Решение №054/01/10-2537/2019 по признакам нарушения Акционерным обществом «Производственн... от 25 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-2537/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2020 года        г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…> – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии на заседании Комиссии:

представителей ответчика – АО «ПО «Север» - <…>, действующей на основании доверенности от 07.02.2020 г. № 197-64-15/164, <…>, действующей на основании доверенности от 07.02.2020 г. № 164-64-15/165;

в отсутствие представителя заявителя – ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом письмом исх. №02-251 от 13.01.2020 г.;

  рассмотрев дело № 054/01/10-2537/2019 от 04.12.2019 г. по признакам нарушения Акционерным обществом «Производственное объединение «Север» (ИНН 5410079229, юридический адрес: 630020, г. Новосибирск, ул. Объединения, д. 3) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из ФАС России поступило уведомление ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» о факте повышения АО «ПО «Север» цены на 2019 гг. на продукцию «Конденсаторы ЛКБП-3,7-0,1 ЛКБПТУ ЛКБП1-3» (далее – Продукция), необходимую для исполнения государственного оборонного заказа, с превышением более чем на пять процентов цены, рассчитанной с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства. В результате рассмотрения указанного уведомления установлено следующее.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200). который действовал до 29.04.2019 и утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа», который действует с 30.04.2019 г.

Согласно п. 2 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334, цены на продукцию, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200, не подлежат пересмотру.

Цена на Продукцию на 2019 г. согласована Заключением 587 ВП МО РФ № 587/200 от 17.05.2019 г. Согласно указанному Заключению, при формировании цены на Продукцию (составлении расчетно-калькуляционных материалов) на 2019 г. был применен Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Из анализа представленных документов следует, что АО «ПО «Север» неправомерно включены в состав общехозяйственных расходов на 2019 г. (статья затрат п. 8 «платежи по договорам обязательного страхования и договорам добровольного страхования») затраты на:

- добровольное личное страхование, предусматривающее оплату медицинских расходов работников – 300 тыс. руб.;

- добровольное пенсионное страхование по договорам негосударственного обеспечения (по принципу софинансирования) – 38 тыс. руб.,

что подтверждается представленной Обществом Сметой общехозяйственных расходов на 2019 г. и пояснительной запиской.

Согласно пояснительной записке к цене 2019 г. на ЛКБП1-3П по общехозяйственным расходам нормативы для отнесения затрат предприятия согласованы госзаказчиком на 2019 г. в размере 133,29 % от основной заработной платы  основных производственных рабочих.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Как следует из информации, представленной ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», конденсаторы ЛКБП-3,7-0,1 ЛКБПТУ ЛКБП1-3 закупаются в рамках выполнения государственного оборонного заказа и предназначены для работы в цепях постоянного тока и в импульсном режиме. В качестве документа, подтверждающего необходимость использования Продукции в целях выполнения государственного оборонного заказа, представлена спецификация.

Сведения об иных хозяйствующих субъектах, которые производят Продукцию или её аналог, у Новосибирского УФАС России отсутствуют.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО «ПО «Север» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: конденсаторов ЛКБП-3,7-0,1 ЛКБПТУ ЛКБП1-3, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно: необходим период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, указанные действия влекут значительные финансовые затраты, риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО «ПО «Север», экономически нецелесообразно.

   Таким образом, в действиях АО «ПО «Север» по установлению цены на конденсаторы ЛКБП-3,7-0,1 ЛКБПТУ ЛКБП1-3 с нарушением требований Порядка № 200 усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, был издан приказ № 250 от 04.12.2019 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Письмом вх. № 1933 от 06.02.2020 г., а также на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 10.02.2020 г. АО «ПО «Север» пояснило следующее.

1) По вопросу правомерности включения в общехозяйственные расходы на 2019 год затрат на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Направленный формат смет сформирован после введения в действие Приказа № 334 от 08.02.2019.

При формировании сметы общехозяйственных расходов на 2019 год - до утверждения Приказа № 334, затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование на продукцию ГОЗ не запланированы, уровень общехозяйственных расходов при этом составил 133,29 %. Указанный норматив применялся при калькулировании (расчете) цены продукции ЛКБП1-3.

В соответствии с вышеизложенным, предприятие, включив в смету общехозяйственных расходов затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование (в связи с новым «порядком определения состава затрат ... » согласно Приказа № 334), не изменило уровень общехозяйственных расходов - 133,29%, и соответственно не нарушило п. 2 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 - «не подлежат пересмотру цены на продукцию, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200».

2) Нормативные правовые документы, согласно которых АО «ПО «Север» сформировало расчетно-калькуляционные материалы:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу»;

Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

приказ Министерства экономического развития РФ от 01.06.2018 № 276 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а так же иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

письмо Министерства экономического развития РФ от 03.10.2018 № 28438- АТ/ДОЗи «О применении показателей прогноза социально-экономического развития рф в целях ценообразования на продукцию поставляемую по государственному оборонному заказу».

Изучив доводы ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200), который действовал до 29.04.2019 и утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа», который действует с 30.04.2019 г.

Согласно п. 2 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334, цены на продукцию, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200, не подлежат пересмотру.

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

При этом исходя из норм Порядка № 334 допускается включение в состав общехозяйственных затрат расходов на добровольное медицинское и пенсионное страхование в соответствии с локальными нормативными актами организации, в пределах норм, установленных в подпункте "и" пункта 23 Порядка.

Согласно представленной АО «ПО «Север» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России Смете общехозяйственных расходов на 2019 г. и пояснительной записке в состав общехозяйственных расходов на 2019 г. (статья затрат п. 8 «платежи по договорам обязательного страхования и договорам добровольного страхования») включены затраты на:

- добровольное личное страхование, предусматривающее оплату медицинских расходов работников – 300 тыс. руб.;

- добровольное пенсионное страхование по договорам негосударственного обеспечения (по принципу софинансирования) – 38 тыс. руб.

Согласно пояснительной записке к цене 2019 г. на ЛКБП1-3П по общехозяйственным расходам нормативы для отнесения затрат предприятия согласованы госзаказчиком на 2019 г. в размере 133,29 % от основной заработной платы  основных производственных рабочих.

Согласно пояснениям АО «ПО «Север», представленным в антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела, направленный формат смет сформирован после введения в действие Приказа № 334 от 08.02.2019.

При формировании сметы общехозяйственных расходов на 2019 год - до утверждения Приказа № 334, затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование на продукцию ГОЗ не запланированы, уровень общехозяйственных расходов при этом составил 133,29 %. Указанный норматив применялся при калькулировании (расчете) цены продукции ЛКБП1-3.

В соответствии с вышеизложенным, предприятие, включив в смету общехозяйственных расходов затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование (в связи с новым «порядком определения состава затрат ... » согласно Приказа № 334), не изменило уровень общехозяйственных расходов - 133,29%, и соответственно не нарушило п. 2 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 - «не подлежат пересмотру цены на продукцию, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200».

В качестве подтверждающих документов АО «ПО «Север» представлены:

- расшифровка к смете общехозяйственных расходов на 2019 г. по статье «Прочие затраты», согласно которой, включены на плановый период 2019 г. затраты на добровольное личное страхование, предусматривающие оплату медицинских расходов работников, в размере 398067,74 руб.

- Заключение 587 военного представительства Министерства обороны РФ № 587/317 от 24.08.2018 г. по результатам рассмотрения смет накладных расходов ФГУП ПО «Север» на 2019 год, согласно п. 2.2. которого по статье «Прочие расходы общехозяйственного назначения» из прочих затрат исключены затраты на добровольное личное страхование, предусматривающее оплату медицинских расходов работников, на сумму 398 тыс. руб.

Согласно Заключению 587 военного представительства от 17.05.2019 г. № 587/200 по фиксированной цене на изготовление конденсатора ЛКБП1-3 на 2019 год, основанием для выдачи заключения являются, в том числе, расчетно-калькуляционные материалы, направленные АО «ПО «Север» письмом исх. № 197-30-18/469 от 14.05.2019 г., т.е. уже в период действия нового Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334, согласно которому допускается включение в состав общехозяйственных затрат расходов на добровольное медицинское и пенсионное страхование в соответствии с локальными нормативными актами организации, в пределах норм, установленных Порядком.

При этом протокол согласования цены единицы Продукции на 2019 г. подписан сторонами в июне 2019 г., т.е., также в период действия нового Порядка № 334.

На основании изложенного, в действиях АО «ПО «Север» не усматривается признаков нарушения порядка ценообразования, установленного законодательством, действующим в период установления цены на Продукцию.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «ПО «Север» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/10-2537/2019 от 04.12.2019 г., возбужденного по признакам нарушения Акционерным обществом «Производственное объединение «Север» (ИНН 5410079229, юридический адрес: 630020, г. Новосибирск, ул. Объединения, д. 3) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

               Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Акционерного общества «Производственное объединение «Север» (ИНН 5410079229, юридический адрес: 630020, г. Новосибирск, ул. Объединения, д. 3)  прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СЕВЕР"
ИНН 5410079229, ОГРН 1195476022940