Определение №054/05/18-1811/2023 в отношении АО «Банк Русский Стандарт» от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 054/05/18-1811/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«14» сентября 2023г.                                                                                                  г.Новосибирск

 

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, рассмотрев материалы по факту распространения 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) посредством по сетям электросвязи информации с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

                                                           УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№12802-эп/23 от 14.07.2023г.) о нарушении требований ч.ч.1,2 ст.18 ФЗ «О рекламе» при распространении 14.07.2023г. рекламной информации посредством сетей электросвязи.

При рассмотрении заявления и документов (материалов) Новосибирским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Согласно детализации оказанных услуг связи, представленной заявителем, 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) на абонентский номер <...> поступил звонок с абонентского номера <...>. Из содержания записи телефонного разговора следует, что звонок осуществлен АО «Банк Русский Стандарт»:

<начало записи> «Банк Русский стандарт. Мы приготовили для Вас предложение до пятисот тысяч рублей по льготной ставке без дополнительных комиссий и без обязательных справок. Возможно у Вас есть планы и Вы смогли бы найти применение этой сумме. давайте расскажу подробнее. Для этого нажмите 1. Если Вам неинтересно, нажмите 9» <окончание записи>.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу требований, установленных ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу требований, установленных ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе», не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как сообщается заявителем, согласия, предусмотренного ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», им какому-либо лицу не давалось.

Запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Рассматриваемый звонок был осуществлен посредством автоматического воспроизведения заранее записанного аудио-фрагмента с предложением абоненту выбора ответа «нажмите 1», «нажмите 9».

Данное обстоятельство свидетельствует о признаках нарушения требований ч.1, ч.2 ст.18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

АО «Банк Русский Стандарт» выдана Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2289 от 19.11.2014 г., Общество является финансовой организацией, оказывает финансовые услуги.

Согласно ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Ст. 96 ГК РФ закреплено требование наличия в фирменном наименовании акционерного общества его наименования и указания на то, что общество является акционерным.

В ст. 1473 ГК РФ указано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что в соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вместе с тем, рассматриваемая информация не содержит фирменного наименования лица, оказывающего финансовые услуги – Акционерное общество «Банк Русский Стандарт».

Таким образом, действия АО «Банк Русский Стандарт» содержат признаки нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований ч.1, ч.2 ст.18 несет рекламораспространитель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 7 ст.38 Закона «О рекламе»).

Согласно ст.3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами установлено, что абонентский номер <...> с 01.02.2023г. предоставляется АО «Банк Русский стандарт» (ИНН 7707056547).

Таким образом, в данном случае рекламораспространителем и рекламодателем является Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187).

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, 2 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.         Возбудить производство по делу № 054/05/18-1811/2023 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

2.         Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – физическое лицо (<…>);

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187).

3. Назначить дело № 054/05/18-1811/2023 к рассмотрению на «13» октября 2023г. в 10:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. АО «Банк Русский Стандарт» до «11» октября 2023г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

4.1) согласие абонента — владельца абонентского номера <...> на получение рекламной информации,предусмотренное ст.18 Закона «О рекламе»;

4.2) информацию о лице – владельце (пользователе) абонентского номера <...> (с приложением соответствующего договора);

4.3) документальное подтверждение способа набора телефонных номеров при распространении рекламной информации;

4.4)  отзыв на данное определение.

5. Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922, Антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС сторонам следует пройти по ссылке: https://cdto02.digital.gov.ru/c/3893411987 и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Документы представляются в копиях, заверенных юридическим лицом, за подписью уполномоченного должностного лица, с сопроводительным письмом (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров в документе). В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны