Решение №054/01/10-1807/2019 о прекращении дела в отношении ОАО «РЖД» от 20 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1807/2019

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019 года          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 20 ноября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии на заседании Комиссии:

в отсутствие ….

рассмотрев дело № 054/01/10-1807/2019 от 17.09.2019 г. по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») (ИНН 7708503727, почтовый и юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (почтовый адрес: 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 12), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Новосибирской транспортной прокуратуры поступили материалы проверки в отношении ОАО «РЖД», проведенной по обращению ООО «Ай Эм Ти Экспресс», свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. В результате рассмотрения указанных материалов было установлено следующее.

Между ОАО «РЖД» и ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в городе Новосибирске 01.12.2017 заключен договор № ДУ/101/17-НУ на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее - договор).

В соответствии с п. 1.1 Договора в рамках него ОАО «РЖД» обязуется оказать либо организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее - услуги).

Согласно п. 1.3 Договора оказание услуг осуществляется на основании письменных заявок на оказание услуг (далее - заявки), являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора и оформляемых по форме, указанной в приложении № 2 к настоящему договору.

На основании п. 2.1.3 Договора ОАО «РЖД» обязуется обеспечивать своевременное выполнение услуг по согласованным заявкам.

Также сторонами подписана 01.12.2017 г. временная технология взаимодействия ОАО «РЖД» и ООО «Ай Эм Ти Экспресс» по регулированию адресного назначения порожних собственных полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» на Западно-Сибирской железной дороге.

Согласно п. 1.1 Технологии, перевозочные документы на порожние полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс», следующие под погрузку в Кузбасский регион, оформляются повагонными отправками назначением на станцию «Линево» в адрес получателя АО «Сибирский Антрацит». Перевозочные документы оформляются в соответствии с согласованными Заявками на перевозку грузов формы ГУ-12 в полувагонах ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Пунктом 1.1.2 Технологии установлено, что порожние полувагоны, следующие с Запада, формируются полносоставными маршрутами по станции «Белгород», «Котел» Юго-Восточной железной дороги назначением на станцию «Линево» Западно-Сибирской железной дороги.

Вышеперечисленные положения Договора и Технологии свидетельствуют о заинтересованности ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в своевременном направлении вагонов в конечном итоге исключительно на станцию «Линево», где непосредственно и происходит их погрузка, о чем и была достигнута договоренность с ОАО «РЖД».

06.05.2019 заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Волобуев А.С. издал указание, которое доведено до ответственных за исполнение лиц железной дороги путем Телеграммы № 2651/3СИБД.

В телеграмме указано о необходимости внесения изменений в план формирования станций «Входная» путем включения порожних полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» назначением на станции «Павловск-Воронежский», «Линево», «Забойщик» в поезда назначением на станцию «Тырган», исключив из поездов «Московка» и «Инская». Сформированному составу поезда необходимо было присваивать станцию назначения «Евсино».

Как следует из представленных в Новосибирское УФАС России документов, основным клиентом ООО «Ай Эм Ти Экспресс» является АО «Сибирский Антрацит», который производит погрузку на станциях «Линево», «Евсино», которые находятся в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии 8 км.

Также, вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и вагоны иных причастных к нему организаций идут под погрузку на станцию «Разрез».

Таким образом, данное указание было издано в интересах ООО «Ай Эм Ти Экспресс», так как порожние вагоны следовали к станциям погрузки «Линево» и «Евсино», о чем и свидетельствуют положения Договора и Технологии.

Однако, 07.05.2019 …. Западно-Сибирской дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» … в адрес ООО «Ай Эм Ти Экспресс» письмом № исх-2684/ЗСИБД направляет информацию о том, что прерывает действие временной Технологии, мотивируя это избытком парка полувагонов, дефицитом погрузки каменного угля, в том числе из-за снижения мировых цен на данную продукцию, как следствие этого, снижением потребности полувагонов, перегрузки сортировочных мощностей железнодорожных  станций Входная, Инская, Алтайская.

При этом необходимо учитывать, что сотрудники ОАО «РЖД» не обладают специальными познаниями в области установления ценовой политики, в том числе на каменный уголь. В тоже время, в соответствии с публикуемой ОАО «РЖД» информацией в общедоступных источниках, погрузка каменного угля в январе - феврале 2019 года составила 128 млн. тонн (+ 1,2 % к январю-апрелю 2018 года).

Далее, 07.05.2019 …. 3ападно - Сибирской дирекции управления движением …. издал указание в виде телеграммы за № 2689/3СИБД об отмене действия телеграфного указания от 06.05.2019 № 2651/ЗСИБД, которое было издано в соответствии с положениями Договора и Технологии в интересах ООО «Ай Эм Ти Экспресс», и которое позволяло не нарушать сроки доставки, и о внесении изменений в план формирования железнодорожной станции «Входная», а также об осуществлении накопления порожних полувагонов в управлении следующих организаций:

- ООО «Ай Эм Ти Экспресс», идущих на станции «Павловск-Воронежский», «Линево», «Забойщик»;

- ООО «Транспортные технологии», идущих на станцию «Разрез»;

- ООО «Максима Логистик», идущих на станции «Мыски», «Притомье»;

- ООО «Интерлогистикс», идущих на станцию «Притомье».

При этом Прокуратурой установлено, что 19.04.2019 коллегиальным органом АО «ВЭБ-Лизинг» одобрена сделка по приобретению 493 единиц полувагонов у ООО «Железнодорожные активы» с целью дальнейшей передачи в лизинг ООО «Ай Эм Ти Экспресс», с условием надлежащего выполнения отлагательных и иных условий (письмо ООО «ВЭБ Лизинг» в адрес генерального директора ООО «Железнодорожные активы» от 19.04.2019 за исходящим номером 714/19).

Согласно приложению к данному письму, ООО «Железнодорожные активы» сообщает, что полувагоны в количестве 493 единиц находятся в оперативном управлении на основании договоров аренды у компаний: ООО «Транспортные технологии», ООО «Максима Логистик», ООО «Интерлогистикс» и ООО «Транспортная Инвестиционная Компания».

Таким образом, все вышеуказанные организации имеют прямое отношение к ООО «Ай Эм Ти Экспресс», и фигурируют в указании заместителя начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением.

Составу рассматриваемого поезда указано присваивать станцию назначения «Карбышево 1» (т.е. заадресовывать) (код ЕСР 8303), которая находится в Омской области, в границах города Омска, где и проводить накопление данных вагонов. Данная станция от станции назначения находится на расстоянии более 600 км, в ее границах клиентов у ООО «Ай Эм Ти Экспресс» не имеется.

После чего рассматриваемые поезда фактически направлялись на станции «Осолодино», «Карбышево-2», «Чебачий», «Славгород», на которых какая-либо погрузка отсутствовала, и отставлялись от движения.

Согласно пояснениям …. Западно-Сибирской дирекции управления движения …. представленных Новосибирскому транспортному прокурору, данные действия были выполнены из-за переизбытка парка порожних полувагонов на Западно-Сибирской железной дороге, и с целью оптимизации технологии ОАО «РЖД», и не допущения срыва погрузки на углепогрузочных станциях организованных поездов, в том числе поездов ООО «ФГК».

При этом одиночные отправки ООО «Ай Эм Ти Экспресс», и вышеперечисленных юридических лиц, имеющих отношение к заявителю, в условиях избытка полувагонов являются не технологичными для ОАО «РЖД».

Последствиями выполнения рассматриваемого указания …. явилось фактическое бросание порожних полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Всего в результате исполнения данного указания было брошено 122 вагона в период времени с 08.05.2019 по 16.05.2019, которые начали отправку по своему начальному маршруту лишь 20.05.2019, и закончили 23.05.2019.

Рассматриваемые поезда были брошены на основании оперативных приказов на временное оставление от движения грузовых поездов № 2582 от 08.05.2019, № 2603 от 09.05.2019, № 2642 от 12.05.2019, и других приказов по причине кода 94 - неприем порожних собственных полувагонов, подсылаемых на Западно-Сибирскую железную дорогу. Таким образом, ответственность за простой возлагалась на ОАО «РЖД».

Данным указанием были охвачены вагоны, поступающие одиночными отправками с Западного полигона («Москва», и.т.д.), и заадресованные в «Линево», «Забойщик», «Притомье», и иные станции Кузбасского региона.

Тем самым данное указание ограничило право ООО «Ай Эм Ти Экспресс», и иных вышеперечисленных юридических лиц, имеющих непосредственное отношение к организации заявителя, на своевременную доставку грузов в соответствии с требованиями законодательства и договорных отношений.

В дополнение к данному указанию, ….. издано указание № 2842/ЗСИБД от 14.05.2019, согласно которому в поезда с назначением «Карбышево 1» необходимо включать порожние полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс», которые были направлены на остальные станции Кузбасского региона через ст. «Алтайская» одиночными группами вагонов (код ЕСР 86000- 86024, 86120-86640, 87000-87653).

Данное указание было издано по аналогичным причинам, изложенным выше по указанию № 2689/ЗСИБД от 07.05.2019.

13.05.2019 …. издал аналогичное указание в виде телеграммы за № 2781/ЗСИБД о внесении изменений в план формирования железнодорожной станции «Инская», где порожние полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс», следующие на станцию «Линево» и вагоны ООО «Транспортные Технологии», следующие на станцию «Разрез», включать в группу Чулымская сборного поезда назначением на станцию «Барабинск».

После чего на станции «Чулымская», которая также находится на значительном отдалении от станций назначений, осуществлять накопление порожних полувагонов в управлении вышеуказанных операторов с целью накопления в организованные поезда.

Данным поручением были охвачены вагоны, поступающие одиночными отправками с Восточного полигона («Находка», «Владивосток», и.т.д.), и за адресованных в «Линево», «Забойщик», «Притомье», и иные станции Кузбасского региона.

Анализ местоположений рассматриваемых станций и маршрута явно указывает на необоснованность и нецелесообразность направления вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», и иных имеющих к нему отношения организаций, с Восточного направления в сторону Западного направления, минуя Южное направление, где и находятся станции их назначения: «Линево», «Забойщик», «Притомье».

В частности, всего с 13.05.2019 по 18.05.2019 на станцию «Чулымская» прибыло 129 вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», которые были отправлены со станции «Чулымская» в 4 поездах в период с 18.05.2019 по 22.05.2019 года.

Таким образом, в результате указаний …. всего в период с 08.05.2019 по 18.05.2019 было брошено 253 вагона ООО «Ай Эм Ти Экспресс», которые начали отправку лишь с 18.05.2019 и закончили ее 23.05.2019.

Данным указанием также были ущемлены права и законные интересы ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и имеющего к нему отношение ООО «Транспортные Технологии».

Как показала проверка, все вышеуказанные вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» первоначально направлялись под погрузку на станции «Линево», «Забойщик», «Притомье», «Евсино», «Разрез», для выполнения договорных отношений, достигнутых с ООО «Сибирский Антрацит» и извлечения прибыли.

Однако указания …. Западно-Сибирской дирекции управления движением …. не позволяли ООО «Ай Эм Ти Экспресс» выполнить эти действия в период времени с 08.05.2019 по 18.05.2019, так как вагоны заявителя не поступали на станцию назначения в планируемом объеме, и он не мог выполнить свои обязательства по независящим от него причинам, что и привело к срыву поставки вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» для ООО «Сибирский Антрацит».

Сопутствующей причиной невозможности выполнения обязательств ООО «Ай Эм Ти Экспресс» перед ООО «Сибирский Антрацит» явились действия должностных лиц Западно-Сибирской железной дороги в рассматриваемый период времени.

Так, после принятия первого указания …. основной клиент ООО «Ай Эм Ти Экспресс» - ООО «Сибирский Антрацит», 08.05.2019 в адрес ООО «Ай Эм Ти Экспресс» направило письмо (исх. № 062) «О заадресации вагонов», в котором вводит запрет на оформление в свой адрес вагонов собственности ООО «Ай Эм Ти Экспресс» групповыми и одиночными отправками, предупреждая последних, что в случае нарушения технологии подсыла порожних полувагонов, заявки формы ГУ -12 будут аннулированы. При этом, указывает одну из причин, как обращение администрации Западно-Сибирской железной дороги.

При этом данные действия позволили не снижать показатели поступления вагонов на рассматриваемые станции АО «ФГК».

Данные выводы обосновываются анализом прибытия порожних полувагонов на ст. «Линево» в мае 2019 года.

В частности, согласно итоговой таблице прибытия порожних полувагонов на ст. «Линево» в мае 2019 года полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в период времени с 13.05.2019 по 16.05.2019 вообще не поступали, 12.05.2019 поступило всего 8 полувагонов, 18.05.2019 года 1 полувагон.

При этом в период с 13.05.2019 по 16.05.2019 на станцию поступило 1119 вагонов иных собственников, из них 351 вагон АО «ФГК».

Фактов не поступления в какой-либо день мая на станцию «Линево» вагонов АО «ФГК» не имелось, всего в мае поступило 2446 вагона, против 881 вагона ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Анализ перевозки грузов в полувагонах со станций «Линево», «Евсино» показал, что в мае 2019 года ООО «Ай Эм Ти Экспресс» на станции «Линево» погружено всего 892 вагона, при этом АО «ФГК» погружено 3190 вагонов. Вагоны АО «ФГК» под погрузку подавались ежедневно, а подача вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» после 07.05.2019 значительно уменьшилась, дойдя до ее нулевого значения 15.05.2019, далее до 17.05.2019 погрузка не осуществлялась вообще. Однако, в период с 15.05.2019 по 17.05.2019 был погружен 351 вагон АО «ФГК».

Аналогичная ситуация имела место и на станции «Евсино», где в мае 2019 года ООО «Ай Эм Ти Экспресс» погружено 253 вагона, АО «ФГК» 4951 вагон.

Также, необходимо учесть пояснения … согласно которым ОАО «РЖД» отдает явный приоритет вагонному парку АО «ФГК».

В частности, согласно объяснениям …., оценив последствия группировки вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» с вагонами АО «ФГК» выявил, что парк вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и вагонов АО «ФГК» станут взаимозависимыми, и они будут вынуждены следовать либо на 3 станции погрузки ООО «Ай Эм Ти Экспресс» («Линево», «Евсино», «Мыски»), либо ехать на множество других станций погрузки АО «ФГК», но при этом на которых не осуществляется погрузка вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Фактически расформировать составы на станциях «Линево», «Евсино», «Мыски» было возможно, однако это нецелесообразно, учитывая значительный объем вагонов АО «ФГК».

В случае, если бы поезда с вагонами ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и АО «ФГК» в итоге прибыли на станции «Линево», «Евсино», «Мыски», то на данных станциях возник бы переизбыток порожних вагонов, и их бы невозможно было физически разместить на железнодорожных путях.

В случае, если бы поезда с вагонами ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и АО «ФГК» в итоге прибыли на иные станции, где осуществляется погрузка АО «ФГК», и не осуществляется погрузка ООО «Ай Эм Ти Экспресс», то пришлось бы вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» направлять на станции погрузки «Линево», «Евсино», «Мыски» в порожнем состоянии, что привело бы к повторной переработке вагонов, и увеличению их порожнего рейса, что явилось бы неэффективной работой для ОАО «РЖД».

Поэтому, …. 07.05.2019 года отменил действие указания от 06.05.2019 № 2651/ЗСИБД, вследствие чего, как указано выше вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» отставлялись от движения, а вагоны АО «ФГК» продолжили следовать до станций их назначения.

Согласно итоговой таблице прибытия порожних полувагонов на ст. «Евсино» в мае 2019 года полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» 01.05.2019, с 03.05.2019 по 06.05.2019, с 09.05.2019 по 12.05.2019, и с 14.05.2019 по 31.05.2019 вообще не поступали. При этом, в адрес АО «ФГК» вагоны поступали ежедневно, за исключением 12.05.2019, 27.05.2019 (на станцию не поступило ни одного вагона всех собственников), и 30.05.2019.

Аналогичная ситуация сложилась и на станции «Мыски», где прослеживается массовое непоступление вагонов - в мае поступило 4625 вагонов АО «ФГК» против 110 вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

В связи с непоступлением порожних вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», в анализируемый период времени мая 2019 года в ущерб интересам ООО «Ай Эм Ти Экспресс» неоднократно нарушались сроки погрузки и отправки или вовсе срывались погрузки по причине вынужденного отказа грузоотправителей от услуг заявителя, так по заявке № 0031279869 своевременно не был отправлен 51 вагон, № 0031289266 - 68 вагонов, № 0031289425 - 68 вагонов, № 0031311074 - 173 вагона, № 0031330999 - 667 вагонов, № 0031370490 - 63 вагона, № 0031439865 - 68 вагонов, № 0031459561 - 22 вагона.

Грузоотправители с учетом отсутствия вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» вынуждены были изменять заявки на погрузку угля в вагоны иных собственников, в том числе АО «ФГК». В результате изменения заявок в рассматриваемый период мая 2019 года значительно упали погрузки в вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Необходимо отметить, что согласно Распоряжению ОАО «РЖД» от 09.07.2014 № 1613р «Об утверждении Перечня дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», входящих в единый периметр для целей стратегического финансового планирования и консолидации», в указанный перечень входит ОАО «Федеральная грузовая компания» (в настоящее время – АО «Федеральная грузовая компания»).

Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»  закреплено, что грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Согласно ст. 33 Устава, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузов.

Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

При этом, как установлено проверкой, в нарушение вышеуказанных требований закона Западно-Сибирская дирекция управления движением ОАО «РЖД», не выполнила обязательства по договору перевозки, заключенному с ООО «Ай Эм Ти Экспресс», по вопросу своевременной доставки 355 порожних вагонов, по причине систематической остановки движения вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», что также является нарушениями договорных отношений.

Таким образом, ОАО «РЖД» допустило нарушение сроков доставки полувагонов принадлежности ООО «Ай Эм Ти Экспресс» на станции «Линево», «Евсино», и других, результатом которого является ущемление интересов хозяйствующего субъекта ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из информации, представленной Новосибирской транспортной прокуратурой, данные действия ОАО «РЖД», выполненные в середине мая 2019 года, являются умышленными, с целью создания просрочки доставки порожних вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» на рассматриваемые станции, чтобы далее привлечь под погрузку собственный парк вагонов, а также организовать технологическую работу, исключительно в интересах ОАО «РЖД» с целью увеличения показателей пропускной способности Западно-Сибирской железной дороги, и эффективности работы в ущерб интересам иных предпринимателей.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии на транспорте, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль. В соответствии с Приказом ФТС России от 29 декабря 2004 года № 435-т Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2, следовательно, его деятельность должна соответствовать нормам антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Аналитическим отчетом Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России установлено доминирующее положение ОАО «РЖД» на рынках оказания услуг железнодорожных перевозок (включая перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозку порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов) и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в границах объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД», в том числе находящихся на территории Новосибирской области.

На основании изложенного, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Таким образом, в действиях Западно-Сибирской дирекции управления движения ОАО «РЖД» были установлены признаки злоупотребления доминирующим положением, влекущие нарушение прав и законных интересов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», владеющего вагонами, эксплуатируемыми на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

В рассматриваемых действиях ОАО «РЖД» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 183 от 17.09.2019 г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «РЖД» на заседание Комиссии Новосибирского УФАС России представило следующие письменные пояснения.

С выводами Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о наличии в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Общество не согласно, считает их не соответствующими законодательству РФ и конкретным обстоятельствам, на основании следующего.

С 01.01.2014г. у ОАО «РЖД» отсутствуют привлеченные вагоны, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО «Федеральная грузовая компания», в связи с окончанием периода их привлечения, указанного в Постановлении Правительства РФ от 20.12.2011г. № 1051. В материалах дела отсутствует договор, заключенный между ОАО «РЖД» и АО «ФГК» на 2019 год, подтверждающий факт передачи в аренду вагонов железной дороге. В этой связи вывод Комиссии о том, что ОАО «РЖД» является как грузоперевозчиком, так и владельцем вагонного парка, и как следствие, для более эффективного использования собственного вагонного парка ОАО «РЖД» заинтересовано в осуществлении погрузки и перевозки грузов на станциях в собственных железнодорожных вагонах, и ограничении погрузки иным собственникам вагонов, не соответствует действительности.

Таким образом, как в мае 2019 года, так и в настоящее время ОАО «РЖД» является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчиком.

В настоящее время на сети железных дорог находится 290 тыс. порожних полувагонов, что значительно выше пропускной способности путей и потребности в использовании порожних полувагонов грузоотправителями. На постоянной основе не востребованы и находятся в отставленном от движения состоянии порядка 20 тыс. порожних полувагонов, 58 тыс. порожних полувагонов простаивают на различных станциях сети в ожидании заадресовки под погрузку, при этом они занимают пути, в т.ч. на значительное время, тем самым ограничивая пропускную способность инфраструктуры железных дорог.

Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта РФ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. При этом железнодорожная станция - это пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Владельцы подвижного состава, в т.ч. ООО «Ай Эм Ти Экспресс», используют услуги ОАО «РЖД» как перевозчика по доставке вагонов по железнодорожным путям общего пользования на определенные станции для их последующего использования иными лицами (грузоотправителями) - погрузки в них грузов и отправки на иные станции сети железной дороги.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2013 г. № 18-ФЗ план формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры.

В соответствии с техническим планом (телеграмма № ИСХ-8037 от 30 апреля 2019 г.) на полигоне Западно-Сибирской железной дороги установлен норматив содержания парка порожних полувагонов на май 2019 г. 45 550 полувагонов, фактически в мае на полигоне дороги среднесуточно находилось 47 369 полувагонов, что выше норматива на 1 819 полувагонов (справка из архива Диалоговой информационно-справочной системы контроля оперативных работ (ДИСКОР) № Т33 от 31 мая 2019 г.).

При этом законодательством РФ определено также понятие «перерабатывающая способность железнодорожной станции». Наибольшее число грузовых поездов (вагонов), которые могут быть расформированы (сформированы) железнодорожной станцией за сутки при существующем путевом развитии и техническом оснащении, считается перерабатывающей способностью железнодорожной станции (пункт 27 Методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Приказом Минтранса России от 18.07.2018г. № 266).

Таким образом, от величины перерабатывающей способности станции зависит возможность приема в том числе порожних вагонов для их последующей погрузки грузоотправителями.

Так, перерабатывающая способность станции Линево составляет 269 вагонов в сутки, станции Евсино - 79 вагонов в сутки, станции Забойщик - 344 вагонов в сутки, станции Разрез - 296 вагонов в сутки и т.д.

При этом, в мае 2019 года на станции Линево и примыкающим к ней подъездным путям находилось от 508 до 907 вагонов в сутки, при этом фактическая погрузка грузоотправителями на подъездных путях составляла от 193 до 380 вагонов в сутки; на станции Евсино и примыкающим к ней подъездным путям находилось от 161 до 480 вагонов в сутки, при этом фактическая погрузка грузоотправителями на подъездных путях составляла от 148 до 416 вагонов в сутки и т.д.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что в указанный период на станциях Западно-Сибирской железной дороги имелся переизбыток вагонов, в т.ч. порожних, что негативно сказывалось на осуществлении ОАО «РЖД» как перевозчиком деятельности по перевозке, на устойчивости работы железнодорожного транспорта и стабильную эксплуатационную обстановку.

В связи с ограниченной пропускной способностью путей и перерабатывающей способностью станций, сложной поездной обстановкой, вызванной переизбытком порожних полувагонов на дороге, а также в целях формирования отдельных полувагонов в группы для последующей подачи на станции назначения под погрузку сформированных составов поездов, а не отдельных полувагонов, в план формирования вносились изменения, в соответствии с которыми порожние полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и других владельцев и операторов подвижного состава (ООО «Транспортные технологии», ТрансРапид, ООО «Максима Логистик», ООО «Интерлогистик», ООО «Мечел-Транс», ООО «Спецэнерготранс», а также полувагоны государств-собственников Казахстана, Белоруссии назначением на станцию Черкасов Камень, государства-собственника Украины назначением на станцию Забойщик) отправлялись со станции Входная в организованных поездах, объединяющих в себя различные групповые и одиночные отправки, а со станции Инская под накопление на станцию Чулымская (телеграфные указания № 2651/ЗСИБД от 6 мая 2019 г., № 2689/ЗСИБД от 7 мая 2019 г., № 2781/ЗСИБД от 13 мая 2019 г., № 2842/ЗСИБД от 14 мая 2019 г.).

Всего из-за профицита полувагонов в мае 2019 г. было отставлено от движения 544 состава (из них 251 порожний состав). В отставленных от движения поездах в среднем в сутки находилось 3 562 порожних полувагона. Введение ОАО «РЖД» процедуры оставления от движения порожних полувагонов касалось всех операторов подвижного состава порожних полувагонов вне зависимости от принадлежности данного рода подвижного состава, в т.ч. в среднем 679 полувагонов АО «ФГК», 506 полувагонов АО «СУЭК», 302 полувагона АО «ПГК» , 287 полувагонов ООО «Мечел-Транс», 109 полувагонов ООО «АйЭмТи Экспресс», 65 полувагонов ООО «Транспортные Технологии».

В указанный период движение организованных поездов, состоящих в т.ч. из вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и других операторов подвижного состава, продолжалось.

По мере потребности грузоотправителей, а также при возникновении технической возможности, после их переработки (накоплению), отставленные от движения поезда поднимались и направлялись на станции назначения под погрузку.

В связи со стабилизацией положения с порожними полувагонами действие вышеперечисленных телеграфных указаний отменено телеграфным указанием № 2977/ЗСИБД ОТ 20 мая 2019 г.

Хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.

Форма заявки на перевозку грузов является единой для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и установлена Правилами приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 27.07.2015г. № 228.

Так, в частности АО «Сибирский антрацит» оформлялись заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 каменного угля в мае 2019 года с погрузкой на станции Линево (41 заявка), на станции Евсино (29 заявок). Соответствующие изменения в часть данных заявок вносились самими грузоотправителями, а не ОАО «РЖД». Такие изменения касались выбора самого грузоотправителя о предоставлении ему отличного количества подвижного состава, иной принадлежности полувагонов и другого времени погрузки груза в них. При этом, ОАО «РЖД» не направляло в адрес грузоотправителей указаний с целью корректировки заявок формы ГУ-12, поданных на парк полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», путем намеренного непринятия погруженных к перевозке полувагонов. Все заявки АО «Сибирский антрацит» были исполнены со стороны ОАО «РЖД», что подтверждается соответствующими учетными карточками формы ГУ-12, подписанными без разногласий (см. Правила составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 16.06.2003г. № 20).

При этом необходимо учитывать, что для грузоотправителей важно не только сам по себе порожний подвижной состав, но и то, каким способом он к ним прибывает.

Согласно пункту 4 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 07.12.2016г. № 374, перевозки порожних вагонов оформляются повагонными, групповыми и маршрутными отправками. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной порожний вагон. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки, а также предъявляемая к перевозке по одной накладной группа порожних вагонов. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке в составе отправительского маршрута груз или порожние грузовые вагоны, оформляемые одной накладной на весь маршрут или его ядро.

Наиболее технологичным для грузоотправителей является маршрутная отправка порожних вагонов, при которой не требуются совершение множества операций на станциях и подъездных путях.

Между ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и ОАО «РЖД» в декабре 2017 года была подписана временная технология взаимодействия, предусматривающая формирование со стороны оператора подвижного состава повагонных и маршрутных отправок на станцию Линево.

При этом часть полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» прибывало на Западно-Сибирскую железную дорогу не в организованных поездах, дополнительная переработка приводила к ухудшению как пропускной способности инфраструктуры, так и перерабатывающей способности станций.

Несмотря на данные обстоятельства, на май 2019 г. ООО «Ай Эм Ти Экспресс» согласовано 1 802 заявок на подачу полувагонов под погрузку, на 373 полувагона грузоотправителями оформлен отказ от полувагонов (404 код), из них 228 отказов от полувагонов грузоотправителя АО «Сибирский антрацит» по станции Линево, 145 отказов от полувагонов грузоотправителя АО «Междуречье» по станции Кийзак. При этом фактически в мае 2019 г. для ООО «Ай Эм Ти Экспресс» погружено 2030 полувагонов, т.е. на 16 полувагонов больше согласованных заявок, даже учетом поданных отказов грузоотправителей.

ООО «Транспортные технологии» на аналогичный период было согласовано 1 750 заявок на подачу полувагонов, на 40 из них грузоотправителями оформлен отказ. При этом фактически в мае 2019 г. для ООО «Транспортные технологии» погружено 1 845 полувагонов, что на 95 полувагонов больше согласованных заявок, с учетом поданных отказов.

ООО «Интерлогистикс» в свою очередь, за май 2019 г., при отсутствии согласованных заявок, фактически было погружено 19 полувагонов.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при оценке действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Оставление порожних полувагонов от движения в мае 2019 г. стало вынужденной мерой, вызванной сверхнормативным наличием полувагонов на дороге, ограниченной пропускной способностью, направленной на обеспечение стабильной эксплуатационной деятельности дороги.

При этом права и законные интересы ООО «Ай Эм Ти Экспресс», ООО «Транспортные технологии», ООО «Максима Логистик», ООО «Интерлогистикс» и иных операторов подвижного состава нарушены не были: порожние полувагоны данных компаний отставлялись от движения наравне с порожними полувагонами других операторов и владельцев подвижного состава по причине недостаточной пропускной способности сети железных дорог и в целях накопления и формирования составов поездов, а также в соответствии с потребностями грузоотправителей, после чего возвращались к движению, что свидетельствует об отсутствии предвзятого отношения к данным компаниям со стороны перевозчика.

Совершенные ОАО «РЖД» действия являются допустимыми, поскольку в результате их совершения не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на товарном рынке, ограничения наложены на всех участников товарного рынка: они были совершены для бесперебойного осуществления пропуска вагонов по всем направлениям железных дорог, ослабления возникшей напряженной нагрузки на инфраструктуру и недопустимости срыва отгрузки угля грузоотправителями, в т.ч. АО «Сибирский антрацит».

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» просит Комиссию дело в отношении ОАО «РЖД» прекратить в связи с отсутствием в действиях нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Ай Эм Ти Экспресс» письмом вх. № 12435 от 26.10.2019 г. представило следующие пояснения.

В адрес ООО «Ай Эм Ти Экспресс» поступило определение о назначении дела № 054/01/10-1807/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.10.2019г.

ООО «Ай Эм Ти Экспресс» (далее Общество) является оператором железнодорожного подвижного состава, которым владеет на законном основании (право собственности, аренда, лизинг). Общество является активным участником перевозочного процесса, в том числе на полигоне Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД».

В период с 07.05.2019 г. по 23.05.2019г. сложилась негативная ситуация на Западно-Сибирской железной дороге ОАО «РЖД», связанная с бросанием поездов, состоящих из вагонов принадлежности ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в соответствии с телеграфными указаниями руководства ЗСб ж.д., указанными в Определении о назначении дела к рассмотрению.

Так, в соответствии с указанием 2689/ЗСИБ Д от 07.05.2019 за подписью …. Западно-Сибирской железной дороги ….., которое направлено для исполнения руководителям структурных подразделений Западно-Сибирской железной дороги, порожние полувагоны принадлежащие ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и иным операторам, должны были быть подобраны и отставлены (остановлены) от движения на второстепенных путях железнодорожных станций до особого распоряжения.

Указанные действия должностных лиц повлекли невозможность исполнения ООО «Ай Эм Ти Экспресс» принятых на себя заявок грузоотправителей.

Указанный факт явился основанием для обращения в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру с соответствующим обращением о проведении проверочных мероприятий в отношении действий руководства ЗСб ж.д.

При этом, Общество обратилось к руководству Западно-Сибирской железной дороги и к руководству ОАО «РЖД» с просьбой об оказании содействия в разрешении сложившейся ситуации и устранении нарушенных прав ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в части отставления вагонов принадлежности Общества от движения.

Кроме того, в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ, ООО «Ай Эм Ти Экспресс», воспользовавшись правом на защиту, направило в адрес ОАО «РЖД» претензии о взыскании убытков, вызванных неправомерными действиями руководства ЗСб Ж.Д., а также неустойки за просрочку в доставке порожних вагонов в порядке ст. 33, 122 УЖТ ист. ст. 15, 792 ГК РФ.

В дополнение к ранее направленным письменным объяснениям ООО «Ай Эм Ти Экспресс» письмом вх. № 12817 от 05.11.2019 г. сообщило следующее.

Основанием для обращения Общества в органы прокуратуры послужили факты отставления в мае 2019 года со стороны ОАО «РЖД», как перевозчика, от движения вагонов принадлежности ООО «Ай Эм Ти Экспресс».

Между тем, в период с мая 2019 года по настоящее время ООО «Ай Эм Ти Экспресс» самостоятельно проводило переговоры, рабочие встречи, осуществляло переписку с различными подразделениями железной дороги для разрешения сложившейся ситуации.

Действия ОАО «РЖД» были обусловлены необходимостью формирования вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в полносоставные маршруты для сокращения групповых отправок, ухудшающих пропускную способность инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В результате, в целях обеспечения бесперебойной работы и динамичного использования собственного подвижного состава, ООО «Ай Эм Ти Экспресс» согласовало новую технологию взаимодействия с ОАО «РЖД», положения которой обоюдно исполняются в настоящее время.

Все вопросы урегулированы, механизмы взаимодействия налажены, взаимопонимание достигнуто.

В этой связи, ООО «Ай Эм Ти Экспресс» просит при рассмотрении Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области дела о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/10-1807/2019 отношении ОАО «РЖД» учесть указанные выше факты.

При рассмотрении дела Комиссией 06.11.2019 г. представитель ООО «Ай Эм Ти Экспресс» пояснил следующее.

На момент обращения в транспортную прокуратуру Общество усматривало нарушение в действиях ОАО «РЖД». ООО «Ай Эм Ти Экспресс» велись переговоры с ОАО «РЖД» для разрешения сложившейся ситуации. Меры, принятые ОАО «РЖД», были вынужденными, в действиях руководителя дирекции ОАО «РЖД» усматривалось наличие человеческого фактора, отсутствовал диалог с контрагентом - ООО «Ай Эм Ти Экспресс». ООО «Ай Эм Ти Экспресс» просит Комиссию при принятии решения по делу учесть пояснения Общества, при наличии возможности и оснований прекратить дело.

ООО «Ай Эм Ти Экспресс» не направляло подвижной состав без заявок ГУ-12. При этом во второй половине мая 2019 г. Общество выполнило необходимые объемы работы, по итогу на конец мая все обязательства перед контрагентами ООО «Ай Эм Ти Экспресс» выполнены.

Согласно Уставу железнодорожного транспорта ООО «Ай Эм Ти Экспресс» вправе взыскать с перевозчика пени за просрочку доставки вагонов, Общество направляло в адрес ОАО «РЖД» соответствующие претензии, но отозвало их.

В настоящее время ситуация с доставкой вагонов стабильна, руководство дирекции ОАО «РЖД» сменилось.

Представитель ОАО «РЖД» при рассмотрении дела Комиссией 06.11.2019 г. пояснил следующее.

Сложившаяся ситуация обусловлена поездной ситуацией в мае 2019 г. на железной дороге. Все действия обусловлены действиями непосредственно грузополучателя порожних вагонов – АО «Сибирский антрацит», к которому вагоны заходят маршрутами, т.е. в составе маршрутных организованных отправок, так как техническая возможность не позволяет повагонную отправку. Вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» имеют повагонную отправку, а не маршрут, их собирают на станциях, чтобы потом подать. ОАО «РЖД» работает по заявкам формы ГУ-12. Заявки на вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» отправлялись в единичных случаях. Вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» ехали не по заявкам, а по собственной инициативе, в таком случае ОАО «РЖД» могло отказать в их приеме согласно Приказу Минтранса, но вагоны принимались. ОАО «РЖД» признает ответственность за просрочку доставки вагонов, возмещает соответствующие убытки. Чьи-либо права и законные интересы нарушены не были.

От движения отставлялись не только вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс», но и других организаций, в том числе, АО «ФГК». Сложившиеся обстоятельства обусловлены тем, что АО «ФГК» является владельцем большего числа вагонов. При этом вагоны АО «ФГК» не привлекаются с 2013 г., ОАО «РЖД» не является владельцем подвижного состава, являясь только перевозчиком.

Вагоны АО «ФГК» отставлялись от движения в большем количестве, чем ООО «Ай Эм Ти Экспресс», что обусловлено ограниченной пропускной способностью путей, а не ограничивающими конкуренцию действиями ОАО «РЖД» в отношении клиентов.

Изучив доводы заявителя, ответчика и заинтересованного лица, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В Новосибирское УФАС России из Новосибирской транспортной прокуратуры поступили материалы проверки в отношении ОАО «РЖД», свидетельствующие о об отставлении согласно распоряжениям должностных лиц ОАО «РЖД» (№ 2689/ЗСИБД от 07.05.2019, № 2781/ЗСИБД от 13.05.2019, № 2842/ЗСИБД от 14.05.2019)  в мае 2019 г. от движения на второстепенных путях железнодорожных станций до особого распоряжения порожних полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», а также направления полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в нарушение установленного плана формирования поездов не на станцию назначения под погрузку, а на станцию в отстой, до распоряжения руководства, что нарушает права и законные интересы ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в части создания ООО «Ай Эм Ти Экспресс» препятствий в эксплуатации вагонов на Западно-Сибирской железной дороге.

Из представленных прокуратурой документов и сведений следует, что ОАО «РЖД» в мае 2019 г. допустило нарушение сроков доставки полувагонов принадлежности ООО «Ай Эм Ти Экспресс» на станции «Линево», «Евсино», имелись периоды (дни), когда вагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» не поступали на станции назначения, при этом в указанные даты на станции поступало значительное количество вагонов иных собственников, в том числе, АО «ФГК», фактов не поступления в какой-либо день мая на станции «Линево», «Евсино» вагонов АО «ФГК» не имелось.

Необходимо отметить, что согласно Распоряжению ОАО «РЖД» от 09.07.2014 № 1613р «Об утверждении Перечня дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», входящих в единый периметр для целей стратегического финансового планирования и консолидации», в указанный перечень входит ОАО «Федеральная грузовая компания» (в настоящее время – АО «Федеральная грузовая компания»).

В связи с непоступлением порожних вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», в анализируемый период времени мая 2019 года в ущерб интересам ООО «Ай Эм Ти Экспресс» неоднократно нарушались сроки погрузки и отправки или вовсе срывались погрузки по причине вынужденного отказа грузоотправителей от услуг заявителя.

Согласно представленным ОАО «РЖД» на заседание Комиссии документам и сведениям, в настоящее время на сети железных дорог находится 290 тыс. порожних полувагонов, что значительно выше пропускной способности путей и потребности в использовании порожних полувагонов грузоотправителями. На постоянной основе не востребованы и находятся в отставленном от движения состоянии порядка 20 тыс. порожних полувагонов, 58 тыс. порожних полувагонов простаивают на различных станциях сети в ожидании заадресовки под погрузку, при этом они занимают пути, в т.ч. на значительное время, тем самым ограничивая пропускную способность инфраструктуры железных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2013 г. № 18-ФЗ план формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры.

В соответствии с техническим планом (телеграмма № ИСХ-8037 от 30 апреля 2019 г.) на полигоне Западно-Сибирской железной дороги установлен норматив содержания парка порожних полувагонов на май 2019 г. 45 550 полувагонов, фактически в мае на полигоне дороги среднесуточно находилось 47 369 полувагонов, что выше норматива на 1 819 полувагонов (справка из архива Диалоговой информационно-справочной системы контроля оперативных работ (ДИСКОР) № Т33 от 31 мая 2019 г.).

При этом законодательством РФ определено также понятие «перерабатывающая способность железнодорожной станции». Наибольшее число грузовых поездов (вагонов), которые могут быть расформированы (сформированы) железнодорожной станцией за сутки при существующем путевом развитии и техническом оснащении, считается перерабатывающей способностью железнодорожной станции (пункт 27 Методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Приказом Минтранса России от 18.07.2018г. № 266).

Таким образом, от величины перерабатывающей способности станции зависит возможность приема в том числе порожних вагонов для их последующей погрузки грузоотправителями.

Так, перерабатывающая способность станции Линево составляет 269 вагонов в сутки, станции Евсино - 79 вагонов в сутки, станции Забойщик - 344 вагонов в сутки, станции Разрез - 296 вагонов в сутки и т.д.

При этом, в мае 2019 года на станции Линево и примыкающим к ней подъездным путям находилось от 508 до 907 вагонов в сутки, при этом фактическая погрузка грузоотправителями на подъездных путях составляла от 193 до 380 вагонов в сутки; на станции Евсино и примыкающим к ней подъездным путям находилось от 161 до 480 вагонов в сутки, при этом фактическая погрузка грузоотправителями на подъездных путях составляла от 148 до 416 вагонов в сутки и т.д.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что в указанный период на станциях Западно-Сибирской железной дороги имелся переизбыток вагонов, в т.ч. порожних, что негативно сказывалось на осуществлении ОАО «РЖД» как перевозчиком деятельности по перевозке, на устойчивости работы железнодорожного транспорта и стабильную эксплуатационную обстановку.

В связи с ограниченной пропускной способностью путей и перерабатывающей способностью станций, сложной поездной обстановкой, вызванной переизбытком порожних полувагонов на дороге, а также в целях формирования отдельных полувагонов в группы для последующей подачи на станции назначения под погрузку сформированных составов поездов, а не отдельных полувагонов, в план формирования вносились изменения, в соответствии с которыми порожние полувагоны ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и других владельцев и операторов подвижного состава отправлялись со станции Входная в организованных поездах, объединяющих в себя различные групповые и одиночные отправки, а со станции Инская под накопление на станцию Чулымская (телеграфные указания № 2651/ЗСИБД от 6 мая 2019 г., № 2689/ЗСИБД от 7 мая 2019 г., № 2781/ЗСИБД от 13 мая 2019 г., № 2842/ЗСИБД от 14 мая 2019 г.).

Всего из-за профицита полувагонов в мае 2019 г. было отставлено от движения 544 состава (из них 251 порожний состав). В отставленных от движения поездах в среднем в сутки находилось 3 562 порожних полувагона. Введение ОАО «РЖД» процедуры оставления от движения порожних полувагонов касалось всех операторов подвижного состава порожних полувагонов вне зависимости от принадлежности данного рода подвижного состава, в т.ч. в среднем 679 полувагонов АО «ФГК».

В указанный период движение организованных поездов, состоящих в т.ч. из вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» и других операторов подвижного состава, продолжалось.

По мере потребности грузоотправителей, а также при возникновении технической возможности, после их переработки (накоплению), отставленные от движения поезда поднимались и направлялись на станции назначения под погрузку.

В связи со стабилизацией положения с порожними полувагонами действие вышеперечисленных телеграфных указаний отменено телеграфным указанием № 2977/ЗСИБД ОТ 20 мая 2019 г.

Таким образом, оставление порожних полувагонов от движения в мае 2019 г. стало вынужденной мерой, вызванной сверхнормативным наличием полувагонов на дороге, ограниченной пропускной способностью, направленной на обеспечение стабильной эксплуатационной деятельности железной дороги.

Согласно представленным ОАО «РЖД» сведениям по отставленным от движения вагонам в мае 2019 г., среднесуточное количество отставленных от движения вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» составило 109 вагонов, среднесуточное количество отставленных от движения вагонов АО «Федеральная грузовая компания» - 676 вагонов. Также имеются иные собственники вагонов с высоким (более 100) среднесуточным количеством отставленных от движения вагонов.

Кроме того, ОАО «РЖД» представлены копии оперативных приказов должностных лиц ОАО «РЖД» о временном отставлении от движения порожних полувагонов различных операторов, в том числе, АО «ФГК», на станциях Западно-Сибирской железной дороги.

При этом согласно пояснениям ООО «Ай Эм Ти Экспресс», представленным в Новосибирское УФАС России, в период с мая 2019 года по настоящее время ООО «Ай Эм Ти Экспресс» проводило переговоры, рабочие встречи, осуществляло переписку с различными подразделениями железной дороги для разрешения сложившейся ситуации.

ООО «Ай Эм Ти Экспресс» признает, что ОАО «РЖД» были обусловлены необходимостью формирования вагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс» в полносоставные маршруты для сокращения групповых отправок, ухудшающих пропускную способность инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В результате, в целях обеспечения бесперебойной работы и динамичного использования собственного подвижного состава, ООО «Ай Эм Ти Экспресс» согласовало новую технологию взаимодействия с ОАО «РЖД», положения которой обоюдно исполняются в настоящее время.

В настоящее время спорные вопросы между сторонами урегулированы, механизмы взаимодействия налажены, ситуация с доставкой вагонов стабильна. Общество выполнило необходимые объемы работы, по итогу на конец мая все обязательства перед контрагентами ООО «Ай Эм Ти Экспресс» выполнены.

ООО «Ай Эм Ти Экспресс» просит Комиссию при принятии решения по делу учесть пояснения Общества, при наличии возможности и оснований прекратить дело.

На основании вышеизложенного, учитывая, что оставление со стороны ОАО «РЖД» порожних полувагонов ООО «Ай Эм Ти Экспресс», а также иных операторов, в том числе АО «ФГК», от движения в мае 2019 г. стало вынужденной мерой, вызванной сверхнормативным наличием полувагонов на дороге, ограниченной пропускной способностью, направленной на обеспечение стабильной эксплуатационной деятельности железной дороги, принимая во внимание, что на момент принятия Комиссией Новосибирского УФАС России решения по данному делу у ООО «Ай Эм Ти Экспресс» отсутствуют претензии к ОАО «РЖД», так как стороны урегулировали сложившуюся конфликтную ситуацию, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что в настоящее время в действиях ОАО «РЖД» нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» отсутствует.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 054/01/10-1807/2019 от 17.09.2019 г., возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

               Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, почтовый и юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (почтовый адрес: 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 12) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295