Решение №054/06/32-874/2022 жалоба ООО «АКВА-ПЛЮС» на действия заказчика - МКУ «Управлен... от 19 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-874/2022

 

19 мая 2022 года                                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «АКВА-ПЛЮС» на действия заказчика - МКУ «Управление капитального строительства» г. Бердска и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000622002228 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства объекта: «Котельная «Восточная» на газе и жидком топливе на территории г. Бердска», начальная (максимальная) цена контракта 80 806 163 руб. 11 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «АКВА-ПЛЮС» с жалобой на действия заказчика - МКУ «Управление капитального строительства» г. Бердска и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000622002228 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства объекта: «Котельная «Восточная» на газе и жидком топливе на территории г. Бердска».

Суть жалобы ООО «АКВА-ПЛЮС» заключается в следующем.

1. Податель жалобы считает, что заказчиком в извещении о закупке неправомерно установлено требование о представлении положительного заключения государственной экспертизы.

ООО «АКВА-ПЛЮС» считает, что подтверждение опыта работы путем представления копии положительного заключения экспертизы является избыточным, так как получение положительного заключения экспертизы перед строительством объекта является обязанностью заказчика, а не подрядчика. Таким образом, условие о представлении положительного заключения экспертизы ставит подрядчика в зависимость от действий третьих лиц.

В силу положений ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный и исполненный контракт является достаточным доказательством осуществления работ, поскольку добросовестность поведения участников гражданского оборота презюмируется. При этом, наличие экспертизы является условием проведения таких работ.

Данная позиция также подтверждается постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2019 № Ф10-2561/2019 по делу № А83-13759/2018.

2. ООО «АКВА-ПЛЮС» считает, что участник закупки может подтвердить опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера контрактами, заключенными с заказчиками, не являющимися получателями бюджетных средств, которые в соответствии с ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) могут проходить негосударственную экспертизу проектной документации.

Вместе с тем, требования заказчика о представлении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, по мнению подателя жалобы, не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

МКУ «Управление капитального строительства» г. Бердска и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «АКВА-ПЛЮС» сообщили следующее.

Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен в положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

Как следует из Положения для оценки заявок устанавливаются нестоимостные критерии, показатели оценки и детализирующие показатели.

В силу пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» был применен следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Предметом контракта по данной закупке является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства объекта: «Котельная «Восточная» на газе и жидком топливе на территории г. Бердска». При этом, в соответствии с п.1.3 проекта контракта обязательства подрядчика по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий считаются выполненными после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.

Таким образом, предмет контракта, заключаемого по результатам определения поставщика, включает получение положительного заключения экспертизы, при этом, сопоставимым предметом договора, оцениваемого по каждому детализирующему показателю в соответствии с пп. «в» п.24 Положения, является выполнение работ по разработке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, включая выполнение инженерных изысканий, с получением положительного заключения государственной экспертизы.

Согласно п.2 ч.3.4 ст.49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации для объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями данного кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Согласно п.2 ст.8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

В силу ч.4.2 ст.49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Финансирование объекта закупки осуществляется за счет средств бюджета города Бердска, в том числе, за счет субсидий из бюджета Новосибирской области.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Положением заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, к составу заявок и определять перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

Указанные выводы подтверждаются позицией Московского УФАС России, Пермского УФАС России (решение № 077/06/106-17287/2021 от 28.09.2021, решение по жалобе от 20.01.2022 по закупке № 0156200009921000930, соответственно).

Кроме того, п.6 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признаками утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» также предусмотрено представление участником закупки положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий в целях подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям.

На основании изложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что извещение о проведении закупки соответствует требованиям действующего законодательства.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» заказчиком был применен показатель оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.

Как следует из п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п.24 Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном п.20 данного Положения.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в рамках данной закупки применялся детализирующий показатель «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров».

При этом, согласно пп. «в» п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 Положения, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Таким образом, перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, является открытым, устанавливается заказчиком самостоятельно в целях выявления лучшего из предложенных условий исполнения контракта.

Согласно извещению о проведении закупки по детализирующему показателю «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» оценивается цена исполненного участником закупки договора на разработку проектной документации для строительства объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), включая выполнение инженерных изысканий. Проектная документация должна иметь положительное заключение государственной экспертизы.

В составе конкурсной заявки учитывается, в том числе, копия положительного заключения экспертизы проектной документации. К оценке принимается цена одного из исполненных контрактов и/или договоров, подтверждённых актами выполненных работ (оказанных услуг) и положительными заключениями экспертизы проектной документации. Вышеуказанные контракты и/или договоры принимаются к оценке только в случае их представления в составе заявки в полном объеме с приложением актов выполненных работ (оказанных услуг) и положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 ст.48 данного Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с п.1.3 проекта контракта обязательства подрядчика по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий считаются выполненными после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.

Изучив требования, установленные в извещении о проведении закупки в отношении порядка оценки заявок участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России решила, что установленный заказчиком в извещении о проведении закупки перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, поскольку связан с предметом контракта. Довод жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АКВА-ПЛЮС» на действия заказчика - МКУ «Управление капитального строительства» г. Бердска и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000622002228 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства объекта: «Котельная «Восточная» на газе и жидком топливе на территории г. Бердска» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны