Решение б/н Решение по делу №02-01-61-10-10 в отношении ГУ «Войсковая ча... от 11 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-61-10-10

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2011 года                                 г. Новосибирск

В полном объеме решение изготовлено  18.03.2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии;

Пронина Н.В. - старший специалист 1 разряда отдела анализа и взаимодействия

с органами государственной власти, член  Комиссии.

рассмотрев дело № 02-01-61-10-10 от 30.12.2010 г. по признакам нарушения ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» (632642, НСО, Коченевский район, п.Кумысный, в/ч 52987) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление от гражданина «…» на действия войсковой части №52987, в котором сообщается следующее.

«…» является собственником жилого дома по адресу: НСО, р.п. Коченево, в/ч 52987, дом «…» В 1997 г. между «…» и в/ч заключен бессрочный договор на оказание коммунальных услуг. В течение 13 лет в/ч оказывала коммунальные услуги, а «…» своевременно оплачивал их. 31 декабря 2009 г. командир в/ч 52987 потребовал расторгнуть договор и подписать новый договор на 5 месяцев до 31.05.2010 г., в случае не подписания данного договора была угроза в прекращении подачи отопления, холодной воды и электроэнергии. 9 мая 2010 гражданину «…» вручено письмо № 79-7-4 от 29.04.2010 (стр. 9), в котором сообщается, что с 1.06.2010 будет отключена подача тепловой энергии, холодного водоснабжения и электроэнергии. В порядке ст. 540 ГК РФ «…» внесено предложение о заключении нового договора, которое ч.3 данной статьи дает основание до его заключения регулировать отношения ранее заключенным договором. Ответ о нецелесообразносности заключения договора об оказании коммунальных услуг аргументирован тем, что на базе в/ч 52987 будет построен спасательный центр МЧС.

В связи с тем, что альтернативных источников для получения коммунальных ресурсов нет, заявитель просит Новосибирское УФАС России принять антимонопольные меры реагирования и обязать в/ч 52987 не ограничивать поставку и передачу коммунальных ресурсов потребителям.

В ответе на запрос Новосибирского УФАС ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» сообщило, что на территории в/ч находится трансформаторная подстанция №48, которая находится во владении ЗАО «РЭС» по договору аренды с Администрацией р.п.Коченево, тариф, взимаемый с граждан, равен тарифу, утвержденному департаментом по тарифам НСО (приказ №87-Е от 29.12.2009). Котельная и водонасосная станция состоит на балансе в/ч и закреплены за ней на праве оперативного управления.

Новосибирским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

В аналитическом отчете отдела товарных и финансовых рынкова о результатах проведенного анализа рынков теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения на территории расположения в/ч 52987 за 2010 г. сказано, что условиями обращения товара, ограничивающими экономические возможности приобретения товара покупателем, является использование технологической инфраструктуры в/ч 52987 (электрических сетей, сетей водоснабжения и теплоснабжения), необходимой для получения услуг теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения. На балансе в/ч 52987 состоят водонасосная станция и котельная (ответ, а также схема расположения сетей в/ч 52987 – вх. №8149 от 25.10.10 г.), кроме того, ЗАО «РЭС» представило в своем ответе акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности ЗАО «РЭС» и в/ч 52987 (Приложение №3 к заключенному договору №76700 на подачу и потребление электрической энергии от 25.09.03 между ОАО «Новосибирскэнерго» и в/ч 52987). Согласно указанному акту ответственность за качество контактного соединения на границе балансового разграничения несет филиал «Чулымские электрические сети» ЗАО «РЭС», за исправное состояние РУ-0,4 кВ-в/ч 52987 (КТНП № 48 находится во владении ЗАО «РЭС» по договору аренды с Администрацией р.п. Коченево Коченевского района НСО – ответ ЗАО «РЭС» вх.№9771 от 17.12.10 г.).

Сибирский региональный центр МЧС России  также своим ответом (вх. б/н  от 01.02.11 г.) подтверждает, что внутренние электрические сети, расположенные на территории в/ч 52987 от ТП-48 до потребителей, находятся в пользовании в/ч 52987.

В/ч 52987 оказывает услуги теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения своим потребителям непосредственно на территории расположения электрических сетей, сетей водоснабжения и теплоснабжения в/ч 52987. Заявитель гр. «…» в своем ответе (вх.8578 от 10.11.10 г.) указывает, что на иных территориях  в Коченевском районе, а также через сети других хозяйствующих субъектов, минуя соответствующие коммуникации в/ч 52987, получать услуги теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения возможности отсутсвуют.

Таким образом, географические границы рынков определены территорией расположения электрических сетей, сетей водоснабжения и теплоснабжения в/ч 52987, через которые осуществляется теплоснабжение, электроснабжение и холодное водоснабжение потребителей.

Согласно ответу ЗАО  «РЭС» (вх.№9771 от 17.12.10г.) у заявителя гр»…» имеется техническая возможность технологического присоединения его энергопринимающего устройства по адресу: НСО, Коченевский район, п.Кумысный, в/ч 52987, «…» к электрическим сетям, принадлежащим ЗАО «РЭС», с выполнением указанных ЗАО «РЭС» мероприятий. Однако в своем ответе ЗАО «РЭС» (вх. б/н от 01.02.11 г.) указало о нецелесообразности с экономической и технической сторон осуществление такого технологического присоединения как для потребителя, так и для сетевой организации (в одном случае, необходимо будет выполнить строительство линии 0,4 кВ от КТП № 1К-109 протяженностью приблизительно 600-650 км с установкой 17 опор ориентировочно на сумму 728 363 руб. без учета затрат на проектирование; во втором случае, необходимо будет выполнить строительство линии 0,4 кВ от ТП-48 на территории в/ч 52987 с установкой 13 опор ориентировочно на сумму 631 320 руб. без учета затрат на проектирование, реализация данного варианта возможна только при условии согласия в/ч 52987 на прокладку линии 0,4 кВ по ее территории).

Таким образом, единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения в указанных выше географических границах является в/ч 52987 (войсковая часть 52987, п.Кумысный, Коченевский район, НСО, 632642).

На основании п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%..», можно сделать вывод, что в/ч 52987 занимает доминирующее положение с долей 100% на рынках теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения в обозначенных географических границах в исследуемый период времени.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома, под которой понимается наличие в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

·         холодное водоснабжение

·         горячее водоснабжение

·         электроснабжение

·         отопление

П. 9 Правил предусматривает, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится в случаях, перечисленных в гл. 10 Правил.

В соответствии с п. 85. Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 Правил N 861 «собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя».

Согласно части 6 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц. Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее - организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе и экономически и технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на товар имеется спрос, а также если такое сокращение или такое прекращение производство товара прямо не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, действия в/ч 52987 нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которые выразились в необоснованном введения ограничения режима потребления коммунальных ресурсов, что привело к ущемлению интересов потребителя.

В ходе заседания Комиссии ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» представило следующее объяснение.

На базе в/ч 52987 формируется спасательный центр МЧС постоянной готовности. В связи с этим планируется строительство новых объектов, план военного городка меняется, мощности сетей электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения не достаточно для подачи коммунальных ресурсов в дом  «…» На небольшой период времени в дом «….» была прекращена подача коммунальных ресурсов. После выдачи представления военной прокуратуры энергоснабжение возобновлено. 14.10.2010 коммунальные ресурсы «….» подаются в полном объеме. 

При рассмотрении данного дела представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в заявлении, направленном в Новосибирское УФАС России, и пояснила следующее.

28 января 2011 г. гражданин «…» обратился в войсковую часть 52987 за заключением договора на предоставление коммунальных услуг. В ответ письмом 08.02.2011  исх.№97-7-4  временно исполняющий обязанности командира войсковой части 52987 «…» сообщил, что государственное учреждение войсковая часть 52987 предоставляет коммунальные услуги «…» на бездоговорных отношениях, в связи с этим заключение договора на предоставление коммунальных услуг является не обязывающим со стороны ГУ войсковой части 52987.

Изучив материалы дела № 02-01-61-10-10 от 30.12.2010 в отношении ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В собственности войсковой части 52987 находятся котельная и водонасосная станция, в/ч 52987 осуществляет продажу коммунальных ресурсов жителям жилых домов, расположенных на территории войсковой части, таким образом, согласно Правил №307 войсковая часть является ресурсоснабжающей организацией. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, в свою очередь "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в соответствии со статьей 426 ГК РФ являются публичными договорами. В связи с характером деятельности ресурсоснабжающих организаций и в соответствии с указанной нормой ГК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения должны быть заключены с каждым лицом, которое обратится к ресурсоснабжающей организации. Отказ войсковой части № 52987 от заключения договоров на предоставление коммунальных услуг при наличии производственных, технических и иных возможностей противоречит пункту 3 статьи 426 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила), коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) с собственником соответствующего жилого помещения. Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы.

Нормами Гражданского кодекса и правилами предоставления коммунальных услуг строго регламентирована обязанность ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг заключать договоры с потребителями.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически и экономически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора.

Таким образом, своими действиями, выразившимися в технологически и экономически необоснованном отказе от заключения договора на предоставление коммунальных услуг гражданину «…»,  ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения в границах расположения своих сетей, что нарушает права «…», как потребителя.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.     Признать ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» занимающим доминирующее положение на предоставления услуг электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения в границах расположения своих сетей.

2.     Признать ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном отказе от заключения договора на предоставление коммунальных услуг гражданину «…» и привело к ущемлению его интересов.

3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно заключить договор на поставку коммунальных ресурсов с гражданином «….».

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                      А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии                                                                                 Г.Н. Даниленко

 

                                                                                                          И.А. Кириленко

 

                                                                                                          Н.В.Пронина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-61-10-10

 

        18 марта  2011 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

монополий, член Комиссии;

Кириленко И.А. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии;

Пронина Н.В. - старший специалист 1 разряда отдела анализа и взаимодействия

с органами государственной власти, член  Комиссии.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.03.2011. по делу № 02-01-61-10-10 от 30.12.2010г. о нарушении Государственным учреждением «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» (632642, НСО, Коченевский район, п.Кумысный, в/ч 52987) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному учреждению «войсковая часть 52987» (632642, НСО, Коченевский район, п.Кумысный, в/ч 52987) в срок до 08.04.2011 г.:

1.           Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе от заключения договора на предоставление коммунальных услуг гражданину «…», что привело к ущемлению его интересов.

2.            Заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения) с гражданином «…».

3.             Об исполнении настоящего предписания ГУ «Войсковая часть 52987 Сибирского Регионального центра МЧС России» сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 12.04. 2011г. с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии                                                                                                         Г.Н. Даниленко

 

                                                                                                                     И.А. Кириленко

 

                                                                                                                     Н.В.Пронина

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны