Решение №054/05/28-320/2024 в отношении ООО МКК «АСТФ», ООО «ГК «АБЛ», ИП Валова К.Н. от 11 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

«11» июня 2024г.                                                                                                   г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:<...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: <...> – главный государственный инспектор отдела рекламы;

<...> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

рассмотрев дело № 054/05/28-320/2024, возбужденное по факту распространения посредством конструкции стабильного территориального размещения баннера, содержащего следующую информацию: «Займы под залог авто 2,99% и ничего лишнего autocity finance <...> …», возле здания по адресу: г. Новосибирск,<...>; а также возле здания по адресу: г. Новосибирск, <...>, с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО МКК «АСТФ» - <...>. (доверенность от 07.07.2023г.)

- ООО «ГК «АБЛ», ИП Валова К.Н. – <...> (доверенности № 23 от 05.02.2024г., № 9 от 20.02.2024г., соответственно)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц (<...>) по факту размещения и распространения рекламы «Займы под залог авто 2,99% и ничего лишнего autocity finance <...> …»? по следующим адресам:

- возле здания по адресу: г. Новосибирск <...>

- возле здания по адресу: г. Новосибирск, <...>

- возле здания по адресу: г. Новосибирск, <...>

- г. Новосибирск, призматрон на пересечении улицы <...>

- в городе Новосибирск, по улице <...>

- <...> мост по направлению с левого берега на правый <...>

- на перекрестке улицы <...>

- на маршрутных автобусах, в том числе по маршруту <...>

Как указывается в заявлениях, банкам и микрофинансовым организациям запрещено рекламировать только привлекательные процентные ставки. Полную информацию о стоимости кредита следует отображать тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты, и одни параметры не должны быть менее заметными, чем другие.

Потребитель сможет сразу увидеть, какие дополнительные платные товары или услуги ему придется приобрести, чтобы получить заемные средства по более выгодной ставке.

Однако, ООО Микрокредитная компания «АСТФ» не исполняет надлежащим образом вышеназванные ограничения законодательства РФ.

Так, на рекламных конструкциях установленных по адресам: <...> установлены рекламные конструкции, где размещена информация о наиболее выгодных условиях кредитования, привлекательные проценты напечатаны крупным шрифтом, что вводит людей в заблуждение относительно процентных ставок, действующих на кредитование в ООО Микрокредитная компания «АСТФ», а именно размер шрифта цифры «2» зрительно в несколько раз превышает размер шрифта цифр «99», что вводит заявителя, как потребителя в заблуждение. Фактически займ предоставляется почти по 3% годовых, но за счет различных шрифтов, у заявителя, как у потребителя, создается впечатление, что процентная ставка 2%. Заявитель считает, что реклама ООО Микрокредитная компания «АСТФ» вводит граждан в заблуждение и подталкивает их к заключению договоров на невыгодных условиях.

Информация о процентной ставке указана крупным шрифтом, а остальная значимая информация о выдаваемых займах, указана мелким шрифтом, что является нарушением действующего законодательства.

Специалистами Новосибирского УФАС России произведен осмотр информации, указанной в заявлении. В результате осмотра установлено следующее.

Возле дома по адресу: г. Новосибирск, <...>, расположена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Займы под залог авто 2,99 % и ничего лишнего autocity finance avtocity-finance.ru <...>».

Исполнение надписей: яркий красный и черный цвета фона, крупный шрифт белого цвета, толщина букв, цифр и символов увеличена, занят основной объем поверхности баннера.

Текст размещен с учетом контрастности цвета: черное на белом, белое на красном.

В нижнем левом углу размещается надпись: «Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ» реестр ЦБ РФ № <...> г. Сумма до 500000 рублей, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 2,99% в месяц, 35,88 % годовых».

Исполнение надписей: мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п. снизу основного текста. Данная надпись выполнена белым шрифтом на черно-красном фоне.

Возле дома по адресу: г. Новосибирск, <...> , расположена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Займы под залог авто 2,99 % и ничего лишнего autocity finance <...>».

В нижней части размещается надпись: «ЗАЙМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ООО МКК «АСТФ» РЕЕСТР ЦБ РФ №<...>. СУММА ДО 500 000 РУБЛЕЙ, СРОК ОТ 1 ДНЯ ДО 2 ЛЕТ, СТАВКА 2,99% В МЕСЯЦ, 35,88 % ГОДОВЫХ»

В соответствии со ст.3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – займу под залог авто со ставкой 2,99%.

В силу требований, установленных нормами Закона «О рекламе»:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч.1 ст.28);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ч.2 ст.28);

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках (ч.3 ст.28).

В пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" указано, что должны быть указаны: диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа).

Ответственность за нарушение требований, установленных п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Закона «О рекламе», несет рекламодатель, ч.1 ст.28 Закона «О рекламе», как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России, ООО МКК «АСТФ» представлены пояснения и документы, согласно которым реклама по адресу: <...>, размещена на основании договора № <...> от 26.01.2022 г., заключенного с ООО «ГК «АБЛ» (<...>). Реклама возле дома по адресу <...> размещена на основании договора № <...> от 26.12.2022 г., заключенного с индивидуальным предпринимателем <...> (ОГРНИП <...>).

Лицо, определившее (утвердившее) содержание рекламы: генеральный директор ООО МКК «АСТФ» <...>

ООО МКК «АСТФ» предоставляет займы по ставке 2,99% в месяц, 35,88% годовых, при следующих условиях: СУММА ДО 500 000 РУБЛЕЙ, СРОК ОТ 1 ДНЯ ДО 2 ЛЕТ, СТАВКА 2,99% В МЕСЯЦ, 35,88 % ГОДОВЫХ. Дополнительных условий нет Условия действуют с 01.09.2023 года по настоящее время.

Таким образом, рекламораспространителями, т.е. лицами, осуществляющими распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, являются Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «АртБизнесЛайн» (<...>) – по адресу: <...> и ИП Валов Константин Николаевич (<...>) - по адресу <...>

Рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АСТФ» (<...>).

Имеющиеся в материалах дела фотографии позволяют определить, что на рассматриваемых баннерах размещена следующая информация: «ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ АВТО 2,99 % И НИЧЕГО ЛИШНЕГО autocity finance 388-77-77 ЗАЙМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ООО МКК «АСТФ» РЕЕСТР ЦБ РФ №<...> от 20.02.2020 ГОДА. СУММА ДО 500 000 РУБЛЕЙ, СРОК ОТ 1 ДНЯ ДО 2 ЛЕТ, СТАВКА 2,99% В МЕСЯЦ, 35,88 % ГОДОВЫХ». Буквы выполнены читаемым текстом, белыми буквами на красном фоне. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит сведения о лице, оказывающем рекламируемые финансовые услуги. Следовательно, нарушение чч. 1, 2 ст. 28 Закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Исходя из изложенного, в действиях ООО «ГК «АБЛ» (<...>) и ИП Валова К.Н. (<...>) признаки нарушения Закона «О рекламе» не установлены.

При этом, в рассматриваемой рекламе содержатся сведения о процентной ставке 2,99%, выполненные крупным шрифтом. Общие условия предоставления займа указаны ниже, мелким шрифтом, отличающимся от шрифта, которым указаны цифры 2,99%.

Поскольку рассматриваемая реклама является рекламой услуг, связанных с предоставлением займа, и она содержит информацию о процентных ставках, то в силу положений ч.3 ст.28 Закона «О рекламе», она должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» - диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа). При этом, указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В нижней части рекламы информация о процентных ставках продублирована и указывается одним шрифтом со всей остальной информацией. Однако, в доминирующей части рекламы, указанная процентная ставка 2,99% выполнена большим шрифтом, отличающимся от шрифта иной информации, обязательной к размещению в силу закона.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит сведения о процентной ставе, указанные до информации, указанной в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а также отличающиеся по размеру шрифта от такой информации. Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требования, установленные ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе».

Таким образом, своими действиями ООО МКК «АСТФ» (<...>) нарушило требования ч. 3 ст.28 Закона «О рекламе».

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020г. №1922

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламную информацию, распространенную в январе – марте 2024 года, следующего содержания:

«Займы под залог авто 2,99 % и ничего лишнего autocity finance avtocity-finance.ru <...>» «Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ» реестр ЦБ РФ №<...> от 20.02.2020г. Сумма до 500000 рублей, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 2,99% в месяц, 35,88 % годовых», ненадлежащей, а ООО Микрокредитная Компания «АСТФ» (<...>) нарушившим требования: ч. 3 ст.28 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «АСТФ» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «17» июня 2024 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном

статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны