Решение №054/06/33-1420/2021 жалобы ООО «Спироника» на действия заказчика - ГБУЗ НСО «Тог... от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1420/2021

 

23 июля 2021 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобы ООО «Спироника» на действия заказчика - ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница» и аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона № 0351300060721000275 на поставку расходных материалов для дыхательной терапии, начальная (максимальная) цена контракта 536 670 руб. 20 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Спироника» с жалобами на действия заказчика - ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница» и аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона № 0351300060721000275 на поставку расходных материалов для дыхательной терапии.

Суть жалоб ООО «Спироника» заключается в следующем.

1. В соответствии с правилами описания объекта закупки при описании объекта закупки применяются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В описании  объекта закупки установлено требование к контуру дыхательному: влагосборники изготовлены из ПВХ, материал контура - медицинский поливинилхлорид.

В Российской Федерации отсутствуют стандарты или технические регламенты, указывающие на применение только ПВХ (поливинилхлорида) при изготовлении товаров, относящихся к предмету закупки.

Податель жалобы полагает, что установленное требование ограничивает допуск потенциальных участников закупки, которые готовы предложить к поставке товар, изготовленный из других материалов, являющихся эквивалентными по своим характеристикам или с улучшенными характеристиками.

Кроме того, необходимый к поставке товар соответствует реестровой записи КТРУ 32.50.13.190-00246 (контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких одноразового использования). Вместе с тем, указание на материал товара в каталоге отсутствует.

По мнению подателя жалобы, применение только ПВХ заказчиком не обосновано.

Таким образом, податель жалобы считает, что заказчик нарушил правила описания объекта закупки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145  «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

2. По результатам рассмотрения первых частей заявок в отношении заявки № 110209900 аукционной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе. В обоснование принятого решения аукционная комиссия указала следующее: участник закупки по п. 1 представил не конкретный показатель, а именно, дополнительный лимб длиной не менее 0,8 м.  

Вместе с тем, податель жалобы с указанным решением не согласен на основании следующего.

 В текстовой части заявки была допущена техническая ошибка. Однако в первой части заявки в одном и том же файле была представлена также схема дыхательного контура.

 

На схеме изображен, в том числе, такой элемент дыхательного контура как «Дополнительный  лимб». На схеме указана длина этого лимба - 80 см, что соответствует длине 0,8 м.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, первая часть заявки содержит сведения, позволяющие определить соответствие товара требованиям заказчика.

ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница» в возражениях на жалобы ООО «Спироника» сообщило следующее.

1. Поливинилхлорид отличается химической стойкостью к щелочам, минеральным маслам, многим кислотам и растворителям. В чистом виде не поддерживает горение на воздухе, но огнестойкость пластмасс на его основе зависит от использованных добавок. Обладает малой морозостойкостью (-15 °C), нагревостойкость: +66 °C.

ПВХ является более прочным на разрыв в сравнении с другими аналогичными материалами, например, с таким как медицинский полиэтилен. Товар, изготовленный из ПВХ, более защищен от изломов, тем самым снижает риск внезапного прерывания вентиляции. Следовательно, медицинское изделие из ПВХ в большей степени соответствует потребностям заказчика.

В связи с тем, что в КТРУ характеристики к медицинскому изделию - контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких одноразового использования отсутствуют, заказчиком были установлены дополнительные характеристики.

В соответствии с п. 5 и п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае представления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).           

Кроме того, на участие в закупке было подано 7 заявок. На рынке имеется товар, соответствующий требованиям описания объекта закупки, как минимум двух различных производителей (HUM, Германия, ООО «Ассомедика» Республика Беларусь), что также подтверждается результатами закупки (к поставке участниками закупки был предложен товар различных производителей).

2. Из инструкции по заполнению первой части заявки (п. 16.1 документации об электронном аукционе) следует, что описание товара, предлагаемого к поставке, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара.

При описании предлагаемого товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. В описании объекта закупки формулировка «до», «не более», означает «меньше или равно». Формулировка «не менее», «не ниже», означает «больше или равно». Точка с запятой « ; » или запятая « , » при перечислении однородных показателей (характеристик) (например, несколько показателей диаметров, толщин, размеров и т.д.) означает, что требуются все указанные показатели. Формулировка «в диапазоне от и до», «в диапазоне не менее и не более», «в диапазоне не шире и не уже» или «в диапазоне с символа/знака «-» (тире)» включает крайние значения диапазона. Формулировка «либо» и «или» означает выбор показателей по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость выбора между ними. Формулировка «не хуже» применяемая к показателям для определения соответствия означает, что характеристики и/или потребительские свойства товара не должны уступать установленному значению показателя соответствующего товара, т.е. не должны изменять к худшему характеристики и/или потребительские свойства товара.                        Не допускается при описании товара указывать: «не более», «не менее», «более», «менее», «соответствует», «либо», «в полном соответствии», «должен быть», «должен», «не должен», «(с)выше», «или», «до», ставить знаки «+», «-», «V», «≥», «±», «≤», «<», «>» и т.п.                             

  В описании объекта закупки были установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, в частности, было установлено, что дополнительный лимб должен быть не менее 0,8 м.

При рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия установила, что податель жалобы не указал в первой части заявки конкретный показатель товара, а именно, в заявке указано: дополнительный лимб (трубка гофрированная), устойчивый к сдавливанию, перегибам и изломам, длиной не менее 0,8 м, однократного применения).

К заявке участником была приложена схема дыхательного контура, из которой видно, что элементы, из которых состоит предлагаемый товар, никак не идентифицируются.  В связи с чем, заказчик не имел возможности однозначно установить, что изображенная на рисунке трубка - это дополнительный лимб, учитывая, что дыхательный контур состоит из нескольких элементов.

Кроме того, существенными условиями контракта являются сведения о товаре, указанные в заявке победителя аукциона, которые подлежат включению в контракт.

Следовательно, при таком формировании заявки не представлялось возможным установить какие именно сведения о товаре (в части размера длины дополнительного лимба) должен включить заказчик в проект контракта в случае, если участник станет победителем закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходим контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких одноразового использования, в том числе, со следующими характеристиками: не менее 2-х полностью разборных, прозрачных влагосборника, со стандартным коннектором 22М, объем заполнения не менее 65 мл, изготовлены из ПВХ. Материал контура - медицинский поливинилхлорид.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Так, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ № 102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких включен в Перечень № 2 (перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), утвержденный Постановлением Правительства РФ № 102.

Таким образом, из указанного следует, что медицинские изделия одноразового применения, включенные в Перечень № 2 Постановления Правительства РФ № 102, могут быть изготовлены не только из поливинилхлоридных пластиков, а также из иных материалов.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заказчиком в описании объекта закупи неправомерно установлено требование о том, что контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких должен быть изготовлен из поливинилхлоридных пластиков, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно п. 5 и п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае представления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).           

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что описание объекта закупки формально содержит обоснование использования дополнительных характеристик. Однако в данном обосновании применение исключительно ПВХ никак не обосновывается.

2. В соответствии с пп. б) п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также с п. 16.1 документации об электронном аукционе первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки не допускается при описании товара указывать: «не более», «не менее», «более», «менее», «соответствует», «либо», «в полном соответствии», «должен быть», «должен», «не должен», «(с)выше», «или», «до», ставить знаки «+», «-», «V», «≥», «±», «≤», «<», «>» и т.п.                       

Согласно описанию объекта закупки дополнительный  лимб должен быть длиной не менее 0,75 м.

Изучив заявки участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ООО «Спироника» в первой части заявки было указано, что дополнительный  лимб имеет длину не менее 0,8 м.

Таким образом, участником закупки в первой части заявки не было представлено конкретное значение длины дополнительного лимба.

На основании изложенного, аукционной комиссией правомерно было принято решение о признании заявки ООО «Спироника» не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Довод подателя жалобы о том, что в составе заявки была представлена схема дыхательного контура, из которой следует, что длина лимба составляет 80 см, не может быть признан состоятельным, поскольку заявка участника закупки должна содержать достоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре, не допускающие двойного толкования. Вместе с тем, исходя из содержания первой части заявки ООО «Спироника», однозначно невозможно установить в какой части заявки (текстовой или графической) содержится достоверная информация в отношении длины лимба.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

1. В п. 16.2.5 документации о электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий»: копию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

В случае поставки медицинских изделий одноразового использования, произведенных после 06.04.2020, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 430 «Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия» участник закупки вправе представить вместо регистрационного удостоверения на медицинское изделие документ, подтверждающий регистрацию медицинского изделия в стране-производителе (с предоставлением надлежащим образом заверенного перевода на русский язык).

Вместе с тем, контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (185610 - номенклатурная классификация медицинских изделий по видам) не входит в перечень медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 430.

Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, согласно которой информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

2.  В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 данного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 102 в п. 15 документации данного электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» п. 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.

При этом, п. 16.2.7 документации об электронном аукционе содержит не полный перечень документов, предусмотренный п. 3 Постановления Правительства РФ № 102, а именно, не установлено требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки документа, подтверждающего процентную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения. Таким образом, заказчиком нарушены положения п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, 7 из которых были допущены к участию в электронном аукционе. В электронном аукционе приняло участие 6 участников закупки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 65 %.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что допущенные нарушения в данном случае не привели к принятию неправильного решения (участнику закупки не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе ввиду содержания в первой части заявки предложения о поставке медицинского изделия не из поливинихлорида), а также была достигнута существенная экономия бюджетных средств, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Спироника» на действия заказчика - ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона № 0351300060721000275 на поставку расходных материалов для дыхательной терапии обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Спироника» на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона № 0351300060721000275 на поставку расходных материалов для дыхательной терапии необоснованной.

3. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ст. 33, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны