Заключение №054/01/10-1092/2021 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием ... от 31 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 054/01/10-1092/2021 от 02.06.2021

 

31 августа 2021 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 054/01/10-1092/2021 от 02.06.2021 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство») пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из прокуратуры Новосибирской области поступили материалы обращения ИП Дмитриевского А.Е. в отношении МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (вх. № 1347э от 29.01.2021), в результате рассмотрения которых установлено следующее.

08.12.2020 ИП Дмитриевский А.Е. обратился в МУП «САХ» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами (строительные отходы) на 2021 год.

Письмом от 11.01.2021 (вх. № 19 от 11.01.2021) ИП Дмитриевский А.Е. обратился в МУП «САХ» с просьбой изложить в письменной форме причину отказа от заключения договора на 2021 год.

Согласно письму исх. № 36 от 14.01.2021 МУП «САХ» принято решение о включении в договоры положений об обязательном оснащении транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС). Так как заявленные ИП Дмитриевским А.Е. транспортные средства не оборудованы системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС) и не представлено объективных причин невозможности оснащения всех или части  транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), указанное является основанием для отказа от заключения договора оказания услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

20.01.2021 между МУП «САХ» и ИП Дмитриевским А.Е. был заключен договор на размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным, №0284/ПН-21 и договор на размещение отходов строительства и ремонта, не относящихся к твердым коммунальным № 0285/ПС-21.

21.01.2021 ИП Дмитриевский А.Е. направил в адрес МУП «САХ» возражения в отношении незаконных требований по обязательному предоставлению доступа к навигационному оборудованию, также данное письмо содержит повторную просьбу о заключении договора на оказание услуг на размещение отходов на 2021 год.

Таким образом, МУП «САХ» отказало ИП Дмитриевскому А.Е. в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами по причине невыполнения заявителем условия по оснащению транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС).

Статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к транспортированию отходов.

Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Положения статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержат требования оснащения транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС).

Кроме того, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно условиям договора № 0284/ПН-21 на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным от 20.01.2021, предметом данного договора является следующее: исполнитель обязуется принять и оказать услуги по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, относящихся к IV-V классу опасности (далее – отходы), на основании лицензии № 054 00173/П от 10 мая 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, на объект размещения отходов в объеме, определенном в настоящим Договоре за обусловленную Договором цену, а Заказчик оплачивает эти услуги в соответствии с условиями Договора.

Вместе с тем, ИП Дмитриевским А.Е. представлены документы (договор № 797/19 от 24.12.2019, договор имущественного найма с передачей оборудования № 262/21 от 14.01.2021, счета на оплату аренды оборудования), свидетельствующие о расходах на аренду оборудования для оснащения транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС): счет на оплату № 20 от 15.01.2021; счет на оплату № 119 от 29.01.2021; счет на оплату № 142 от 03.02.201; счет на оплату № 367 от 03.03.2021; счет на оплату № 438 от 16.03.2021.

Таким образом, оснащение транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), как обязательного условия для заключения договора с МУП «САХ», повлекло для ИП Дмитриевского А.Е. дополнительные затраты. При этом, данное требование для отходов IV-V класса опасности, не являющихся твердыми коммунальными отходами, не предусмотрено действующим законодательством. Следовательно, указанные действия МУП «САХ» можно расценить, как навязывание невыгодных для заявителя условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Новосибирским УФАС России были направлены запросы в адрес МУП «Спецавтохозяйство» г. Бердск, ООО «Прогресс», ФГБУ «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра» о представлении информации включают ли указанные хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по размещению отходов IV-V классов опасности на территории Новосибирской области, в договоры на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, условия о необходимости оснащения  транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно представленным ответам данные хозяйствующие субъекты требования о необходимости оснащения транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в договоры на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не включают.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» статья 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» устанавливает полномочия антимонопольных органов по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По смыслу взаимосвязанных положений частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности.

ИП Дмитриевский А.Е. в своем обращении, поступившем в антимонопольный орган, просит обязать МУП «САХ» исключить из договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, требование о предоставлении доступа к системе ГЛОНАСС транспортного средства (сайт, логин, пароль) (п. 3.1.1 договора).

Из представленной переписки следует, что МУП «САХ» более месяца с момента заявки не заключало договор с ИП Дмитриевским А.Е., письмом № 36 от 14.01.2021 отказало заявителю в заключении договора по причине необорудования предпринимателем заявленных транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и не представления объективных причин невозможности оснащения всех или части транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС). Таким образом, ИП Дмитриевский А.Е. был вынужден вступить в договорные отношения на указанных МУП «САХ» условиях. После заключения договора МУП «САХ» не исключило указанные условия, несмотря на соответствующее обращение заявителя. Данные действия МУП «САХ» содержат признаки навязывания невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, установлены признаки наличия доминирующего положения МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории Новосибирской области.

Согласно частям 1, 2 статьи 39.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Новосибирским УФАС России в адрес МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» 27.04.2021 было выдано предупреждение.

Заказным письмом от 27.04.2021 г. исх. № 02-5592 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 27.04.2021 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем исключения из договора на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным, от 20.01.2021 условия, указанного в п. 3.1.1 договора, посредством направления в адрес ИП Дмитриевского А.Е. дополнительного  соглашения в срок до 20.05.2021г.

МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 27.04.2021 не исполнено, в установленный срок дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным, от 20.01.2021 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в адрес ИП Дмитриевского А.Е. не направлено.

Таким образом, действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории  Новосибирской области, по навязыванию невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами, путем включения в договор на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, от 20.01.2021 требования о предоставлении доступа к системе ГЛОНАСС транспортного средства (сайт, логин, пароль) (п. 3.1.1 договора), содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны