Решение б/н Решение по делу №69 в отношении Управления Федеральной служб... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2012г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 17 августа 2012г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А. А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н. П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Михеева Ю. А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 69 от 27.07.2012г. по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее - Управления Россельхознадзора по Новосибирской области) статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии:
заявителя: Прокуратура Новосибирской области – представитель «…»
ответчика: Управление Россельхознадзора по Новосибирской области – представитель «…»,«…»
в отсутствии заинтересованного лица – представителя ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела № 69.
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение прокуратуры Новосибирской области (вх. № 3101 от 23.04.2012 г.) с просьбой дать оценку соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (Управления Россельхознадзора по Новосибирской области), выразившихся в установлении в предписании № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требований о приобретении товаров определенных производителей.
29.02.2012г. Управление Россельхознадзора по Новосибирской области выдало предписание № 06-02/67 ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» (далее – Управление ветеринарии). Согласно пункту 9 указанного предписания, Управлению ветеринарии требуется в соответствии с ГОСТ ISO 7218-2008 «Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Общие требования и рекомендации по микробиологическим исследованиям», приобрести весы САРТОРИУС, прибор для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ; в бактериологический отдел – термостат ТСО 1/80 СПУ или БИНДЕР, водяную баню БИОСАН; питательные среды: XLD-агар, RVS-бульон, Жиолити-Кантони-бульон, Байрд-Паркер-агар, стандартные образцы мутности на 10 и 5-БАК; лабораторную посуду: чашки Петри, бактериологические и серологические пробирки.
На запрос Новосибирского УФАС России (№ 05-2830 от 28.04.2012г.) Управление Россельхознадзора по Новосибирской области сообщило следующее.
В предписании № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», указано на необходимость приобретения лабораторного оборудования и нормативной документации.
Ветеринарная лаборатория ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.21ПШ74 (до 24.11.2014 г.) на проведение бактериологических, биохимических, микроскопических, биологических, паразитологических, химико-токсикологических, радиологических исследований.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Нормативные документы (ГОСТы, МУ, МВИ и др.) на метод и методику выполнения измерений проходят метрологическую оценку и имеют в своей структуре раздел «Оборудование», в котором указывается его тип. Таким образом, указание конкретных типов оборудования позволяет максимально приблизить условия измерения к тем, которые указаны в нормативной документации и минимизировать количество недостоверных испытаний.
Конкретные марки оборудования указаны исходя из требований ГОСТа ISO 7218-2008, в котором закреплены характеристики измерительных приборов. Предложенное оборудование имеет оптимальные технические характеристики, необходимые для проведения исследований в соответствии с областью аккредитации.
Прибор для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ относится к приборам-автоматам для проведения диагностических исследований и анализа проб, необходимость которых предусмотрена Правилами проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 г. № 490.
Вместе с тем, ГБУ «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» вправе приобрести и иное оборудование по характеристикам соответствующее требованиям вышеуказанных ГОСТа и Правил. К тому же, предписание не является основанием для заключения государственного контракта на поставки товаров. Контракт заключается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 22 которого предусмотрена возможность указывать в конкурсной документации «или эквивалент».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установление Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области требования о приобретении товаров определенных производителей в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданном ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», создает преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что может привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44, части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Управления Россельхознадзора по Новосибирской области возбуждено дело № 69 (приказ № 198 от 27.07.2012 г.) по признакам нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По существу дела Управление Россельхознадзора по Новосибирской области представило следующие объяснения.
Характеристики оборудования, необходимого для микробиологических исследований пищевых продуктов и кормов для животных, закреплены в ГОСТ ISO-7218-2008. Привлеченные к проверке специалисты ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» рекомендовали конкретные марки лабораторного оборудования, технические характеристики которого отвечают требованиям ГОСТ ISO-7218-2008. В адрес ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» направлено письмо от 09.08.2012г. № 06-02\3515, которым внесены изменения в предписание № 06-02/67 от 29.02.2012г., пункт 9 предписания изложен в редакции, не предусматривающей конкретных марок лабораторного оборудования.
В соответствии с представленным Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области письмом от 09.08.2012г. № 06-02\3515, пункт 9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012г. изложен в следующей редакции: «В соответствии с ГОСТ ISO-7218-2008 «Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Общие требования и рекомендации по микробиологическим исследованиям» приобрести высокоточные весы, прибор для подсчета форменных элементов крови; в бактериологический отдел: термостат, водяную баню, стандартные образцы мутности на 10 и 5-БАК».
На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Новосибирской области подтвердил информацию, представленную в обращении.
На заседании Комиссии представители Управления Россельхознадзора по Новосибирской области подтвердили информацию, представленную в объяснении.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области" является подведомственным учреждением Управления ветеринарии Новосибирской области. Согласно ст. 10.5. Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 27 от 11.02.2005 г., государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право направлять предписания об устранении нарушений в закрепленной сфере деятельности, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.
Ветеринарная лаборатория ГБУ НСО «Управлении ветеринарии Здвинского района Новосибирской области» имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОСС RU.0001.21ПШ74 (до 24.11.2014 г.) на проведение бактериологических, биохимических, микроскопических, биологических, паразитологических, химико-токсикологических, радиологических исследований.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Согласно ст.11 указанного закона, целями стандартизации являются:
1. повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
2. обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
3. содействие соблюдению требований технических регламентов;
4. создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Нормативные документы, указанные в разъяснениях Управления Россельхознадзора по Новосибирской области (ГОСТ ISO 7218-2008, Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 г. № 490 и др.) устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, закрепляют характеристики измерительных приборов, но не называют конкретные товары определенных производителей.
В п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», Управление Россельхознадзора по Новосибирской области установило требование о приобретении товаров определенных производителей: весов САРТОРИУС, прибора для подсчета форменных элементов крови ПИКУСЦЕЛ, термостата ТСО 1/80 СПУ или БИНДЕР, водяной бани БИОСАН, питательных сред: XLD-агар, RVS-бульон, Жиолити-Кантони-бульон, Байрд-Паркер-агар, стандартных образцов мутности на 10 и 5-БАК, лабораторной посуды: чашек Петри, бактериологических и серологических пробирок.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установление Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требования о приобретении товаров определенных производителей создало преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку. Данные действия Управления Россельхознадзора по Новосибирской области могли привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Управление Россельхознадзора по Новосибирской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области в п.9 предписания № 06-02/67 от 29.02.2012 г., выданного ГБУ НСО «Управление ветеринарии Здвинского района Новосибирской области», требования о приобретении товаров определенных производителей. Установление данного требования создает преимущество отдельным хозяйствующим субъектам – производителям данных товаров, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что может привести к ограничению конкуренции на рынке лабораторного оборудования.
2. Дело № 69 от 27.07.2012 г. прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии | А. А. Ельчанинов
Н. П. Камнева
Ю. А. Михеева |
|
|
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.