Решение б/н Решение по делу №69 в отношении Управления Федеральной служб... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2012г.                                    г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 17 августа 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А.   – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н. П.  – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Михеева Ю. А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 69 от 27.07.2012г. по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее - Управления Россельхознадзора по Новосибирской области) статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

заявителя: Прокуратура Новосибирской области – представитель «…»

ответчика: Управление Россельхознадзора по Новосибирской области – представитель «…»,«…»

в отсутствии заинтересованного лица – представителя ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела № 69.

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение прокуратуры Новосибирской области (вх. № 3101 от 23.04.2012 г.) с просьбой дать оценку соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (Управления Россельхознадзора по Новосибирской области), выразившихся в установлении в предписании № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требований о приобретении товаров определенных производителей.

29.02.2012г. Управление Россельхознадзора по Новосибирской области выдало предписание № 06-02/67 ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» (далее – Управление ветеринарии). Согласно пункту 9 указанного предписания, Управлению ветеринарии требуется в соответствии с ГОСТ ISO 7218-2008 «Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Общие требования и рекомендации по микробиологическим исследованиям», приобрести весы САРТОРИУС, прибор для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ; в бактериологический отдел – термостат ТСО 1/80 СПУ или БИНДЕР, водяную баню БИОСАН; питательные среды: XLD-агар, RVS-бульон, Жиолити-Кантони-бульон, Байрд-Паркер-агар, стандартные образцы мутности на 10 и 5-БАК; лабораторную посуду: чашки Петри, бактериологические и серологические пробирки.

На запрос Новосибирского УФАС России (№ 05-2830 от 28.04.2012г.) Управление Россельхознадзора по Новосибирской области сообщило следующее.

В предписании № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», указано на необходимость приобретения лабораторного оборудования и нормативной документации.

Ветеринарная лаборатория ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.21ПШ74 (до 24.11.2014 г.) на проведение бактериологических, биохимических, микроскопических, биологических, паразитологических, химико-токсикологических, радиологических исследований.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Нормативные документы (ГОСТы, МУ, МВИ и др.) на метод и методику выполнения измерений проходят метрологическую оценку и имеют в своей структуре раздел «Оборудование», в котором указывается его тип. Таким образом, указание конкретных типов оборудования позволяет максимально приблизить условия измерения к тем, которые указаны в нормативной документации и минимизировать количество недостоверных испытаний.

Конкретные марки оборудования указаны исходя из требований ГОСТа ISO 7218-2008, в котором закреплены характеристики измерительных приборов. Предложенное оборудование имеет оптимальные технические характеристики, необходимые для проведения исследований в соответствии с областью аккредитации.

Прибор для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ относится к приборам-автоматам для проведения диагностических исследований и анализа проб, необходимость которых предусмотрена Правилами проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 г. № 490.

Вместе с тем, ГБУ «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» вправе приобрести и иное оборудование по характеристикам соответствующее требованиям вышеуказанных ГОСТа и Правил. К тому же, предписание не является основанием для заключения государственного контракта на поставки товаров. Контракт заключается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 22 которого предусмотрена возможность указывать в конкурсной документации «или эквивалент».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области требования о приобретении товаров определенных производителей в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», создает преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что может привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44, части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Управления Россельхознадзора по Новосибирской области возбуждено дело № 69 (приказ № 198 от 27.07.2012 г.) по признакам нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По существу дела Управление Россельхознадзора по Новосибирской области представило следующие объяснения.

Характеристики оборудования, необходимого для микробиологических исследований пищевых продуктов и кормов для животных, закреплены в ГОСТ ISO-7218-2008. Привлеченные к проверке специалисты ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» рекомендовали конкретные марки лабораторного оборудования, технические характеристики которого отвечают требованиям ГОСТ ISO-7218-2008. В адрес ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» направлено письмо от 09.08.2012г. № 06-02\3515, которым внесены изменения в предписание № 06-02/67 от 29.02.2012г., пункт 9 предписания изложен в редакции, не предусматривающей конкретных марок лабораторного оборудования.

В соответствии с представленным Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области письмом от 09.08.2012г. № 06-02\3515, пункт 9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012г. изложен в следующей редакции: «В соответствии с ГОСТ ISO-7218-2008 «Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Общие требования и рекомендации по микробиологическим исследованиям» приобрести высокоточные весы, прибор для подсчета форменных элементов крови; в бактериологический отдел: термостат, водяную баню, стандартные образцы мутности на 10 и 5-БАК».

На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Новосибирской области подтвердил информацию,  представленную в обращении.

На заседании Комиссии представители Управления Россельхознадзора по Новосибирской области  подтвердили информацию,  представленную в объяснении.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области" является подведомственным учреждением Управления ветеринарии Новосибирской области. Согласно ст. 10.5. Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 27 от 11.02.2005 г., государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право направлять предписания об устранении нарушений в закрепленной сфере деятельности, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.

Ветеринарная лаборатория ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.21ПШ74 (до 24.11.2014 г.) на проведение бактериологических, биохимических, микроскопических, биологических, паразитологических, химико-токсикологических, радиологических исследований.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Согласно ст.11 указанного закона, целями стандартизации являются:

1.     повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

2.     обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

3.     содействие соблюдению требований технических регламентов;

4.     создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Нормативные документы, указанные в разъяснениях  Управления Россельхознадзора по Новосибирской области (ГОСТ ISO 7218-2008, Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 г. № 490 и др.) устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, закрепляют характеристики измерительных приборов, но не называют конкретные товары определенных производителей.

В п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», Управление Россельхознадзора по Новосибирской области установило требование о приобретении товаров определенных производителей: весов САРТОРИУС, прибора для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ, термостата ТСО 1/80 СПУ или БИНДЕР, водяной бани БИОСАН, питательных сред: XLD-агар, RVS-бульон, Жиолити-Кантони-бульон, Байрд-Паркер-агар, стандартных образцов мутности на 10 и 5-БАК, лабораторной посуды: чашек Петри, бактериологических и серологических пробирок.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требования о приобретении товаров определенных производителей создало преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку. Данные действия Управления Россельхознадзора по Новосибирской области могли привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006    «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Управление Россельхознадзора по Новосибирской области нарушившим  часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требования о приобретении товаров определенных производителей. Установление данного требования создает преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что может привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.

2. Дело № 69 от 27.07.2012 г. прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А. А. Ельчанинов

 

Н. П. Камнева

 

Ю. А. Михеева

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны