Решение №054/06/31-1140/2022 жалоба ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «... от 28 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-1140/2022

 

28 июня 2022 года                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351100025322000260 на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов I-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса «Б» (органы, ткани), начальная (максимальная) цена контракта 400 000 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Утилитсервис» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351100025322000260 на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов I-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса «Б» (органы, ткани).

Суть жалобы ООО «Утилитсервис» заключается в следующем.

Предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов I-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса Б (органы, ткани).

Медицинскими отходами в силу п.1 ст.49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) признаются все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Согласно положениям Закона об основах охраны здоровья граждан, Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» (далее – Постановление Правительства РФ № 681) медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания – по классам опасности (А – Д). В силу п.3 ст.49 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как установлено в ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (I - V классы).

Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, медицинские отходы имеют классификацию опасности, отличную от классификации отходов, установленной Законом об отходах. Постановлением Правительства РФ № 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (далее – Критерии). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности:

  • отходы класса «А» характеризуются отсутствием в их составе возбудителей инфекционных заболеваний (эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам);
  • отходы класса «Б» отличает возможность их инфицирования микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
  • отходы класса «В» предполагают возможность их инфицирования микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности;
  • отходы класса «Г» отличаются наличием в их составе токсичных веществ;
  • отходы класса «Д» содержат в своем составе радионуклиды с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Иной классификации для медицинских отходов не предусмотрено.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава установлена в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).

Таким образом, податель жалобы считает, что все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам и должны классифицироваться в соответствии с Критериями.

При этом, Закон об отходах никак не регламентирует порядок сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов. Нормами Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами выведены из компетенции органов Росприроднадзора. Кроме того, категория «медицинские отходы» выведена из-под действия Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в нем отсутствует блок «Медицинские отходы»).

Таким образом, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам и не являются отходами производства и потребления, обращение с которыми регулируется положениями Закона об отходах, следовательно, медицинские отходы не делятся по кодам ФККО.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Утилитсервис» считает, что разделение медицинских отходов в описании объекта закупки по кодам ФККО является неправомерным и ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, поскольку оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, не подпадает под действие Закона об отходах.

На основании вышеизложенного, податель жалобы считает, что действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, что также подтверждается позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554.

ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» в возражениях на жалобу ООО «Утилитсервис» сообщило следующее.

Согласно данным с сайта Росприроднадзора на территории Новосибирской области зарегистрировано более 3 организаций, имеющих действующие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в соответствии с указанными заказчиком кодами ФККО). Таким образом, по мнению заказчика, действия ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» не ограничивают количество участников данной закупки.

Перед передачей отходов исполнителю предварительно в учреждении осуществляется обеззараживание медицинских отходов (соответствует положениям п.п. 178, 183, 200 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»), что отражено в описании объекта закупки.

Положениями п. 160 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что обращение с медицинскими отходами классов «Б» и «В», содержащими в своем составе токсичные вещества I-II классов опасности, после их обеззараживания осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса «Г». После обеззараживания медицинские отходы классов «Б» и «В» лишаются основных критериев отнесения к указанным классам опасности, ввиду чего такие отходы перестают классифицировать как медицинские. Таким образом, после обеззараживания дезинфицирующими средствами медицинские отходы классов «Б» и «В» относят к отходам производства и потребления, то есть к отходам I-IV классов опасности.

На основании изложенного, в соответствии с п.30 ч.1 ст.99 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) заказчиком в извещении о закупке было установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг): сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности (согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО).

Таким образом, ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» считает, что положения извещения о закупке не противоречат положениям действующего законодательства (что также подтверждается письмами Минэкономразвития России от 18.04.2016 № Д 28и-1051, от 10.03.2016 № Д28и-645).

ООО «Центр Утилизации» также были представлены возражения на жалобу ООО «Утилитсервис». Представители ООО «Центр Утилизации» на заседании Комиссии поддержали позицию заказчика.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Утилитсервис», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пп. «н» п.1 ч.1 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона об отходах, п.30 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Постановлением Правительства РФ № 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

В соответствии со ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Указанное также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 12.11.2020 № 17/99041/20.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности, Законом об отходах требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом об отходах.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона об отходах.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов I-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса «Б».

Таким образом, из описания объекта закупки следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Таким образом, оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, подпадает под действие Закона об отходах, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчик правомерно установил требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО. Довод жалобы не нашел подтверждения.

Кроме того, на основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод подателя жалобы о неправомерности разделения в описании объекта закупки медицинских отходов по кодам ФККО является несостоятельным, поскольку в соответствии с описанием объекта закупки заказчик передает исполнителю отходы потребления, а не медицинские отходы (обеззараженные дезинфицирующими средствами медицинские отходы классов «Б» и «В» относят к отходам производства и потребления).

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Центральная клиническая больница» при проведении электронного аукциона № 0351100025322000260 на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию (сжиганию) отходов I-IV класса опасности, включая обеззараженные медицинские отходы классов «Б», «В», патологоанатомических и органических операционных медицинских отходов класса «Б» (органы, ткани) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны