Решение №054/06/31-1373/2022 жалоба ООО «Контракт» на действия уполномоченного органа – М... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/31-1373/2022

«11» августа 2022 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Контракт» на действия уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении электронного аукциона (извещение № 0151200006022000184) на выполнение работ по проектированию и строительству объекта: «Дом блокированной жилой застройки в муниципальную собственность с дальнейшим предоставлением по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного в Коченевском районе на земельном участке с кадастровым номером 54:11:040327:1479», начальная (максимальная) цена контракта 17 420 429,68 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Контракт» с жалобой на действия уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении электронного аукциона (извещение № 0151200006022000184) на выполнение работ по проектированию и строительству объекта: «Дом блокированной жилой застройки в муниципальную собственность с дальнейшим предоставлением по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного в Коченевском районе на земельном участке с кадастровым номером 54:11:040327:1479».

Суть жалобы ООО «Контракт» заключается в следующем.

1. Извещение об осуществлении закупки не содержит требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки указываются требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).

Извещение об осуществлении закупки не содержит требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

Заказчиком нарушены положения Указа Президента РФ от 03.05.2022 №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ №252) в соответствии с которыми, в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»:

1. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу указанного Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.

2. Обеспечить применение следующих специальных экономических мер:

а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:

совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);

исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;

осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;

б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц, однако заказчиком в извещении, отсутствует информация предусматривающая запрет на осуществление вышеназванных сделок (операций) с лицами находящимися под санкциями.

Также данный довод подтверждается письмом Минфина России №24-06-06/54846 от 09.06.2022.

Извещение об осуществлении закупки не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

2. Нарушение в части не установления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство РФ устанавливает данные дополнительные требования согласно Постановлению от 29 декабря 2021 г. №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства РФ» (далее – Постановление №2571).

Объект закупки по данному аукциону относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, которые перечислены в позиции 6 Постановления №2571: Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Министерство строительства Новосибирской области в возражениях на жалобу ООО «Контракт» сообщило следующее.

  1. Указом №252, в том числе в соответствии с ФЗ от 30.12.2006 №281-ФЗ введены специальные экономические меры (далее – санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Постановлением №851 на основании пункта 5 Указа №252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся по их контролем организации), а также исполнение обязательств, перед которыми запрещено.

Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечивается путём:

отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями,

отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контракта или отказе от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе),

расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки заказчиком установлены требования о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанная позиция также содержится в письме Минфина России №24-01-06/69926 от 20.07.2022.

2. Согласно позиции 7 раздела II Постановления №2571 и пункту 5 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 данной графы данной позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Учитывая, что результатом выполненной работы по контракту (пункт 1.7 проекта контракта) является здание, в отношении которого в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод в эксплуатацию, к участнику закупки в силу требований Закона о контрактной системе, должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 7 Постановления №2571.

Изучив представленные материалы по жалобе ООО «Контракт», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

По пункту 1 жалобы:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа № 252 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и физические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности должны исходить из того, что со дня вступления в силу данного Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.

Во исполнение Указа №252 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 851, в котором утвержден перечень юридических лиц, находящихся под санкциями, а также установлен запрет на совершение с ними действий в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа № 252.

Согласно пункту 3 Указа № 252 Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа № 252.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, в рамках установленной компетенции Минфин России в письме от 09.06.2022 № 24-06-06/54846 «О рассмотрении обращения» указывало следующее: «Указом №252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям».

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. К указанному ограничению также относятся положения Указа №252.

В свою очередь, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что технически дополнительное указание на нормативно-правовые акты в извещении, формируемом в единой информационной системе, по п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе невозможно. При этом, исходя из письма Минфина РФ от 20.07.2022 №24-01-06/69926, в части применения Указа №252 является достаточным установление требования, предусмотренного п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, с учетом данной позиции Минфина РФ и особенностей аппаратно-программного комплекса ЕИС, отсутствие упоминания Указа №252 в извещении не является нарушением Закона о контрактной системе.

В связи с вышеизложенным, довод подателя жалобы о нарушении заказчиком части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.

По пункту 2 жалобы:

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования. При этом, в силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с указанным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 указанной части, части 2 указанной статьи.

Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно заданию на разработку проектной и рабочей документации, размещенному в ЕИС, видом проектируемых работ является новое строительство.

Из пункта 1.7 проекта контракта, размещенного в ЕИС, результатом выполненной работы является здание, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В силу ч. 63 ст. 112 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик правомерно установил дополнительные требования согласно позиции №7 Приложения к постановлению Правительства №2571.

Таким образом, довод подателя жалобы о нарушении заказчиком части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Контракт» на действия уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении электронного аукциона (извещение № 0151200006022000184) на выполнение работ по проектированию и строительству объекта: «Дом блокированной жилой застройки в муниципальную собственность с дальнейшим предоставлением по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного в Коченевском районе на земельном участке с кадастровым номером 54:11:040327:1479», необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны