Определение №054/01/10-1165/2022 ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» от 8 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/10-1165/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

08 июля 2022 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

  В Новосибирское УФАС России поступила жалоба от <…> (вх. № 4042-ИП/22 от 05.04.2022) по вопросу повышения в ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» цен на медицинскую услугу - проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (далее – Услуга), составляющая 6900 рублей, в то время, как в ГБУЗ НСО «Купинская ЦБР» и ГБУЗ «Барабинская ЦБР» цена на аналогичную Услугу составляет 1950 рублей и 1015 рублей соответственно. Из обращения гр. <…> так же следует, что цена на Услугу возросла в 3 раза: в 2021 – 2022 гг. (с 3700 рублей до 10750 рублей).

Заявители сообщают, что ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» является единственной организацией в Карасукском районе Новосибирской области, оказывающая данную Услугу. 

В результате рассмотрения данных обращений и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

В связи с рассмотренными заявлениями, Новосибирским УФАС России направлен запрос (исх. № 3066/22 от 20.04.2022 г.) в ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» о представлении информации и документов с целью обоснования стоимости на прохождение Услуги.

В ответ на запрос (исх. № 3066/22 от 20.04.2022 г.) ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» представила документы (вх. № 5963/22 от 28.04.2022), из которых следует, что до 01.03.2022 стоимость Услуги в ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» составляла 2825 рублей, которая включала в себя медицинский осмотр (1400 рублей), химико – токсикологическое исследование (1300 рублей), заключение нарколога (125 рублей). Из пояснения также следует, что со вступлением в силу с 01.03.2022 года Приказа от 26.11.2021 № 1104н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее – Порядок) в медицинский осмотр на владение оружием были добавлены следующие исследования: патопсихологические исследования (1200 рублей), психиатрическое освидетельствование (1505 рублей), исследование крови на карбогидрат (4450 рублей). Сама стоимость медицинского осмотра не изменилась и осталась прежней – 2825 рублей.

Данная информация подтверждается:

- Приказом № 754 от 27.12.2021 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» на основании разрешения Министерства здравоохранения Новосибирской области с выпиской из прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» (стоимость Услуги – 2825 рублей);

- Приказом № 341 от 21.03.2022 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» на основании разрешения Министерства здравоохранения Новосибирской области с выпиской из прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» (стоимость Услуги – 10750 рублей);

- Приказом № 365 от 01.04.2022 «Об утверждении тарифов на медицинские услуги» на основании разрешения Министерства здравоохранения Новосибирской области с выпиской из прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» (стоимость Услуги – 6960 рублей).

            При этом, из прейскуранта цен к Приказу № 341 от 21.03.2022 была исключена услуга по доставке пробы в НОНКД для анализа на карбогидрат стоимостью 4450 рублей, в результате чего, стоимость Услуги по Приказу № 365 от 01.04.2022 снизилась до 6960 рублей. Тогда как, согласно Порядку добавилась услуга исследования крови на карбогидрат, а не доставка пробы для исследования указанного анализа.

В выписке из прейскуранта цен так же указано, что цены сформированы исходя из экономически обоснованных затрат на проведение медицинских работ, услуг) и в ценах учтены прямые и косвенные расходы.

Новосибирским УФАС России направлен запрос (исх. № 4009/22 от 11.05.2022 г.) в Министерство здравоохранения по Новосибирской области о представлении информации с целью определения порядка установления цен на услугу медицинского освидетельствования на территории Новосибирской области.

В ответ на запрос (исх. № 4009/22 от 11.05.2022 г.) Министерство здравоохранения по Новосибирской области представило ответ (№ вх. 6913-ЭП/22 от 18.05.2022), из которого следует, что согласно Приказу от 07.11.2012 г № 2065 «О порядке определения государственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские и платные немедицинские услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи» (далее – Приказ от 07.11.2012 № 2065) цены на платные услуги утверждаются руководителем учреждения и формируются на основе себестоимости оказания платной услуги, заложенной рентабельности, с учетом спроса на платную услугу, а также с учетом положений нормативных правовых актов по определению расчетно – нормативных затрат на оказание платной услуги.

Из ответа также следует, что согласно Порядку проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядок оформления медицинских заключений по его результатам, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.11.2021 № 1104н, медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает медицинский осмотр врачом психиатором – наркологом, химико – токсикологические исследования, лабораторные исследования крови и мочи на определение хронического алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя. По информации, полученной от главного врача ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ», стоимость медицинского освидетельствования на Услугу повысилась за счет необходимости оказания дополнительных услуг согласно Порядку.

Новосибирским УФАС России направлен запрос (исх. № 4011/22 от 11.05.2022 г.) в ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» о представлении информации с целью определения калькуляции (расшифровки) затрат за услугу медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования за период 2020-2022 гг.

В ответ на запрос (исх. № 4011/22 от 11.05.2022 г.) ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» представила документы (вх. № 7008-ЭП/22 от 19.05.2022) калькуляции (расшифровки) затрат на Услугу за 2020, 2021 и 2022 гг. для 1 человека. Из анализа представленных документов следует, что себестоимость на услугу складывалась из затрат, которые:

  1. непосредственно связаны с оказанием платной услуги:
  • затраты на заработную плату персонала (врач психиатр – нарколог с медицинской сестрой, врач психиатр с медицинской сестрой, врач офтальмолог с медицинской сестрой, врач терапевт с медицинской сестрой, врач – лаборант, фельдшер – лаборант);
  • расходные материалы (тесты на выявление 10 видов наркотиков в моче);
  • амортизация оборудования (анализатор «Рефлеком», компьютер, принтер);
  1. для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги:
  • затраты на персонал учреждения (заработная плата уборщицы служебных помещений, заработная плата административно – управленческого персонала);
  • амортизация здания и коммунальные услуги (здание поликлинники, электроэнергия);
  • начисления на заработную плату – 30,2 %.

В п. 10 Приказа от 07.11.2012 г. № 2065 указано, что для расчета затрат на оказание платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

Согласно п. 11 Приказа от 07.11.2012 г. № 2065 расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействованы в равной степени весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды. В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит расчет средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа) и оценка количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов), необходимых для оказания платной услуги.

Согласно п. 12 Приказа от 07.11.2012 г. № 2065 метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит прямой учет всех элементов затрат.

Таким образом, ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» при расчете стоимости медицинского осмотра для одного человека неправомерно включены в затраты для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

Из Министерства здравоохранения следует, что в ввиду многочисленных обращений граждан в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по причине завышенных цен на медицинские осмотры и лабораторные исследования при медицинском освидетельствовании, рекомендовано не превышать средних значений цен на услуги медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием по Новосибирской области, а именно:

-   врач офтальмолог – 700 рублей;

- психиатрическое освидетельствоване – 900 рублей, в которое входит психодиагностические исследования психологом – 400 рублей и осмотр врача психиатра – 500 рублей;

- врачом психиатром – наркологом – 750 рублей;

- химико–токсикологическое исследование – 2 585 рублей;

- лабораторное исследование мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя – 400 руб.

            При отсутствии в предварительном химико–токсикологическом исследовании следов алкоголя, наркотических средств и психотропных средств, при условии, если врач психиатр–нарколог не выявит клинические признаки наркологического заболевания, общая сумма услуги на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в среднем составляет 5335 рублей.

Кроме того, в письме также указано, что что поскольку в медицинских организациях отделение платных услуг не выделено в отдельное структурное подразделение, не занимает арендованные площади, фонды оплаты труда сотрудников, оказывающих платные услуги, формируются не только за счет «приносящей доход деятельности», то рекомендуется не превышать цену услуги выше 5335 рублей.

На основании проведенного аналитического отчета отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России в целях определения наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования на территории Карасукского района за период с 01.01.2021 по 31.05.2022 гг. установлено следующее.

Согласно части 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доля ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования на территории Карасукского района НСО за рассматриваемый период составила более 50%  и подвержена малозначительным изменениям. Доступ новых конкурентов на данный рынок затруднен в связи с тем, что согласно приказу Министерства здравоохранения НСО от 15.03.2022 № 855 «О проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием на территории Новосибирской области» медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередное, на территории Новосибирской области можно проводить в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», «офтальмологии».

Учитывая вышеизложенное, на основании п. 1 ч. 1 ст. 5  Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» можно сделать вывод о наличии признаков доминирующего положения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» на рынке услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и оформлением медицинских заключений по результатам медицинского освидетельствования в предварительно определенных географических границах в период с 01.01.2021 по 31.05.2022 гг.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с п.п. 1, ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно п.п. 10, ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в отношении ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» установлены признаки нарушения по п.п. 1 и 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 05.07.2022 г. № 97 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» (ИНН 5422100059, 632862, Новосибирская область, Карасукский район, г. Карасук, ул. Гагарина, 1 А) пп. 1, 10 части 1 статьи 10 от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Федерального закона «О защите конкуренции»,

         Руководствуясь  частью  13  статьи  44  Федерального  закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/10-1165/2022 к рассмотрению на 17.08.2022 года            в 10.00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Регистрация ответчика в кабинете 1009.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/10-1165/2022 в качестве ответчика – ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» (ИНН 5422100059, 632862, Новосибирская область, Карасукский район, г. Карасук, ул. Гагарина, 1 А).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/10-1165/2022 в качестве заявителей:

<...>

4. ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ»  в срок до 12.08.2022 года представить в Новосибирское УФАС России объяснение по существу дела (приложить копии подтверждающих документов).

Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела № 054/01/10-1165/2022) обязательна.

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и письма ФАС России от 19.03.2020 № ПЗ/21986/20 ГБУЗ НСО «Карасукская ЦРБ» уведомляется о рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/01/10-1165/2022 17.08.2022 года в 10.00 часов путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.

            Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <…> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

            О возможности обеспечения связи сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

            Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны