Решение №054/06/104-53/2023 в отношении ООО «РБК Трейдинг» от 1 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-53/2023

«01» ноября 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД Российской Федерации» - <...> по доверенности № Д-1/59 от 29.12.2022,<...> без доверенности,

в присутствии представителя ООО «РБК Трейдинг» - <...> по доверенности № 1 от 27.10.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика - ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД Российской Федерации» (ИНН: 2465034782, КПП: 246501001) (далее - СибЮИ МВД России) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РБК Трейдинг» (ИНН: 2461033330, КПП: 246101001) в связи с признанием участника закупки № 0819100000123000046 уклонившимся от заключения контракта на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231246503478224650100100660011061223,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика - СибЮИ МВД России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РБК Трейдинг» в связи с признанием участника закупки № 0819100000123000046 уклонившимся от заключения контракта на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231246503478224650100100660011061223.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

04.10.20203 заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), на электронной площадке АО «ЕЭТП» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0819100000123000046 на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа.

Начальная (максимальная) цена контракта - 59 925,00 руб.

12.10.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений № ЦПА1. Для участия в электронном аукционе было подано 2 заявки.

13.10.2023 заказчиком размещён протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № ИЭА1, по результатам которого победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 151604, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Цена контракта, предложенная участником закупки - 44 344,44 руб., т.е со снижением на 26%.

16.10.2023 в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта № 0819100000123000046.

Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

Таким образом, ООО «РБК Трейдинг» должно было подписать проект контракта в течении 5 рабочих дней с момента размещения заказчиком проекта контракта - до 23.10.2023 включительно.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Таким образом, ООО «РБК Трейдинг» надлежало оплатить обеспечение исполнения контракта по закупке № 0819100000123000046 в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки с одновременным предоставлением информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, либо оплатить обеспечение исполнения контракта по закупке № 0819100000123000046 в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки.

Помимо этого, электронный аукцион № 0819100000123000046 проведен с целью заключения контракта на поставку продовольствия, т.е. товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.

В соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан - это контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.

В соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными ст. 37 Закона о контрактной системе, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

Таким образом, ООО «РБК Трейдинг» надлежало при подписании проекта контракта представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

17.10.2023 ООО «РБК Трейдинг» был подписан проект контракта. При подписании контракта поставщик предоставил заказчику информацию, подтверждающую добросовестность поставщика.

24.10.2023 заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта № ППУ20_1, в результате которого ООО «РБК Трейдинг» признано уклонившимся от заключения контракта, в связи с тем, что ООО «РБК Трейдинг» не было предоставлено обеспечение контракта в размере, предусмотренном ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.

ООО «РБК Трейдинг» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения контракта сообщило следующее.

04.10.2023 заказчиком в ЕИС на электронной площадке АО «ЕЭТП» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0819100000123000046 на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа.

17.10.2023 ООО «РБК Трейдинг» был подписан проект контракта. При подписании контракта поставщик предоставил заказчику информацию, подтверждающую добросовестность поставщика.

Поставщик ошибочно полагал, что закупка проводится в порядке п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем обеспечение контракта не предоставил.

После признания 24.10.2023 ООО «РБК Трейдинг» уклонившимся от заключения контракта, ООО «РБК Трейдинг» оплатило обеспечение контракта в размере 2996,25 руб. (платежное поручение № 703 от 25.10.2023).

При этом, у ООО «РБК Трейдинг» оснований для уклонения от заключения контракта не

было.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила № 1078).

В силу пп. «а» п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» п. 13 Правил № 1078, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 Правил № 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 14 Правил № 1078 в случае, если участником закупки, в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе, уклонившимся от заключения контракта, осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Исходя из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной

закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 41 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 28.06.2017 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел к выводу, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Новосибирского УФАС России по факту уклонения поставщика от заключения контракта отмечает следующее.

04.10.2023 заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0819100000123000046 на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа.

16.10.2023 в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закон о контрактной системе заказчиком размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта № 0819100000123000046.

17.10.2023 ООО «РБК Трейдинг» был подписан проект контракта. При подписании контракта поставщик предоставил заказчику информацию, подтверждающую добросовестность поставщика. При этом обеспечение контракта в сумме, предусмотренной ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, ООО «РБК Трейдинг» предоставлены не были.

24.10.2023 заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта № ППУ20_1, в результате которого ООО «РБК Трейдинг» признано уклонившимся от заключения контракта.

При этом, представители заказчика на включении ООО «РБК Трейдинг» в реестр недобросовестных поставщиков не настаивали.

Установленные в ходе рассмотрения обращения обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «РБК Трейдинг» не совершало действий, безусловно свидетельствующих о намерении уклониться от заключения контракта, в том числе ООО «РБК Трейдинг» после признания

общества уклонившимся от заключения контракта было оплачено обеспечение контракта в размере 2996,25 руб. (платежное поручение № 703 от 25.10.2023).

Таким образом, из представленных на рассмотрение информации и документов установлено, что ООО «РБК Трейдинг» предпринимало действия для заключения контракта, при этом сведения, подтверждающие действительно недобросовестное поведение со стороны ООО «РБК Трейдинг» при заключении контракта, в материалах рассматриваемого обращения отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения СибЮИ МВД России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РБК Трейдинг» (ИНН: 2461033330, КПП: 246101001) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на поставку продуктов питания (мука пшеничная высшего сорта) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231246503478224650100100660011061223, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его

Связанные организации

Связанные организации не указаны