Решение №054/01/18.1-1402/2022 жалоба ООО «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества... от 22 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1402/2022

 

22 августа 2022 года                                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев жалобу (вх. 12332-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества» (далее – ООО «КГ «ВСК») на действия Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» (далее – ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности») при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке бизнес-планов проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32211597191 от 04.08.2022 г., Лот № 1),

в отсутствие …

в присутствии …

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба (вх. 12332-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества» (далее – ООО «КГ «ВСК») на действия Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» (далее – ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности») при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке бизнес-планов проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32211597191 от 04.08.2022 г., Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

04 августа 2021 г. на сайте zakupki.gov.ru, в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме № 32211597191.

Заявитель считает, что содержание данной документации противоречит нормам Закона № 223-ФЗ ввиду нижеследующего.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, вопреки требованию действующего законодательства, Заказчиком в своей документации были установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок (пункт 16 Документации):

2.2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг).

2.3. Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития.

2.4. Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Заявитель считает, что установленные заказчиком критерии оценки и сопоставления заявок ограничивают круг потенциальных участников и приводят к ограничениям и не объективности выбора победителя закупки, так как:

1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг) – оценивается количество специалистах имеющих ученую степень кандидата или доктора наук.

Заявитель считает данное требование избыточным и ограничивающим здоровую конкуренцию, так как оказать услуги по разработке бизнес-планов может и специалист, имеющий высшее образование, не являющийся кандидатом или доктором наук.

2. Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития - оценивается опыт Участника в подготовке патентной документации, в том числе патентного поиска и использования необходимых баз данных патентной и непатентной документации различных патентных ведомств, оформления, подачи заявок и дальнейшего сопровождения объектов патентных прав.

Заявитель считает данное требование избыточным и ограничивающим здоровую конкуренцию, так как объектом закупки в первую очередь является оказание услуг по разработке бизнес-планов, а работа, связанная с патентами, занимает небольшой процент от всего объема работы, изложенного в техническом задании, и не является ключевой.

3. Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании - оценивается имеющийся у Участника закупки спектр доступа к базам данных, содержащим необходимые для верифицированного поиска и анализа информации о международном научно-технологическом и инновационном развитии сфер, в которых реализуются проекты.

Заявитель считает данное требование избыточным и ограничивающим здоровую конкуренцию, так как Участник на момент подачи заявки может не обладать необходимым доступом к базам данных, в связи с ненадобностью или доступ может быть приостановлен по каким-либо причинам, но в тоже время участник при необходимости может получить доступ к интересующим базам данных в ходе выполнения работ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, включение Заказчиком данных критериев оценки, изложенных в пункте «16. Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе», не отвечает принципам, установленным в ч. 1 ст. 3 Законом № 223-ФЗ и нарушает запрет, установленный ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку необоснованно ограничивает количество претендентов на участие в закупке.

ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных указанной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

– осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона
№ 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

– нарушения оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

– неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

– предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

– осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи10 Закона № 223, частью 5 статьи 8 Закона № 223, включая нарушение порядка применения указанных положений;

– неразмещения в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона № 223-ФЗ носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Заявитель в жалобе не ссылается ни на один из указанных в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ пунктов, вместе с тем указывает на нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции, ссылаясь на ограничение количества претендентов на участие в закупке.

Закон № 223-ФЗ о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона № 223-ФЗ, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определен круг заявителей, которые вправе подать жалобы на действия субъектов, указанных в ч. 1 указанной статьи.

При обжаловании процедуры торгов и порядка заключения договоров к таким лицам относятся лица, которые подали заявки на участие в торгах. При этом жалоба может быть подана также и иными заинтересованными лицами в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

В случае если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Вместе с тем в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, такая жалоба рассмотрению не подлежит (определение ВС РФ от 25.05.2016 № 305-КГ16-4698 по делу № А40-167283/2014).

Так, заявитель ссылается на несоответствие критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (далее – Критерии оценки) принципам, установленным частью 1 части 3 Закона № 223-ФЗ, а именно, на ограничение количества претендентов на участие в закупке. Однако, указанный вывод является неверным, поскольку Критерии оценки не ограничивают доступ участников к торгам, а лишь определяют рейтинг заявок участников торгов.

Согласно конкурсной документации заявки участников оцениваются по 2 критериям:

№ п/п

Критерий оценки

Содержание критерия

Значимость критерия

1

Цена договора

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена договора»

60 %

2

Квалификация участников закупки

1) Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования.

2)Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг).

3) Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития.

4) Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

 

40%

Таким образом, больший вес при оценке и сопоставления заявок на участие в конкурсе имеет цена договора, а не квалификация участников закупки.

ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» считает доводы об ограничивающем характере Критериев оценки недостоверными на основании нижеследующего:

по пункту 1:

В соответствии с Уставом ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» (далее – Учреждение) Учреждение обеспечивает создание условий для развития и эффективного использования научного, научно-технического и образовательного потенциала Новосибирской области в целях устойчивого и динамичного обеспечения стратегии социально-экономического развития Новосибирской области путем реализации комплекса мер, направленных на обеспечение комплексного взаимодействия субъектов инновационной деятельности и содействия развитию интеграционных процессов при осуществлении научно-технической, инновационной и образовательной деятельности; как центр инновационного развития предоставляет услуги для всех субъектов инновационной деятельности: научных институтов, образовательных организаций, инновационных компаний и предпринимателей, управляющих компаний технопарков и бизнес-инкубаторов, иной инновационной инфраструктуры по принципу «одного окна».

Предмет и цели деятельности Учреждения определяют направления оказываемых государственных услуг, выполняемых государственных работ в сфере науки, технологий и инноваций.

Государственная услуга по разработке бизнес-планов предоставляется субъектам инновационной деятельности Новосибирской области, определяемых Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» как юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность путем реализации научно-технических программ и проектов, инновационных проектов или содействующих ее осуществлению.

Отличительной чертой организаций, для которых разрабатываются бизнес-планы, является широкий спектр уровней готовности технологий их проектов, от прикладных исследований до производства.

Кроме того, направления реализации проектов субъектов инновационной деятельности относятся ко всем отраслям национального хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, здравоохранение и пр.).

Указанные отличительные особенности функционирования сферы определяют необходимость привлечения к разработке лиц с ученой степенью, имеющих отношение в том числе к ранним стадиям уровня готовности технологии, на которых происходит поиск технологических подходов к реализации концепции, выявление преимуществ перед альтернативными подходами, определение целесообразности дальнейшего развития технологической концепции и оценка рисков ее реализации, анализ лабораторных исследований отдельных элементов технологии, их моделирование и пр.

Данный подход обеспечивает достижение положений, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее – Стратегия), и направлен в том числе на формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок, а также концентрацию ресурсов: сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и разработок, создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Российской Федерацией.

по пункту 2:

Государственная услуга по разработке бизнес-планов предоставляется субъектам инновационной деятельности Новосибирской области, определяемых Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» как юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность путем реализации научно-технических программ и проектов, инновационных проектов или содействующих ее осуществлению.

Значимость вопроса трансфера результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики с использованием интеллектуальной собственности, формируемой в процессе реализации научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, отражены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Стратегией.

В соответствии с пунктом 33 Стратегии взаимодействие и кооперация, формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса достигаются путем формирования инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения.

Вышеуказанные аспекты легли в основу гармонизированного формирования разделов бизнес-плана, их логической связи в следующих аспектах, формируемых с использованием патентной информации:

1. Пункт 5 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на анализ текущего состояния и перспектив развития научно-технологической сферы рынка.

Поиск, анализ и систематизация информации с целью выявления тенденций сферы, технико-правового окружения объекта исследования формируется на основе патентных данных. 

2. Пункт 7 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на описание системы взаимодействия субъекта инновационной деятельности с конкурентной внешней средой, направленной на достижение поставленных целей.

Раскрываемые в настоящем пункте направления (Описание продукта, в том числе стадия уровней готовности технологии, защита результатов интеллектуальной деятельности, патентный ландшафт сферы, ситуация на мировом рынке, в том числе описание существующих аналогов, сравнение технико-экономических характеристик созданного продукта с зарубежными аналогами (конкурентами), барьеры входа в отрасль, разработка стратегии коммерциализации и продвижения продукта/услуги на рынки, построение вариантов бизнес-моделей для различных сегментов/секторов рынка, оценка этапов коммерциализации/монетизации разрабатываемого продукта и возможности патентования и лицензирования) формируются на основе результатов работы с патентной информацией.

3. Пункт 8 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на детальное описание рисков, возникающих при финансировании, производстве и реализации проекта.

Патентная информация, вопросы охраны интеллектуальной собственности являются неотъемлемой частью разработки мер по уменьшению рисков, формированию стратегии конкурентной борьбы, прогнозирования возможности дальнейшего развития продукта, а также оценки рисков и выстраивания стратегии управления результатами интеллектуальной деятельности.

4. Пункт 9 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на описание стратегии реализации проекта, приведении временного графика (в виде календарного плана) реализации проекта с указанием предполагаемого начала и продолжительности выполнения основных этапов его реализации.

Вопросы защиты интеллектуальной собственности, лицензирования являются неотъемлемой частью стратегии реализации проекта, учета в календарном плане реализации проекта.

5. Пункт 10 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на описание затрат на реализацию проекта и определение его эффективности.

Появление в ходе реализации проекта патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, формировании нематериальных активов учитывается в экономической эффективности проекта.

6. Пункт 11 раздела 6 «Требования к составу и содержанию бизнес-плана проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области» Описания предмета закупки направлен на формирование информации о возможностях участия проекта субъекта инновационной деятельности в конкурсных отборах и программах федеральных органов исполнительной власти, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и институтов развития, конкурсная документация которых также уделяет большое внимание вопросам патентования результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в ходе реализации поддержанных проектов.

Таким образом, 6 из 7 сутевых разделов бизнес-плана формируются с использованием информации из области управления объектами интеллектуальной собственности.

по пункту 3:

Государственная услуга по разработке бизнес-планов предоставляется субъектам инновационной деятельности Новосибирской области, определяемых Законом Новосибирской области от 15.12.2007 № 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» как юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность путем реализации научно-технических программ и проектов, инновационных проектов или содействующих ее осуществлению.

Результаты реализации научно-технических программ и проектов, инновационных проектов представляют собой широкий спектр результатов интеллектуальной деятельности, отраженных в статьях, сборниках конференций, патентах.

Содержание бизнес-плана построено на анализе информации указанного спектра результатов интеллектуальной деятельности. Для сферы научно-технологического развития указанная информация универсальна и агрегируется в базах данных, являющихся неотъемлемым инструментом организаций, осуществляющих консультационные услуги по разработке бизнес-планов, аналитических и методологических работ (доклады, отчеты) и пр.

В порядке информирования организатор торгов приводит перечень баз данных, в том числе международных, доступ к которым предоставляется на безвозмездной основе:

1. eLibrary.ru (https://www.elibrary.ru/defaultx.asp) – крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) - созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций;

На сегодня посетителям eLIBRARY.RU доступны рефераты и полные тексты более 38 млн. научных публикаций и патентов, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов. Общее число зарегистрированных институциональных пользователей (организаций) - более 2800. В системе зарегистрированы 1,7 миллиона индивидуальных пользователей из 125 стран мира. Ежегодно читатели получают из библиотеки более 12 миллионов полнотекстовых статей и просматривают более 90 миллионов аннотаций.

2. PATENTSCOPE (https://www.wipo.int/patentscope/ru/) – база данных «PATENTSCOPE» позволяет ознакомиться с полным текстом международных заявок, поданных в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), с первого дня их публикации, а также с патентными документами национальных и региональных патентных ведомств государств-участников.

3. Глобальная база данных по образцам (https://www.wipo.int/reference/ru/designdb/) – позволяет осуществлять бесплатный одновременный поиск по более чем 13,1 млн. промышленных образцов, зарегистрированных по процедуре Гаагской системы ВОИС и представленных в национальных фондах ведомств-партнеров.

4. Глобальная база данных по брендам (https://www.wipo.int/reference/ru/branddb/) – подборка более чем 52 210 000 учетных записей, фигурирующих в 73 национальных и международных фондах, и первый шаг на пути поиска существующего знака, аналогичного или идентичного вашему. Пользователям предлагается обратиться к Базе данных до подачи заявки на регистрацию товарного знака или в любое другое время для отслеживания знаков на интересующих их рынках.

Кроме того, наличие информационных ресурсов участника закупки может быть подтверждено наличием читательского билета в библиотеках, большинство из которых имеют подписки на широкий спектр баз данных.

Вместе с тем, в пункте 11 Документации приведен перечень требований, предъявляемых к участникам конкурса и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса:

1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

5) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

7) участник закупки не является офшорной компанией;

8) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;

9) отсутствие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренным Законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» считает жалобу по доводам, изложенным в ней, необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности».

04 августа 2022 года на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов – ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке бизнес-планов проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211597191). Начальная (максимальная) цена договора 900 000 (девятьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок – 04 августа 2022 в 00:00 (МСК+4). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 22 августа 2022 в 08:00 (МСК+4). Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок – 22 августа 2022 (МСК). Дата подачи участниками конкурса окончательных предложений о цене договора – 24 августа 2022. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок (по местному времени заказчика) – 29 августа 2022 (МСК). Дата подведения итогов – 29 августа 2022 (МСК+4). Срок предоставления документации – с 04 августа 2022 по 22 августа 2022.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В конкурсной документации Заказчика были установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок: «2.2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг); 2.3. Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития; 2.4. Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании».

Одним из критериев оценки и сопоставления Конкурсных заявок являлось «Квалификация участников закупки».

При оценке по критерию учитываются: Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования; Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг); Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития; Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании. Значимость этого критерия при оценке конкурсных заявок составляет 40 %, в то время как по критерию «Цена договора» 60 %.

Исходя из этого, больший вес при оценке и сопоставления заявок на участие в конкурсе имеет цена договора, а не квалификация участников закупки.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Критерий оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)» обусловлен необходимостью привлечения к разработке лиц с ученой степенью, имеющих отношение в том числе к ранним стадиям уровня готовности технологии, на которых происходит поиск технологических подходов к реализации концепции, выявление преимуществ перед альтернативными подходами, определение целесообразности дальнейшего развития технологической концепции и оценка рисков ее реализации, анализ лабораторных исследований отдельных элементов технологии, их моделирование и т.д.

Как следует из пояснений организатора торгов относительно критерия оценки «Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития», 6 из 7 сутевых разделов бизнес-плана формируются с использованием информации из области управления объектами интеллектуальной собственности, следовательно, потенциальному участнику конкурса необходим опыт в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития.

Относительно критерия оценки «Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании», организатор торгов пояснил, что содержание бизнес-плана построено на анализе информации указанного спектра результатов интеллектуальной деятельности. Следовательно, для сферы научно-технологического развития указанная информация универсальна и агрегируется в базах данных, являющихся неотъемлемым инструментом организаций, осуществляющих консультационные услуги по разработке бизнес-планов, аналитических и методологических работ (доклады, отчеты) и т.д. Кроме того, наличие информационных ресурсов участника закупки может быть подтверждено наличием читательского билета в библиотеках, большинство из которых имеют подписки на широкий спектр баз данных.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что оценка заявок участников по оспариваемым критериям осуществляется наряду с иными критериями, установленными в конкурсной документации.

Указанные критерии оценки заявок не являются критериями допуска заявок на участие в закупке, соответственно не препятствуют каким-либо лицам принять участие в торгах. Критерии оценки установлены и применяются заказчиком в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что данные критерии связаны с предметом проводимой закупки, в связи с чем их использование является правомерным.

Кроме того, отсутствие у участника закупки опыта и ресурсов, учитываемых при оценке по критерию «Квалификация участников закупки», не ограничивает его право на участие в закупке. Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по критерию «Цена договора», имеющему больший вес.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что установление заказчиком ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» критериев оценки заявок участников конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке бизнес-планов проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области «2.2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг); 2.3. Опыт Участника в разработке и подготовке патентной документации, сопровождении прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях научно-технологического и инновационного развития; 2.4. Наличие у Участника закупки информационных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании» не может привести к необоснованному сокращению количества участников торгов и ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о законности действий заказчика при установлении оспариваемых критериев и порядка оценки заявок. Нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «КГ «ВСК» (вх. № 12332-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) на действия организатора торгов ГАУ НСО «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке бизнес-планов проектов субъектов инновационной деятельности, зарегистрированных на территории Новосибирской области (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32211597191 от 04.08.2022 г., Лот № 1) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны