Решение №054/01/17.1-932/2021 в отношении МКУ «Ритуальные услуги» от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/17.1-932/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2021                                                        г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 02.09.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

….

рассмотрев дело №054/01/17.1-932/2021, возбужденное 17.05.2021  по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (630005, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Потанинская, 42/1) (далее – МКУ «Ритуальные услуги») нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении Договора аренды нежилого помещения № 016710-НП от 01.06.2020 года без проведения торгов

в присутствии ...

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило обращение ООО «МФЦ Алмаз-Новосибирск» (вх. № 2470 от 18.02.2021 года, вх. № 4170 от 17.03.2021 года (из Прокуратуры Новосибирской области), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее – МКУ «Ритуальные услуги») при заключении Договора аренды нежилого помещения № 016710-НП от 01.06.2020 года с ООО «Ритуальное хозяйство».

В соответствии с п.1 ч.8 ст.44, ч.12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении МКУ «Ритуальные услуги» возбуждено дело №054/01/17.1-932/2021 (приказ №77 от 17.05.2021) по признакам нарушения ч.3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

МКУ «Ритуальные услуги» представлены следующие объяснения по делу (вх. № 10858 от 18.06.2021г.).

Часть помещения площадью 21,7 кв.м., в отдельно стоящем здании по адресу г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 80 предоставляется в аренду уже несколько лет.

Так, 01.03.2012г. был заключен договор аренды № 001441-НП. В соответствии с установленным порядком заключение Договора было согласовано с Департаментом промышленности инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска и Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Согласно Заключению № 01-15/661 договор был заключен без проведения аукциона в соответствии с ч. 4 ст.53 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 9 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.

Арендатор, с которым МКУ «Ритуальные услуги» заключало договоры аренды этого имущества, добросовестно исполняет свои обязанности. В связи с этим, по истечении срока аренды, договор заключался с ним на новый срок.

В соответствии с п.3.2. Договора № 016710-НП от 01.06.2020г., арендная плата установлена на основании отчета об оценке № 440 от 26.05.2020, произведенным ООО «Статус».

В настоящий момент, ч. 4 ст.53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» не действует.

По истечении срока Договора Аренды № 016710-НП 01.06.2020г., договор аренды части вышеуказанного помещения площадью 21,7 кв.м, не был продлен на новый срок. Арендованное имущество было возвращено в МКУ «Ритуальные услуги» по акту приема- передачи 01.05.2021г.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

01.06.2020 года между МКУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальное хозяйство» заключен Договор аренды № 016710-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения. Указанный договор заключен в отношении нежилого помещения площадью 21,7 кв. м. в отдельно стоящем здании (сторожке) площадью 117,7 кв. м., расположенном по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, Гусинобродское шоссе, 80, срок аренды с 01.06.2020 года до 01.05.2021 года.

МКУ «Ритуальные услуги» сообщило, что данное помещение предоставляется в аренду несколько лет и указанный договор был заключен на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Ранее между МКУ «Ритуальные услуги» и ООО «Ритуальное хозяйство» были заключены следующие договоры аренды в отношении вышеуказанного имущества:

- Договор аренды № 014527-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.07.2019 года (срок действия – с 01.07.2019 года по 01.06.2020 года);

- Договор аренды № 012643-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.08.2018 года (срок действия – с 01.08.2018 года по 01.07.2019 года);

- Договор аренды № 010874-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.09.2017 года (срок действия – с 01.09.2017 года по 01.08.2018 года);

- Договор аренды № 009249-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.10.2016 года (срок действия – с 01.10.2016 года по 01.09.2017 года);

- Договор аренды № 007753-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.11.2015 года (срок действия – с 01.11.2015 года по 01.10.2016 года);

- Договор аренды № 006143-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.12.2014 года (срок действия – с 01.12.2014 года по 01.11.2015 года);

- Договор аренды № 004615-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.01.2014 года (срок действия – с 01.01.2014 года по 01.12.2014 года);

- Договор аренды № 003060-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.02.2013 года (срок действия – с 01.02.2013 года по 01.01.2014 года);

- Договор аренды № 001441-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.03.2012 года (срок действия – с 01.03.2012 года по 01.02.2013 года).

Договор аренды № 001441-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.03.2012 года был заключен также без проведения аукциона на основании части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 06.12.2011 года, действующая на момент заключения указанного договора), в соответствии с которой до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Таким образом, заключение договора аренды в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальному казенному учреждению, без проведения аукциона на основании части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возможно в случае, если заключается на новый срок договор аренды, заключенный ранее в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2016 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Соответственно, Договор аренды № 001441-НП объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, от 01.03.2012 года неправомерно заключен без проведения конкурса или аукциона, равно как неправомерно заключение указанного договора на новый срок без проведения конкурса, аукциона.

В силу ч.ч. 9, 10 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» преимущественное право на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок предоставлено арендатору только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключен в порядке, предусмотренном чч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции», то есть по результатам проведения конкурса или аукциона.

При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Такими правилами, наряду со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции», являлись положения ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона, действовавшего до 1 июля 2013 г.), в соответствии с которыми до 1 июля 2015 г. разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в чч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных данной нормой договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 г. Таким образом, на всех остальных арендаторов данная преференция не распространялась и заключение на новый срок договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 г. вне процедуры торгов, было возможно только по правилам чч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции».

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции» утратила силу с 1 июля 2013 г. В настоящий момент заключение договоров на новый срок (которые были заключены до 1 июля 2015 г.), предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества по правилам, предусмотренным чч. 9 - 11 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции», допускается только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 4.1 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции»).

Таким образом, законодатель установил условия перезаключения на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества, ограничив возможность заключения названных договоров без проведения публичных процедур только для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности (п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017).

В ходе анализа состояния конкуренции при заключении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МКУ «Ритуальные услуги» на территории г. Новосибирска за период с 01.06.2020 по 01.05.2021 установлено следующее.

В соответствии с п. 17, 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, в случае проведения их МКУ «Ритуальные услуги» на право заключения договора аренды объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении муниципального казенного учреждения, могли входить любые хозяйствующие субъекты, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, и заинтересованные в получении права на заключение договора аренды указанного имущества.

Таким образом, в действиях МКУ «Ритуальные услуги» усматривается нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении Договора аренды нежилого помещения № 016710-НП от 01.06.2020 года без проведения торгов.

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу о доказанности вменяемого ответчику нарушения требований антимонопольного законодательства.

При этом, доказательств принятия ответчиком всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для его соблюдения при рассмотрении дела Комиссией не установлено, ответчиком в материалы дела не представлено.

Обстоятельств, влекущих прекращение рассмотрения, по настоящему делу не установлено, срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, определяемый в соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не истек.

В настоящее время договор аренды № 016710-НП 01.06.2020г, неправомерно заключенный без проведения торгов, не действует. Следовательно, основания для выдачи МКУ «Ритуальные услуги» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49, статьей 51 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МКУ «Ритуальные услуги» нарушившим ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении Договора аренды нежилого помещения № 016710-НП от 01.06.2020 года без проведения торгов.
  2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны