Решение №054/01/18.1-667/2023 жалоба на нарушение процедуры торгов и порядка заключения до... от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-667/2023

14.04.2023                                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия АО «Энергетик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725),

в присутствии представителей АО «Энергетик»<...>, в отсутствие представителя заявителя ООО «Техком», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия  АО «Энергетик» при проведении конкурса в электронной форме,  участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).

Заявитель сообщает следующее.

В единой информационной системе 01 марта 2023 года заказчиком была размещена закупка под номером 32312155725 - Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по выбору поставщика на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Заявитель после изучения извещения и документации, а также приложенных к нему сопроводительных документов разместил заявку на участие в закупке 09.03.2023 г. в 20:44 (по МСК), что подтверждается Протоколом подведения итогов от 17.03.2023 г.

При оценке заявок по установленным в п.23 Информационной карты закупки и Приложении №1 к Информационной карте (раздел 2 документации) критериям закупки заявитель считает, что комиссия по закупкам заказчика при рассмотрении и подведении итогов закупки нарушили нормы документации, не правильно оценили документы, представленные на рассмотрение вместе с заявкой заявителя, следствием чего стало неправомерное признание его участником, занявшим второе место. По факту перечисленных нарушений заявитель сообщает следующие доводы.

  1. При рассмотрении заявки Заявителя комиссия не учла квалификационные документы, приложенные в состав заявки. Заявитель для оценки по подкритерию в п. 2.1.2 «Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг». критерия 2 «Квалификация участников конкурса», предоставил для оценки 22 копии зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг. Согласно п.14 протокола рассмотрения вторых частей заявок от 14.03.2023, оценка у заявителя составила 30 баллов, с учётом значимости 18 баллов. Такое количество баллов возможно набрать при наличии заверенных копий трудовых книжек и заверенных копий удостоверений экспертов Э7 ЗС, Э7 ТУ, Э12 ЗС, Э12 ТУ 4 и более специалистов, оценивающийся максимальным баллом (100) по подкритерию в п. 2.1.3 «Квалификация – наличие экспертов в штате организации» Приложения №1 к Информационной карте либо при наборе максимального балла (100) при наличии Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО). в части: 1) проектирования; 2) изысканий, по подкритерию в п. 2.1.1  критерия 2 «Квалификация участников конкурса». Документы по подкритерию 2.1.1 критерия 2 «Квалификация участников конкурса» не прикладывались в составе заявки, так как данный Заявитель считает требование данного документа не обосновано. Получается, что комиссия заказчика по неизвестной причине приняла к оценке только документы, по подкритерию 2.1.3, в связи с чем у заявителя по данному критерию оценка составила меньший бал (30), чем должно было быть на самом деле. Заявитель после публикации протокола еще раз проверил файлы, приложенные им к заявке, все они хорошо читаемы и предоставлены в полном объёме, соответствуют пункту 23 Информационной карты. В итоговом протоколе не понятны причины непринятия данных документов для оценки по подкритерию 2.1.2. критерия 2 «Квалификация участников конкурса».
  2. В п. 2.2.1 приложения №1 к Информационной карте (раздел II документации) был установлен критерий: "Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО). В части: 1). проектирования; 2). изысканий...".

В решении Краснодарского УФАС России № 357-Т/2017 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров указано: "...Пунктом 49 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечне видов деятельности, на которые требуется лицензия, закреплено: 49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. При этом в соответствии с частью 7 статьи 22 указанного закона лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, указанной в пункте 49 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности.

В соответствии с изложенным до вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности, действуют требования пункта 49 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона, а именно требование лицензирования указанного вида деятельности. Установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении свидетельства о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области проведения экспертизы промышленной безопасности нарушает требования действующего законодательства о лицензировании. 

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ООО «Энергетик» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «ТЕХКОМ».

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормахЗакона о закупках стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне.

В приложении № 1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок в критерии оценки «квалификация участника закупки» указан один из показателей - «опыт работы» (2.1.2.), по данному критерию участнику конкурса для максимального количества баллов по данному показателю необходимо «наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020- 2022 гг. Подтверждается копиями заключений». То есть участники конкурса в состав заявки на участие в конкурсе включают - копии заключений экспертизы промышленной безопасности с регистрационными номерами, присвоенными Ростехнадзором, либо копии заключений с уведомлениями Ростехнадзора о присвоении номеров.

При рассмотрении заявки ООО «ТЕХКОМ» комиссия выявила, что на заключениях (22 файла с названиями «заключения» и «ЭПБ») отсутствуют регистрационные номера Ростехнадзора и уведомления Ростехнадзора о присвоении номеров. Поэтому по данному критерию ООО «ТЕХКОМ» был выставлен балл - 0.

В приложении № 1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок в критерии оценки «квалификация участника закупки» в соответствии с п. 2.1.1 для присвоения максимального балла участнику закупки ему было необходимо предоставить информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в части проектирования и изысканий.

В составе заявки ООО «ТЕХКОМ» отсутствовала информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций. Поэтому по данному критерию ООО «ТЕХКОМ» был выставлен балл - 0.

Наличие членства в саморегулируемых организаций в части проектирования и изысканий включено в систему критериев для оценки.

Необходимость членства в саморегулируемой организации в сфере строительства предусмотрена ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного Кодекса РФ.

Необходимость наличия лицензии для проведения экспертизы промышленной безопасности предусмотрена в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В конкурсной документации АО «Энергетик» отсутствует требование к участникам конкурса предоставить информацию о лицензировании деятельности по экспертизе промышленной безопасности и о членстве в саморегулируемой организации (СРО) в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов и т.д.

Результатом инженерных изысканий является заключение о прогнозируемом воздействии окружающей среды на объект. Обязательная часть исследования - измерительные, геодезические работы, благодаря которым и составляется проект, основной документ для возведения различных видов объектов недвижимости.

Проектирование включает в себя определение внешнего вида и формы здания, планировку внутренних помещений, проведение расчетов с целью создания здания, отвечающего требованиям прочности и устойчивости. В процессе проектирования должны быть выбраны материалы и конструкции, обладающие необходимыми свойствами, рассчитаны затраты рабочей силы и материалов.

Поскольку проводится экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, то работы экспертов по оценке включают в себя элементы инженерных изысканий и проектирования. Для данных работ необходимо членство в саморегулируемых организациях в части проектирования и изысканий.

  1. Пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

В действиях АО «Энергетик» при проведении процедуры конкурса отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку все заявители были допущены к участию в конкурсе, никто из заявителей не был ограничен в правах на участие в конкурсе и предоставлении информации, а также никому из участников конкурса не были созданы преимущественные условия. Кроме того, АО «Энергетик» не несет ответственности за неправильное толкование участниками конкурса норм действующего законодательства в области закупочной деятельности, лицензирования, защиты конкуренции.

Итоги рассмотрения заявок были проведены в результате объективного подсчета баллов на основании беспристрастной оценки всех предоставленных в составе заявок документов.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

01.03.2023 АО «Энергетик» объявлено о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).

Дата начала срока подачи заявок 01.03.2023 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 10.03.2023 08:00 (МСК+4).

На участие поступило 17 заявок.

В приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок установлены Показатели критерия оценки «Квалификация участника»:

2.1.1.  Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме, подтверждающая членство участника (СРО).

В части:

1) проектирования;

2) изысканий.

Максимальное количество баллов по данному показателю – 100 баллов (с учетом значимости показателя – 30 - баллов).

- при отсутствии информации по данному показателю и/или при отсутствии копий - 0 баллов;

- при предоставлении копий требуемых документов - 100 баллов (с учетом значимости показателя – 30 баллов).

Величина значимости показателя = 30%

Коэффициент значимости показателя = 0.3

2.1.2. Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг.

Подтверждается копиями заключений.

Максимальное количество баллов по данному показателю – 100 баллов (с учетом значимости показателя – 40 - баллов).

- при отсутствии информации по данному показателю и/или при отсутствии копий подтверждающих документов (заключений)  – 0 баллов;

    - от пяти до девяти (включительно) заключений за период 2020-2022 гг. – 25 баллов;

- от десяти до девятнадцати (включительно) заключений за период 2020-2022 гг. – 50 баллов;

- от двадцати и более заключений за период 2020-2022 гг. – 100 баллов;

        Величина значимости показателя = 40%

        Коэффициент значимости показателя = 0.4

Для оценки заявок согласно требованиям Конкурсной документации участникам закупки требовалось представить информацию о членстве в саморегулируемой организации в части проектирования, изысканий, а не  в части экспертизы промышленной безопасности, как указывает заявитель.

ООО «Техкон» не представило в составе своей заявки информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в части:  проектирования; изысканий. Следовательно, по критерию оценки заявок участников согласно п. 2.1.1 конкурсная комиссия правомерно выставила ООО «Техком» 0 баллов.

По вопросу оценки заявки ООО «Техком» по критерию «Опыт работы - наличие зарегистрированных в Ростехнадзоре заключений экспертизы промышленной безопасности за 2020-2022 гг», Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ООО «Техкон» представило заключения экспертизы промышленной безопасности, как требовалось пунктом 2.1.2 приложения №1 к Информационной карте (раздел II документации) к конкурсной документации № 19-ок.

Конкурсная комиссия по результатам оценки заявки ООО «Техком» по Критерию «Квалификация участников закупки» поставила участнику 18 баллов.

Конкурсная документация, в частности п. 2.1.2 приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации), не содержит указания о представлении участниками закупки подтверждения регистрации представленных заключений в Ростехнадзоре. Из положения указанной нормы конкурсной документации не следует обязанность участника закупки проставлять регистрационный номер Ростехнадзора на представленных заключениях. Действующее законодательство, в частности, Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61391), также не содержит требование о наличии на заключении экспертизы промышленной безопасности регистрационного номера Ростехнадзора.

Таким образом, конкурсная комиссия неправомерно оценила заявку ООО «Техком», которое в соответствии с требованиями п. 2.1.2 приложении №1 к Информационной карте (раздел II документации) конкурсной документации представило копии заключений экспертизы промышленной безопасности.

АО «Энергетик» допущено нарушение порядка организации и проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725).

03.04.2023 Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрела жалобу ООО Сибирская Экспертная компания» на действия АО «Энергетик» при проведении рассматриваемой закупки (№32312155725). Данная жалоба признана обоснованной, АО «Энергетик» выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров. Заказчику предписано отменить протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725) от 17.03.2023, протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725) от 14.03.2023; повторно провести оценку заявок.

На рассмотрение жалобы ООО «Техком» АО «Энергетик» представило Новосибирскому УФАС России протокол подведения итогов (№ процедуры 32312155725). Конкурсная комиссия провела рассмотрение и оценку заявок, в результате победителем признано ООО «Техком».

Таким образом, нарушение порядка организации и проведения торгов в настоящее время устранено, следовательно, основания для выдачи АО «Энергетик»  соответствующего предписания отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТЕХКОМ» (вх. №5370-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия АО «Энергетик»  при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (№ в ЕИС 32312155725) обоснованной.
  2. Признать, что основания для выдачи предписания об устранении нарушения порядка организации и проведения торгов отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                  <...>             

Члены Комиссии                                                                                             <...>                

Связанные организации

Связанные организации не указаны