Решение №054/01/18.1-687/2024 Жалоба ООО «СБК» на действия заказчика ФГБОУ ВО «НГУЭУ» от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-687/2024

02 апреля 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

«…»

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Системы Безопасности Кузбасса» (далее – ООО «СБК») (вх. № 5136-ЭП/24 от 22.03.2024 г.), перенаправленная из Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Кузбассу, на действия заказчика федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (далее – ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта и рабочей документации на установку автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с возможностью транслировать сообщения ГО и ЧС (извещение № 32413344599 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии представителя ФГБОУ ВО «НГУЭУ» - «…»,

в отсутствие представителя ООО «СБК», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «СБК» (вх. № 5136-ЭП/24 от 22.03.2024 г.), перенаправленная из Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Кузбассу, на действия заказчика ФГБОУ ВО «НГУЭУ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта и рабочей документации на установку автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с возможностью транслировать сообщения ГО и ЧС (извещение № 32413344599 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

«15» марта 2024 года в рамках закупки № 32413344599 на официальном сайте ЕИС был размещен итоговый протокол, согласно которому заявка ООО «СБК» была признана несоответствующей требованиям, установленным к участнику закупки, а именно: Несоответствие участника требованиям, установленным к нему, а именно: отсутствует наличие информации о членстве в реестре саморегулируемой организации, размещенной в сети интернет по адресу: https://reestr.nopriz.ru/.

В обоснование принятия решения о признании заявки ООО «СБК» не соответствующей требованиям, Заказчиком указано на наличие в документации о закупке требования в соответствии с частью 4 статьи 48 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, согласно которому Участник должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в области архитектурно-строительного проектирования за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Заявителя, предъявленные к участникам закупки требования, выраженные в наличии у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, противоречат нормам действующего законодательства, в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Подпунктом 1 части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что одной из основных целей саморегулируемых организаций является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), где разработка проектно-сметной документации, связанной с капитальным ремонтом системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АПС и СОУЭ) в указанном перечне отсутствует.

Исходя из вышеуказанных норм права, отсутствие в перечне видов работ по разработке проектно-сметной документации, связанной с капитальным ремонтом системы АПС и СОУЭ, утвержденных Приказом Минрегиона РФ № 624, влечет за собой отсутствие влияния в результатах работ на безопасность объектов капитального строительства.

Следовательно, при отсутствии у Исполнителя работ по разработке проектно-сметной документации, связанной с капитальным ремонтом системы АПС и СОУЭ, членства в СРО не влечет за собой нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствия такого проекта действующим регламентам и ГОСТ по его составлению.

С учетом вышеизложенного, Заявитель указывает на то, что членство в СРО у потенциального участника закупки не может являться обязательным, следовательно, установление данного требования Заказчиком является незаконным.

Поскольку установленное требование о наличие у участника закупки членства в СРО является незаконным, подача жалобы после подведения итогов не исключает незаконность требования, установленного в документации о закупке, и как следствие не может являться основанием для отказа в удовлетворении настоящей жалобы.

ФГБОУ ВО «НГУЭУ» представило следующие возражения на жалобу.

Заказчик считает данные доводы необоснованными на основании следующего.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Законодателем не разделено проектирование по сферам деятельности или другим категориям. Таким образом, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно- строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).

С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки на подготовку проектной документации устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

01.03.2024 ФГБОУ ВО «НГУЭУ» разместило в ЕИС  извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта и рабочей документации на установку автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с возможностью транслировать сообщения ГО и ЧС (извещение № 32413344599 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Дата начала срока подачи заявок - 01.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 14.03.2024 09:00.

Дата подведения итогов - 15.03.2024.

Согласно п. 12 Извещения о проведении запроса котировок, к участникам закупки предъявляются, в том числе, следующие обязательные требования:

а) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке:

- в соответствии с частью 4 статьи 48 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ Участник должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в области архитектурно-строительного проектирования за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Гр К РФ.

Согласно п. 1.5 Описания предмета закупки (Приложение № 1 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) основные требования к предварительным работам: Произвести выезд представителей Подрядчика на объекты проектирования на следующий день с момента подписания Договора с целью сбора дополнительных исходных данных, необходимых для выполнения проектных работ (точные габариты помещений, наличие выступающих из плоскости потолка конструкций, осветительных приборов, электрических щитов, расположение приточно-вытяжной вентиляции и т.д.)

  1. Исполнитель обязан обеспечить, следующее:

Главный инженер проекта должен иметь аттестацию на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, и состоять в соответствующем реестре на сайте МЧС России.

2. Исполнитель обязан представить по просьбе Заказчика, копию действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающей право на осуществление следующих видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 3010199, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 15.03.2024 г., 13.03.2024 ООО «СБК» была подана заявка на участие в закупке.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 3010199, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 15.03.2024 г., заявка ООО «СБК» была отклонена по причине несоответствия требованиям, а именно: несоответствие участника требованиям, установленным к нему, а именно: отсутствует наличие информации о членстве в реестре саморегулируемой организации, размещенной в сети интернет по адресу: https://reestr.nopriz.ru/.

Таким образом, предложения участников оценены в соответствии с извещением о закупке.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 3010199, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 15.03.2024 г., всего на участие в закупке было подано семь заявок, отклонены две заявки.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с приложениями не было признано недействительным, не было оспорено до окончания срока подачи заявок.

Направленная подателем жалобы заявка на участие в закупке содержала безоговорочное согласие со всеми условиями проекта договора, описания предмета закупки, являющимися неотъемлемой частью извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме.

Материалы жалобы не содержат исчерпывающего обоснования незаконности установления указанного требования.

На наличие предполагаемых нарушений в извещении и действиях закупочной комиссии Заказчика Заявитель указал только после отклонения его заявки и подведения итогов закупки, выражая лишь свое несогласие с результатами процедуры, оспаривая по сути положения извещения, с которыми изначально согласился, с целью признания незаконным итогового протокола рассмотрения заявок.

Наличие спорного требования к участникам закупки является явным и не могло не быть обнаружено подателем жалобы при изучении им извещения со всеми имеющимися приложениями.

Недопустимо применение мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа её организатора в организации такого лица победителем закупки. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (ч. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Позиция о недопустимости обжалования положений документации о закупке участником после окончания срока подачи заявок подтверждается, в том числе, правоприменительной практикой (например, Решение АС г. Москвы от 27.05.2019 по делу № А40-45841/2019, Решение Пермского УФАС России от 04.03.2021 по делу № 059/07/3-230/2021, Решение Иркутского УФАС России от 23.10.2020 по делу №038/07/3-2066/2020).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Системы Безопасности Кузбасса» (вх. № 5136-ЭП/24 от 22.03.2024 г.), перенаправленная из Управления Фе-деральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Кузбассу, на действия заказчика федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта и рабочей документации на установку автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) с возможностью транслировать сообщения ГО и ЧС (извещение № 32413344599 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны