Решение №054/01/18.1-346/2024 в отношении ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения" от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-346/2024

16.02.2024                                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Служба технической безопасности» (далее – ООО «СТБ») (вх. № 2094/24 от 07.02.2024 г.) на действия ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения" (УЭВ) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объектов (№ в ЕИС 32413190694),

в присутствии  представителей ООО «СТБ» <...> (по доверенности от 15.02.2024), <...> (по доверенности от 15.02.2024), представителей ФГУП УЭВ» Башкатовой Н.М. (по доверенности №44 от 13.02.2024), <...> (по доверенности №45 от 13.02.2024),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «СТБ» (вх. № 2094/24 от 07.02.2024 г.) на действия ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения" (УЭВ) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объектов (№ в ЕИС 32413190694).

Заявитель сообщает следующее.

30.01.2024 11:53 (MCK+4) на электронной площадке размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок N 32413190694-02 от 30.01.2024 12:13 (МСК+4) размещён итоговый протокол № 32413190694-03.

 Статья 17 федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках. Согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-Ф3 любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-Ф3 "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен порядок подготовки конкурсной документации и соответственно определения победителя конкурса. Ряд положений действующей документации значительно ограничивают возможности для участия в конкурсе в электронной форме, а также противоречат нормам действующего законодательства. Подсчёт баллов по критерию оценки «Квалификация участников закупки» осуществляется исходя из трёх критериев (С1, С2, С3), каждый из которых имеет свой балл. 1) С1 - опыт участника, максимальное количество баллов - 40, это опыт работы на объектах жизнеобеспечения, а именно, ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов в сфере тепло-, водоснабжения, передачи электрической энергии, потенциально опасных объектах и опасных производственных объектах.

Податель жалобы считает, что нельзя считать опытом работы участника закупки только опытом работы конкретизированных сферах, так как у участника может быть многолетний опыт работы различных, не менее важных отраслях производства и сферах деятельности. Учитывать опыт участника необходимо по его многолетней профессиональной деятельности, количество предоставленных всех договоров, услугам, которые он предлагает в сфере охраны, а именно,  услуги по физической охране объектов, пультовой охране объектов, монтаж и обслуживание различных технических систем охраны (видеонаблюдение, СКУД, охранно-пожарная сигнализация). В устном разъяснении Заказчик данной закупки сообщил, что все договора считаются за один контракт, если они предоставлены от одного контрагента. 2) С2 - квалификация штатного персонала максимальное количество баллов - 30. Подтверждается предоставлением копий сертификатов, подтверждающих прохождение сотрудниками участника конкурса обучения по работе с системой комплексной безопасности «Итриум», имеющейся в наличии у заказчика.

Для максимального результата необходимо представить 10 копий сертификатов - 30 баллов. Наличие копий сертификатов, подтверждающих прохождение сотрудниками Участника конкурса обучения по работе с системой комплексной безопасности «Итриум» не может являться квалификацией штатного персонала, так как в соответствии с Федеральным Законом от 11.03.1992 N° 2487-1 «0 частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», квалифицированным персоналом являются сотрудники, имеющие удостоверение частного охранника. Это отображено и в критерии С3 технического задания. Данный подход Заказчика приводит к некорректному распределению баллов. Существуют аналоги интегрированной системы «Итриум», и у большинства участников конкурса, как правило, есть сотрудники, исполняющие свои обязанности с различными системами безопасности, схожими с описанием в техническом задании.

Заявитель считает, что данное требование не может быть применено к участникам конкурса и иметь балльное отображение. В своем разъяснении положений извещения и документации по запросу Участника по запросу от 24.01.2024 24.01.2024 12:56 (МСК+4) Заказчик поясняет: «Участник, не имеющий сертификаты, подтверждающие обучение по работе с 2024-1715 системой комплексной безопасности «Итриум», победивший в конкурсе, направляет своих сотрудников, которые будут задействованы в работе на постах с интегрированной системой «Итриум» на обучение и предоставляет сертификаты Заказчику для исполнения условий договора». Если данное требование не обязательно на момент подачи заявки, то и не может иметь бального выражения и учитываться при выборе победителя.

Более того, так как с 2022 года система «Итриум» перестала производиться в связи с тем, что при её разработке применялось зарубежное ПО Windows, заявитель полагает необходимым удалить требования о наличии специалистов по работе с данной системой у Исполнителя из технического задания Заказчика. Ранее в адрес ФГУП «УЭВ» были направлены письма о выявленных нарушениях в конкурсной документации, а также просьбы с разъяснением данных положений.

Таким образом, при проведении конкурса Заказчиком (комиссией по осуществлению закупок) нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком нарушен порядок определения победителя конкурса.

ФГУП «УЭВ» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «СТБ».

ФГУП «УЭВ» необходимо заключить договор на оказание услуг по охране объектов ФГУП «УЭВ» на период с 15.02.2024г. по 14.02.2025г,

              Извещение и документация о проведении Конкурса №32413190694 были опубликованы на электронной площадке «РТС-тендер» и на сайте <...> 18.01.2024г., с окончанием срока подачи заявок 26.01.2024г в 10-00 (Нск).

              В 19.01.2024 от Заявителя ООО «СТБ» поступил запрос на разъяснение положений документации и в регламентированный документацией о закупке срок 24.01.24г направлены разъяснения положений документации участнику.

              После окончания указанного в извещении и документации о проведении Конкурса срока подачи заявок на участие было подано 4 (четыре) заявки.

              Закупочная комиссия рассмотрела заявки участников на предмет соответствия требованиям, установленным в документации о проведении Конкурса, и приняла решение признать  соответствующими требованиям документации 2 заявки, а 2 заявки признаны не соответствующими требованиям документации и были отклонены, что отражено в Протоколе рассмотрения первых частей заявок от 29.01.2024г.

              Заявка Заявителя Жалобы ООО «СТБ» была допущена к дальнейшему участию в Конкурсе.

              1. Заявитель в своей жалобе указывает, что при проведении конкурса комиссия по осуществлению закупок нарушила права и законные интересы, а именно, Заказчиком нарушен порядок определения победителя Конкурса, без конкретного указания нарушения, по какому критерию Заявителю ошибочно присвоен балл согласно критериев оценки, установленных в документации о закупке.

              Закупочная комиссия ФГУП «УЭВ» осуществила оценку и сопоставление заявок на участие в Конкурсе для выявления победителя Конкурса на основании критериев, указанных в документации, применяя критерии оценки в равной степени ко всем участникам без нарушения порядка определения победителя.

              Итоговый  рейтинг, присвоенные заявкам на участие в Конкурсе порядковые номера заявкам на участие в закупке в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора отражены в протоколе подведения итогов Конкурса № 32413190694-03 от 30.01.2024г с Приложением №1 «Результат оценки заявок участников на участие в конкурсе в электронной форме по критериям оценки заявок, указанным в документации», в котором указаны документы, представленные Заявителем (Заявка №4) к оценке закупочной комиссией.

              2. Так же в своей жалобе Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен порядок подготовки документации, что ряд положений документации ограничивает возможности для участия в Конкурсе, а также противоречат нормам действующего Законодательства, однако ООО «СТБ» не подавали жалобу на положения документации о закупке в Управление Федеральной антимонопольной службы до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а напротив ООО «СТБ» после полученных разъяснений положений документации направили заявку на участие.

              Жалоба направлена Заявителем в УФАС по Новосибирской области 07.02.2024, после окончания установленного в документации срока подачи заявок на участие в закупке 26.01.2024, а согласно Письма ФАС России от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

              В своей заявке на участие Заявитель Жалобы указал, что изучил извещение и документацию о проведении Конкурса и безоговорочно принимает установленные в них требования и условия, таким образом, выражая свое согласие со всеми положениями документации и, в частности с установленными в ней критериями оценки и порядком оценки заявок на участие, в соответствии с Приложением №1 к Информационной карте (раздела II документации о закупке).

              12.02.2024г в 9-48 (по новосибирскому времени) на 13 день с момента публикации Протокола в ЕИС со стороны ФГУП «УЭВ» был подписан договор с победителем Конкурса с помощью функционала ЭТП «РТС- тендер», так как наступил срок подписания договора и на ЭТП «РТС-тендер» системой предлагалось подписать договор, в соответствиями требования Законодательства РФ и установленного срока в Документации о закупке, так как согласно п.15 ст.3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «УЭВ» и п. 33 Документации Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

              Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов поступило на официальный электронный адрес предприятия (<...>) 12.02.2024г в 15-47 (по новосибирскому времени), таким образом, информация о поступлении Уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов отсутствовала на момент подписания договора. 

              В настоящее время заканчивается срок действия предыдущего договора на оказание услуг охраны ФГУП «УЭВ» и в связи с этим заключается вышеуказанный договор со сроком действия с 15.02.2024г. и ввиду недопустимости отсутствия специализированной охраны в ФГУП «УЭВ», так как заказчик является объектом жизнеобеспечения - ресурсоснабжающей организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию объектов в сфере тепло-, водоснабжения, передачи электрической энергии и в связи с отсутствием в штате ФГУП «УЭВ» охранников, которые смогли бы отразить возможные посягательства злоумышленников, возникает риск угрозы благополучия и здоровья населения Советского района г. Новосибирска.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

18.01.2024 ФГУП «УЭВ» объявлено о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов ФГУП «УЭВ» (№ в ЕИС 32413190694).

Электронная площадка РТС-тендер (<...>) 18.01.2024

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 26.01.2024.

Приложением №1 к Информационной карте установлены критерии оценки заявок.

 С1 - Опыт участника 

Оценивается количество аналогичных исполненных договоров (контрактов) (с актами оказания услуг) заключенных по 223-ФЗ, 44-ФЗ, подтверждающих опыт работы на объектах жизнеобеспечения, а именно ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов в сфере тепло-, водоснабжения, передачи электрической энергии, потенциально – опасных объектах и опасных производственных объектах.

С2 – Квалификация штатного персонала

Подтверждается предоставлением копий сертификатов, подтверждающих прохождение сотрудниками Участника конкурса обучения по работе с системой комплексной безопасности «Итриум», имеющейся в наличии у Заказчика.

-  10 копий сертификатов – 30 баллов;

- за каждую представленную копию сертификата до 10 копий участнику начисляется 3 балла;

-   не предоставление документов – 0 баллов.       30

С3 - Наличие необходимого штатного персонала

Оценивается количество квалифицированных сотрудников, состоящих в штате Участника конкурса на момент подачи заявки, которых планируется привлечь к оказанию услуг.

В подтверждение текущих трудовых отношений с указанными сотрудниками участник конкурса предоставляет комплект из трех документов на каждого штатного сотрудника, а именно:

1) копию трудовой книжки, заверенной уполномоченным лицом участника закупки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

2) копию удостоверения частного охранника;

3) копию личной карточки охранника, выданной в соответствии с Приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 238 «Об утверждении Порядка выдачи личной карточки охранника»

 -  от 31 комплекта документов и более– 30 баллов;

-  от 16 до 30 комплектов документов – 20 баллов;

-  от 1 до 15 комплектов документов – 10 баллов;

-   не предоставление документов – 0 баллов

В соответствии с письмом ФАС России №ИА/3655/18 от 23.01.18 по правилам 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона №223, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона №223 срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона №223.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

Жалоба ООО «СТБ» поступила в Новосибирское УФАС России 07.02.2024 и была принята к рассмотрению.

ООО «СТБ» до окончания срока подачи заявок не обжаловал положения закупочной документации, подал заявку, согласившись с условиями заказчика. Следовательно, доводы заявителя о законности установления критериев оценки заявок, не могут быть предметом настоящего рассмотрения (указанная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ №305-ЭС21-20460 №12.11.2021 по делу №А40-158687/2020).

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17- 2243 указано, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

На основании правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с 4 А40-31838/23 применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и, не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает доводы ФГУП «УЭВ» о правомерности установления критерия оценки опыт участника, оцениваемый по  количество аналогичных исполненных договоров (контрактов) (с актами оказания услуг) заключенных по 223-ФЗ, 44-ФЗ, подтверждающих опыт работы на объектах жизнеобеспечения, а именно ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов в сфере тепло-, водоснабжения, передачи электрической энергии, потенциально – опасных объектах и опасных производственных объектах.

Указанный критерий заказчик обосновывает повышенной ответственностью при организации охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса, специфичностью деятельности ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов в сфере тепло-, водоснабжения, передачи электрической энергии, потенциально - опасных объектов и опасных производственных объектов, большим масштабом предприятия, дополнительной нормативно-правовой базой для осуществления видов деятельности, а также социальной значимостью предприятия, так как от работы предприятия зависит благополучие и здоровье населения.

Поэтому при оценке заявок участников более высокий балл будет присужден участникам, уже имеющим опыт оказания услуг в данной сфере деятельности, но отсутствие аналогичного сопоставимого опыта не является основанием для отстранения участника.

В закупочной документации отсутствуют положение, согласно которому перезаключенные договоры с одним контрагентом оцениваются конкурсной комиссией как один договор.

Критерий оценки квалификация штатного персонала по наличию сертификатов, подтверждающих прохождение сотрудниками Участника конкурса обучения по работе с системой комплексной безопасности «Итриум», заказчик обосновывает наличием у его данной системы, что не противоречит действующему законодательству.

Установленные ФГУП УЭВ критерии оценки заявок распространяются на всех потенциальных участников торгов, не препятствуют участию в торгах, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует.

Оценка заявок проведена в соответствии с конкурсной документацией.

В действиях ФГУП УЭВ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объектов (№ в ЕИС 32413190694) не установлено нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СТБ» (вх. № 2094/24 от 07.02.2024 г.) на действия ФГУП УЭВ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объектов (№ в ЕИС 32413190694) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны