллов по критериям оценки заявок носит субъективный характер, и участникам закупки зависимость присвоения баллов по показателям от содержания предложения неизвестна.

В соответствии с частью 6 статьи 3 «Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам,

услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора».

В документации о закупке № 69 были установлены следующие критерии и правила

оценки:

 

Критерии оценки конкурсных заявок на участие в конкурсе и их значимость

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Коэффициент значимости, К

1.

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи (Б1)

0,25(К1)

2.

Страховая сумма на одного застрахованною по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным и медицинских учреждениях) (Б2)

0.25(К2)

3.

Сумма страховых взносов (БЗ)

0,10(КЗ)

4.

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников(Б4)

0.20(К4)

5.

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

0,20(К5)

 

Итого:

1,00

 

 

Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке:

Оценка и сопоставление конкурсных предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.

Наименование критерия оценки

Количество баллов

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи

От 1 до 10

Страховая сумма на одного застрахованного по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным в медицинских учреждениях)

От 1 до 10

Сумма страховых взносов

От 1 до 10

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

 

Участник конкурса по каждому указанному критерию получает оценку в баллах в диапазоне от 1 до 10.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки, суммируется количество баллов по каждому критерию, умноженному на коэффициент значимости (К) этого критерия, т.е.

Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:

ИтБ=Б 1хК1+Б2хК2+Б3хК3+Б4хК4+Б5хК5, где:

Б1, Б2, Б3, Б4, Б5 - количество баллов по соответствующему критерию оценки.

К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки, суммируется количество баллов по каждому критерию.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в «Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе».

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.

В соответствии с указанными условиями, каждый из критериев объективен, в том числе, может быть измерен или выражен численно, в связи с чем, по каждому из них можно сравнить предложения и определить объективно лучшее. Для участия в закупке согласно протоколу рассмотрения заявок, было направлено две заявки, причем комиссией были сопоставлены объективно по каждому из критериев именно эти две поступившие заявки, в протоколе лучшему из двух предложений по конкретному критерию присвоено 10 баллов, отличающемуся в худшую сторону - на один-два балла меньше (в зависимости от существенности отличия), при равных условиях обеим заявкам присвоено 10 баллов.

Соответственно, в данном случае субъективность и непрозрачность оценки отсутствует, и каждый имеет возможность сравнить условия представленных заявок и определить, в которой по данному критерию содержатся более выгодные для общества условия.

В частности, по критерию оценки «Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи (Б1)» заявке ООО «Страховая компания «Согласие» было присвоено 10 баллов, поскольку в ней была указана наибольшая величина из двух представленных заявок (10 000 000 рублей за весь срок страхования), заявке СПАО «РЕСО Гарантия» было присвоено 9 баллов, поскольку была указана следующая по величине цена из двух представленных заявок (9 000 000 рублей за весь срок страхования).

Аналогичным образом, и по каждому иному критерию, имеющему денежное выражение, очевидным образом выявляется заявка, по которой предложены более выгодные для Общества условия (такой заявке присваивается 10 баллов).

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчиком ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) (№ извещения 31908413855).

Начальная (максимальная) цена договора – 25 000 000,00 руб.

Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о  закупках ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ», утвержденным протоколом общего собрания участников ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ»  № 25 от  «28» декабря   2018г (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п. 3 Документации о закупке в форме запросе предложений № 70, утвержденной генеральным директором ООО «УК «НовокузнецкЭнерго» на основании устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительно органа И.Ю. Карташевым (далее – Документация о закупке), установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Коэффициент значимости, К

1.

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи (Б1)

0,25(К1)

2.

Страховая сумма на одного застрахованною по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным и медицинских учреждениях) (Б2)

0.25(К2)

3.

Сумма страховых взносов (БЗ)

0,10(КЗ)

4.

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников(Б4)

0.20(К4)

5.

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

0,20(К5)

 

Итого:

1,00

Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией исходя из содержания и значимости критериев в следующем порядке:

Оценка и сопоставление конкурсных предложений осуществляется по балльной системе оценки показателей.

 

Наименование критерия оценки

Количество баллов

Страховая сумма на одного застрахованного по амбулаторно-поликлинической помощи

От 1 до 10

Страховая сумма на одного застрахованного по стационарной помощи (согласно объема услуг, предоставляемых Застрахованным в медицинских учреждениях)

От 1 до 10

Сумма страховых взносов

От 1 до 10

Продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

Предоставление бонусных программ по добровольному медицинскому страхованию работников

От 1 до 10

 

Участник конкурса по каждому указанному критерию получает оценку в баллах в диапазоне от 1 до 10.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки, суммируется количество баллов по каждому критерию, умноженному на коэффициент значимости (К) этого критерия, т.е.

Итоговый балл оценки по каждой заявке рассчитывается по формуле:

ИтБ=Б1хК1+Б2хК2+БЗхКЗ+Б4хК4+Б5хК5, где:

Б1, Б2, БЗ, Б4, Б5 — количество баллов по соответствующему критерию оценки.

Kl, К2, КЗ, К4, К5 — коэффициент значимости соответствующего показателя критерия оценки.

Для определения итогового балла (ИтБ) оцениваемой заявки суммируется количество баллов по каждому критерию.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в «Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе».

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 05.11.2019г., на участие было подано две заявки (СПАО «РЕСО-Гарантия», ООО «СК «Согласие»).

Участникам присвоены следующие оценки по критериям:

СПАО "Ресо-Гарантия"ИтБ=9х0,25+8х0,25+9х0,1+10х0,2+8х0,2=8,75

ООО "СК "Согласие"ИтБ=10х0,25+10х0,25+10х0,1+10х0,2+10х0,2=10

Таким образом, победителем признано ООО «СК«Согласие», однако, из документации о закупке и протокола оценки не предоставляется возможным определить правомерность присвоения баллов участникам исходя из следующего. 

Согласно пп. 13 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу пп. 14 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Однако, Комиссия считает, что пункт 3 закупочной документации не является порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, наличие которого требуется в соответствии с пп.14 п.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Из установленных критериев оценки не следует, каким образом, в каких случаях назначается конкретное количество баллов участникам.

Например, продолжительность работы (количество лет) страховой организации на рынке количество баллов от 1 до 10, однако, не установлено, сколько баллов получит участник с опытом лет на рынке 1 год или 10 лет. Аналогичная ситуация с иными критериями оценки.

Следовательно,  начисление баллов участника зависит от субъективного мнения членов закупочной комиссии, что противоречит ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которой при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, в закупочной документации рассматриваемого запроса предложений фактически отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что противоречит  пп.14 п.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение порядка организации и проведения торгов.

На основании данным с ЕИС Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что договор между победителем запроса предложений и Заказчиком не заключен.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (организация и финансирование медицинской помощи застрахованным, предусмотренной Программой добровольного медицинского страхования, за обусловленную договором плату) (№ извещения 31908413855 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов Обществу с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ»  предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны