Решение №054/05/24-1564/2023 в отношении ИП Демина от 11 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/05/24-1564/2023
«11» сентября 2023 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 054/05/24-1564/2023, возбужденное по факту распространения рекламной информации в июне 2023г. на информационных досках в лифтовых кабинах многоэтажного дома по адресу: г.Новосибирск, ул.Линейная, д.43, 3 подъезд, с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в отсутствие: заявителя – физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом),
в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП Демина Ю.А. <...>,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 11016-ИП/23 от 19.06.2023г.) о нарушении Закона «О рекламе по факту распространения рекламной информации в июне 2023г. на информационных досках в лифтовых кабинах многоэтажного дома по адресу: г.Новосибирск, ул.Линейная, д.43, 3 подъезд, следующего содержания: «Официально быстро недорого/ Личные медицинские книжки/ продление и оформление новых минимальные сроки северная комиссия, проф осмотры, справки/ <...> Личные медицинские книжки».
По указанному факту возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. привлекает внимание к услугам по проведению медицинских осмотров в результате которых, продлеваются и оформляются медицинские книжки.
В соответствии с ч.7 ст.24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В силу ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
- медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Специальные требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены ст.24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:
- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;
- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;
- о необходимости получения консультации специалистов.
При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.
Таким образом, реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Вместе с тем Федеральный закон «О рекламе» не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.
Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
Вышеуказанная реклама медицинских услуг не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
ИП Деминым Ю.А. были представлены пояснения (вх. № 12941-ЭП/23 от 18.07.2023г.), согласно которым в июне 2023г. рекламная информация в лифтовых кабинах многоквартирного жилого дома по адресу: г.Новосибирск, ул.Линейная, д.43 размещалась ИП Деминым Ю.А. Основанием для размещения рекламы послужил договор, подписанный экземпляр которого в данный момент отсутствует. Оплата по договору в настоящее время не произведена. Акт оказанных услуг не подписан.
Сторонами было произведено согласование макета, который содержал установленные Законом «О рекламе» предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации соответствующего специалиста.
В дальнейшем при передаче рекламных плакатов в печать произошла частичная утрата текстовой части макета, утвержденного сторонами. Текст, содержащий необходимое Законом «О рекламе» предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации соответствующего специалиста пропал, так как не был сгруппирован в программе для дизайна и/или вероятнее всего был случайно удален при передаче рекламных плакатов на печать.
Ответственность за нарушение ч.7 ст.24 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламодатель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»).
В данном случае рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Демин Ю.А.
Таким образом, действия ИП Демина Ю.А. нарушили ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Распространение ненадлежащей рекламы не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
- Признать рекламу, распространенную в июне 2023г. на информационных досках в лифтовых кабинах многоэтажного дома по адресу: г.Новосибирск, ул.Линейная, д.43, 3 подъезд, следующего содержания: «Официально быстро недорого/ Личные медицинские книжки/ продление и оформление новых минимальные сроки северная комиссия, проф осмотры, справки/ <...>/ Личные медицинские книжки» ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».
Признать ИП Демин Ю.А. <...> нарушившим требования ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».
2. Выдать ИП Демину Ю.А. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «25» сентября 2023г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.