Решение №054/06/33-768/2024 в отношении администрации города Куйбышева Куйбышевского рай... от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-768/2024

«02» апреля 2024 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителя заказчика - администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области: - (по доверенности),

в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «БСК»: - (<...>),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «БСК» на действия заказчика – администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области  при проведении электронного аукциона № 0151300034824000003 на выполнение работ по благоустройству территории в районе улица Городская Роща (парк «Победа» и парк «Берёзовая роща»), Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Городская Роща», начальная (максимальная) цена контракта – 113 573 519,63 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «БСК» с жалобой на действия заказчика – администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0151300034824000003 на выполнение работ по благоустройству территории в районе улица Городская Роща (парк «Победа» и парк «Берёзовая роща»), Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Городская Роща».

В соответствии с извещением о проведении закупки № 0151300034824000003, протоколами, составленными при проведении электронного аукциона:

1) извещение размещено в ЕИС 21.03.2024 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.04.2024 г.;

3) на участие в аукционе подано 2 заявки;

4) дата рассмотрения заявок на участие в аукционе - 03.04.2024 г.;

5) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 2 заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

Суть жалобы ООО «БСК» заключается в следующем.

Податель жалобы разместил в ЕИС запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона. От заказчика был получен ответ, который, по мнению подателя жалобы, противоречит нормам законодательства.

1. Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории в районе улица Городская Роща (парк «Победа» и парк «Берёзовая роща»), Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Городская Роща». В соответствии с описанием объекта закупки благоустройство выполняется на трех разных земельных участках. Податель жалобы просил разъяснить причины объединения работ на разных земельных участках в одну закупку.

В ответе на данный запрос заказчик сообщил, что земельные участки объединены по рекреационному назначению – парк Березовая Роща и парк Победы. Данный объект является единым комплексом с едиными техническими условиями (лист № 2 110/23-ПЗУ).

2. Податель жалобы просил заказчика разъяснить причины отсутствия в составе извещения о проведении электронного аукциона проектной документации.

В ответе на данный запрос заказчик сообщил, что в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), работы по благоустройству территории не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, требование о размещении проектной документации в извещении о закупке, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не применяется в случае, когда объектом закупки являются работы по благоустройству территории.

Вместе с тем, заказчик сообщил, что в целях предоставления участникам закупки максимально возможного объёма информации об объекте закупки, заказчик разместил в ЕИС проектную документацию.

3. Податель жалобы просил заказчика разъяснить причины отсутствия в составе извещения о проведении электронного аукциона экспертного заключения стоимости работ и проекта (в случае наличия проекта).

В ответе на данный запрос заказчик сообщил, что в Законе о контрактной системе не содержится положений, согласно которым заказчик обязан размещать в составе извещения об осуществлении закупки заключение государственной экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности определения сметной стоимости, равно как и любые другие заключения.

4. Податель жалобы просил заказчика разъяснить пункт 2.4 проекта контракта, а также разъяснить как будет происходить оплата выполненных работ и сколько этапов оплаты.

В ответе на данный запрос заказчик сообщил, что в соответствии с п. 2.4. проекта контракта оплата фактически выполненных работ производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в единой информационной системе при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.

Согласно пп. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение о закупке, содержащее, в том числе, информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В данной закупке проектом контракта не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта.

Согласно п. 2.6 проекта контракта в случае досрочного исполнения подрядчиком обязательств по выполнению работ, заказчик вправе, при условии наличия лимитов бюджетных обязательств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды, принять выполненные подрядчиком работы в установленном контрактом порядке, и оплатить их в соответствии с условиями контракта.

Цена контракта и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении подрядчиком работ по контракту, их приемке и оплате заказчиком, изменению не подлежит.

Вместе с тем, заказчик сообщил, что в проекте контракта отсутствует запрет на принятие исполнения обязательств по частям, таким образом, в процессе исполнения контракта, заказчик может осуществлять частичную приемку выполненных подрядчиком работ и их оплату в соответствии с условиями контракта.

5. Податель жалобы просил заказчика разъяснить причину, по которой локально-сметные расчеты составлены не в ФЕР.

В ответе на данный запрос заказчик сообщил, что с 25.02.2023 г. в соответствии с приказом Минстроя России № 1133/пр от 27.12.2022 г. вступила в действие федеральная сметно-нормативная база в уровне цен по состоянию на 01.01.2022 г. (ФСНБ-2022). Размещение в федеральном реестре сметных нормативов и введение в действие ФСНБ-2022, а также размещение в ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам свидетельствует об исполнении условий, установленных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений Градостроительный кодекс утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и, как следствие, о переходе  Новосибирской области c I квартала 2023 года к применению ресурсно-индексного метода при определения сметной стоимости строительства по всем новым объектам капитального строительства. Кроме того, начиная с III квартала 2023 года, в рамках реализации всех новых проектов  на территории Российской Федерации необходимо применять ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, при котором источниками формирования сметной стоимости строительства одновременно будут являться данные о сметных ценах строительных ресурсов в текущем уровне цен из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022 года из ФСНБ- 2022 с индексами изменения сметной стоимости.

Кроме того, податель жалобы сообщил, что в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 25.10.2021 г. № 24-06-06/86152 с учетом положений п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства контрагента установлена обязанность заказчика обеспечить приемку отдельной части исполнения контракта с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства.

Вместе с тем, частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты этой части исполнения. Заказчик установил критерии оплаты, без выделения этапов. По мнению подателя жалобы, критерии оплаты противоречат нормам Закона о контрактной системе, в рамках электронного актирования, подать формы КС-2, КС-3 через ЕИС будет невозможно.

6. Податель жалобы просил провести проверку в отношении заказчика на предмет сговора с потенциальным подрядчиком.

Администрация города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области в возражениях на жалобу ООО «БСК» в полном объеме поддержала сведения, указанные в разъяснениях положений извещения о проведении электронного аукциона.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, рассмотрение доводов жалобы ООО «БСК» в части возможного наличия в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о контрактной системе при определении сметной стоимости работ для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (довод № 3 жалобы) и составления локально-сметных расчётов (довод № 5 жалобы) не относится к полномочиям антимонопольного органа.

1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Комиссией Новосибирского УФАС России, с учётом пояснений заказчика, а также в соответствии с разделом № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации 110/23-ПЗУ земельные участки объединены по рекреационному назначению – парк Березовая Роща и парк Победы. Данный объект является единым комплексом с едиными техническими условиями, имеет функциональную и техническую взаимосвязь.

Таким образом, довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части, части 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., а также в соответствии с письмом ФАС России от 09.03.2016 г. № АЦ/14427/16 при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству территории в районе улица Городская Роща (парк «Победа» и парк «Берёзовая роща»), Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Городская Роща», что не является выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, в данном случае, у заказчика отсутствует обязанность по размещению в ЕИС проектной документации.

Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

4) В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 данного Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ч. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 данного Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие в закупке направлены с 01.05.2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2.4. проекта контракта оплата фактически выполненных работ производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в единой информационной системе при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.

Согласно пп. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение о закупке, содержащее, в том числе, информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, в проекте контракта не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта.

Кроме того, в соответствии с письмом Федерального казначейства от 08.02.2022 г. № 14-00-05/2543 возможно формирование и подписание в ЕИС в сфере закупок нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Технические ограничения по формированию в ЕИС в сфере закупок нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, а также размещение сведений об исполнении контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками в ЕИС в сфере закупок, отсутствуют.

На основании изложенного, довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 7 основных данных и требований таблицы описания объекта закупки по окончанию срока выполнения работ, установленного этапом исполнения контракта, исполнительная документация размещается в единой информационной системе вместе с документом о приемке.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное противоречие, с учётом пояснений заказчика об отсутствии этапов выполнения работ, способно ввести участников закупки в заблуждение, относительно наличия этапности выполнения работ, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч.8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «БСК» на действия заказчика – администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0151300034824000003 на выполнение работ по благоустройству территории в районе улица Городская Роща (парк «Победа» и парк «Берёзовая роща»), Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Городская Роща» необоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

5) Передать материалы жалобы в орган внутреннего государственного финансового контроля для оценки соблюдения требований законодательства в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

6) Передать материалы дела в отдел по борьбе с картелями Новосибирского УФАС России для оценки действий заказчика по доводам жалобы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с ходатайством подателя жалобы.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны