Решение №054/06/32-1138/2023 жалоба ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-1138/2023

 

15 июня 2023 года                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003506 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Новосибирском районе, г. Новосибирск, г. Обь Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 706 911 624 руб. 35 коп.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Лидер» с жалобой на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003506 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Новосибирском районе, г. Новосибирск, г. Обь Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «Лидер» заключается в следующем.

1. В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок участников является наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 211 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 706 000 000,00 руб.

Также заказчиком установлен детализирующий показатель «Общее количество исполненных участником закупки договоров», по которому установлено предельное максимальное количество договоров - 5 (пять).

Податель жалобы считает, что положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Положение), не установлены требования к сопоставимому объему работ, выполняемых по контрактам, а также ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов.

Указанное подтверждается правовой практикой ФАС России (решение от 02.03.2022 № 22/44/93/22, решение от 22.02.2022 № 28/06/105-380/2022, решение от 16.02.2022 № 28/06/105-299/2022), судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 № 09АП-58637/2022 по делу № А40-81956/2022).

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства.

2. По мнению подателя жалобы, в нарушение положений ст.33, ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиком не размещены в ЕИС документы и информация, содержащие условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы.

ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Лидер» сообщили следующее.

1. В соответствии с п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение об оценке заявок на участие в закупке), если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», рассчитывается по одной из формул, предусмотренных пп. «а» - «з» пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 706 911 624,35руб.

По детализирующему показателю п.2.1.2 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 211 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 706 000 000,00 руб.

Таким образом, вне зависимости от цены контракта, представленного к оценке по детализирующим показателям критерия, все контракты, цена которых составляет от предельного минимального значения и более предельного максимального значения будут оценены равнозначно - в 100 баллов, что не приведет к ограничению конкуренцию и обеспечит возможность выбора наилучшего предложения для заказчика.

При формировании порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком был проведен анализ рынка за 2020-2022 гг. Исходя из указанного анализа НМЦК закупок на выполнение строительно-монтажных работ на а/д Новосибирской области составляет от 75 000 000,00 руб. до 1 200 000 000,00 руб.

Заказчик считает, что данное обстоятельство подтверждает факт наличия широкого круга потенциальных участников, так как в качестве подтверждения опыта участники могут представлять контракты как на выполнение работ по содержанию, так и других видов работ (ремонт, строительство, реконструкция, капитальный ремонт).

По детализирующему показателю п.2.1.1 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено предельное максимальное количество договоров – 5 (пять).

По мнению заказчика, общее количество исполненных участником закупки договоров – 5 является средним, установление большего количества договоров, принимаемых к оценке является нецелесообразным как с точки зрения рассмотрения поданных заявок, так и с точки зрения обеспечения конкуренции.

2. ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» считает, что проект контракта, приложения к нему, являющиеся его неотъемлемой частью, содержат всю информацию по закупке, требуемую в соответствии с законодательством о контрактной системе. Объем, виды и стоимость работ определены контрактом и приложениями к нему.

Так, извещением о закупке предусмотрено, что подрядчик должен выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, перечень которых приводится в приложении к контракту, обеспечив уровень содержания согласно ГОСТ Р 50597-2017. Контрактом определен объем работ, измеряемый в километрах, порядок, виды выполнения работ, требования к результату выполненных работ, а также определена стоимость работ по автомобильной дороге за отчетный период.

Кроме того, в п.2.1 контракта указано, что стоимость работ по допустимому уровню содержания в текущих ценах рассчитана на основании постановления Правительства Новосибирской области от 05.02.2019 № 27-П «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения», с учетом НДС. В обосновании НМЦК содержится информация о стоимости содержания каждого отдельного типа покрытия, каждой эксплуатационной категории в ценах года производства работ.

На основании вышеизложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что извещение о закупке полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 данного Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Так, согласно пп. «з» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Xпредmax ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хminпред х 100Хmaxпред-Хminпред

 

Согласно пп. «е» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хminпред ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хmaxпред ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хmin х 100Хmaxпредmin

 

 

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» заказчиком установлены следующие детализирующие показатели:

  • общее количество исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, предельное максимальное количество договоров - 5 (пять));
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 211 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 706 000 000,00 руб.).

При этом, оценка детализирующих показателей производится по формулам, предусмотренным пп. «е», пп. «з» п.20 Положения.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Установление предельного минимального, предельного максимального значений показателей в соответствии с Положением является правом заказчика, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

При этом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок.

Приведенные в жалобе ООО «Лидер» практика антимонопольного органа не может быть принята во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России при рассмотрении данной жалобы, поскольку в указанных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.

На основании изложенного, а также принимая во внимание обоснование установления предельной максимальной и предельно минимальной цен одного из исполненных участником закупки договоров, установленных заказчиком, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно п.1 ст.766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и предложением подрядчика, признанного победителем торгов.

Пунктом 7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, извещение о закупке, в частности, проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержат всю необходимую информацию об объеме, видах подлежащих выполнению работ, а также их стоимости. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России


РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003506 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Новосибирском районе, г. Новосибирск, г. Обь Новосибирской области необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны