Решение №054/06/8-1473/2019 жалоба ООО «Бизнес инновация» на действия заказчика - ГУП НС... от 2 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/8-1473/2019

2 августа 2019 года                                                                                                    г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

«»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«»

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от подателя жалобы - ООО «Бизнес инновация»: «»;

от заказчика – ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» (далее – ГУП НСО «НОЦРПП»): «», 

рассмотрев жалобу ООО «Бизнес инновация» на действия заказчика - ГУП НСО «НОЦРПП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению международной бизнес-миссии субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области в Республике Сингапур, г. Сингапур (извещение №0551200000519000042), размещен в ЕИС 28.06.2019г., начальная (максимальная) цена контракта 1 000 000 рублей,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Бизнес инновация» с жалобой на действия заказчика - ГУП НСО «НОЦРПП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению международной бизнес-миссии субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области в Республике Сингапур, г. Сингапур (извещение №0551200000519000042).

Суть жалобы заключается в следующем.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заказчик в целях отбора высококвалифицированных исполнителей услуг, предусмотренных по данному контракту, установил следующие критерии  к квалификации участников закупки:

Количество исполненных договоров (контрактов) для центра (ов) (агентства (ов)) координации экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) по оказанию (выполнению) участником закупки услуг (работ) по организации и проведению международных бизнес-миссий (в любую страну, кроме Республики Сингапур), стоимость которых составляет не менее 500 тыс. рублей заключенных за период с 2016 года по настоящее время.

По мнению заявителя, установление вышеуказанного нестоимостного критерия противоречит соблюдению принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок, поскольку:

1. Установление вышеуказанного критерия, а именно - «стоимость которых составляет не менее 500 тыс. рублей», не создаёт лучших условий выполнения работ, оказания услуг, а также, по мнению подателя жалобы, не обоснован.

2. Кроме того, участник закупки может быть качественным исполнителем по данной категории услуг, исполняя не только договоры (контракты) для центра (ов) (агентства (ов)) координации экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства или государственные (муниципальные) контракты (договоры), но и договоры, заключенные с иными юридическими лицами (коммерческими организациями и пр.).

2.  Установление вышеуказанного критерия также не позволяет участникам при успешном исполнении контракта на сумму менее 500 тыс. рублей использовать это в качестве необходимого опыта в дальнейшем.

3. Установленные заказчиком коэффициенты значимости стоимостного и нестоимостного критерия, по мнению подателя жалобы, противоречат требованиям пунктов 1 и 2 ст.8 ФЗ №44-ФЗ, поскольку не обеспечивают равных условий для участия в закупки.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что конкурсная документация содержит нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «Бизнес инновация» от заказчика – ГУП НСО «НОЦРПП»  поступили следующие пояснения.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определяют Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28. 11. 2013 № 1085 (далее - Правила № 1085).

Названные Правила применяются в отношении всех закупок (пункт 2 Правил № 1085).

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений), заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Подпунктом "б" пункта 4 Правил № 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 указанных Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально - техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

По пункту 28 Правил № 1085, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Установление заказчиком в конкурсной документации критерия - Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество исполненных договоров (контрактов) для центра(ов) (агентства(ов)) координации экспортно ориентированных СМСП, исполненных государственных (муниципальных) контрактов  по оказанию участником закупки услуг  по организации и проведению международных бизнес-миссий (в любую страну, кроме Республики Сингапур), стоимость которых составляет не менее 500 тыс. рублей заключенных за период с 2016 года по настоящее время) не ставит в неравные условия участников конкурса, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего критерия оценки и не нарушает принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками конкурса.

Заказчик в целях отбора высококвалифицированных исполнителей услуг, предусмотренных по данной закупке, установил именно такие требования к квалификации участников закупки. Аналогичные показатели опыта участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема неценового критерия оценки заявок ранее применялись при проведении закупок подобного рода.

Установление подпоказателей и баллов (процентов) по показателю нестоимостного критерия оценки заявок позволяет заказчику наиболее полно выразить содержание своих потребностей, что в дальнейшем будет учтено при оценке закупаемых услуг.

Ни ФЗ №44-ФЗ, ни Правила, не содержат указаний на то, какие конкретные раскрывающие показатели должен использовать заказчик при оценке заявок участников по тому или иному показателю.

На основании п.6 ч.6 ст.54.4 ФЗ №44-ФЗ в случае, если в конкурсной документации заказчиком установлен такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника, заявка участника открытого конкурса в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом, отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Заказчик считает, что ФЗ №44-ФЗ в полной мере позволяет заказчику самостоятельно определять порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки», в том числе, в части определения показателей оценки и их содержания с учетом действующего законодательства о контрактной системе.

Также ФЗ №44-ФЗ не предусмотрена необходимость установления заказчиком таких требований, которые могут исполнить все организации, занимающиеся выполнением услуг подобного вида и присутствующие на рынке.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ №44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с правовой позицией, сформированной постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, ФЗ №44-ФЗ направлен на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд в целом, и не может содержать особенностей участия в закупках для отдельных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а значит основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в целях закупок.

Считаем, что установление в конкурсной документации  заказчика таких критериев оценки заявок на участие в конкурсе и величин значимости показателей не нарушает допустимые ФЗ №44-ФЗ требования к порядку описания оценки конкурсных заявок участников, при этом отвечает интересам заказчика закупки по наиболее эффективному выполнению требуемых ему услуг и объективно характеризует потребность заказчика в надлежащем исполнении контракта в международном сегменте.

Также, заказчик в своих возражениях обращает внимание на то, что заявитель уже неоднократно обращался с подобными жалобами в УФАС по Новосибирской области, а именно в марте 2019г. на действия заказчика – Министерство экономического развития НСО, решением №054/06/32-268/2019 от 04.05.2019г. жалоба заявителя признана необоснованной; в мае 2019г. на действия заказчика – ГУП НСО «НОЦРПП», решениями №054/06//8-878/2019 от 15.05.2019г. и №054/06//8-877/2019 от 15.05.2019г. жалобы заявителя признаны необоснованными. При рассмотрении вышеуказанных жалоб Комиссией УФАС по Новосибирской области была дана надлежащая правовая оценка действиям заказчика, однако заявитель решил в четвертый раз обратиться с жалобой на действия заказчика.

На основании изложенного, заказчик считает, что конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определяют Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28. 11. 2013 № 1085 (далее - Правила № 1085).

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений), заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Подпунктом "б" пункта 4 Правил № 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 27 указанных Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально - техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

По пункту 28 Правил № 1085, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, установление заказчиком в конкурсной документации критерия - Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество исполненных договоров (контрактов) для центра(ов) (агентства(ов)) координации экспортно ориентированных СМСП, исполненных государственных (муниципальных) контрактов  по оказанию участником закупки услуг  по организации и проведению международных бизнес-миссий (в любую страну, кроме Республики Сингапур), стоимость которых составляет не менее 500 тыс. рублей заключенных за период с 2016 года по настоящее время) не ставит в неравные условия участников конкурса, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего критерия оценки и не нарушает принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками конкурса и не противоречит требованиям ФЗ №44-ФЗ.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявитель уже неоднократно обращался с подобными жалобами в УФАС по Новосибирской области, а именно в марте 2019г. на действия заказчика – Министерство экономического развития НСО, решением №054/06/32-268/2019 от 04.05.2019г. жалоба заявителя признана необоснованной; в мае 2019г. на действия заказчика – ГУП НСО «НОЦРПП», решениями №054/06//8-878/2019 от 15.05.2019г. и №054/06//8-877/2019 от 15.05.2019г. жалобы заявителя признаны необоснованными.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Бизнес инновация» на действия заказчика - ГУП НСО «НОЦРПП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению международной бизнес-миссии субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области в Республике Сингапур, г. Сингапур (извещение №0551200000519000042), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны