Решение №054/01/18.1-667/2023 жалоба на нарушение процедуры торгов и порядка заключения до... от 14 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№054/01/18.1-667/2023
14.04.2023 г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия АО «Энергетик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725),
в присутствии представителей АО «Энергетик»<...>, в отсутствие представителя заявителя ООО «Техком», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия АО «Энергетик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).
Заявитель сообщает следующее.
В единой информационной системе 01 марта 2023 года заказчиком была размещена закупка под номером 32312155725 - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по выбору поставщика на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Заявитель после изучения извещения и документации, а также приложенных к нему сопроводительных документов разместил заявку на участие в закупке 09.03.2023 г. в 20:44 (по МСК), что подтверждается Протоколом подведения итогов от 17.03.2023 г.
При оценке заявок по установленным в п.23 Информационной карты закупки и Приложении №1 к Информационной карте (раздел 2 документации) критериям закупки заявитель считает, что комиссия по закупкам заказчика при рассмотрении и подведении итогов закупки нарушили нормы документации, не правильно оценили документы, представленные на рассмотрение вместе с заявкой заявителя, следствием чего стало неправомерное признание его участником, занявшим второе место. По факту перечисленных нарушений заявитель сообщает следующие доводы.
- При рассмотрении заявки Заявителя комиссия не учла квалификационные документы, приложенные в состав заявки. Заявитель для оценки по подкритерию в п. 2.1.2 «Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг». критерия 2 «Квалификация участников конкурса», предоставил для оценки 22 копии зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг. Согласно п.14 протокола рассмотрения вторых частей заявок от 14.03.2023, оценка у заявителя составила 30 баллов, с учётом значимости 18 баллов. Такое количество баллов возможно набрать при наличии заверенных копий трудовых книжек и заверенных копий удостоверений экспертов Э7 ЗС, Э7 ТУ, Э12 ЗС, Э12 ТУ 4 и более специалистов, оценивающийся максимальным баллом (100) по подкритерию в п. 2.1.3 «Квалификация – наличие экспертов в штате организации» Приложения №1 к Информационной карте либо при наборе максимального балла (100) при наличии Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО). в части: 1) проектирования; 2) изысканий, по подкритерию в п. 2.1.1 критерия 2 «Квалификация участников конкурса». Документы по подкритерию 2.1.1 критерия 2 «Квалификация участников конкурса» не прикладывались в составе заявки, так как данный Заявитель считает требование данного документа не обосновано. Получается, что комиссия заказчика по неизвестной причине приняла к оценке только документы, по подкритерию 2.1.3, в связи с чем у заявителя по данному критерию оценка составила меньший бал (30), чем должно было быть на самом деле. Заявитель после публикации протокола еще раз проверил файлы, приложенные им к заявке, все они хорошо читаемы и предоставлены в полном объёме, соответствуют пункту 23 Информационной карты. В итоговом протоколе не понятны причины непринятия данных документов для оценки по подкритерию 2.1.2. критерия 2 «Квалификация участников конкурса».
- В п. 2.2.1 приложения №1 к Информационной карте (раздел II документации) был установлен критерий: "Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО). В части: 1). проектирования; 2). изысканий...".
В решении Краснодарского УФАС России № 357-Т/2017 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров указано: "...Пунктом 49 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечне видов деятельности, на которые требуется лицензия, закреплено: 49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. При этом в соответствии с частью 7 статьи 22 указанного закона лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, указанной в пункте 49 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности.
В соответствии с изложенным до вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности, действуют требования пункта 49 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона, а именно требование лицензирования указанного вида деятельности. Установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области проведения экспертизы промышленной безопасности нарушает требования действующего законодательства о лицензировании.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
ООО «Энергетик» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «ТЕХКОМ».
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормахЗакона о закупках стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне.
В приложении № 1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок в критерии оценки «квалификация участника закупки» указан один из показателей - «опыт работы» (2.1.2.), по данному критерию участнику конкурса для максимального количества баллов по данному показателю необходимо «наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020- 2022 гг. Подтверждается копиями заключений». То есть участники конкурса в состав заявки на участие в конкурсе включают - копии заключений экспертизы промышленной безопасности с регистрационными номерами, присвоенными Ростехнадзором, либо копии заключений с уведомлениями Ростехнадзора о присвоении номеров.
При рассмотрении заявки ООО «ТЕХКОМ» комиссия выявила, что на заключениях (22 файла с названиями «заключения» и «ЭПБ») отсутствуют регистрационные номера Ростехнадзора и уведомления Ростехнадзора о присвоении номеров. Поэтому по данному критерию ООО «ТЕХКОМ» был выставлен балл - 0.
В приложении № 1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок в критерии оценки «квалификация участника закупки» в соответствии с п. 2.1.1 для присвоения максимального балла участнику закупки ему было необходимо предоставить информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в части проектирования и изысканий.
В составе заявки ООО «ТЕХКОМ» отсутствовала информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций. Поэтому по данному критерию ООО «ТЕХКОМ» был выставлен балл - 0.
Наличие членства в саморегулируемых организаций в части проектирования и изысканий включено в систему критериев для оценки.
Необходимость членства в саморегулируемой организации в сфере строительства предусмотрена ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного Кодекса РФ.
Необходимость наличия лицензии для проведения экспертизы промышленной безопасности предусмотрена в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В конкурсной документации АО «Энергетик» отсутствует требование к участникам конкурса предоставить информацию о лицензировании деятельности по экспертизе промышленной безопасности и о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области проведения экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов и т.д.
Результатом инженерных изысканий является заключение о прогнозируемом воздействии окружающей среды на объект. Обязательная часть исследования - измерительные, геодезические работы, благодаря которым и составляется проект, основной документ для возведения различных видов объектов недвижимости.
Проектирование включает в себя определение внешнего вида и формы здания, планировку внутренних помещений, проведение расчетов с целью создания здания, отвечающего требованиям прочности и устойчивости. В процессе проектирования должны быть выбраны материалы и конструкции, обладающие необходимыми свойствами, рассчитаны затраты рабочей силы и материалов.
Поскольку проводится экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, то работы экспертов по оценке включают в себя элементы инженерных изысканий и проектирования. Для данных работ необходимо членство в саморегулируемых организациях в части проектирования и изысканий.
- Пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.
В действиях АО «Энергетик» при проведении процедуры конкурса отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку все заявители были допущены к участию в конкурсе, никто из заявителей не был ограничен в правах на участие в конкурсе и предоставлении информации, а также никому из участников конкурса не были созданы преимущественные условия. Кроме того, АО «Энергетик» не несет ответственности за неправильное толкование участниками конкурса норм действующего законодательства в области закупочной деятельности, лицензирования, защиты конкуренции.
Итоги рассмотрения заявок были проведены в результате объективного подсчета баллов на основании беспристрастной оценки всех предоставленных в составе заявок документов.
Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
01.03.2023 АО «Энергетик» объявлено о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).
Дата начала срока подачи заявок 01.03.2023 00:00 (МСК+4).
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 10.03.2023 08:00 (МСК+4).
На участие поступило 17 заявок.
В приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок установлены Показатели критерия оценки «Квалификация участника»:
2.1.1. Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО).
В части:
1) проектирования;
2) изысканий.
Максимальное количество баллов по данному показателю – 100 баллов (с учетом значимости показателя – 30 - баллов).
- при отсутствии информации по данному показателю и/или при отсутствии копий - 0 баллов;
- при предоставлении копий требуемых документов - 100 баллов (с учетом значимости показателя – 30 баллов).
Величина значимости показателя = 30%
Коэффициент значимости показателя = 0.3
2.1.2. Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг.
Подтверждается копиями заключений.
Максимальное количество баллов по данному показателю – 100 баллов (с учетом значимости показателя – 40 - баллов).
- при отсутствии информации по данному показателю и/или при отсутствии копий подтверждающих документов (заключений) – 0 баллов;
- от пяти до девяти (включительно) заключений за период 2020-2022 гг. – 25 баллов;
- от десяти до девятнадцати (включительно) заключений за период 2020-2022 гг. – 50 баллов;
- от двадцати и более заключений за период 2020-2022 гг. – 100 баллов;
Величина значимости показателя = 40%
Коэффициент значимости показателя = 0.4
Для оценки заявок согласно требованиям Конкурсной документации участникам закупки требовалось представить информацию о членстве в саморегулируемой организации в части проектирования, изысканий, а не в части экспертизы промышленной безопасности, как указывает заявитель.
ООО «Техкон» не представило в составе своей заявки информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в части: проектирования; изысканий. Следовательно, по критерию оценки заявок участников согласно п. 2.1.1 конкурсная комиссия правомерно выставила ООО «Техком» 0 баллов.
По вопросу оценки заявки ООО «Техком» по критерию «Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг», Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ООО «Техкон» представило заключения экспертизы промышленной безопасности, как требовалось пунктом 2.1.2 приложения №1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок.
Конкурсная комиссия по результатам оценки заявки ООО «Техком» по Критерию «Квалификация участников закупки» поставила участнику 18 баллов.
Конкурсная документация, в частности п. 2.1.2 приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации), не содержит указания о представлении участниками закупки подтверждения регистрации представленных заключений в Ростехнадзоре. Из положения указанной нормы конкурсной документации не следует обязанность участника закупки проставлять регистрационный номер Ростехнадзора на представленных заключениях. Действующее законодательство, в частности, Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61391), также не содержит требование о наличии на заключении экспертизы промышленной безопасности регистрационного номера Ростехнадзора.
Таким образом, конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку ООО «Техком», которое в соответствии с требованиями п. 2.1.2 приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации) конкурсной документации представило копии заключений экспертизы промышленной безопасности.
АО «Энергетик» допущено нарушение порядка организации и проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).
03.04.2023 Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела жалобу ООО Сибирская Экспертная компания» на действия АО «Энергетик» при проведении рассматриваемой закупки (№32312155725). Данная жалоба признана обоснованной, АО «Энергетик» выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров. Заказчику предписано отменить протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725) от 17.03.2023, протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725) от 14.03.2023; повторно провести оценку заявок.
На рассмотрение жалобы ООО «Техком» АО «Энергетик» представило Новосибирскому УФАС России протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725). Конкурсная комиссия провела рассмотрение и оценку заявок, в результате победителем признано ООО «Техком».
Таким образом, нарушение порядка организации и проведения торгов в настоящее время устранено, следовательно, основания для выдачи АО «Энергетик» соответствующего предписания отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия АО «Энергетик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725) обоснованной.
- Признать, что основания для выдачи предписания об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>