Предупреждение №2 САО «ВСК» о необходимости прекращения действий, которые соде... от 10 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

10февраля 2020г.                                                                                         г. Новосибирск

 

В связи с наличием в действиях САО «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, ул.Островная, д.4, г.Москва, 121552) признаков нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недостоверном расчете страховой суммы в соответствии с нормами действующегозаконодательства при участии в электронных аукционах на оказание услугпо обязательному страхованию гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, расчете цены контракта, предлагаемогообществом при участии в электронном аукционе на оказание услуг по Оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств №0351100006619000184,

Новосибирское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сообщает следующее.

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление АО «МАКС» (вх. № 13329 от 11.11.2019) о нарушении САО «ВСК» антимонопольного законодательства, а именно ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии в аукционе на оказание услуг по Оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) №0351100006619000184.

22.10.2019г. в 17:46 (MSK(MCK+4) (UTC+7) ФГБУ здравоохранения «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (Заказчик) разместил извещение №0351100006619000184 о проведении аукциона в электронной форме. Согласно извещению, начальная максимальная цена контракта определена Заказчиком в размере 106 234,63 рублей.

В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.11.2019 г., победителем в электронном аукционе признано САО «ВСК», поскольку основным критерием была цена контракта.

Согласно описанию объекта закупки в Конкурсной документации, услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в рамках вышеуказанного аукциона в электронной форме, должны быть оказаны в соответствии с требованиями Федерального закона 40-ФЗ, Положением Банка России от 19.09.2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указанием Банка России № 5000-У, другими нормативными правовыми актами РФ.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Федеральным законом 40-ФЗ актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Указанием Банка России 5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона 40-ФЗ, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Федерального закона 40-ФЗ. Установленные в соответствии с Федеральным законом 40-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Все участники электронного аукциона, подавшие заявки на участие, при расчете страховой премии должны были применить базовые ставки страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, в соответствии с Федеральным законом 40-ФЗ и Указанием Банка России 5000-У для всех транспортных средств Заказчика.

Заявка, поданная САО «ВСК», содержит предложение цены контракта в размере 49 355,05 рублей, тогда как минимальная цена контракта, которая может быть предложена по данной закупке, составляет 70 817,67 рублей.

Согласно пояснениям САО «ВСК», участие САО «ВСК» в электронном аукционе обусловлено принципом обеспечения конкуренции, который определяет, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком, подрядчиком, исполнителем. (ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Участник электронного аукциона САО «ВСК», соблюдая порядок, подало заявку на участие в таком аукционе в установленные сроки в рамках ст. 66 того же Федерального закона №44-ФЗ и требования, установленные в извещении о проведении данных торгов.

При осуществлении торгов Заказчик установил единые требования к участникам электронного аукциона. Объектом закупки являются услуги по страхованию ОСАГО.

Как сообщает САО «ВСК», страховщиком были учтены и соблюдены данные требования аукционной документации и положений применимого законодательства РФ.

Специальным законом для формирования ценового предложения в электронном аукционе является Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

САО «ВСК» также акцентирует внимание на том, что закупка проводилась в форме электронного аукциона, а согласно ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

У аукционной комиссии на основании ст. ст. 67 и 69 Федерального закона № 44-ФЗ, есть право отказать в допуске к участию в аукционе и принять решение о соответствии или несоответствии заявки на участие в таком аукционе.

Подобные причины указываются в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, подписываемом всеми присутствующими членами аукционной комиссии.

Относительно каких-либо нарушений при участии в электронном аукционе №0351100006619000184, подобных указаний в итоговом протоколе аукционной комиссией не отражено.

Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе, которая соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст. 69. Федерального Закона № 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения заявок аукционная комиссия решила признать САО «ВСК» победителем электронного аукциона и заключить с ним контракт, как с участником, предложившим наиболее низкую цену контракта.

Снижение цены контракта САО «ВСК» допустимо, так как электронный аукцион проходил путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, и желания участников - предложить более выгодную цену для Заказчика.

Таким образом, в своих действиях САО «ВСК» руководствовалось положениями законодательства об ОСАГО, Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У и требованиями, установленными в документации об электронном аукционе. Соблюдая указанные нормы и законы, со стороны САО «ВСК» не был нарушен принцип добросовестной ценовой конкуренции.

Оценив представленные материалы, Новосибирское УФАС России приходит к следующим выводам.

Предметом электронного аукциона являлось оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств для нужд ФГБУ здравоохранения «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства».

Описание объекта закупки и его объем содержится в техническом задании

Техническое задание содержит сведения о транспортных средствах, где заказчиком в частности, установлены: марка, модель транспортного средства, регистрационный знак, год выпуска, адрес регистрации ТС, коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС, категория, коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя и количество транспортных средств. Также конкурсная документация содержит величину коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У, на основании статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов.

В п. 2 приложения к Указанию №5000-У установлены значения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее коэффициент КБМ). В примечании указано, что коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Заказчиком установлено следующее ограничение в отношении предложений участников о цене контракта: цена заявки не должна быть выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации.Ценовой критерий при выборе победителя конкурса установлен заказчиком как существенный.

При этом Новосибирским УФАС России установлено, что САО «ВСК» в своем предложении занижен коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя на следующие транспортные средства:

1) «KIA Sorento» - 1,4 (вместо 1,6);

2) «УАЗ-396295» - 1,1 (вместо 1,2);

3) «УАЗ-396295» - 1,1 (вместо 1,2);

4) «АСМП-28570000010» - 1,1 (вместо 1,2);

5) «Toyota Camry» - 1,4 (вместо 1,6);

6) «УАЗ-396295» - 1,1 (вместо 1,2);

7) «ГАЗ 31105» - 1,2 (вместо 1,4).

Также САО «ВСК» применен отличный от установленного заказчиком в начальной (максимальной) цене контракта коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования: 0,5 вместо 0,66.

В соответствии с п.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, далее - Парижская конвенция) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство защищает не интересы конкретного лица (конкретного хозяйствующего субъекта), а обеспечивает в публичных интересах единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч.2 ст.1 Закона о защите конкуренции).

Указанием Банка России от 04.12.2018 №5000-У, определен коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE»).

При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Заказчик определил величину данного коэффициента согласно документам транспортных средств.

Таким образом, мощность двигателя является величиной постоянной и неизменной.

При этом участвует в окончательном формировании страховых тарифов, и, соответственно в расчете страховой премии по формуле: ТБmax х КТ х КБМ х КО х КМ х КС х КН* х КПр.

Следовательно, в действиях САО «ВСК», по уменьшению величины коэффициента страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя, а также по уменьшению коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, содержатся признаки нарушения ст.14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно частям 1,2 статьи 39.1. ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение). Предупреждение выдается лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, ст.ст. 14.2, 14.3, 14.8 настоящего Федерального закона.

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, выдается до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и устанавливает наличие в действиях субъекта лишь признаков правонарушения, а применение меры ответственности в виде возложения на лицо обязанности перечислить доход в федеральный бюджет не согласуется с целями выдачи предупреждения (не направлено на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и устранение последствий такого нарушения) и противоречит положениям подпункта «к» пункта 2 части 1 статьи 23, статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

Цель вынесения предупреждения состоит в предоставлении возможности хозяйствующему субъекту самостоятельно устранить допущенные им нарушения антимонопольного законодательства и их последствия, если таковые имели место в действительности, при согласии с этим хозяйствующего субъекта.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.39.1. Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» №135-ФЗ, Новосибирское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения ст. 14.8Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий), содержащего требование осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществлять контроль за результатами работы сотрудников, ответственных за расчеты цен контрактов, предлагаемых обществом при участии в электронных аукционах, в срок до «11» марта 2020г.

О выполнении предупреждения сообщить (с документальным подтверждением) в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны