Решение №054/06/14-92/2022 жалоба ООО «Торговый дом «Гермес» на действия ГКУ НСО «УКСис... от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-92/2022

19 января 2022 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Максимейко Е.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

с участием представителей уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» -

(по доверенности),

заказчика – ГКУ НСО «СТК и РМТБ» -

(по доверенности),

подателя жалобы – ООО «Торговый дом «Гермес» -

(по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Торговый дом «Гермес» на действия ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона №0851200000621008690 на поставку медицинских изделий – томографа рентгеновского компьютерного 64 среза с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии, закупаемых с целью реализации региональной составляющей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в 2022 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, начальная (максимальная) цена контракта 118340000 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Торговый дом «Гермес» с жалобой на действия ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона №0851200000621008690 на поставку медицинских изделий – томографа рентгеновского компьютерного 64 среза с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии, закупаемых с целью реализации региональной составляющей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в 2022 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Суть жалобы ООО «Торговый дом «Гермес» сводится к следующему.

По мнению ООО «Торговый дом «Гермес», неустановление в документации об аукционе ограничений допуска радиоэлектронной продукции, а также неправомерное установление в документации об аукционе дополнительных характеристик к товару, не предусмотренных позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), является нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ).

В подтверждение данного довода подателем жалобы представлено письмо ФАС России №2021-171940 о рассмотрении обращения ООО «Торговый дом «Гермес».

На основании вышеизложенного, податель жалобы просил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок закупаемого товара.

На данную жалобу от уполномоченного учреждения и заказчика поступили возражения следующего содержания.

Ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Ограничения допуска) не применяются в случаях, указанных в п.10 Ограничений допуска, а также в случаях, предусмотренных в п.4 Ограничения допуска: 1) в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции и Евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, которая соответствует тому же классу (функциональному назначению), что и продукция, планируемая к закупке; 2) радиоэлектронная продукция из указанных реестров не отвечает требованиям заказчика по функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам.

При этом, из п.5 Ограничений допуска следует, что подтверждением вышеуказанных случаев является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Вместе с тем, порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара в рамках Ограничений допуска в настоящее время не утвержден Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Таким образом, на практике сложилась рассогласованность правовых норм - п.4 и п.5 Ограничений допуска, вследствие которой возникли негативные последствия для заказчиков, которые не могут получить соответствующее разрешение по независящим от них обстоятельствам и при этом одновременно у заказчиков имеются основания для неприменения Ограничений допуска.

В связи с чем Минпромторгом России опубликовано письмо №83198/11 от 29.09.2021г. о порядке применения Ограничений допуска.

В п.2 вышеуказанного письма Минпромторг России указал на то, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара для целей реализации Постановления Правительства РФ №878 не утвержден, в связи с чем заказчикам необходимо осуществлять закупки радиоэлектронной продукции с установлением в документации требований по национальному режиму в соответствии со ст.14 ФЗ № 44-ФЗ. При этом, получение разрешения Минпромторга России на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в этом случае не требуется.

Вместе с тем, заказчик направил в уполномоченное учреждение письмо №2452/72 от 21.09.2021г., в котором сообщил, что в рамках данной закупки закупается товар с характеристиками, отсутствующими в реестре радиоэлектронной продукции. При этом, исходя из письма Минпромторга России №83198/11 от 29.09.2021г., получение разрешения Минпромторга России на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в этом случае не требуется.

Описанию объекта закупки соответствуют как минимум два компьютерных томографа разных производителей.

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения и заказчика, основания для установления Ограничений допуска отсутствовали.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение и заказчик просили признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 10 ст. 42 ФЗ № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 данного Федерального закона.

Заказчиком в нарушение требований законодательства не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

В соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аукционная документация составлена с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила использования КТРУ), а именно, в описании объекта закупки электронного аукциона № 0851200000621008690 необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.

Объектом закупки является поставка медицинских изделий – томограф рентгеновский компьютерный от 64 срезов с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии, закупаемых с целью реализации региональной составляющей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в 2022 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия – 1 шт. Код позиции ОКПД2 - 26.60.11.111 «томографы компьютерные».

Данный товар включен в позицию КТРУ 26.60.11.119-00000028 «система рентгеновской компьютерной томографии всего тела» (обязательное применение с 22.12.2021).

Позиция КТРУ 26.60.11.119-00000028, размещенная в ЕИС, соответствует коду ОКПД 2 26.60.11.119 «аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях», а также коду номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 135190 «система рентгеновской компьютерной томографии всего тела».

Система может иметь модификации с одним или множеством фиксированных кольцевых расположений рентгеновских трубок и противостоящих детекторов или с рентгеновской трубкой(ами) и блоками противостоящих детекторов, которые быстро вращаются вокруг центральной оси внутри сканирующей области гентри. Она может создавать двух- и/или трехмерные (3-D) томографические изображения, включая спиральную КТ или другие специфические методы визуализации, под множеством определенных углов относительно расположения тела. Для сбора информации, реконструкции изображения и отображения может использоваться целый ряд цифровых технологий.

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

КТРУ содержит соответствующие позиции на объект закупки, в описании которых установлены характеристики данного товара, отражающие потребность заказчика по трем обязательным для применения характеристикам товара, а также по ряду характеристик, не являющихся обязательными для применения. В описании объекта закупки указаны, в том числе характеристики, предусмотренные позицией КТРУ 26.60.11.119-00000028, а именно:

№ показателя из ТЗ заказчика

Наименование показателей из ТЗ заказчика

Значение показателей из ТЗ заказчика

Позиция КТРУ

26.60.11.119-00000028

2.3.

Количество срезов, получаемых за один оборот гантри

Не менее 64

Количество срезов за один оборот, максимальное (характеристика является обязательной для применения)

≥ 2         Штука

≥ 256     Штука

≥ 128     Штука

≥ 64       Штука

≥ 32       Штука

≥ 16       Штука

≥ 8         Штука

3.1.

Диаметр отверстия гентри, мм

Не менее 700

Апертура Гентри

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 700     Миллиметр

≤ 690     Миллиметр

4.4.

Грузоподъемность стола для пациента, кг

Не менее 204

Максимальная нагрузка на стол пациента

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 225     Килограмм

≤ 220     Килограмм

11.8.

Виртуальная эндоскопия и сохранение данных в виде фильма результатов эндоскопического осмотра

Наличие

Виртуальная эндоскопия

(характеристика не является обязательной для применения). Да/Неважно

Таким образом, заказчик указал в описании объекта закупки как установленные в позиции КТРУ 26.60.11.119-00000028 характеристики товара, так и не предусмотренные позицией КТРУ характеристики товара.

Согласно ч. 6 ст. 23 ФЗ № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Описание объекта закупки в данном случае содержит больше технических характеристик, которым должен соответствовать поставляемый товар. Пунктом 5 Правил использования КТРУ предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, однако указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 878 установлено, что подтверждением производства радиоэлектронной продукции является на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре.

Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ № 878 установлено, что для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным данным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре российской радиоэлектронной продукции и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Однако, в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утв. Постановления Правительства РФ № 878, указан код ОКПД2 товаров, в отношении которого действует ограничение по смыслу ч. 3 ст. 14 ФЗ №44-ФЗ, в том числе код ОКПД 2 - 26.60.11.111 «томографы компьютерные».

В реестре радиоэлектронной продукции (РЭП) также указан код ОКПД 2 - 26.60.11.111 «томографы компьютерные».

Таким образом, при наличии соответствующей позиции КТРУ в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановления Правительства РФ № 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе устанавливать в описании объекта закупки дополнительные характеристики товара, обязан указывать только характеристики, предусмотренные позицией КТРУ.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, письмом Минфина России от 13.02.2020 № 24-03-07/9746 в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.

Заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ, что повлекло за собой нарушение п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, объектом данной закупи является продукция, включенная в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничение для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании вышеизложенного, в данной закупке необходимо было установить в извещение о проведении электронного аукциона № 00851200000621008690, в документации об электронном аукционе ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 878. В нарушение ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42 ФЗ №44-ФЗ неправомерно не установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Отсутствие в документации о закупке ограничений допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878, повлекло за собой также нарушение норм, регламентирующих использование КТРУ.

Таким образом, учитывая, что объект закупки за № 0851200000621008690 включен в позиции КТРУ, а также учитывая, что при осуществлении данной закупки необходимо было установить ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №878, как было изложено выше по тексту настоящего решения, то при описании объекта закупки необходимо было включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.

Данные выводы подтверждаются письмом ФАС России №2021-171940 о рассмотрении обращения ООО «Торговый дом «Гермес» по жалобе на действия Вологодского УФАС России по делу №035/06/33-650/2021 от 06.12.2021г. В данном письме указано следующее.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

В п. 5 Постановления Правительства РФ № 878 установлено, что подтверждением случая, установленного п. 4 Постановления Правительства РФ № 878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Вместе с тем из материалов дела следует, что разрешение на закупку промышленного товара, происходящего из иностранного государства, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 878 отсутствует.

Таким образом, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень Постановления Правительства РФ № 878, подлежат установлению ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878, что подтверждается письмами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, размещенными в открытом доступе в сети «Интернет».

При этом, п.п. «а» п. 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, действия заказчика, установившего характеристики товаров, не предусмотренные позициями КТРУ, а также не установившего в документации об аукционе ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 878, не соответствуют положениям ФЗ № 44-ФЗ.

Довод жалобы обоснован.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Гермес» на действия ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона №0851200000621008690 на поставку медицинских изделий – томографа рентгеновского компьютерного 64 среза с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии, закупаемых с целью реализации региональной составляющей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в 2022 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия обоснованной.

2. Признать ГКУ НСО «СТК и РМТБ» нарушившими ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42, ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 878.

3. Выдать комиссии по осуществлению закупок, ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «СТК и РМТБ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны